Рабочая программа по литературному чтению 4 кл 2022
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабосая программа по Литературному чтению для 4 класса Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl_rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_4_kl_id5281101.docx | 183.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
МОУ "Величненская ООШ\" Белёвского района Тульской области"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на педагогическом совете | заместитель директора по УВР | директор |
директор ___________Ачкасова Е.Н. | ______________Лапина Е. В. | ______________Ачкасова Е.Н. |
Протокол № 1 | Приказ № 121 | |
Протокол № 1 | от "31" 08. 2022 г. | от "31" 08. 2022 г. |
от "31" 08. 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5281101)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 4 класса начального общего образования
на 2022/2023 учебный год
Составитель: Ачкасова Елена Николаевна
учитель начальных классов
Новая Велична 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. На курс «Литературное чтение» в 4 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М.
М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны.
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный).
Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В.
И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения.
Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь —
особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А.
Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление).
Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др.
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.
Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;
— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
— различать художественные произведения и познавательные тексты;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
— понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
— соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
— характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
— осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно
формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
— составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
— сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);— использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях
контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1.1. | О Родине, | 7 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: страницы истории родной страны — тема фольклорных и авторских произведений (не менее четырёхпо выбору), объяснение пословицы «Родной свой край делами прославляй»; Кончаловская «Словоо побоище Ледовом», историческая песня «Кузьма Минин и Дмитрий | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru |
1.2. | Фольклор (устное | 9 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: обсуждение вопросов: «Что такоефольклор?», «Какие произведения относятся к фольклору?»,объяснение, приведение примеров; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru |
1.3. | Творчество | 6 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения; Пушкина, выполнение задания «Вспомните и назовите произведения»; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru | |
1.4. | Творчество | 3 | 1 | 1 | Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных произведений, определение жанра (басня) и автора (И. А. Крылов,Л. Н. Толстой), объяснение и ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты? Почему?», аргументация своего мнения; Хемницер «Стрекозаи муравей», Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» (не менее трёх по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru |
1.5. | Творчество М. Ю. Лермонтова | 4 | 1 | 1 | Разговор перед чтением: понимание общего настроения лирического произведения, творчество М. Ю. Лермонтова; | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru |
1.6. | Литературная сказка | 9 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: уточнение представлений о жанре сказки, расширение знаний о том, как и почему из глубины веков дошли до нас народные сказки, первые авторы литературных сказок; Слушание и чтение литературных сказок. Например,М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», П. П. Ершов«Конёк-Горбунок», В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», С. Т. Аксаков«Аленький цветочек», Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»; | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru |
1.7. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века | 7 | 1 | 1 | Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия; А. Фета«Весенний дождь», «Бабочка», В. А. Жуковского «Ночь»,«Песня», Е. А. Баратынского«Весна, весна! Как воздух чист!»,«Где сладкий шёпот…» (не менее пяти авторов по выбору); Работа с текстом произведения: упражнение в нахождениисравнений и эпитетов, олицетворений, метафор, выделениев тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомогослова в словаре, характеристика звукописи, определение видастроф; | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru | |
1.8. | Творчество Л. Н. Толстого | 7 | 1 | 1 | Игра «Вспомни и назови»: анализ предложенных отрывков из произведений Л. Н. Толстого, определение жанра, объяснение и ответ на вопрос «К каким жанрам относятся эти тексты?Почему?», аргументация своего мнения; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru |
1.9. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века | 6 | 1 | 1 | Разговор перед чтением: стихотворные произведения как способ передачи чувств автора, лирические и эпические произведения: сходство и различия; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru | |
1.10. | Произведения о | 10 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: взаимоотношения человека и животных, обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удержание учебной задачи и ответ на вопрос«На какой вопрос хочу получить ответ?»; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru |
1.11. | Произведения о детях | 13 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачи и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»(не менее трёх авторов); | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru | |
1.12. | Пьеса | 5 | 1 | 1 | Чтение вслух и про себя (молча) пьес. Например, С. Я. Маршак«Двенадцать месяцев», Е. Л. Шварц«Красная Шапочка» (одна по выбору); | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru |
1.13. | Юмористические произведения | 5 | 1 | 2 | Разговор перед чтением: обсуждение проблемного вопроса«Какой текст является юмористическим?»; Слушание и чтение художественных произведений, оценкаэмоционального состояния при Зощенко «Ёлка», «Не надо врать», Н. Н. Носова «Метро» (не менее двух произведений по выбору); Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств; Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации, отражающей комичность ситуации; Дифференцированная работа: придумывание продолжения рассказа; | Устный опрос; Практическая | Российская ucportal.ru | |
1.14. | Зарубежная | 7 | 0 | 2 | Разговор перед чтением: установление цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; | Устный опрос; Практическая |
1.15. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и | 4 | 1 | 2 | Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку: тема экскурсии «Зачем нужны книги»; Чтение очерков С. Я. Маршака «Книга — ваш друг и учитель», В. П. Бороздина «Первый в космосе», И. С. Соколова-Микитова «Родина», Н. С. Шер «Картины-сказки»; | Устный опрос; Письменный | Российская ucportal.ru | |
Резервное время | 34 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 14 | 24 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; | |
2. | О Родине, героические страницы истории. Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, народов России). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
3. | О Родине, героические страницы истории. Знакомство с культурно-историческим наследием России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества (по выбору). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
4. | О Родине, героические страницы истории. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
5. | О Родине, героические страницы истории. Осознание понятий: поступок, подвиг. Расширение представлений о народной и авторской песне: понятие «историческая песня», знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
6. | О Родине, героические страницы истории. Образ героев. Исторические страницы России. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
7. | О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков Структура текста. План. Пересказ. Обобщающий урок №1 по разделу: "О Родине, героические страницы истории". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный |
8. | Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
9. | Фольклор (устное народное творчество). Понимание культурного значения фольклора для появления художественной литературы. Обобщение представлений о малых жанрах фольклора. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
10. | Фольклор (устное народное творчество). Сказочники. Собиратели фольклора (А. Н.Афанасьев, В. И. Даль). Углубление представлений о видах сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
11. | Фольклор (устное народное творчество). Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
12. | Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Сравнение. Эпитет. Олицетворение. Метафора. Лирика. Образ. Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
13. | Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Народные былинно-сказочные темы в творчестве В. М. Васнецова. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
14. | Фольклор (устное народное творчество). Смысл и задачи фольклорных произведений. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
15. | Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Пересказ краткий. Иллюстрирование. Вн. чт.Читаем произведения-былины о героях-защитниках Русского государства. | 1 |
16. | Фольклор (устное народное творчество). Классификация фольклорных жанров. Обобщающий урок №2 по разделу: "Фольклор (устное народное творчество)". Контрольное чтение. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Письменный | |
17. | Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
18. | Творчество А. С. Пушкина. Углубление представления о средствах художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
19. | Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
20. | Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Сюжет. Эпизод. Смысловые части. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
21. | Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Тема. Идея. Заголовок. Вн. чт. Читаем сказки А.С. Пушкина. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
22. | Творчество А. С. Пушкина. Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Иллюстрации. Авторы иллюстраций. Обобщающий урок №3 по разделу: "Творчество А.С. Пушкина". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
23. | Творчество И. А. Крылова. Расширение круга чтения басен на примере произведений А. И. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого и других баснописцев. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
24. | Творчество И. А. Крылова. Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Вн. чт. Читаем басни И. А. Крылова. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
25. | Творчество И. А. Крылова. Басни стихотворные и прозаические. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Обобщающий урок №4 по разделу: "Творчество И. А. Крылова". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
26. | Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
27. | Творчество М. Ю. Лермонтова. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю.Лермонтова. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
28. | Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Анализ лексики. Вн. чт. Читаем произведения М. Ю. Лермонтова. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
29. | Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова. Тема и главная мысль (идея) произведения. Обобщающий урок №5 по разделу: "Творчество М.Ю. Лермонтова". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
30. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
31. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
32. | Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
33. | Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
34. | Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
35. | Литературная сказка. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю.Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
36. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
37. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Вн.чт. Сказки любимых писателей. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
38. | Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок. Расширение представлений о героях литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.Аксакова). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Обобщающий урок №6 по разделу: " Литературная сказка". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; |
39. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
40. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
41. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Анализ текста. Иллюстрации. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
42. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХIХ века: В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
43. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
44. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Вн. чт. Читаем произведения о природе поэтов и писателей ХIХ века. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
45. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. Обобщающий урок по разделу: "Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века". Обобщающий урок№7 по разделу: Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
46. | Творчество Л. Н. Толстого. Расширение представлений о творчестве Л. Н. Толстого: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
47. | Творчество Л. Н. Толстого. Первоначальное представление о повести как эпическом жанре. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
48. | Творчество Л. Н. Толстого. Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
49. | Творчество Л. Н. Толстого. Углубление представлений об особенностях художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
50. | Творчество Л. Н. Толстого. Заголовок Содержание произведения План. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
51. | Творчество Л. Н. Толстого. Виды рассказа рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Сравнение по структуре, содержанию. Вн. чт. Читаем произведения Л.Н. Толстого. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
52. | Творчество Л. Н. Толстого. Анализ героев. Читатель, автор, герой. Обобщающий урок №8 по разделу: "Творчество Л.Н. Толстого". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
53. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
54. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
55. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Расширение круга чтения лирических произведений поэтов ХХ века: И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
56. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
57. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов. План.Пересказ. Вн. чт. Читаем произведения о природе поэтов и писателей ХХ века. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
58. | Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Углубление представлений о средствах выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Анализ текстов. Лексики. Обобщающий урок №9 по разделу: "Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХХ века". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; |
59. | Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений. Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
60. | Произведения о животных и родной природе. Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы— тема произведений литературы. Расширение круга чтения на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина.Составление разных видов плана. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
61. | Произведения о животных и родной природе. Расширение круга чтения. Любимые произведения. Аннотации. Рассказ. Произведения о животных и родной природе. Иллюстрации и репродукции. Описание. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
62. | Произведения о животных и родной природе. Анализ и сравнение текстов (герои , сюжет) А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
63. | Произведения о животных и родной природе. Тема, основная мысль (идея). Заголовок. Характеристика героев. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
64. | Произведения о животных и родной природе. Автор, герой, читатель. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
65. | Произведения о животных и родной природе. Разные виды пересказа, цель, структура. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
66. | Произведения о животных и родной природе. Литературный герой, персонаж, характер. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
67. | Произведения о животных и родной природе. Эпизод, смысловые части Композиция. Иллюстрации. Вн. чт.Читаем произведения о животных и о родной природе. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
68. | Произведения о животных и родной природе. Тема охраны природы в произведениях. Смысл. Нравственные ценности. Обобщающий урок №10 по разделу: Произведения о животных и о родной природе". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; |
69. | Произведения о детях. Расширение тематики произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере содержания произведений А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского и др. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
70. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Авторское отношение к героям, лексика , сюжет. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
71. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Рассказ о героев. Построение высказывания. Анализ. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
72. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, поведение, поступки героев. Номинативный план. Вопросный план. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
73. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, Характеристика героев, описание. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
74. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Прогнозирование по заголовку. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
75. | Произведения о детях. Портреты героев. Иллюстрирование. Работа с информацией в тексте. Выборочное чтение. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
76. | Произведения о детях. Сюжет.Последовательность событий. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
77. | Произведения о детях. Эпизод, смысловые части. Композиция. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
78. | Произведения о детях. Упражнение в составлении вопросов (в том числе проблемных) к произведению. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
79. | Произведения о детях. Словесный портрет героя как его характеристика. Подробное и краткое описание на основе текста. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
80. | Произведения о детях. Составление вопросов по тексту. Главная и второстепенная информация. Вн. чт. Читаем произведения о детях. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
81. | Произведения о детях. Произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Формирование нравственных ценностей и позиций. Обобщающий урок №11 по разделу: "Произведения о детях". | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
82. | Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; | |
83. | Пьеса. Пьеса —произведение литературы и театрального искусства. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
84. | Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
85. | Пьеса. Понятия: пьеса, действие, персонажи, диалог, ремарка, реплика. Вн. чт. Читаем пьесы -сказки. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
86. | Пьеса. Анализ действующих лиц, обсуждение проблем. Структура пьесы. Особенности. Обобщающий урок №12 по разделу: "Пьеса".Контрольное чтение. | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; |
87. | Юмористические произведения. Расширение круга чтения юмористических произведений на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина, М. М. Зощенко. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
88. | Юмористические произведения. Герои юмористических произведений. Характеристика, описание. Анализ. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
89. | Юмористические произведения. Герои юмористических произведений. Характеристика, описание. Анализ. Юмористические произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
90. | Юмористические произведения. Понятие юмора. Юмор в жизни и произведениях художественной литературы. Юмористические произведения. Слушание и чтение художественных произведений. Высказывание о проблемах и вопросах. Вн.чт. Читаем юмористические произведения. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Практическая работа; |
91. | Юмористические произведения. Прогнозирование по заголовку. Составление текстов. Анализ лексики. Обобщающий урок № 13 по разделу: "Юмористические | 1 | 1 | 0 | Устный опрос; Тестирование; | |
92. | Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
93. | Зарубежная литература. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
94. | Зарубежная литература. Особенности приключенческой литературы. Работа с дополнительной информацией, смысловые части, выбор отрывков из текста по цели. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
95. | Зарубежная литература. Обмен мнениями по сюжету произведений. Структура высказывания (рассуждение, описание, повествование). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; | |
96. | Зарубежная литература. Тема. Идея. Заголовок. Содержание произведения Эпизод, смысловые части. Анализ текста. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
97. | Зарубежная литература. Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнивание героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев. | 1 | 0 | 1 | Практическая работа; | |
98. | Зарубежная литература. Средства художественной выразительности. Вн. чт. Читаем произведения зарубежных писателей. Зарубежная литература. Работа с текстовой и иллюстративной информацией. | 1 | 0 | 1 | Устный опрос; Тестирование; | |
99. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). | 1 | 0 | |||
100. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. | 1 |
101. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. | 1 | ||||
102. | Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Задачи библиографической литературы. Вн. чт. Подготовка творческого проекта на темы «Русские писатели и их произведения», «Сказки народные и литературные», «Картины природы в творчестве поэтов», «Моя любимая книга». | 1 | ||||
103. | 1 | |||||
104. | 1 | |||||
105. | 1 | |||||
106. | 1 | |||||
107. | 1 | |||||
108. | 1 | |||||
109. | 1 | |||||
110. | 1 | |||||
111. | 1 | |||||
112. | 1 | |||||
113. | 1 | |||||
114. | 1 | |||||
115. | 1 | |||||
116. | 1 |
117. | 1 | |||||
118. | 1 | |||||
119. | 1 | |||||
120. | 1 | |||||
121. | 1 | |||||
122. | 1 | |||||
123. | 1 | |||||
124. | 1 | |||||
125. | 1 | |||||
126. | 1 | |||||
127. | 1 | |||||
128. | 1 | |||||
129. | 1 | |||||
130. | 1 | |||||
131. | 1 | |||||
132. | 1 | |||||
133. | 1 | |||||
134. | 1 | |||||
135. | 1 | |||||
136. | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 13 | 25 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
. Примерные рабочие программы начального общего образования «Литературное чтение 1-4» / Институт стратегии развития образования российской академии образования – М., 2021
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.. Литературное чтение 4 кл. Учебник для общеобразоват. органи-заций в 2ч, Ч 1. М.: Просвещение;
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.. Литературное чтение 4 кл. Учебник для общеобразоват. органи-заций в 2ч, Ч 2. М.: Просвещение;
CD диск электронное приложение к учебнику
4. Методическое пособие 4 класс. М.: Просвещение, 2019.
5. Бойкина М.В., Виноградская Л. А. Рабочая тетрадь. Литературное чтение. 4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа http: // resh.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал "Информационные коммуникационные технологии в образовании" http://www. ict.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ЦОР) http://www. school-
collection.edu.ru
Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного порталаhttp://www.musik.edu.ru Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства:
1. - мультимедийный проектор
2. - ноутбук
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Технические средства:
1. - мультимедийный проектор
2. - ноутбук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основании Примерной образовательной программ...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс 2021/2022 уч.год
Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основ...
Рабочая программа по литературному чтению, 1-4 классы, УМК "Начальная школа 21 века", 2021-2022 уч.год
Рабочая программа по литературному чтениюАвтор учебника: Ефросинина Л.А....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс 2021 - 2022 учебный год
Обучающийся научится:- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;- осмысленно, правильно читать целыми словами;- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;- подробно пере...