Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Борисова Анна Дмитриевна

 Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. "Школа XXI века" 2021-2022

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I . Пояснительная записка

            Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение »   для учащихся  1-4   классов разработана на основе примерной рабочей программы  по литературному чтению, одобренной решением федерального учебно-методического  объединения по общему образованию  (пр. № 3/21 от 27.09.2021 г.)

       Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 393 от  06.10.2009 года );
  • Приказа Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
  • Основной образовательной программы начального  общего образования МАОУ «СОШ № 24 г. Улан-Удэ»  на 2019-2023 гг;
  • Устава МАОУ «СОШ №24 г. Улан-Удэ».

   Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» 1 – 4 классов направлена на формирование естественно – научной грамотности учащихся и организацию изучения литературного чтения на деятельностной основе. В программе учтены возможности предмета в реализации требований ФГОС НОО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а так же межпредметные связи естественно – научных учебных предметов на уровне начального общего образования.

   В программе определены основные цели изучения литературного чтения на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения курса литературного чтения: личностные, метапредметные, предметные (на углубленном уровне).

   В данной рабочей программе учебный материал распределен по годам обучения (по классам) , в ней соблюдена последовательность изучения тем, основанная на логике развития предметного содержания.

   Рабочая программа составлена с учетом мировых требований, предъявляемых к естественнонаучному образованию. Учтены традиции российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу непрерывного образования и саморазвития, а так же целостность общекультурного , личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции преподавания учебного предмета «Литературное чтение»   

Рабочая программа предполагает плавный переход от «Букваря» Л.Е.Журовой к учебному предмету «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах и предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания (один раз в неделю).

Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных (синтетических) приемов чтения слов (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.

Знакомство с жанрами и темами произведений, основными признаками сказки, стихотворения, рассказа позволяет развивать литературоведческие понятия младших школьников. Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

   В основу  программы положены такие принципы, связанные с требованиями ФГОС ООО, как личностно ориентированный, культурно ориентированный, деятельностно ориентированный.  

Цели и задачи:

  Цели:

  • формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей,
  •  осознание школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в нем;
  •  овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;
  • овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
  • формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
  • развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
  • воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.

 Задачи программы: 

  •   обеспечивать полноценное восприятие учащимися                литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное ;
  • Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы восприятия текста;
  • Формирование культуры осознанного восприятия образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
  •   учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  •   систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  •   включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  •   формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  •   расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;
  • формирование коммуникативных умений, обучающихся (умение слушать, кратко и выразительно излагать свои мысли);
  •  овладение речевой и коммуникативной культурой;
  • развитие диалогической и монологической (устной и письменной) речи младших школьников;
  • воспитание интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора;
  • формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста, обучение универсальным видам деятельности – наблюдению, сравнению, анализу;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  • формирование эстетического отношения к действительности и нравственных чувств у обучающихся;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс  включительно. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

На изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится  136 часов в году (4 часа  в неделю, 34 учебных недели).  С учётом календаря на 2021 - 2022 учебный год будет проведено 127 уроков, программный материал будет реализован в полном объёме. Срок реализации программы 1 год.

Место учебного курса «Литературное чтение» 1 - 4 в учебном плане школы.

Класс

1

2

3

4

Количество часов в неделю

4

4

4

3

Количество часов в год

132

136

136

102

В учебном плане школы на изучение учебного курса «Литературное чтение» отводится 4 часа в неделю, из них  4 часа из обязательной части.

Сведения об УМК:

1 класс:

  1. Л.Е. Журова,  А.О. Евдокимова, Литературное чтение: 1 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /  −  М.: Вентана-Граф, 2019.
  2. Дидактические материалы по литературному чтению:  для 1 класса / −  М.: Вентана-Граф, 2019.
  3. Литературное чтение:, 1 класс: методическое пособие / — М.: Вентана-Граф, 2019.

2 класс:

      1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /  - М.: Вентана-Граф, 2020

2.  Л.А. Ефросинина.  Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2020.

3.  Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ - М.: Вентана-Граф, 2020.

4.  М.И. Оморокова. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / - М.: Вентана-Граф, 2020.

5. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 2 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.

6.        Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Веyтана-Граф, 2020

3 класс:

1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /  - М.: Вентана-Граф, 2021

2.  Л.А. Ефросинина.  Литературное чтение: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2021.

3.  Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ - М.: Вентана-Граф, 2021.

4.  М.И. Оморокова. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / - М.: Вентана-Граф, 2020.

5. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 3 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.

4 класс:

     1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 /  - М.: Вентана-Граф, 2021

2.  Л.А. Ефросинина.  Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2021.

3.  Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Методическое пособие: 4 класс - М.: Вентана-Граф, 2020.

   Рабочая программа составлена  с учётом модуля  «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.  

      Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ:

  1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки – путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины, интеллектуальные марафоны, уроки-исследования, фронтальную, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
  2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока.
  3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий,  которые расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям,  к прекрасному,  к природе, к родному краю.
  4. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся..
  5. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
  6. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,  навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии:

  • культуроохранные;
  • культуротворческие;
  • исследовательские;
  • проектные;
  • этнокультурные;
  • социозащитные;
  •  технология развития целостного восприятия и мышления;
  • технология развития чувствования;
  • технология развития мотивации;
  • технология развития личности;
  • технология развития группы;
  • технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.

Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:

  • освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития;
  • развитию эффективного общения;
  • развитию управленческих способностей;
  • формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;
  • приобретению социокультурного опыта.

Раздел II. Планируемые результаты. 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературному чтению для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Патриотическое воспитание:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

-  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

- осознание российской гражданской идентичности;

- становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;

- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;

- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной учебной деятельности.

 Эстетическое воспитание:

- сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика;

- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности

- восприимчивость к различным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.  

Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;

- бережное отношение к  физиологическим системам организма, задействованным в учебной деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);

- профилактика умственного и физического утомления.

Трудовое воспитание:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности;

- трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;

-  интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологическое воспитание:

- бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред;

- ориентация на планирование поступков и оценке их возможных последствий для окружающей среды;

- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

 Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

  • понимание и постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формирование познавательной учебной задачи;
  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (1 – 4 КЛАССЫ) 

В результате изучения предметного курса «Литературное чтение» на уровне начального общего образования

У выпускника на базовом уровне будут сформированы:

 – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

 – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 – учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;

 – установка на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 – эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.

 Выпускник на базовом уровне получит возможность для формирования:

 – внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 – компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

«Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик  научится:

– осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

– читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

– правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

– моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

-высказывать суждения о произведении и поступках героев;

–узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

–оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

«Литературоведческая пропедевтика»

Ученик  научится:

– определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

– использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

– различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

– сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

– сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

– находить в тексте произведения сравнения, обращения;

– находить в тексте и читать диалоги героев;

– определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.

«Творческая деятельность»

Ученик  научится:

– читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

– моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

– придумывать истории с героями изученных произведений;

– пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

– инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

–создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

«Чтение: работа с информацией»

Ученик  научится:

– получать информацию о героях, произведении или книге;

– работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

– дополнять таблицы, схемы, модели;

– сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

–находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

–дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

– находить в тексте информацию о героях произведений.

Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного.

Ученик  научится:

 - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

 - делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведѐнное утверждение);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нѐм информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Ученик получит возможность научиться:

 - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Преобразование и интерпретация информации.

Ученик  научится:

 - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

 - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

 Ученик получит возможность научиться:

 - делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования;

 - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Оценка информации.

Ученик  научится:

 - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Ученик  научится:

 -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

Ученик получит возможность научиться:

 -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.

Ученик  научится:

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию;

-владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;

-набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете;

-сканировать рисунки и тексты.

 Ученик получит возможность научиться:

 -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Ученик  научится:

-подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты);

-описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ;

-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

 -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных.

Ученик получит возможность научиться:

-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;

-составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);.

-грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

-критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений 

Ученик  научится:

 -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

 -создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

-создавать диаграммы, планы территории и пр.;

 -создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Ученик получит возможность научиться:

 -представлять данные; -создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Ученик  научится:

 -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

 -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Ученик получит возможность научиться:

-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

 -моделировать объекты и процессы реального мира.

 

Раздел III. Содержание и тематическое планирование по темам раздела с учетом программы воспитания в 3 классе

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица».

Произведения А.С. Пушкина  «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок), «Сказка о царе Салтане…», стихи («Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». «Няне»), К.Г .Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»; А.Н  Майков.  «Осень», А.А .Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Кот поёт глаза прищуря…»;  И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет». «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого  «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня), «Лебеди», «Зайцы». «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода». (рывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), «Мужичок с ноготок» (отрывок),  «Славная осень! Здоровый, ядрёный…», К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы  «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.П. Куприна  «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина  Стихи о Родине (отрывки), «Я покинул родимый дом…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г.  Паустовского  «Стальное колечко», «Кот – ворюга», «какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы), С.В.Михалков «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г.Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина  «Выскочка», «Моя Родина», «Жаркий час»;  В.Чалмаев  «Воспоминания о М.М.Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Шарль Перро «Подарки феи», Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре», Дж.Лондон «Волк», «Э Сетон - Томсон «Чинк» (в сокращении).

Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе

№ п/п

Раздел (блок учебника)

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

16

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

9

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчев, А.Н. Майкова, А.А. Фета

5

5

Произведения Л.Н. Толстого

10

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П. Чехова

6

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Стихи русских поэтов

7

10

Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка

7

11

Произведения А.И. Куприна

7

12

Стихи С.А. Есенина

7

13

Произведения К.Г. Паустовского

10

14

Произведения С.Я. Маршака

4

15

Произведения Л. Пантелеева

6

16

Произведения А.П. Гайдара

5

17

Произведения М.М. Пришвина

7

18

Произведения зарубежных писателей

7

ИТОГО

127 часов

Примерное планирование проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки.

Время выполнения

Первое полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка.

сентябрь

2

Навык чтения молча. Текущая проверка.

октябрь

3

Выразительность чтения. Текущая проверка.

сентябрь - октябрь

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка.

октябрь - ноябрь

5

Тест ( вид текущей проверки)

сентябрь - октябрь

6

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка.

в течение полугодия

7

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка.

в  конце четверти

8

Навык чтения вслух. Итоговая  проверка.

ноябрь

9

Навык чтения молча. Итоговая  проверка.

ноябрь - декабрь

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка.

декабрь

11

Тест ( вид итоговой проверки)

декабрь

12

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка.

в течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка.

в  конце полугодия

Второе полугодие

1

Навык чтения вслух. Текущая проверка.

январь - февраль

2

Навык чтения молча. Текущая проверка.

февраль

3

Выразительность чтения. Текущая проверка.

один раз в четверть

4

Начитанность и читательские умения. Текущая проверка.

март

5

Тест ( вид текущей проверки)

март

6

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Текущая проверка.

в  конце четверти

7

Навык чтения вслух. Итоговая  проверка.

апрель

8

Навык чтения молча. Итоговая  проверка.

май

9

Выразительность чтения подготовленного текста. Итоговая проверка.

апрель - май

10

Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка.

май

11

Тест ( вид итоговой проверки)

май

12

Литературная эрудиция – литературные диктанты. Текущая проверка.

в течение полугодия

13

Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка.

в  конце года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 НА 2021-2022 УЧ. ГОД

 

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во час

Дата

План

Факт

Устное народное творчество

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».

1

02.09

Пословицы. Какие бывают пословицы. Учебная хрестоматия. Загадки, пословицы.

1

03.09

Русские народные сказки. «Самое дорогое»

1

06.09

«Про Ленивую и Радивую»

1

08.09

Сказки о животных. Учебная хрестоматия. Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч»

1

09.09

«Дрозд Еремеевич»

1

10.09

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка.

1

13.09

Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках.

1

15.09

Учебная хрестоматия.  Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»

1

16.09

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора.

1

17.09

Жанры фольклора («Проверьте себя»).

1

20.09

Былины. «Добрыня и Змея»

1

22.09

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»

1

23.09

«Вольга и Микула».

1

24.09

Былины. Учебная хрестоматия.  «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

1

27.09

Учебная хрестоматия. «Первый бой Ильи Муромца»

1

29.09

Учебная хрестоматия. «Алёша Попович».

1

30.09

Контрольная работа  («Проверьте себя»)

1

01.10

Басни

Басни. Эзоп. «Лисица и виноград»; И. А. Крылов. «Лиса и виноград».

1

04.10

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учебная хрестоматия. Эзоп. «Ворон и Лисица».

1

06.10

Учебная хрестоматия. И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

1

07.10

Учебная хрестоматия.  Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А. Е. Измайлов. «Филин и чиж».

1

08.10

Такие разные басни  («Проверьте себя»).

1

11.10

Русские поэты

Произведения А. С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...»

1

13.10

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Учебная хрестоматия.  «Бой Руслана с гигантской головой».

1

14.10

«Сказка о царе Салтане...».

1

15.10

«Сказка о царе Салтане...» (продолжение).

1

18.10

«Сказка о царе Салтане...» (окончание).

1

20.10

Русские писатели

К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Учебная хрестоматия.  А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

21.10

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

1

22.10

Контрольная работа («Проверьте себя»).

1

25.10

Русские поэты

А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер».

1

27.10

А. С. Пушкин. «Няне».

1

28.10

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1

29.10

А. Н. Майков. «Осень».

1

08.11

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

10.11

Стихи русских поэтов.

Учебная хрестоматия. И. А. Бунин. «Листопад»

1

11.11

Русские писатели

Произведения Л. Н. Толстого «Два брата» (сказка)

1

12.11

«Белка и волк» (басня)

1

15.11

Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»

1

17.11

Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»

1

18.11

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы».

1

19.11

Учебная хрестоматия. «Лев и собачка».

1

22.11

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

1

24.11

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

25.11

Былина «Как боролся русский богатырь»

1

26.11

Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой. «Ореховая ветка»

1

29.11

А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

01.12

Контрольная работа («Проверьте себя»)

1

02.12

Русские поэты

Произведения Н. А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

03.12

Учебная хрестоматия.  Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении)

1

06.12

Стихи Н. А. Некрасова о природе «Славная осень...»

1

08.12

Учебная хрестоматия. Н. А. Некрасов «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум».

1

09.12

Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

10.12

К. И. Чуковский. «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём».

1

13.12

Контрольная работа («Проверьте себя»).

1

15.12

Русские писатели

Произведения А.П. Чехова. Повесть «Степь» (отрывок).

1

16.12

Учебная хрестоматия. Стихи русских поэтов

1

17.12

А. П. Чехов. «Ванька».

1

20.12

Н. С. Шер. «О рассказах А. П. Чехова»

1

22.12

Учебная хрестоматия. Л. Андреев. «Кусака»

1

23.12

Комплексная контрольная работа

24.12

Зарубежная литература

«Сказки зарубежных писателей». Ш. Перро. «Подарки феи»

1

27.12

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре».

1

10.01

Русские поэты

Учебная хрестоматия. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

12.0113.01

Стихи русских поэтов. И. С. Никитин. «Русь».

1

14.01

И. С. Никитин. «Утро».

1

17.01

И. 3. Суриков. «Детство».

1

19.01

Русские писатели

Учебная хрестоматия. А. П. Чехов «Белолобый»

1

20.01

Русские поэты

С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

1

21.0124.01

Зарубежная литература

Учебная хрестоматия. Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

1

26.01

Русские писатели

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш»

1

27.01

Рассказ «Приёмыш» (продолжение).

1

28.01

Контрольная работа («Проверьте себя»)

1

31.01

Рассказ «Приёмыш» (окончание).

1

03.02

Сказка «Умнее всех».

1

04.02

Слушание и работа с детской книгой. Учебная хрестоматия.  Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко».

1

09.02

Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Постойко» (окончание)

1

10.02

Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка («Проверьте себя»)

1

11.02

Произведения А. И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда»

1

14.02

Рассказ «Синяя звезда» (продолжение)

1

16.02

Рассказ «Синяя звезда» (окончание)

1

17.02

Рассказ «Барбос и Жулька»

1

18.02

Рассказ «Барбос и Жулька» (окончание)

1

21.02

Учебная хрестоматия. «Собачье счастье».

1

24.02

Контрольная работа («Проверьте себя»).

1

25.02

Русские поэты

Стихи С. А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...».

1

28.02

 «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

02.03

«Берёза»

1

03.03

«Бабушкины сказки»

1

04.03

Стихи о природе

1

09.03

Поэзия С. Есенина («Проверьте себя»)

1

10.03

Русские писатели

Учебная хрестоматия. В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

11.03

Произведения К. Г. Паустовского. Сказка «Стальное колечко»

1

14.03

Сказка «Стальное колечко» (продолжение)

1

16.03

Сказка «Стальное колечко» (окончание)

1

17.03

Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга».

1

18.03

Научно-познавательные рассказы. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

1

21.03

Учебная хрестоматия.  «Заячьи лапы»

1

23.03

Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб»

1

24.03

Учебная хрестоматия. «Тёплый хлеб» (окончание)

1

25.03

Учебная хрестоматия. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

04.04

Учебная хрестоматия. С. Михалков «Ошибка»

1

06.04

Творчество К. Паустовского («Проверьте себя»)

1

07.04

«Моя любимая книга»

1

08.04

Русские поэты

Произведения С. Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»

1

11.04

Стихотворение «Ландыш»

1

13.04

Учебная хрестоматия. Пьеса-сказка «Кошкин дом»

1

14.04

В. Субботин «С Маршаком»

1

15.04

Русские писатели

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово»

1

18.04

Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово» (окончание)

1

20.04

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель»

1

21.04

Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель» (окончание)

1

22.04

Учебная хрестоматия. «Фенька»

1

25.04

Учебная хрестоматия. «Новенькая»

27.04

Контрольная работа («Проверьте себя»).

1

28.04

Произведения А. П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень»

1

29.04

Произведения А. П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

04.05

Стихотворение С. В. Михалкова «Аркадий Гайдар»

1

05.05

Очерк К. Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

1

06.05

Произведения М. М. Пришвина. Очерк «Моя Родина»

1

11.05

Произведения М. М. Пришвина о животных. Учебная хрестоматия. Рассказ «Двойной след»

1

12.05

Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка»

1

13.05

Рассказ-описание «Жаркий час»

1

16.05

В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине»

1

18.05

126

127

Творчество М. Пришвина («Проверьте себя»)

Резервный урок

1

1

19.05

20.05

 

         

Наименование темы

Кол -во часов

Основные направления

воспитательной деятельности

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

1

Устное народное творчество

16

 Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов.

Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству.

Воспитание нравственных норм поведения.

Воспитание активного интереса и любви к России, её прошлому и настоящему, готовность служить своей стране.

 Урок-конференция по теме: «Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик»

Урок-инсценировка по теме: «Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка»

Урок-викторина по теме: «Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора»

Урок-смотр знаний по теме: «Жанры фольклора («Проверьте себя»)»

2

 Басни

5

Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Воспитание сознательного отношения к процессу обучения.

Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища.

Воспитание культуры общения.

Формирование нравственного совершенствования, поведения, взглядов.

Побуждение обучающихся к честности, милосердию, мужеству.

Воспитание нравственных норм поведения.

Театрализованный урок по теме: «Басни. Эзоп. «Лисица и виноград»; И. А. Крылов. «Лиса и виноград».

Урок-концерт по теме: «И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Учебная хрестоматия. Эзоп. «Ворон и Лисица».

3

Произведения А.С. Пушкина

9

 Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его.

Формирование умения давать характеристику герою, оценивать поступки с точки зрения морали; анализировать и комментировать сказочные события.

  Мультимедиа-урок по теме: «Произведения А. С. Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...»

Урок-КВН с презентацией по теме: ««Сказка о царе Салтане...» (окончание)

Урок-ролевая игра по теме: ««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4

Русские писатели XIX века

10

Воспитание любви к Родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Просмотр обучающего фильма по теме: «Произведения Л. Н. Толстого «Два брата» (сказка)»

Урок-конференция по теме: «Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы».

Урок-сказка по теме: «Былина «Как боролся русский богатырь»

5

Русские поэты XIX века

Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях.

Развитие умения совершать правильный выбор в отношении событий произведений.

Урок-концерт по теме: ««Произведения Н. А. Некрасова. Стихи Н. А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок)»

Урок-творческий отчет по теме: «Стихи Н. А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

6

Зарубежная литература

Формирование умений анализа текста, сравнения сюжетов, героев и их поступков.

Воспитание ценности свободы , чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений.

Мультимедиа-урок по теме: «Братья Гримм «Умная дочь крестьянская»

Урок-театр по теме: ««Сказки зарубежных писателей». Ш. Перро. «Подарки феи»

7

Русские писатели XX века

Формирование умения взаимодействовать в группах и парах; анализировать и давать оценку поступкам и героям произведений; налаживать позитивные межличностные отношения в классе.

Формирование доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время

Формирование ценностного отношения к природе через общечеловеческие ценности жизни, осознавая себя частью природного мира.

Привитие бережного отношения к среде обитания человека и переживание чувства красоты, гармонии, совершенства.

Урок-диспут по теме: «Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. Рассказ «Приёмыш»

Урок-игра по теме: «Юмористические рассказы. К. Г. Паустовский «Кот-ворюга».

Урок-творческий отчет по теме: «Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка («Проверьте себя»)

Урок-игра по теме: «Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово»

Урок-дискуссия по теме: «Произведения М. М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка»

8

Русские поэты XX века

Формирование умения чувствовать настроение поэта и лирического героя, выражая это в своих высказываниях.

Развитие умения совершать правильный выбор а отношении событий произведений; анализировать поэтическое выражение картин поэтами.

Формирование ценности красоты и гармонии человеческих поступков; эмоционально- позитивного отношения к поступкам героев.

 

Урок-презентация по теме: «Стихи С. А. Есенина. Стихи о природе»

Урок-обобщение по теме: «Поэтическая тетрадь»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...