Литературное чтение, 2 класс. "А.А. Блок " На лугу" "
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Волкова Мария Сергеевна
Конспек+ технологическая карта. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektteh.karta_po_literaturnomu_chteniyu.docx325.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича

Конспект урока по литературному чтению

на тему: «А.А. Блок «На лугу»

2 класс

Подготовила:

учитель начальных классов,

Волкова Мария Сергеевна

г.Электроугли

2021 г.

Тема урока: «А.А. Блок «На лугу»».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: научить работать со стихотворением А.А. Блока «На лугу».

Задачи:

Образовательные:

  • учить понимать автора;
  • познакомить учащихся с биографией и творчеством А. А. Блока;
  • создавать условия для формирования выразительного чтения;
  • учить видеть в стихотворении эпитеты, сравнения, олицетворения; определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении.

Развивающие:

  • развивать образное мышление учащихся и внимание к слову;
  • развивать умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять;
  • развивать слуховую память;
  • развивать выразительную, связную речь.

Воспитательные:

  • воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. выразительно читать стихотворение, понимая его нравственный смысл;
  2. представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные

У учащихся будут в процессе урока формироваться:

  1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию; строить понятные для партнёра высказывания
  2. Коммуникативные УУД:  умение участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, учитывать позицию собеседника.

  1. Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания, объяснять отдельные выражения в лирическом тексте
  2. Личностные 

Учащиеся научатся:

  1. Деловому сотрудничеству.
  2. Оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
  3. Ориентироваться в нравственном содержании произведения.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» по литературному чтению; учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 2 класс, 2 часть; портрет А. Блока, выставка книг о весне, аудиозапись цикла П.И.Чайковского «Времена года» («Весна»), картины весны.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

I этап. Работа с текстом до чтения

 Актуализация знаний. (Речевая разминка)

-Прочитайте стихотворение. Подумайте: как оно может называться? (Здравствуй, весна!)

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду, —

Здравствуй, милая весна!

С. Городецкий

-Прочитайте стихотворение с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией раздражения (еще: вопросительно, утвердительно, весело, задорно, выразительно).

-О чем рассказал нам автор в своем стихотворении?

- Как вы думаете, что мы будем изучать на нашем уроке, чему учиться, чем заниматься? (Предположения детей.)

 Постановка учебной задачи

-Послушайте строки стихотворения:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны – игрушки,

И уж так – то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

- Вас заинтересовало это стихотворение?

- Чем? Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону, её игрушки, приход весны. Автор не знаком).

- Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?

- Откройте учебник на с. 114.

- Прочитайте имя поэта. (А. Блок)

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А.Блока «На лугу»).

- А с какой целью мы будем знакомиться со стихотворением А.А.Блока? (Научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и выражения, понять – нравятся ли стихи А. Блока.)

Работа по теме урока

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец – Александр Львович Блок, юрист и философ, профессор Варшавского университета.

Мать – Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, дочь видного учёного (ботаника) Андрея Николаевича Бекетова и известной переводчицы Елизаветы Григорьевны Бекетовой.

         Первые стихи написал в 5 лет.

Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю. 
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.

В 11 лет А.Блок определён во II класс петербургской Введенской гимназии.

В 13 лет он издавал рукописный журнал, где помещал свои стихи, рассказы, очерки. Там же Саша увлекся театром, даже мечтал стать актёром

В 18 лет Александр Блок подаёт прошение о зачислении на юридический факультет Петербургского университета. Но любовь к литературе победила, и Блок перешёл на историко – филологический факультет и закончил его уже известным поэтом.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа.

Физкультминутка (упражнения для глаз)        

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

II этап. Работа с текстом

- Итак, сегодня мы познакомимся со стихотворением А.А. Блока «На лугу»

- Можем ли мы по названию стихотворения предположить его содержание?

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 114.

- Согласуется ли она с названием стихотворения?

-Уточните, о чём же будет стихотворение?

- Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать)

- Можем ли мы сразу выразительно прочитать?

- Над чем нам стоит подумать?

Чтение стихотворения учителем

- Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

(аудиозапись цикла  П.И.Чайковского «Времена года» («Весна»).

-Скажите, кто еще помогает увидеть нам красоту природы, увидеть все краски весны кроме поэтов? (художники, композиторы).

На экране репродукции картин И. Левитана «Март» и «Ранняя весна».

- Что объединяет эти картины?

- Какая картина понравилась больше? Почему?

Самостоятельное чтение учащихся с заданием. Осмысление чтения

- Читая, подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?     Меняется ли настроение?

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Словарная работа

- Уточним значение некоторых слов и выражений.

Пашня – вспаханное поле.

Чу – чувствовать.

- Как вы понимаете выражения «весна идёт сторонкой», «слышен голос звонкий»

1Выборочное чтение

-Нарисуем картину, которую описал нам поэт: что увидели? (лес, небеса, пашня, луг, ручьи)

-Где находится лес?

- Какого цвета небо? Пашня? Удалось ли создать картину весенней природы?

- Какие звуки можно услышать в стихотворении? (ручей, детские голоса).

- Как это удалось поэту? ( Звуки з, ж, ч).

- О каком месяце идет речь? Как вы это определили? (Весна идет сторонкой).

- С каким настроением автор описывает весну?

- Какой поэтический прием использует А. Блок для создания образа весны? (Олицетворение). Приведите примеры.

-Прочитайте еще раз глазками, подготовьтесь к выразительному чтению.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- На что стоит обратить внимание при чтении стихотворения? (Высказывания учащихся, слово учителя).

Чтение стихотворения 1-2 учащимися.

Подведение итогов. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- С какими стихотворениями А. Блока вы познакомились?

- Достигли ли мы цели урока? Обращение к плакату, где написана цель урока.

- Заинтересовались ли вы поэзией Блока?

-Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Всем спасибо за занятие!

Технологическая карта урока

Этапы урока

Форма и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1 мин.)

Словесный.

Психологический настрой

Приветствует учащихся и мотивирует их на положительную работу на уроке

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание (нацеливание на успешную деятельность).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2.Проверка домашнего задания

(5 мин.)

Фронтальная

Спрашивает 3-4 учеников стихотворения А. Плещеева  «Сельская песенка», «Весна». Выставляет отметки учащимся.

Рассказывают наизусть стихотворения А. Плещеева «Сельская песенка», «Весна».

Личностные: умение формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Актуализация знаний. (Речевая разминка)

(2 мин.)

Словесный

Просит прочитать стихотворение С. Гордецкого «Здравствуй, весна!» с интонацией удивления, раздражения и т.д.

Подводит учащихся к теме урока.

Читают стихотворение С.Гордецкого. Определяют его название. Читают с разными интонациями. Подходят к изучению новой темы.

Познавательные:

умение осознавать познавательную задачу.

Регулятивные:

умение понимать и принимать учебную задачу;

контролировать свои действия, вносить коррективы.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с учетом задач и ситуации общения;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других

4.Постановка учебной задачи

(3 мин.)

Словесный.

Фронтальная.

Читает стихотворение А. Блока «Ворона».

Спрашивает у детей, знают ли они автора этого произведения. Просит открыть учебник на с.114 и познакомиться и сформулировать тему урока.

Слушают стихотворение. Узнают, кто его написал. Открывают учебник на с.114 и формулируют тему урока.

Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге; умение формулировать ответы и выводы; умение строить речевые высказывания.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу

Личностные: умение формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение выслушивать ответ товарища, не перебивая его.

5.Работа по теме урока

(5 мин.)

Словесный. Наглядный.

Показывает портрет А.Бока. Знакомит детей с его творчеством и  биографией. Проводит упражнения для глаз.

Знакомятся с творчеством и биографией А.Блока. Выполняют упражнения для глаз.

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни; умение удерживать учебную задачу.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста

6. Изучающее чтение

(5 мин.)

Словесный. Наглядный. Фронтальная.

Просит рассмотреть изображение к стихотворению на с.114. Задает вопросы.

Рассматривают изображение на с.114. Отвечают на вопросы.

Регулятивные: умение осмыслять учебный материал; действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

7. Чтение стихотворения учителем

(5 мин)

Словесный. Наглядный. Фронтальная.

Читает стихотворение А.Блока «На лугу», включает аудиозапись цикла  П.И.Чайковского «Времена года» («Весна»). Показывает картины. Задает вопросы.

Слушают чтение учителя.

Слушают аудиозапись, смотрят на картины, отвечают на вопросы.

Личностные: проявление интереса к литературному чтению, формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Коммуникативные: умение отвечать развернутым ответом, выражать свои мысли и чувства.

Познавательные: формирование выразительного чтения.

8. Самостоятельное чтение учащихся с заданием. Осмысление чтения

(5 мин.)

Индивидуальная

Просит учащихся прочитать стихотворение самостоятельно и поразмышлять над чувствами автора, которое он вложил в произведение.

Самостоятельно читают стихотворения. Размышляют над чувствами автора.

Познавательные:

интерес к чтению, потребность в чтении.

Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

9. Словарная работа

( 2 мин)

Словесный.

Фронтальная.

Проводит словарную работу.

Работают над новыми словами.

Познавательные:

умение чётко структурировать полученные знания.

10.Выборочное чтение

(10 мин.)

Словесный. Фронтальная.

Проводит беседу и опрос по стихотворению, обращает внимание на прием, который использует А.Блок в стихотворении (олицетворение).

Проводит работу над выразительным чтением.

Работают над стихотворением. Отвечают на вопросы.

Личностные: заинтересованность учащихся в расширении знаний и способов действий.

Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание.

Регулятивные:

развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция; самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия.

11.Подведение итогов

(1 мин.)

Словесный. Фронтальная.

Задает вопросы. Подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль по результату.

12.Домашнее задание

(1 мин.)

Словесный.

114 с. – наизусть, по желанию выучить другое стихотворение А.Блока о весне, природе.

Узнают домашнее задание

Личностные:

развивать мотивы учебной деятельности и личностного смыла учения.

13.Рефлексия

( 1 мин.)

Фронтальная

Проводит рефлексию.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные:

развивать мотивы учебной деятельности и личностного смыла учения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ИНФОУРОК. Конспект урока литературного чтения А.А. Блок «На лугу» . https://infourok.ru/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-a-blok-na-lugu-1634825.html
  2. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.. Ч. 2/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горрецкий, М.В. Голованова и др.]. – 9-е изд. –М.: Просвещение,  -114 с.: ил. – (Школа России);
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организация / Н.А. Стефанко. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2017. – 127с. – (Школа России).

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока (урок изучения нового материала), так как на уроке основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Всего учащихся в классе: 19 человек из них 1 отстающий ребенок, который требовал во время урока особого внимания и помощи. На уроке присутствовало 15 человек.

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность

На уроке использовала ИКТ технологии. Аудиозапись и картины помогли погрузить детей в атмосферу ранней весны и пережить чувства, которые А.А. Блок вложил в свое стихотворение.

На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы.

Также была проведена словарная работа, которая развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения.

Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое,

просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить свое отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребенок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок иллюстраций о ранней весне способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету.

Прослеживается четкость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объему материал был небольшим. Дети не испытали трудностей.

Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС НОО.

План урока выполнен полностью; урок достиг цели и задачи, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для 3 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру (таблицы, блок-схемы) по УМК "Перспектива"

Дидактический материал предлагается использовать на уроках математики, русского язяка, окружающего мира, литературного чтения по УМК "Перспектива", как на этапе актуализиции знаний, так и на уроках си...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "А.А.Блок-На лугу"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы...

Конспект урока литературного чтения. Тема - А.А.Блок «Россия»4 класс.

МБОУ "Погореловская СОШ"Цели: Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помо...

Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...

конспект урока по литературному чтению по теме "А. Блок. Ветхая избушка", 3 класс

данный конспект урока разработан по теме "А. Блок. Ветхая избушка"...

Презентация по литературному чтению на тему:"А.Блок и С.Есенин", 3 класс "Школа России"

Цель:1.Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Александра  Блока.Учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.2..Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.А. Блок «На лугу» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. А. Блока, с его стихотворением «На лугу»Планируемые результатыПредметные:- читать осознанно, выразительно и бе...