Методическая разработка и сценарий проектной задачи для 1 класса по обучению грамоте и технологии «Путешествие по Буквограду».
методическая разработка по чтению (1 класс)

Черных Наталья Валентиновна

Актуальность продукта обусловлена требованиями ФГОС. Проектная задача позволяет через системно – деятельностный подход создавать благоприятные условия для формирования у обучающихся ключевых компетенций, решать следующие педагогические задачи: формировать умение осмысливать задачу, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, анализировать собственную деятельность.

Проектная задача составленв в соавторчтве с   Твороговой С.Ю. учителем начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача

1.

Название проектной задачи

Путешествие по Буквограду

Предмет

Русский язык (обучение грамоте) и технология

Класс

1

 Дата. время и место проведения

17.03 в 8.00 каб.12

Тип задачи

Конкретно - практическая

Цели педагогические задачи (педагогический замысел)

Учить использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации, работать в группе.

Предметные и метапредметные  результаты, на которые должен опираться  обучающийся

Предметные:

знание букв и звуков русской речи.

Умение пользоваться ножницами  (вырезать, раскрашивать). Умение работать в группе (договариваться, распределять работу).

Строить высказывание на заданную тему

Планируемый педагогический результат

Повторение и закрепление знаний о звуках и буквах русской речи.

Способ и формат оценивания результатов работы

Дети: самооценка своей работы над задачей (цветы трёх цветов), игра – опрос (хлопаем, топаем) «Работа нашей группы» фронтально для каждой группы.

2. Замысел проектной задачи

В начале урока учитель сообщает, что сегодня дети отправятся в путешествие по Буквограду, где их ждёт встреча с буквами и правительницей города Азбукой. Дети получают письмо от Азбуки. О чём же пишет Азбука?  Она сообщает, что этой ночью в Буквоград ворвался страшный злой волшебник - Дед Буквоед. Он не любит порядок, поэтому наколдовал сильную бурю. Она перевернула домики, снесла крыши. Буквы были так напуганы, что от страха побелели и потеряли свои голоса, перестали звучать. Азбука обращается к первоклассникам, которые хорошо знают буквы и звуки с просьбой помочь восстановить Буквоград.

Я

Письмо Азбуки

Дорогие мои ребятушки!

Спасите, помогите!

В наш Буквоград ворвался злющий волшебник Буквоед.

Он очень не любит книжный  порядок. Этой ночью наколдовал он страшную бурю. Буря перевернула домики, снесла с них крыши. Буквы от страха побелели и потеряли свои голоса.  В  ужасе они прибежали ко мне. Без крыш они свои домики не узнают, рассказать о своей беде без голоса не могут.

Теперь они не смогут помогать мне  учить читать маленьких ребятишек. Вся надежда на вас. Вы же уже всё знаете и читать  умеете.

Помогите нам снова построить Буквоград и вернуть буквам  их голоса.

Повелительница Буквограда - Азбука

3.Цель, которую должны достигнуть дети

Восстановить домики Буквограда, расселить буквы, вернуть буквам их голоса.

4.Описание проектной задачи

После прочтения письма дети принимают решение: помочь Азбуке и восстановить Буквоград. Учитель сообщает, что работать они будут группами. По слайду презентации дети повторяют главные правила работы в группе. Учитель раздаёт группам домики (без кыш) и объясняет, что дети должны по количеству «квартир» догадаться о том, какие буквы живут в этом домике. (Определить к какой группе относятся буквы: гласные, согласные непарные глухие, согласные непарные звонкие, согласные парные по глухости/звонкости).

Подобрать для домика крышу с соответствующим символом – знаком. (Гласные – круг, согласные квадрат или квадрат с точкой (по глухости/ звонкости)).

Посовещавшись в группе, дети сообщают учителю крыша с каким знаком им нужна, объясняют почему они так считают и забирают крышу и свиток с буквами. На крыше с обратной стороны приклеен кармашек, где находится план – текст для представления - презентации своего домика. Вместе со свитком, на котором изображены буквы, дети получают от Азбуки подробную инструкцию к работе по восстановлению домика. По инструкции дети должны выбрать и вырезать буквы для своего домика. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают, т.е. вернуть буквам их голоса (буквы гласных – красным, буквы твёрдых согласных – синим,  буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)

Правильно разместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные). Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика. Выступить с рассказом. Правильно поместить домик в нужном районе Буквограда на доске (район Гласных, район Согласных, район Беззвучный).

 После выступления четырёх групп. С помощью фронтального опроса учитель выясняет какого домика не хватает (В районе Беззвучном нет домика для букв ь,ъ) и просит детей восстановить его, назвав слова с этими буквами.

Далее дети должны украсить город и посадить цветы в Буквограде (Оценить свою работу цветком определённого цвета).

Потом дети отправляются в путешествие по Буквограду на паровозике, напевая «любимых хит» всех жителей Буквограда (исполняют песню «Алфавит»).

В конце урока дети получают от Азбуки - правительницы города почётные свидетельства о знании букв и звуков русской речи.

5.Задания

Задание для группы №1

Текст для представления – презентации «Домик гласных» (в кармашке крыши домика)

  1. Мы построили домик для гласных.
  2. В этом домике живут (сколько?) букв.
  3.  Они обозначают (какие?) звуки.
  4. Гласных звуков (сколько?)
  5. Буквы а, я обозначают звук [?].
  6. Буквы э,е обозначают звук [?].
  7. Буквы о,ё обозначают звук [?].
  8. Буквы у, ю обозначают звук [?].
  9. Буква ы обозначает звук [?].
  10. Буква и обозначает звук [?].
  11. На верхнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
  12. Они командуют согласным: читайся (как?)
  13. На нижнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
  14. Они командуют согласным: читайся (как?)

Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)

Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:

1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика. 2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают.

3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами.

4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).

 5. Выступить с рассказом.

6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.

Работайте дружно. Желаю удачи!

Азбука

Задание для группы №2

Текст для представления – презентации «Домик непарных звонких согласных» (в кармашке крыши домика)

  1. Мы построили домик для непарных звонких согласных.
  2. В этом домике живут (сколько?) букв.
  3.  Все они обозначают (какие?) согласные звуки.
  4. Буква м обозначает звуки [?] [?].
  5. Буква н обозначает звуки [?] [?].
  6. Буква р обозначает звуки [?] [?].
  7. Буква л обозначает звуки [?] [?].
  8. Буква й обозначает один всегда (какой?) звук [?].

  1. Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)

Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:

1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.

 2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим,  буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)

3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.

      4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).

      5. Выступить с рассказом.

      6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.

 Работайте дружно. Желаю удачи!

Азбука

Задание для группы №3

Текст для представления – презентации «Домик парных  согласных» (в кармашке крыши домика)

Мы построили домик для парных согласных.

В этом домике живут (сколько?) букв.

На верхнем этаже живут буквы, которые обозначают  (какие?) звуки.

На нижнем этаже живут буквы, которые обозначают  (какие?) звуки.

Звуки этих букв составляют пары по глухости – звонкости. Всего  (сколько?) пар.

 Буква ж обозначает один  (какой?) звук [?].

Буква ш обозначает один  (какой?) звук [?].

Буква д обозначает звуки [?] [?].

Буква т обозначает звуки [?] [?].

Буква г обозначает звуки [?] [?].

Буква к обозначает звуки [?] [?].

Буква з обозначает звуки [?] [?].

Буква с обозначает звуки [?] [?].

Буква в обозначает звуки [?] [?].

Буква ф обозначает звуки [?] [?].

Буква б обозначает звуки [?] [?].

Буква п обозначает звуки [?] [?].

Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)

Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:

1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.

 2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают ( буквы твёрдых согласных – синим,  буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)

       3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные).

       4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).

       5. Выступить с рассказом.

6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.

Работайте дружно. Желаю удачи!

Азбука

Задание для группы №4.

Текст для представления – презентации «Домик непарных  глухих согласных» (в кармашке крыши домика)

Мы построили домик для непарных глухих согласных.

В этом домике живут (сколько?) букв.

 Все они обозначают (какие?) согласные звуки.

Буква ч обозначает один  (какой?) звук [?].

Буква щ обозначает один  (какой?) звук [?].

Буква х обозначает звуки [?] [?].

Буква ц обозначает один  (какой?) звук [?].

С буквами ч, щ мы знаем правила:

( Сочетания… пиши с буквой …Сочетания… пиши без ь знака)

Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)

Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:

1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.

2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим,  буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)

        3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.

        4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).

         5. Выступить с рассказом.

    6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.

6. Итоговый продукт. 

На доске размещаются домики Буквограда по районам с раскрашенными буквами. Дети поют песню «Алфавит»

       7.Защита итогового продукта.

Дети в группе готовят защиту своего домика самостоятельно по тексту для представления – презентации. Они могут выбрать одного представителя от группы или несколько человек. Могут выйти всей группой. Говорить хором или поочерёдно. Как лучше представить свой домик решает группа.

      

Света:

Вступительное слово,  приветствие  гостей.  1мин

Наташа:

 Письмо о чём нас попросила Азбука?        1мин

Света:

Решение помочь Азбуке.        1мин

Наташа: Показывает Буквоград (доска)

Ставят цель (поработать в группе)

Что нам нужно сделать, чтобы восстановить Буквоград.

2мин

Правила.  

Когда задание выполнено,  просигналить.

Если группе требуется помощь, вы поднимаете руку.

Света:

Раздаёт домики

Посмотрите на домик, посоветуйтесь какую крышу выбрать для своего домика и выберите человека, который объяснит ваш выбор у доски.

Дети работают в группах

 Наташа:

Стоп

Для того, чтобы восстановить домик вам поможет план работы, а в конце работы вам нужно будет сделать презентацию своего домика. Как это сделать правильно, вам подскажет свиток Азбуки.

Но помните, что время ограничено.

Света  12мин

Стоп

Внимание.  1группа разместите свой домик в нужном районе и представляет свою работу.

2гр

3гр

4гр

Наташа: 2мин

Буквоград  готов?  А какого домика нет?

Дед  Буквоед вернёт нам этот домик, но для  этого нужно назвать слова с этими буквами.

Домик восстановили.

Света: 2мин

Нам удалось помочь, азбуке? Если да то руки вверх, если не то скрестить на груди

         А теперь давайте подумайте оценим свою работу.

Я смог выполнял все задания

Мне легко было работать в группе

Я хорошо знаю звуки и буквы Русской Азбуки.

Наташа: 2 мин

Азбука просит нас помочь ей украсить Буквоград, для этого она  приготовила «Тайное задание».

Посадить цветок в Буквог:раде нужно по правилу:

  • Если все ребята в вашей группе соблюдали правила, то вы выберете красный  цветок
  • Если правила были нарушены, но с работой группа справилась –жёлтый.
  • Если ваша группа не справилась с работой – синий.

Света:

Путешествуем по Буквограду с любимым хитом жителей города.

Наташа:

Наташа:

Наташа:



Предварительный просмотр:

Сценарий  проектной задачи

«Строительство  Буквограда»

1 класс

Авторы: Черных Н.В., Творогова С.Ю.

Оргмомент. Актуализация.  

Куратор проекта 1

1 мин

Куратор проекта 2

Вступительное слово,  приветствие  гостей.  1мин

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей. 
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас

-Дорогие ребята, вот мы и закончили изучать нашу первую учебную книгу.

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

- И сегодня мы собрались здесь, чтобы отправится в путешествие по удивительному городу Буквограду, правительницей которого и является Азбука. (слайд 1)

Азбука - первая книга моя!

Как не любить мне за это тебя?

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Ознакомление с общим содержанием задачи. Выявление проблемы

Куратор проекта 1

1мин

-Совcем забыла сказать, что утром (по электронной почте) нам пришло письмо от Азбуки. (слайд 2,3)

 Читают письмо в свитке. Во время чтения на экране показываются видеоэффекты. (слайд 4)

Куратор проекта 2

1мин

-О чём нас попросила Азбука? Можем ли мы ей помочь?

Принимают решение помочь Азбуке.

Постановка целей. Выбор средств решения проблемы

Куратор проекта 1

2мин

Давайте посмотрим на Буквоград (Доска открывается. На доске 3 района: гласный, согласный, беззвучный. Части домов наклеены в хаотичном порядке См. приложение 1-6)).

-Ребята, мы можем продолжить по нему путешествие? (Нет нужно его восстановить).

 А что нам нужно сделать, чтобы восстановить Буквоград?

Ставят цель

Работать … (дружно, вместе)

Вспомнить …( буквы и их звуки)

Построить …(дома, восстановить крыши, расселить жильцов)

C:\Users\Наташа\Desktop\ярмарка\проект фото\наш7.jpg

Куратор проекта 1

2 мин

Группы заранее разделены в зависимости от количества букв в домах. Например в двух по 5-6 человек (для непарных глухих и звонких согласных) и по 8-10 человек (гласные и парные согласные)

Чтобы всё получилось мы будем работать в группах по правилам (слайд 5)

Правила:

Начинайте и заканчивайте работу по команде.

Работайте дружно, договаривайтесь.

Слушайте мнение каждого.

Говорите по очереди.

Распределяйте обязанности.

Требуется помощь, поднимите руку.

Задание выполнено, просигнальте.

 

Решение проблемы (реальное продуктивное действие)

Куратор проекта 1

1 мин

Раздаёт домики

 -Посмотрите на домик, посоветуйтесь какую крышу выбрать для своего домика и выберите человека, который объяснит ваш выбор у доски.

Дети работают в группах

Куратор проекта 2

12-15 мин

Команда «Стоп» (дети заканчивают обсуждение, один берёт крышу, поясняет выбор)

-Для того, чтобы восстановить домик вам поможет план работы, (на обороте крыши в конверте приклеен план, дети изучают его.

См. приложение 7).

-В конце работы нужно будет (представить свою работу) сделать презентацию своего домика.  Как это сделать правильно, вам подскажет свиток Азбуки. (Выдаётся текст для представления и буквы для вырезания и раскрашивания. См. приложение 8)

Но помните, что время ограничено. 12-15 мин.

Представление окружающим полученного результата («продукта»)

Куратор проекта 1

10 мин

Команда «Стоп»

-Внимание.  1группа разместите свой домик в нужном районе и представляет свою работу.

Аналогично защищаю продукт 2гр, 3гр,4гр.

Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой

Куратор проекта 2

2мин

-Буквоград  готов?  ( Нет.)

А какой район пуст? (Беззвучный)

 Какого домика нет? (слайд 6)

Дед  Буквоед вернёт нам этот домик, но для  этого нужно назвать слова с этими буквами. (ъ и ь)

Домик появляется на доске после того, как каждая группа назовёт по 2 слова.

Рефлексия. Оценка образовательного эффекта от работы

Куратор проекта 1

2мин

-Нам удалось помочь, азбуке!

А теперь давайте оценим свою работу. Я говорю фразу, а вы если согласны (скажите да) то руки вверх, если нет то скрестить на груди.

   Я смог выполнял все задания…

   Мне легко было работать в группе…

   Я хорошо знаю звуки и буквы Русской Азбуки...

C:\Users\Наташа\Desktop\ярмарка\проект фото\наш3.jpg

C:\Users\Наташа\Desktop\ярмарка\проект фото\наш4.jpg

Куратор проекта 2

2 мин

Азбука просит нас помочь ей украсить Буквоград, для этого она  приготовила «Тайное задание» (в конверте  оценочные стикеры - цветы).

Вам нужно выбрать и посадить цветок в Буквограде по правилу (слайд 7):

  • Если все ребята в вашей группе соблюдали правила, то вы выберете красный  цветок
  • Если правила были нарушены, но с работой группа справилась –жёлтый.
  • Если ваша группа не справилась с работой – синий.

А теперь по команде украсьте Буквоград своими цветами. (дети приклеивают цветы).

Посмотрите каких цветов больше. Но вы молодцы, что и шибки замечаете, значит и исправить их сможем.

Азбука очень рада. Да и Буквоед глядя эту красоту больше не будет вредить ей не будет.

Куратор проекта 1

2мин

Пора нам продолжать путешествие по Буквограду с любимым хитом жителей города. Поехали.

Поют песенку про «Алфавит».

Куратор проекта 2

1 мин

Раз вы  знаете все буквы и звуки, да так хорошо поёте азбука решила вам выдать удостоверение  « Знает Азбуку»

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения!

Нам сегодня выдают

Удостоверения!

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

До свидания ребята, спасибо всем вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа России" "Морское путешествие к берегу РЕШЁННЫХ задач"

Тема: План решения задачи в два действия и запись решения.Задачи:познакомиться с составными задачами, состоящими из простых задач на увеличения числа на несколько единиц;повторить изученные приёмы сло...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...

Сценарий проектной задачи "Необычный остров" для учащихся 3 класса.

Разработка-сценарий проектной задачи "Необычный остров" для учащихся 3 класса. Включает следующие области: русский язык,математика,окружающий мир.решение задачи направлено на  формирование метапр...

Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.

Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте  в 1 классеТема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.  Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...