Методическая разработка и сценарий проектной задачи для 1 класса по обучению грамоте и технологии «Путешествие по Буквограду».
методическая разработка по чтению (1 класс)
Актуальность продукта обусловлена требованиями ФГОС. Проектная задача позволяет через системно – деятельностный подход создавать благоприятные условия для формирования у обучающихся ключевых компетенций, решать следующие педагогические задачи: формировать умение осмысливать задачу, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно – следственные связи, умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, анализировать собственную деятельность.
Проектная задача составленв в соавторчтве с Твороговой С.Ю. учителем начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_proektnoy_zadachi_puteshestvie_v_bukvograd.doc | 69 КБ |
stsenariy_puteshestvie_v_bukvograd.docx | 469.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная задача
1.
Название проектной задачи | Путешествие по Буквограду |
Предмет | Русский язык (обучение грамоте) и технология |
Класс | 1 |
Дата. время и место проведения | 17.03 в 8.00 каб.12 |
Тип задачи | Конкретно - практическая |
Цели педагогические задачи (педагогический замысел) | Учить использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации, работать в группе. |
Предметные и метапредметные результаты, на которые должен опираться обучающийся | Предметные: знание букв и звуков русской речи. Умение пользоваться ножницами (вырезать, раскрашивать). Умение работать в группе (договариваться, распределять работу). Строить высказывание на заданную тему |
Планируемый педагогический результат | Повторение и закрепление знаний о звуках и буквах русской речи. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Дети: самооценка своей работы над задачей (цветы трёх цветов), игра – опрос (хлопаем, топаем) «Работа нашей группы» фронтально для каждой группы. |
2. Замысел проектной задачи
В начале урока учитель сообщает, что сегодня дети отправятся в путешествие по Буквограду, где их ждёт встреча с буквами и правительницей города Азбукой. Дети получают письмо от Азбуки. О чём же пишет Азбука? Она сообщает, что этой ночью в Буквоград ворвался страшный злой волшебник - Дед Буквоед. Он не любит порядок, поэтому наколдовал сильную бурю. Она перевернула домики, снесла крыши. Буквы были так напуганы, что от страха побелели и потеряли свои голоса, перестали звучать. Азбука обращается к первоклассникам, которые хорошо знают буквы и звуки с просьбой помочь восстановить Буквоград.
Я
Письмо Азбуки
Дорогие мои ребятушки!
Спасите, помогите!
В наш Буквоград ворвался злющий волшебник Буквоед.
Он очень не любит книжный порядок. Этой ночью наколдовал он страшную бурю. Буря перевернула домики, снесла с них крыши. Буквы от страха побелели и потеряли свои голоса. В ужасе они прибежали ко мне. Без крыш они свои домики не узнают, рассказать о своей беде без голоса не могут.
Теперь они не смогут помогать мне учить читать маленьких ребятишек. Вся надежда на вас. Вы же уже всё знаете и читать умеете.
Помогите нам снова построить Буквоград и вернуть буквам их голоса.
Повелительница Буквограда - Азбука
3.Цель, которую должны достигнуть дети
Восстановить домики Буквограда, расселить буквы, вернуть буквам их голоса.
4.Описание проектной задачи
После прочтения письма дети принимают решение: помочь Азбуке и восстановить Буквоград. Учитель сообщает, что работать они будут группами. По слайду презентации дети повторяют главные правила работы в группе. Учитель раздаёт группам домики (без кыш) и объясняет, что дети должны по количеству «квартир» догадаться о том, какие буквы живут в этом домике. (Определить к какой группе относятся буквы: гласные, согласные непарные глухие, согласные непарные звонкие, согласные парные по глухости/звонкости).
Подобрать для домика крышу с соответствующим символом – знаком. (Гласные – круг, согласные квадрат или квадрат с точкой (по глухости/ звонкости)).
Посовещавшись в группе, дети сообщают учителю крыша с каким знаком им нужна, объясняют почему они так считают и забирают крышу и свиток с буквами. На крыше с обратной стороны приклеен кармашек, где находится план – текст для представления - презентации своего домика. Вместе со свитком, на котором изображены буквы, дети получают от Азбуки подробную инструкцию к работе по восстановлению домика. По инструкции дети должны выбрать и вырезать буквы для своего домика. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают, т.е. вернуть буквам их голоса (буквы гласных – красным, буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
Правильно разместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные). Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика. Выступить с рассказом. Правильно поместить домик в нужном районе Буквограда на доске (район Гласных, район Согласных, район Беззвучный).
После выступления четырёх групп. С помощью фронтального опроса учитель выясняет какого домика не хватает (В районе Беззвучном нет домика для букв ь,ъ) и просит детей восстановить его, назвав слова с этими буквами.
Далее дети должны украсить город и посадить цветы в Буквограде (Оценить свою работу цветком определённого цвета).
Потом дети отправляются в путешествие по Буквограду на паровозике, напевая «любимых хит» всех жителей Буквограда (исполняют песню «Алфавит»).
В конце урока дети получают от Азбуки - правительницы города почётные свидетельства о знании букв и звуков русской речи.
5.Задания
Задание для группы №1
Текст для представления – презентации «Домик гласных» (в кармашке крыши домика)
- Мы построили домик для гласных.
- В этом домике живут (сколько?) букв.
- Они обозначают (какие?) звуки.
- Гласных звуков (сколько?)
- Буквы а, я обозначают звук [?].
- Буквы э,е обозначают звук [?].
- Буквы о,ё обозначают звук [?].
- Буквы у, ю обозначают звук [?].
- Буква ы обозначает звук [?].
- Буква и обозначает звук [?].
- На верхнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
- Они командуют согласным: читайся (как?)
- На нижнем этаже живут буквы - командиры (чего?)
- Они командуют согласным: читайся (как?)
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика. 2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают.
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №2
Текст для представления – презентации «Домик непарных звонких согласных» (в кармашке крыши домика)
- Мы построили домик для непарных звонких согласных.
- В этом домике живут (сколько?) букв.
- Все они обозначают (какие?) согласные звуки.
- Буква м обозначает звуки [?] [?].
- Буква н обозначает звуки [?] [?].
- Буква р обозначает звуки [?] [?].
- Буква л обозначает звуки [?] [?].
- Буква й обозначает один всегда (какой?) звук [?].
- Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №3
Текст для представления – презентации «Домик парных согласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для парных согласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
На верхнем этаже живут буквы, которые обозначают (какие?) звуки.
На нижнем этаже живут буквы, которые обозначают (какие?) звуки.
Звуки этих букв составляют пары по глухости – звонкости. Всего (сколько?) пар.
Буква ж обозначает один (какой?) звук [?].
Буква ш обозначает один (какой?) звук [?].
Буква д обозначает звуки [?] [?].
Буква т обозначает звуки [?] [?].
Буква г обозначает звуки [?] [?].
Буква к обозначает звуки [?] [?].
Буква з обозначает звуки [?] [?].
Буква с обозначает звуки [?] [?].
Буква в обозначает звуки [?] [?].
Буква ф обозначает звуки [?] [?].
Буква б обозначает звуки [?] [?].
Буква п обозначает звуки [?] [?].
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают ( буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика. Подумайте, как правильно поместить буквы в домике, если они связаны парами (гласные и парные согласные).
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
Работайте дружно. Желаю удачи!
Азбука
Задание для группы №4.
Текст для представления – презентации «Домик непарных глухих согласных» (в кармашке крыши домика)
Мы построили домик для непарных глухих согласных.
В этом домике живут (сколько?) букв.
Все они обозначают (какие?) согласные звуки.
Буква ч обозначает один (какой?) звук [?].
Буква щ обозначает один (какой?) звук [?].
Буква х обозначает звуки [?] [?].
Буква ц обозначает один (какой?) звук [?].
С буквами ч, щ мы знаем правила:
( Сочетания… пиши с буквой …Сочетания… пиши без ь знака)
Инструкция – план работы по восстановлению домика (письмо от Азбуки)
Дорогие ребята! Для восстановления домика вам нужно:
1. Выбрать и вырезать квадраты с буквами для своего домика.
2. Вернуть буквам их голоса. Раскрасить их соответственно звуку, который они обозначают (буквы твёрдых согласных – синим, буквы мягких согласных – зелёным и буквы согласных, которые обозначают и твёрдый и мягкий звуки – половина синим, половина зелёным.)
3. Наклеить каждую букву в квартиру домика.
4. Подготовить рассказ по тексту для представления - презентации своего домика (смотри в кармашке крыши).
5. Выступить с рассказом.
6. Поместить свой домик в нужный район Буквограда на доске.
6. Итоговый продукт.
На доске размещаются домики Буквограда по районам с раскрашенными буквами. Дети поют песню «Алфавит»
7.Защита итогового продукта.
Дети в группе готовят защиту своего домика самостоятельно по тексту для представления – презентации. Они могут выбрать одного представителя от группы или несколько человек. Могут выйти всей группой. Говорить хором или поочерёдно. Как лучше представить свой домик решает группа.
Света:
Вступительное слово, приветствие гостей. 1мин
Наташа:
Письмо о чём нас попросила Азбука? 1мин
Света:
Решение помочь Азбуке. 1мин
Наташа: Показывает Буквоград (доска)
Ставят цель (поработать в группе)
Что нам нужно сделать, чтобы восстановить Буквоград.
2мин
Правила.
Когда задание выполнено, просигналить.
Если группе требуется помощь, вы поднимаете руку.
Света:
Раздаёт домики
Посмотрите на домик, посоветуйтесь какую крышу выбрать для своего домика и выберите человека, который объяснит ваш выбор у доски.
Дети работают в группах
Наташа:
Стоп
Для того, чтобы восстановить домик вам поможет план работы, а в конце работы вам нужно будет сделать презентацию своего домика. Как это сделать правильно, вам подскажет свиток Азбуки.
Но помните, что время ограничено.
Света 12мин
Стоп
Внимание. 1группа разместите свой домик в нужном районе и представляет свою работу.
2гр
3гр
4гр
Наташа: 2мин
Буквоград готов? А какого домика нет?
Дед Буквоед вернёт нам этот домик, но для этого нужно назвать слова с этими буквами.
Домик восстановили.
Света: 2мин
Нам удалось помочь, азбуке? Если да то руки вверх, если не то скрестить на груди
А теперь давайте подумайте оценим свою работу.
Я смог выполнял все задания
Мне легко было работать в группе
Я хорошо знаю звуки и буквы Русской Азбуки.
Наташа: 2 мин
Азбука просит нас помочь ей украсить Буквоград, для этого она приготовила «Тайное задание».
Посадить цветок в Буквог:раде нужно по правилу:
- Если все ребята в вашей группе соблюдали правила, то вы выберете красный цветок
- Если правила были нарушены, но с работой группа справилась –жёлтый.
- Если ваша группа не справилась с работой – синий.
Света:
Путешествуем по Буквограду с любимым хитом жителей города.
Наташа:
Наташа:
Наташа:
Предварительный просмотр:
Сценарий проектной задачи
«Строительство Буквограда»
1 класс
Авторы: Черных Н.В., Творогова С.Ю.
Оргмомент. Актуализация. | |
Куратор проекта 1 1 мин Куратор проекта 2 | Вступительное слово, приветствие гостей. 1мин Мы сегодня очень рады -Дорогие ребята, вот мы и закончили изучать нашу первую учебную книгу. Она научила буквам нас, Вас сегодня не узнать: - И сегодня мы собрались здесь, чтобы отправится в путешествие по удивительному городу Буквограду, правительницей которого и является Азбука. (слайд 1) Азбука - первая книга моя! Как не любить мне за это тебя? Складывать буквы меня ты учила, Радость открытий ты мне подарила. |
Ознакомление с общим содержанием задачи. Выявление проблемы | |
Куратор проекта 1 1мин | -Совcем забыла сказать, что утром (по электронной почте) нам пришло письмо от Азбуки. (слайд 2,3) Читают письмо в свитке. Во время чтения на экране показываются видеоэффекты. (слайд 4) |
Куратор проекта 2 1мин | -О чём нас попросила Азбука? Можем ли мы ей помочь? Принимают решение помочь Азбуке. |
Постановка целей. Выбор средств решения проблемы | |
Куратор проекта 1 2мин | Давайте посмотрим на Буквоград (Доска открывается. На доске 3 района: гласный, согласный, беззвучный. Части домов наклеены в хаотичном порядке См. приложение 1-6)). -Ребята, мы можем продолжить по нему путешествие? (Нет нужно его восстановить). А что нам нужно сделать, чтобы восстановить Буквоград? Ставят цель Работать … (дружно, вместе) Вспомнить …( буквы и их звуки) Построить …(дома, восстановить крыши, расселить жильцов) |
Куратор проекта 1 2 мин | Группы заранее разделены в зависимости от количества букв в домах. Например в двух по 5-6 человек (для непарных глухих и звонких согласных) и по 8-10 человек (гласные и парные согласные) Чтобы всё получилось мы будем работать в группах по правилам (слайд 5) Правила: Начинайте и заканчивайте работу по команде. Работайте дружно, договаривайтесь. Слушайте мнение каждого. Говорите по очереди. Распределяйте обязанности. Требуется помощь, поднимите руку. Задание выполнено, просигнальте.
|
Решение проблемы (реальное продуктивное действие) | |
Куратор проекта 1 1 мин | Раздаёт домики -Посмотрите на домик, посоветуйтесь какую крышу выбрать для своего домика и выберите человека, который объяснит ваш выбор у доски. Дети работают в группах |
Куратор проекта 2 12-15 мин | Команда «Стоп» (дети заканчивают обсуждение, один берёт крышу, поясняет выбор) -Для того, чтобы восстановить домик вам поможет план работы, (на обороте крыши в конверте приклеен план, дети изучают его. См. приложение 7). -В конце работы нужно будет (представить свою работу) сделать презентацию своего домика. Как это сделать правильно, вам подскажет свиток Азбуки. (Выдаётся текст для представления и буквы для вырезания и раскрашивания. См. приложение 8) Но помните, что время ограничено. 12-15 мин. |
Представление окружающим полученного результата («продукта») | |
Куратор проекта 1 10 мин | Команда «Стоп» -Внимание. 1группа разместите свой домик в нужном районе и представляет свою работу. Аналогично защищаю продукт 2гр, 3гр,4гр. |
Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой | |
Куратор проекта 2 2мин | -Буквоград готов? ( Нет.) А какой район пуст? (Беззвучный) Какого домика нет? (слайд 6) Дед Буквоед вернёт нам этот домик, но для этого нужно назвать слова с этими буквами. (ъ и ь) Домик появляется на доске после того, как каждая группа назовёт по 2 слова. |
Рефлексия. Оценка образовательного эффекта от работы | |
Куратор проекта 1 2мин | -Нам удалось помочь, азбуке! А теперь давайте оценим свою работу. Я говорю фразу, а вы если согласны (скажите да) то руки вверх, если нет то скрестить на груди. Я смог выполнял все задания… Мне легко было работать в группе… Я хорошо знаю звуки и буквы Русской Азбуки... |
Куратор проекта 2 2 мин | Азбука просит нас помочь ей украсить Буквоград, для этого она приготовила «Тайное задание» (в конверте оценочные стикеры - цветы). Вам нужно выбрать и посадить цветок в Буквограде по правилу (слайд 7):
А теперь по команде украсьте Буквоград своими цветами. (дети приклеивают цветы). Посмотрите каких цветов больше. Но вы молодцы, что и шибки замечаете, значит и исправить их сможем. Азбука очень рада. Да и Буквоед глядя эту красоту больше не будет вредить ей не будет. |
Куратор проекта 1 2мин | Пора нам продолжать путешествие по Буквограду с любимым хитом жителей города. Поехали. Поют песенку про «Алфавит». |
Куратор проекта 2 1 мин | Раз вы знаете все буквы и звуки, да так хорошо поёте азбука решила вам выдать удостоверение « Знает Азбуку» Позади нелёгкий труд Слогового чтения! Нам сегодня выдают Удостоверения! В том, что «Азбуку» прочли, Полный курс наук прошли! И теперь без передышки Мы прочтём любые книжки. До свидания ребята, спасибо всем вам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Проектная деятельность 1 класс.
Рабочая программа....
методическая разработка урока по математике в 1 классе УМК "Школа России" "Морское путешествие к берегу РЕШЁННЫХ задач"
Тема: План решения задачи в два действия и запись решения.Задачи:познакомиться с составными задачами, состоящими из простых задач на увеличения числа на несколько единиц;повторить изученные приёмы сло...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Сценарий проектной задачи "Необычный остров" для учащихся 3 класса.
Разработка-сценарий проектной задачи "Необычный остров" для учащихся 3 класса. Включает следующие области: русский язык,математика,окружающий мир.решение задачи направлено на формирование метапр...
Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.
Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте в 1 классеТема урока: Звуки [ ж], буква Ж. Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...