Урок литературного чтения в 4 классе (АООП НОО ЗПР). Е. Чарушин "Кабан".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
На уроке были использованы приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферы:психологический настрой на урок, упражнения на развитие всех психических процессов: речевая разминка, подбор однокоренных слов и синонимов, слова и его лексического значения, дидактические игры «Ролевая игра «Беседа ученого и натуралиста», «Критик», «Ассоциации», «Натуралист», работа с пословицей, кроссворд, переключение эмоционального состояния во время урока, рефлексия содержания учебного материала в виде игры «Социологический опрос», здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Найди животное», релаксация «В лесу», физминутка ; использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 171.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Лысаковская М.В., учитель начальных классов
МБОУ НОШ№1 пос. Эльбан
Класс: 4.
Дата: 19.02.2019.
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Программа | Тема урока | Цель урока | Место урока в разделе | |
Предыдущий урок | Последующий урок | |||
АООП НОО ЗПР | Е.И.Чарушин «Кабан» (2 урок) | Ученик научится находить в тексте конкретные сведения, факты, вычленять содержащиеся в тексте основные события для того, чтобы установить особенность текста. | Е.И.Чарушин «Кабан» |
АООП НОО ЗПР реализуется на учебниках УМК «Школа России»:учебник «Родная речь» авт..Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 4 класс, 2часть.
Формирование УУД
Личностные универсальные учебные действия:
учатся осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения
Регулятивные универсальные учебные действия:
- научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные универсальные учебные действия:
- научатся основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- научатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для организации индивидуальной работы обучающихся, работы в парах.
Характеристика класса. Класс общей численностью 17 человек составляют обучающиеся различных нозологических групп
( задержка психического развития – 14 человек, умственная отсталость – 3 человека).
С данной группой детей работаю третий год. В начале обучения во втором классе большинство обучающихся (82%) характеризовалось низким уровнем познавательной активности, незрелостью мотивации к учебной деятельности, низким уровнем развития всех психических процессов и работоспособности и отсутствием навыков самостоятельной работы. Обучающиеся не умели работать в группе и парами. На данный момент можно констатировать положительную динамику в обучении и развитии детей, рост качества усвоения программного материала. У детей данного класса низкий уровень речевого развития, словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой, грамматический строй речи не развит.
Для достижения целей в ходе урока использованы следующие методы и приёмы, формы работы с детьми с ОВЗ.
На уроке были использованы приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферы:
психологический настрой на урок, упражнения на развитие всех психических процессов: речевая разминка, подбор однокоренных слов и синонимов, слова и его лексического значения, дидактические игры «Ролевая игра «Беседа ученого и натуралиста», «Критик», «Ассоциации», «Натуралист», работа с пословицей, кроссворд, переключение эмоционального состояния во время урока, рефлексия содержания учебного материала в виде игры «Социологический опрос», здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Найди животное», релаксация «В лесу», физминутка ; использование ИКТ.
Методы: частично – поисковый, проблемное изложение материала, словесные, наглядные, методы самостоятельной работы и под руководством учителя, методы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля;
формы организации деятельности: парная, индивидуальная, дифференцированный подход.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Форма работы | Результат |
Организационный момент Психологический настрой | Начинаем урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. Покажите мне ладошки, улыбнемся друг другу. Настроимся на работу: Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. | Проверяют готовность к уроку. Самонастраиваются на урок | Фронтальная | Саморегуляция |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Постановка учебной задачи Изучение новых знаний Первичное закрепление во внешней речи | -На уроках чтения мы продолжаем учиться читать осознанно, т. е понимать содержание и смысл прочитанного. Но сначала разогреемся. Слайд 1 Речевая разминка Опускается туман, Просыпается кабан, Роет землю у реки, Точит острые клыки -О каком животном говорится в стихотворении? -Над каким произведением будет продолжена работа на сегодняшнем уроке? -Кто является автором этого произведения? -Какой раздел мы изучаем на уроках? Организация работы в парах и индивидуальной работы. - На прошлом уроке мы познакомились с вами с биографией и творчеством Е.И.Чарушина. Перед вами ключевые слова и числа. Ваша задача – пояснить, что они обозначали в его жизни.Слайд 2. Работа в парах 11 ноября 1901 г. архитектор - художник музыкант куриное корыто коровий хвост четвероногие и пернатые друзья карканье вороны анималист 1965г. Золотая медаль Организация фронтальной работы. -Ребята не смогли объяснить последний факт, они с ним не знакомы. Слайд 3-4. -В 1965 году в Германии на Лейпцигской международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге С.Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно. - Как вы думаете, золотая медаль – серьезная награда? Кого награждают? За что? Слайд 5-6 -Чарушина наградили очень значительной серьезной наградой на Международной выставке. -Можно ли сказать, что с его творчеством знакомы и высоко оценили читатели всего мира? -А почему? На сегодняшнем уроке мы порассуждаем, почему творчество Е.Чарушина любят дети и взрослые всего мира. Слайд 7 -В одной статье я прочитала такие строки: «Все творчество Чарушина пронизано любовью к природе и животному миру. - Вы согласны с этими словами? -На сегодняшнем уроке мы побываем в роли критиков и постараемся увидеть отличительные черты творчества Чарушина (любовь к животным, природе, юмор, умение наблюдать) в произведении «Кабан». А кто такой критик? Наша цель: узнать, почему произведения Чарушина любят взрослые и дети всего мира. Проверка правильности выполнения индивидуальных заданий. Анималист - художник, скульптор, изображающий животных. Зоосад - это научно-просветительное учреждение, в котором содержатся в неволе, т.е. в клетках, вольерах или полувольно на огороженных площадках дикие животные. Юмористический рассказ – произведение, где автор изображает слабости и недостатки людей в смешном, комическом виде. - Назовите однокоренные слова (Юмор, юморист, юмористика) - Назовите синонимы (Веселый, смешной, комический) Читать такие произведения интересно. - Где и когда происходят события, описанные в рассказе? - Кто главный герой? - В чём цель зоосада? - Зачем автор пришёл в зоосад? | Выполняют речевую разминку Отвечают Индивидуальная работа одного ученика по карточке у доски. Приложение 1. Соотнеси слово и его значение. Работают в парах по карточкам, отвечают , что обозначают ключевые слова и числа. Высказывают предположение Высказывают предположение Высказывают предположение Слушают Принимают роль Отвечают Ставят цель Проверяют Называют. | Фронтальная Индивидуальная В парах Фронтальная | Умение определять объем знаний, которые были уже усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
Упражнение для глаз: У нас в кабинете спрятались животные. Найдите их глазами. | Находят глазами фото. Снимают и вешают на доску. | Фронтальная | ||
Организация дифференцированной работы. Ученики разгадывают кроссворд. Работа с учебником. -Почему эти животные пришли на урок? -Какое отсутствует? (марал) Выборочное чтение: «беседа ученого и писателя». Один ученик читает описание животного из энциклопедии, дети должны отгадать о ком идет речь и прочитать описание животного из рассказа. - Сравни описание животных в рассказе Е. Чарушина с текстом из энциклопедии. Чем они различаются? Вывод: рассказ Чарушина — художественное произведение, статья из энциклопедии — научный текст. В рассказе чувствуется отношение автора к животным. --Чарушин - художник и Чарушин – писатель неразделимы. Сравните фото и рисунки Чарушина ( в них тоже передано отношение автора). -Какими качествами должен обладать человек, который так интересно пишет о животных (любовь к животным, природе, умение наблюдать, юмор) - Дети, работавшие с кроссвордом сделают вывод, чему нас учат произведения Чарушина, почему их любят во всем мире дети и взрослые? Физминутка По зоопарку мы шагаем И медведя там встречаем Этот мишка косолапый Впереди из-за куста Мы лисичку обхитрим Вот волчата спинку выгнули И легонечко подпрыгнули. Подражаем мы зайчишке Непоседе-шалунишке. | Выполняют дифференцированное задание: 1.Кроссворд (2 человека около доски). Приложение 2. Разгадай кроссворд и ответь, чему учат рассказы Е.Чарушина. 2.Выборочное чтение: Приложение 3.Описние животного из энциклопедии. Читают Высказывают предположение Отвечают Проверяют кроссворд, ключевое слово - доброта. Выполняют | Индивидуальная Фронтальная | Формирование мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. Подведение под понятие | |
Физминутка Прослушайте стихотворение. Какие животные, упомянутые в стихотворении встречаются в рассказе Чарушина. Мы шагаем в зоосад, Побывать там каждый рад! Там медведи и пингвины, Попугаи и павлины. Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы. А вот добрый, умный слон. Посылает всем поклон. Он кивает головой И знакомится с тобой. Вот и вечер наступает, Зоосад наш отдыхает. | Слушают Отвечают Выполняют движения | |||
Организация дифференцированной работы Работа с карточками 1 вид карточек (сильные): Прочитай с нужной эмоцией . 2 вид карточек (слабые): Прочитай два текста. Найди из них правильный. Исправь: вставь правильное слово. Приложение 4. - Можем ли назвать рассказ весёлым, смешным, юмористическим, поучительным? (С юмором автор говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.) Работа с пословицами (подбери к рассказу) У страха глаза велики. ●Выполните предоценку: если вы считаете, что справитесь с заданием – поставьте !, если считаете, что не справитесь, поставьте ?. Кому нужна помощь? Выполните проверку. Выполните самооценку: поставить ! знак, если выполнил верно, ? знак, если нашел ошибку. ●Выполните предоценку: если вы считаете, что справитесь с заданием – поставьте !, если считаете, что не справитесь, поставьте ?. Кому нужна помощь? Выполните проверку. Выполните самооценку: поставить ! знак, если выполнил верно, ? знак, если нашел ошибку. | Работа в парах Читают выразительно Проверяют | Выработка ууд: | ||
Первичная проверка понимания изученного | Дидактическая игра «Ассоциации». Отгадайте по ключевым словам героя рассказа. - Наблюдательный, любознательный, добрый, анималист, любит животных. (Е. Чарушин) - Беспокойный, опасный, чавкает, секач, громадный. (Кабан) Релаксация «В лесу». Представьте себя в лесу. Дидактическая игра «Натуралист». Послушайте звуки леса. Голоса каких животных вы узнали? Какое животное лишнее? Какие животные из услышанных вами присутствуют в рассказе «Кабан». | Выполняют предоценку Работают с карточками. Приложение 5. Выполняют проверку, самооценку. Слушают звукозапись. Определяют животных по голосу Отвечают | Индивидуальная | Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | На уроках русского языка вы учились писать изложение. Вы работали с текстом описанием и нашим учителем был Е. Чарушин. Вы писали дома сочинения о животных. Они представлены на выставке. - Какое название вы бы придумали для нашей выставки? «Пишем как Чарушин». А что значит, писать как Чарушин? (Любить животных, быть внимательным, наблюдательным, в речи использует прилагательные и сравнения). По желанию зачитываются несколько работ. | Подбирают название для выставки Обсуждают работы. | Самоопределение, определение объема материала, который еще предстоит освоить. | |
Рефлексия Итог урока | -Ребята , вы знаете, что информацию можно получить из различных источников. Каких? Игра «Социологический опрос» -Какой источник информации для первого знакомства с животными вы посоветовали бы использовать маме маленького 5-летнего мальчика? Книги Чарушина, энциклопедии, ресурсы Интернет. -У каждого есть жетончик. Прикрепите свой жетончик около того источника информации, который вы выбрали . Объясните свой выбор. - Итак, ребята, вы на сегодняшнем уроке были критиками. Нашли ли вы ответ на вопрос, поставленный в начале урока? Слайды 7,8,9. | Рефлексия содержания учебного материала Прикрепляют жетон около картинки с изображением книг Чарушина, энциклопедии, компьютера. Отвечают | Фронтальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результаты образовательной деятельности. |
Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание. -Написать синквейн «Творчество Чарушина» -Подготовить пересказ. | Выбирают по уровню трудности |
Приложение 1
Карточка для организации индивидуальной работы.
Соотнеси слово и его значение.
Анималист
-художник, скульптор, изображающий животных.
-художник,
специализирующийся на изображении пейзажей.
Зоосад
-это научно-просветительное учреждение, в котором содержатся в неволе, т.е. в клетках, вольерах или полувольно на огороженных площадках дикие животные.
-участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
Юмористический рассказ
-произведение, где автор изображает слабости и недостатки людей в смешном, комическом виде.
- произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей.
Приложение 2.
Разгадай кроссворд и ответь, чему учат рассказы Е.Чарушина.
По горизонтали:
1.Кто стоит на голове?
2.Кто бегает кругами?
3. Опасный персонаж рассказа?
4. Кто катает шар?
5.Кто съел метлу?
По вертикали:
6.То, чему учат произведения Е.Чарушина.
Приложение 3.
Карточка для организации выборочного чтения: «беседа ученого и писателя». Отрывки из энциклопедии для чтения «ученого - энциклопедиста»
Наиболее крупный из всех подвидов оленя, с большими ветвистыми рогами у самцов. В конце первого года жизни у самцов появляются костные бугры и начинают развиваться рога. К осени второго года они перестают расти и окостеневают. После сбрасывания этих рогов развиваются рога с 3—4 отростками. Наиболее мощные рога у самцов в возрасте 6—12 лет. Сбрасываются рога в начале весны.
В среднем крупнее и тяжелее леопарда, его вес достигает 68-130 кг. Тело его более коренастое, лапы короче и толще, а челюсти массивнее и напоминают морду тигра.
Представители данного вида имеют черный окрас и луноподобное белое пятно на груди, напоминающее латинскую букву V. Изредка встречаются коричневые особи. Их шею украшает длинная шерсть, напоминающая воротник. В зависимости от места обитания различают семь подвидов этих млекопитающих.
Очень крупное животное, длина тела которого составляет 5-8 метров. Масса тела при этом составляет около 6-7 тонн. Окрас тела представителей данного семейства животных является непримечательным. Наиболее часто встречается однообразно-серый окрас, но может животное быть окрашено и в коричнево-серый, или даже в бурый. Помимо своих размеров, выделяются эти животные наличием огромных ушей и длинного хобота.
Вид хищных млекопитающих из семейства псовых, является прямым предком домашней собаки. Одно из самых крупных современных животных в своём семействе: длина его тела (без учёта хвоста) может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота в холке — до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг.
Это крупная птица. Оперение большей части тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесистой местности.
Приложение 4.
1.Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.
2.Громадные, с белыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху толстые, как рыбы, — только шерсть торчит в стороны.
Прочитай тексты. Сравни. Во втором тексте найди и исправь ошибки.
Приложение 5. Карточка для организации индивидуальной работы. Дидактическая игра «Ассоциации».
Отгадайте по ключевым словам героя рассказа. Покажи стрелкой.
- Наблюдательный, любознательный, добрый, анималист, любит животных.
- Беспокойный, опасный, чавкает, секач, громадный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...