Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел I . Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение » для учащихся 1-4 классов разработана на основе примерной рабочей программы по литературному чтению, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (пр. № 3/21 от 27.09.2021 г.)
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 393 от 06.10.2009 года );
- Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ» на 2019-2023 гг;
- Устава МАОУ «СОШ №24 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1 – 4 классов направлена на формирование естественно – научной грамотности учащихся и организацию изучения литературного чтения на деятельностной основе. В программе учтены возможности предмета в реализации требований ФГОС НОО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а так же межпредметные связи естественно – научных учебных предметов на уровне начального общего образования.
В программе определены основные цели изучения литературного чтения на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения курса литературного чтения: личностные, метапредметные, предметные (на углубленном уровне).
В данной рабочей программе учебный материал распределен по годам обучения (по классам) , в ней соблюдена последовательность изучения тем, основанная на логике развития предметного содержания.
Рабочая программа составлена с учетом мировых требований, предъявляемых к естественнонаучному образованию. Учтены традиции российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу непрерывного образования и саморазвития, а так же целостность общекультурного , личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа предполагает плавный переход от «Букваря» Л.Е.Журовой к учебному предмету «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах и предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания (один раз в неделю).
Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.
Знакомство с жанрами и темами произведений, основными признаками сказки, стихотворения, рассказа позволяет развивать литературоведческие понятия младших школьников. Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
В основу программы положены такие принципы, связанные с требованиями ФГОС ООО, как личностно ориентированный, культурно ориентированный, деятельностно ориентированный.
Цели и задачи:
Цели:
- формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей,
- осознание школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в нем;
- овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;
- овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
- формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
- развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
- воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.
Задачи программы:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное ;
- Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы восприятия текста;
- Формирование культуры осознанного восприятия образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
- учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;
- формирование коммуникативных умений, обучающихся (умение слушать, кратко и выразительно излагать свои мысли);
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие диалогической и монологической (устной и письменной) речи младших школьников;
- воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
- формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста, обучение универсальным видам деятельности – наблюдению, сравнению, анализу;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
- формирование эстетического отношения к действительности и нравственных чувств у обучающихся;
- развитие способностей к творческой деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 часов в году (4 часа в неделю, 34 учебных недели). С учётом календаря на 2021 - 2022 учебный год будет проведено 127 уроков, программный материал будет реализован в полном объёме. Срок реализации программы 1 год.
Место учебного курса «Литературное чтение» 1 - 4 в учебном плане школы.
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество часов в неделю | 4 | 4 | 4 | 3 |
Количество часов в год | 132 | 136 | 136 | 102 |
В учебном плане школы на изучение учебного курса «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю, из них 4 часа из обязательной части.
Сведения об УМК:
1 класс:
- Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Литературное чтение: 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / − М.: Вентана-Граф, 2019.
- Дидактические материалы по литературному чтению: для 1 класса / − М.: Вентана-Граф, 2019.
- Литературное чтение:, 1 класс: методическое пособие / — М.: Вентана-Граф, 2019.
2 класс:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / - М.: Вентана-Граф, 2020
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2020.
3. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ - М.: Вентана-Граф, 2020.
4. М.И. Оморокова. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / - М.: Вентана-Граф, 2020.
5. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 2 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.
6. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Веyтана-Граф, 2020
3 класс:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / - М.: Вентана-Граф, 2021
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2021.
3. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ - М.: Вентана-Граф, 2021.
4. М.И. Оморокова. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / - М.: Вентана-Граф, 2020.
5. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 3 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.
4 класс:
1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / - М.: Вентана-Граф, 2021
2. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2021.
3. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 4 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.
Рабочая программа составлена с учётом модуля «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ:
- Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки – путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины, интеллектуальные марафоны, уроки-исследования, фронтальную, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
- Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока.
- Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям, к прекрасному, к природе, к родному краю.
- Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся..
- Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
- Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии:
- культуроохранные;
- культуротворческие;
- исследовательские;
- проектные;
- этнокультурные;
- социозащитные;
- технология развития целостного восприятия и мышления;
- технология развития чувствования;
- технология развития мотивации;
- технология развития личности;
- технология развития группы;
- технология развития ресурса успеха.
Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
- освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития;
- развитию эффективного общения;
- развитию управленческих способностей;
- формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;
- приобретению социокультурного опыта.
Раздел II. Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературному чтению для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотическое воспитание:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
- осознание российской гражданской идентичности;
- становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной учебной деятельности.
Эстетическое воспитание:
- сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика;
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности
- восприимчивость к различным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в учебной деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
- профилактика умственного и физического утомления.
Трудовое воспитание:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности;
- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред;
- ориентация на планирование поступков и оценке их возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
- понимание и постановка учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формирование познавательной учебной задачи;
- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
- овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
В результате изучения предметного курса «Литературное чтение» на уровне начального общего образования
У выпускника на базовом уровне будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
– установка на здоровый образ жизни;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник на базовом уровне получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
«Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев;
–узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
–оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
«Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
– находить в тексте произведения сравнения, обращения;
– находить в тексте и читать диалоги героев;
– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
«Творческая деятельность»
Ученик научится:
– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
– придумывать истории с героями изученных произведений;
– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
–создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
«Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
– получать информацию о героях, произведении или книге;
– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
– дополнять таблицы, схемы, модели;
– сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
–находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
–дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
– находить в тексте информацию о героях произведений.
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного.
Ученик научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нѐм информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Ученик получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации.
Ученик научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Оценка информации.
Ученик научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Ученик научится:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
Ученик получит возможность научиться:
-выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
Ученик научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию;
-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
-набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Ученик научится:
-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);
-описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных.
Ученик получит возможность научиться:
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
-составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);.
-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
-критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений
Ученик научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать диаграммы, планы территории и пр.;
-создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Ученик получит возможность научиться:
-представлять данные; -создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Ученик научится:
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Ученик получит возможность научиться:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Раздел III. Содержание и тематическое планирование по темам раздела с учетом программы воспитания в 3 классе
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица».
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок), «Сказка о царе Салтане…», стихи («Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». «Няне»), К.Г .Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»; А.Н Майков. «Осень», А.А .Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Кот поёт глаза прищуря…»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет». «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня), «Лебеди», «Зайцы». «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода». (рывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.П. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина Стихи о Родине (отрывки), «Я покинул родимый дом…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы), С.В.Михалков «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина «Выскочка», «Моя Родина», «Жаркий час»; В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Шарль Перро «Подарки феи», Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре», Дж.Лондон «Волк», «Э Сетон - Томсон «Чинк» (в сокращении).
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе
№ п/п | Раздел (блок учебника) | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 16 |
2 | Басни | 5 |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 9 |
4 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчев, А.Н. Майкова, А.А. Фета | 5 |
5 | Произведения Л.Н. Толстого | 10 |
6 | Произведения Н.А. Некрасова | 7 |
7 | Произведения А.П. Чехова | 6 |
8 | Сказки зарубежных писателей | 4 |
9 | Стихи русских поэтов | 7 |
10 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка | 7 |
11 | Произведения А.И. Куприна | 7 |
12 | Стихи С.А. Есенина | 7 |
13 | Произведения К.Г. Паустовского | 10 |
14 | Произведения С.Я. Маршака | 4 |
15 | Произведения Л. Пантелеева | 6 |
16 | Произведения А.П. Гайдара | 5 |
17 | Произведения М.М. Пришвина | 7 |
18 | Произведения зарубежных писателей | 7 |
ИТОГО | 127 часов |
Примерное планирование проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки. | Время выполнения |
Первое полугодие | ||
1 | Навык чтения вслух. Текущая проверка. | сентябрь |
2 | Навык чтения молча. Текущая проверка. | октябрь |
3 | Выразительность чтения. Текущая проверка. | сентябрь - октябрь |
4 | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка. | октябрь - ноябрь |
5 | Тест ( вид текущей проверки) | сентябрь - октябрь |
6 | Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка. | в течение полугодия |
7 | Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка. | в конце четверти |
8 | Навык чтения вслух. Итоговая проверка. | ноябрь |
9 | Навык чтения молча. Итоговая проверка. | ноябрь - декабрь |
10 | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка. | декабрь |
11 | Тест ( вид итоговой проверки) | декабрь |
12 | Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка. | в течение полугодия |
13 | Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка. | в конце полугодия |
Второе полугодие | ||
1 | Навык чтения вслух. Текущая проверка. | январь - февраль |
2 | Навык чтения молча. Текущая проверка. | февраль |
3 | Выразительность чтения. Текущая проверка. | один раз в четверть |
4 | Начитанность и читательские умения. Текущая проверка. | март |
5 | Тест ( вид текущей проверки) | март |
6 | Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка. | в конце четверти |
7 | Навык чтения вслух. Итоговая проверка. | апрель |
8 | Навык чтения молча. Итоговая проверка. | май |
9 | Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка. | апрель - май |
10 | Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка. | май |
11 | Тест ( вид итоговой проверки) | май |
12 | Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка. | в течение полугодия |
13 | Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка. | в конце года |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2021-2022 УЧ. ГОД
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во час | Дата | |
План | Факт | ||||
Устное народное творчество | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | 1 | 02.09 | ||
Пословицы. Какие бывают пословицы. Учебная хрестоматия. Загадки, пословицы. | 1 | 03.09 | |||
Русские народные сказки. «Самое дорогое» | 1 | 06.09 | |||
«Про Ленивую и Радивую» | 1 | 08.09 | |||
Сказки о животных. Учебная хрестоматия. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч» | 1 | 09.09 | |||
«Дрозд Еремеевич» | 1 | 10.09 | |||
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. | 1 | 13.09 | |||
Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках. | 1 | 15.09 | |||
Учебная хрестоматия. Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц» | 1 | 16.09 | |||
Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. | 1 | 17.09 | |||
Жанры фольклора («Проверьте себя»). | 1 | 20.09 | |||
Былины. «Добрыня и Змея» | 1 | 22.09 | |||
«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» | 1 | 23.09 | |||
«Вольга и Микула». | 1 | 24.09 | |||
Былины. Учебная хрестоматия. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | 1 | 27.09 | |||
Учебная хрестоматия. «Первый бой Ильи Муромца» | 1 | 29.09 | |||
Учебная хрестоматия. «Алёша Попович». | 1 | 30.09 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | 1 | 01.10 | |||
Басни | Басни. Эзоп. «Лисица и виноград»; И. А. Крылов. «Лиса и виноград». | 1 | 04.10 | ||
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учебная хрестоматия. Эзоп. «Ворон и Лисица». | 1 | 06.10 | |||
Учебная хрестоматия. И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». | 1 | 07.10 | |||
Учебная хрестоматия. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А. Е. Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | 08.10 | |||
Такие разные басни («Проверьте себя»). | 1 | 11.10 | |||
Русские поэты | Произведения А. С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...» | 1 | 13.10 | ||
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Учебная хрестоматия. «Бой Руслана с гигантской головой». | 1 | 14.10 | |||
«Сказка о царе Салтане...». | 1 | 15.10 | |||
«Сказка о царе Салтане...» (продолжение). | 1 | 18.10 | |||
«Сказка о царе Салтане...» (окончание). | 1 | 20.10 | |||
Русские писатели | К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Учебная хрестоматия. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 21.10 | ||
Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...» | 1 | 22.10 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | 1 | 25.10 | |||
Русские поэты | А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер». | 1 | 27.10 | ||
А. С. Пушкин. «Няне». | 1 | 28.10 | |||
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | 29.10 | |||
А. Н. Майков. «Осень». | 1 | 08.11 | |||
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» | 1 | 10.11 | |||
Стихи русских поэтов. Учебная хрестоматия. И. А. Бунин. «Листопад» | 1 | 11.11 | |||
Русские писатели | Произведения Л. Н. Толстого «Два брата» (сказка) | 1 | 12.11 | ||
«Белка и волк» (басня) | 1 | 15.11 | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | 17.11 | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» | 1 | 18.11 | |||
Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». | 1 | 19.11 | |||
Учебная хрестоматия. «Лев и собачка». | 1 | 22.11 | |||
Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок». | 1 | 24.11 | |||
Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | 25.11 | |||
Былина «Как боролся русский богатырь» | 1 | 26.11 | |||
Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Ореховая ветка» | 1 | 29.11 | |||
А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 | 01.12 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | 1 | 02.12 | |||
Русские поэты | Произведения Н. А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | 03.12 | ||
Учебная хрестоматия. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) | 1 | 06.12 | |||
Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень...» | 1 | 08.12 | |||
Учебная хрестоматия. Н. А. Некрасов «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум». | 1 | 09.12 | |||
Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | 10.12 | |||
К. И. Чуковский. «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». | 1 | 13.12 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | 1 | 15.12 | |||
Русские писатели | Произведения А.П. Чехова. Повесть «Степь» (отрывок). | 1 | 16.12 | ||
Учебная хрестоматия. Стихи русских поэтов | 1 | 17.12 | |||
А. П. Чехов. «Ванька». | 1 | 20.12 | |||
Н. С. Шер. «О рассказах А. П. Чехова» | 1 | 22.12 | |||
Учебная хрестоматия. Л. Андреев. «Кусака» | 1 | 23.12 | |||
Комплексная контрольная работа | 24.12 | ||||
Зарубежная литература | «Сказки зарубежных писателей». Ш. Перро. «Подарки феи» | 1 | 27.12 | ||
Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | 1 | 10.01 | |||
Русские поэты | Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | 12.0113.01 | ||
Стихи русских поэтов. И. С. Никитин. «Русь». | 1 | 14.01 | |||
И. С. Никитин. «Утро». | 1 | 17.01 | |||
И. 3. Суриков. «Детство». | 1 | 19.01 | |||
Русские писатели | Учебная хрестоматия. А. П. Чехов «Белолобый» | 1 | 20.01 | ||
Русские поэты | С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | 1 | 21.0124.01 | ||
Зарубежная литература | Учебная хрестоматия. Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 | 26.01 | ||
Русские писатели | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш» | 1 | 27.01 | ||
Рассказ «Приёмыш» (продолжение). | 1 | 28.01 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя») | 1 | 31.01 | |||
Рассказ «Приёмыш» (окончание). | 1 | 03.02 | |||
Сказка «Умнее всех». | 1 | 04.02 | |||
Слушание и работа с детской книгой. Учебная хрестоматия. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». | 1 | 09.02 | |||
Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» (окончание) | 1 | 10.02 | |||
Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка («Проверьте себя») | 1 | 11.02 | |||
Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» | 1 | 14.02 | |||
Рассказ «Синяя звезда» (продолжение) | 1 | 16.02 | |||
Рассказ «Синяя звезда» (окончание) | 1 | 17.02 | |||
Рассказ «Барбос и Жулька» | 1 | 18.02 | |||
Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание) | 1 | 21.02 | |||
Учебная хрестоматия. «Собачье счастье». | 1 | 24.02 | |||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | 1 | 25.02 | |||
Русские поэты | Стихи С. А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». | 1 | 28.02 | ||
«Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | 02.03 | |||
«Берёза» | 1 | 03.03 | |||
«Бабушкины сказки» | 1 | 04.03 | |||
Стихи о природе | 1 | 09.03 | |||
Поэзия С. Есенина («Проверьте себя») | 1 | 10.03 | |||
Русские писатели | Учебная хрестоматия. В. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | 11.03 | ||
Произведения К. Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко» | 1 | 14.03 | |||
Сказка «Стальное колечко» (продолжение) | 1 | 16.03 | |||
Сказка «Стальное колечко» (окончание) | 1 | 17.03 | |||
Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». | 1 | 18.03 | |||
Научно-познавательные рассказы. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди» | 1 | 21.03 | |||
Учебная хрестоматия. «Заячьи лапы» | 1 | 23.03 | |||
Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб» | 1 | 24.03 | |||
Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб» (окончание) | 1 | 25.03 | |||
Учебная хрестоматия. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 1 | 04.04 | |||
Учебная хрестоматия. С. Михалков «Ошибка» | 1 | 06.04 | |||
Творчество К. Паустовского («Проверьте себя») | 1 | 07.04 | |||
«Моя любимая книга» | 1 | 08.04 | |||
Русские поэты | Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» | 1 | 11.04 | ||
Стихотворение «Ландыш» | 1 | 13.04 | |||
Учебная хрестоматия. Пьеса-сказка «Кошкин дом» | 1 | 14.04 | |||
В. Субботин «С Маршаком» | 1 | 15.04 | |||
Русские писатели | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» | 1 | 18.04 | ||
Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» (окончание) | 1 | 20.04 | |||
Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» | 1 | 21.04 | |||
Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» (окончание) | 1 | 22.04 | |||
Учебная хрестоматия. «Фенька» | 1 | 25.04 | |||
Учебная хрестоматия. «Новенькая» | 27.04 | ||||
Контрольная работа («Проверьте себя»). | 1 | 28.04 | |||
Произведения А. П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень» | 1 | 29.04 | |||
Произведения А. П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 1 | 04.05 | |||
Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар» | 1 | 05.05 | |||
Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» | 1 | 06.05 | |||
Произведения М. М. Пришвина. Очерк «Моя Родина» | 1 | 11.05 | |||
Произведения М. М. Пришвина о животных. Учебная хрестоматия. Рассказ «Двойной след» | 1 | 12.05 | |||
Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка» | 1 | 13.05 | |||
Рассказ-описание «Жаркий час» | 1 | 16.05 | |||
В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | 18.05 | |||
126 127 | Творчество М. Пришвина («Проверьте себя») Резервный урок | 1 1 | 19.05 20.05 |
| Наименование темы | Кол -во часов | Основные направления воспитательной деятельности | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 | Устное народное творчество | 16 | Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов. Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству. Воспитание нравственных норм поведения. Воспитание активного интереса и любви к России, её прошлому и настоящему, готовность служить своей стране. | Урок-конференция по теме: «Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик» Урок-инсценировка по теме: «Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка» Урок-викторина по теме: «Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора» Урок-смотр знаний по теме: «Жанры фольклора («Проверьте себя»)» |
2 | Басни | 5 | Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища. Воспитание культуры общения. Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов. Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству. Воспитание нравственных норм поведения. | Театрализованный урок по теме: «Басни. Эзоп. «Лисица и виноград»; И. А. Крылов. «Лиса и виноград». Урок-концерт по теме: «И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учебная хрестоматия. Эзоп. «Ворон и Лисица». |
3 | Произведения А.С. Пушкина | 9 | Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его. Формирование умения давать характеристику герою, оценивать поступки с точки зрения морали; анализировать и комментировать сказочные события. | Мультимедиа-урок по теме: «Произведения А. С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...» Урок-КВН с презентацией по теме: ««Сказка о царе Салтане...» (окончание) Урок-ролевая игра по теме: ««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
4 | Русские писатели XIX века | 10 | Воспитание любви к Родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. | Просмотр обучающего фильма по теме: «Произведения Л. Н. Толстого «Два брата» (сказка)» Урок-конференция по теме: «Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». Урок-сказка по теме: «Былина «Как боролся русский богатырь» |
5 | Русские поэты XIX века | Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях. Развитие умения совершать правильный выбор в отношении событий произведений. | Урок-концерт по теме: ««Произведения Н. А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок)» Урок-творческий отчет по теме: «Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | |
6 | Зарубежная литература | Формирование умений анализа текста, сравнения сюжетов, героев и их поступков. Воспитание ценности свободы , чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений. | Мультимедиа-урок по теме: «Братья Гримм «Умная дочь крестьянская» Урок-театр по теме: ««Сказки зарубежных писателей». Ш. Перро. «Подарки феи» | |
7 | Русские писатели XX века | Формирование умения взаимодействовать в группах и парах; анализировать и давать оценку поступкам и героям произведений; налаживать позитивные межличностные отношения в классе. Формирование доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время Формирование ценностного отношения к природе через общечеловеческие ценности жизни, осознавая себя частью природного мира. Привитие бережного отношения к среде обитания человека и переживание чувства красоты, гармонии, совершенства. | Урок-диспут по теме: «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш» Урок-игра по теме: «Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга». Урок-творческий отчет по теме: «Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка («Проверьте себя») Урок-игра по теме: «Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» Урок-дискуссия по теме: «Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка» | |
8 | Русские поэты XX века | Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях. Развитие умения совершать правильный выбор а отношении событий произведений; анализировать поэтическое выражение картин поэтами. Формирование ценности красоты и гармонии человеческих поступков; эмоционально- позитивного отношения к поступкам героев.
| Урок-презентация по теме: «Стихи С. А. Есенина. Стихи о природе» Урок-обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-
В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального стандарта начального...