Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему В.А.Осеева «Сыновья».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока литературного чтения
Во 2 классе на тему: В.А.Осеева «Сыновья».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения; создание условий для понимания учащимися текста литературного произведения; учить анализировать и оценивать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Гимназия №3
Конспект урока литературного чтения
Во 2 классе на тему: В.А.Осеева «Сыновья».
Педагог: Ткаченко Юлия Владимировна.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения; создание условий для понимания учащимися текста литературного произведения; учить анализировать и оценивать прочитанное.
Задачи:
-развитие коммуникативных навыков;
- воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
-формирование учебно-информационных умений, учить оценивать образы по их поступкам и особенностям речи;
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД: формирование мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат, готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД: формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД: осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Коммуникативные УУД: формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Оборудование и технические средства обучения: :учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2»; компьютер, экран, презентация.
Наглядные пособия: памятка «Составление моделей обложек на уроках литературного чтения», карточки.
Ключевые слова: жанр, рассказ, модель, синквейн.
Рабочие материалы для обучающихся: памятка, альбомный лист, учебник.
Автор учебника: Л.А.Ефросинина.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодняшний урок я хочу начать со слов русского писателя Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, над произведениями какого раздела мы с вами работаем?
- Что для вас семья?
3. Выход на тему. Целеполагание.
- Послушайте загадки и скажите, о ком будем читать следующее произведение.
Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно у меня.
Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада –
Родной, несмышлёный, пуговки-глазки –
Ему всё вниманье, забота и ласка.
-Ребята, может быть кто-нибудь, из вас догадался, кто герои произведения, над которым мы будем работать?
- Посмотрите на интерактивную доску, вы узнали этого автора, над произведением которого мы будем сегодня работать? Кто же это?
- Что вы уже знаете об этой писательнице?
-Валентина Александровна много лет работала в детском доме. Это добрая и честная, смелая и благородная, любящая детей учительница сочиняла сказки, рассказы для своих учеников.
Творчество писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься.
-Сегодня мы будем работать над произведением В. Осеевой «Сыновья».
-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
4. Открытие нового знания.
1). Знакомство с произведением.
- Послушайте это произведение и подумайте, к какому жанру оно относится. Кто главные герои?
Чтение произведения учителем.
- К какому жанру относится это произведение?
-Докажите.
-Кто герои этого рассказа?
2). Работа в парах.
- Мы определили жанр этого произведения, и я вам предлагаю подумать в парах над созданием обложки.
- Смоделируйте обложку к этому произведению.
- Проверяем.
- Кто автор?
-Заголовок?
-Жанр? Какой фигурой и каким цветом обозначим?
3).Вторичное чтение рассказа детьми «про себя».
- Сейчас этот рассказ вы прочитаете еще раз и обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.
4). Словарная работа.
- В тексте встретились слова, значение которых необходимо уточнить. Попробуйте объяснить значение этих слов:
Ловок да силён – быстрый, ловкий, сильный.
Никто с ним не сладит – никто не может его победить.
Поёт как соловей – поёт звонко, красиво.
5). Работа над содержанием рассказа.
Заполнение таблицы на ИД.
- Кто главные герои рассказа?
- Что говорит первая мама о своём сыне? Подтвердите словами из текста.
- Что говорит вторая мама о своём сыне? Прочитайте.
- А что сказала мама третьего сына? Прочитайте.
- Какое у вас мнение о первых двух сыновьях?
-А что скажите о третьем сыне?
- Что же происходит дальше с нашими героями? Что делает первый сын, когда его мама несёт тяжёлые вёдра? Прочитайте.
- Что делает второй сын? Прочитайте.
- А третий сын какие умения показал? Подтвердите словами из текста.
- Видим ли мы заботу о маме первого сына?
- А второго сына? Докажите словами из текста.
- О чём говорит поступок третьего сына?
-А кто наблюдал за все происходящим?
-Что вы о нём можете сказать? Какой он?
- Прочитайте слова старичка.
- Почему он только одного сына увидел?
- Кто, по его мнению, настоящий сын?
- Какая же мама самая счастливая? Докажите.
- Ребята, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим очень тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.
- А о ком думали два первых мальчика?
- Может быть, третий мальчик тоже умеет петь, танцевать или даже играть на скрипке? Правда? Но он просто не показывает это всем. Так каким же он был?
- А что говорит о том, что он сильный и ловкий? Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.
6). Физкультминутка.
- Встаньте, ребята.
-Закройте глаза.
-Представьте свою маму.
- Откройте глаза.
-Улыбнитесь.
-Сделайте 1 шаг к маме.
- Протяните руки к маме.
-Обнимите маму.
-закройте глазки, и мысленно скажите маме, что она самая лучшая, и вы её любите.
-Откройте глазки, тихо сядьте на свои места.
7). Работа в группах.
- Проанализировав это произведение, поняв характер героев, их поступки, поработаем в группах творчески.
- Предлагаю вам составить синквейн. 1 и 2 группы составляют синквейн о третьем сыне, а 3 и 4 группы составляют синквейн о его маме.
- Напоминаю правила составления синквейна:
1 строка. 1 слово – понятие (существительное).
2 строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные)
3 строка. 3 слова – действия (глаголы).
4 строка. 1 предложение, показывающее отношение к понятию.
5 строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть понятия.
- Проверяем.
8). Работа с пословицами.
-Что поучительного для себя вы возьмёте из этого рассказа?
-Произведения, какого жанра имеет поучительный смысл?
- На доске записаны пословицы, прочитайте их.
«О любви к маме говорят дела, а не слова».
«На свете всё найдёшь, кроме отца и матери».
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Как вы думаете, какая пословица непосредственно подходит к прочитанному рассказу?
5. Итог урока.
- Над каким произведением работали на уроке?
- Какие цели перед собой ставили в начале урока?
- Достигли ли мы поставленных целей?
- А как вы думаете, мальчик-певец и мальчик-гимнаст из рассказа слышали старичка? Станут ли они настоящими сыновьями?
- Хотите ли, чтоб ваша мама была счастливой и весёлой?
- А что для этого надо?
- Да, мамы самые дорогие для вас люди и тоже нуждаются в заботе, любви, внимании. Не забывайте об этом.
- И в заключении я хочу, чтоб вы послушали песню про маму «Мамина улыбка».
- Я желаю вам, чтобы ваши мамы были счастливы, и на их лицах почаще была улыбка, так как настроение мамы часто зависят от вас.
- Урок окончен. Спасибо за урок.
"Сыновья" В.А. Осеева
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Синквейн.
- Мама .
- _______________________________________
- _______________________________________
- _______________________________________
- _______________________________________
Синквейн.
- Сын.
- ____________________________________
- _____________________________________
- _____________________________________
- __________________________________
1. Найдите и подчеркните карандашом красного цвета слова 1-й мамы о своём сыне и его действия.
2. Карандашом зелёного цвета подчеркните слова
2-й мамы о своём сыне и его действия.
3. Карандашом синего цвета подчеркните слова
3-й мамы о своём сыне и его действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема: "Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока литературного чтения в 4 классе...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Ксения Драгунская «Крайний случай».Технология: ТРКМ (технология развития критического мышления). Тип урока: урок открытия новых знаний.Оборудо...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
урок по литературному чтению...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
Урок с применением технологии критического мышления....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....