Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему В.А.Осеева «Сыновья».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока литературного чтения

Во 2  классе на тему: В.А.Осеева «Сыновья».

 

 

 

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения; создание условий для  понимания учащимися текста литературного произведения;  учить анализировать и оценивать прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гимназия №3

Конспект урока литературного чтения

Во 2  классе на тему: В.А.Осеева «Сыновья».

Педагог: Ткаченко Юлия Владимировна.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения; создание условий для  понимания учащимися текста литературного произведения;  учить анализировать и оценивать прочитанное.

Задачи:

 -развитие коммуникативных навыков;

- воспитание  нравственности через анализ содержания художественного произведения.

 -формирование учебно-информационных умений, учить оценивать образы по их поступкам и особенностям речи;

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД: формирование мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат, готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД: формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:  осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Коммуникативные УУД: формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Оборудование и технические средства обучения: :учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2»; компьютер, экран, презентация.

Наглядные пособия: памятка «Составление моделей обложек на уроках литературного чтения», карточки.

Ключевые слова: жанр, рассказ, модель, синквейн.

Рабочие материалы для обучающихся: памятка, альбомный лист,  учебник.

Автор учебника: Л.А.Ефросинина.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодняшний урок я хочу начать со слов русского писателя Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

- Как вы понимаете эти слова?

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, над произведениями какого раздела мы с вами работаем?

- Что для вас семья?

3. Выход на тему. Целеполагание.

- Послушайте загадки и скажите, о ком будем читать следующее произведение.

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно у меня.

Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада –

Родной, несмышлёный, пуговки-глазки –

Ему всё вниманье, забота и ласка.

-Ребята, может быть кто-нибудь, из вас  догадался, кто герои произведения, над которым мы будем работать?

- Посмотрите на интерактивную доску, вы узнали этого автора, над произведением которого мы будем сегодня работать? Кто же это?  

- Что вы уже знаете об этой писательнице?

-Валентина Александровна много лет работала в детском доме. Это добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница сочиняла сказки, рассказы для своих учеников.  

Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.

-Сегодня  мы будем работать над произведением В. Осеевой «Сыновья».

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

4. Открытие нового знания.

1). Знакомство с произведением.

- Послушайте это произведение и подумайте, к какому жанру оно относится. Кто главные герои?

Чтение произведения учителем.  

- К какому жанру относится это произведение?

-Докажите.

-Кто герои этого рассказа?

2). Работа в парах.

- Мы определили жанр этого произведения, и я вам предлагаю подумать в парах над созданием обложки.

- Смоделируйте обложку к этому произведению.

- Проверяем.

- Кто автор?

-Заголовок?

-Жанр? Какой фигурой и каким цветом  обозначим?

3).Вторичное  чтение рассказа детьми «про себя».

- Сейчас этот рассказ  вы прочитаете еще раз и обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.  

4). Словарная работа.

- В тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить. Попробуйте объяснить значение этих слов:

Ловок да силён – быстрый, ловкий, сильный.

Никто с ним не сладит – никто не может его победить.

Поёт как соловей – поёт звонко, красиво.

5). Работа  над содержанием рассказа.

Заполнение таблицы на ИД.

- Кто главные герои рассказа?

- Что говорит первая мама о своём сыне? Подтвердите словами из текста.

- Что говорит вторая мама о своём сыне? Прочитайте.

- А что сказала мама третьего сына? Прочитайте.

- Какое у вас мнение о первых двух сыновьях?

-А что скажите о третьем сыне?

- Что же происходит дальше с нашими героями? Что делает первый сын, когда его мама несёт тяжёлые вёдра? Прочитайте.

- Что делает второй сын? Прочитайте.

- А третий сын какие умения показал? Подтвердите словами из текста.

- Видим ли мы заботу о маме первого сына?

- А второго сына? Докажите словами из текста.

- О чём говорит поступок третьего сына?

-А кто наблюдал за все происходящим?

-Что вы о нём можете сказать? Какой он?

- Прочитайте слова старичка.

- Почему он только одного сына увидел?

- Кто, по его мнению, настоящий сын?

- Какая же мама самая счастливая? Докажите.

- Ребята, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим очень тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.

- А о ком думали два первых мальчика?

- Может быть, третий мальчик тоже умеет петь, танцевать или даже играть на скрипке? Правда? Но он просто не показывает это всем.  Так каким же он был?

- А что говорит о том, что он сильный и ловкий? Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.

6). Физкультминутка.

- Встаньте, ребята.

-Закройте глаза.

-Представьте свою маму.

- Откройте глаза.

-Улыбнитесь.

-Сделайте 1 шаг к маме.

- Протяните руки к маме.

-Обнимите маму.

-закройте глазки, и мысленно скажите маме, что она самая лучшая, и вы её любите.

-Откройте глазки, тихо сядьте на свои места.

7). Работа в группах.

- Проанализировав это произведение, поняв характер героев, их поступки, поработаем в группах творчески.

- Предлагаю вам составить синквейн. 1 и 2 группы составляют синквейн о третьем сыне, а 3 и 4 группы составляют синквейн о его маме.

- Напоминаю правила составления синквейна:

1 строка. 1 слово – понятие (существительное).

2 строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные)

3 строка. 3 слова – действия (глаголы).

4 строка.  1 предложение, показывающее отношение к понятию.

5 строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть понятия.

- Проверяем.

8). Работа с пословицами.

-Что поучительного для себя вы возьмёте из этого рассказа?

-Произведения, какого жанра имеет поучительный смысл?

- На доске записаны пословицы, прочитайте их.

«О любви к маме говорят дела, а не слова».

«На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Как вы думаете, какая пословица непосредственно подходит к прочитанному рассказу?

5. Итог урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Какие цели перед собой ставили в начале урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?  

- А как вы думаете, мальчик-певец и мальчик-гимнаст из рассказа слышали старичка? Станут ли они настоящими сыновьями?

- Хотите ли, чтоб ваша мама была счастливой и весёлой?

- А что для этого надо?

- Да, мамы самые дорогие для вас люди и тоже нуждаются в заботе, любви, внимании. Не забывайте об этом.

- И в заключении я хочу, чтоб вы послушали песню про маму «Мамина улыбка».

- Я желаю вам, чтобы  ваши мамы были счастливы, и на их лицах почаще была улыбка, так как настроение мамы часто зависят от вас.

- Урок окончен. Спасибо за урок.

"Сыновья" В.А. Осеева

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Синквейн.

  1. Мама .

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

  1. _______________________________________

Синквейн.

  1. Сын.

  1. ____________________________________

  1. _____________________________________

  1. _____________________________________

 

  1.   __________________________________

              1. Найдите и подчеркните карандашом красного цвета слова 1-й мамы о своём сыне и его действия.

             2. Карандашом зелёного цвета  подчеркните слова

 2-й мамы о своём сыне и его действия.

            3. Карандашом  синего цвета подчеркните слова

3-й мамы о своём сыне и его действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления). Тип урока: урок открытия новых знаний.Оборудо...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....