Урок литературного чтения во 2 классе. Житков Б.С. "Храбрый утёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения во 2 классе.УМК "Школа России". Б.С. Житков "Храбрый утенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения во 2 классе. Житков Б.С. "Храбрый утёнок" | 519.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Б. Житков «Храбрый утенок»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста.
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;
- получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные:
- познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;
- коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве;
- регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.
Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: портрет Б. Житкова, учебник
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? (О братьях наших меньших)
- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)
- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)
-Выразительное чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ», ответы на вопросы
3. Постановка целей урока
— Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на част и, пересказывать текст.)
4. Работа по теме урока
- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза
Кто же это? …(стрекоза)
- Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)
- Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).
- А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)
- Какая же стрекоза на самом деле? (рассказ ученика)
Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют дозорщиками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.
- Кто же второй герой?
Удивительный ребёнок
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок).
- Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)
- Как называют его мать? (Утка)
- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)
- Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)
- А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)
- Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам)
— Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)
- Итак, наши гости - стрекоза и утенок, готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними, и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
(На доске: портрет писателя, иллюстрации героев – стрекозы и утёнка, название рассказа).
Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета — Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений, и среди них — удивительная книга «Что я видел». Герой се — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась -
Над водою закружилась.
- Открытие нового знания.
а) Сообщение темы урока.
Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».
б) Задание перед чтением.
- Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце ответить на вопрос: это рассказ или сказка?
в) Первичное чтение произведения целиком.
(Читает учитель)
г) Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Это сказка или рассказ? Почему?
- Как хозяйка накормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетела ли стрекоза ещё раз?
- Каким был утёнок Алёша?
(ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЁННЫЙ) (на доске)
- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)
- Как вы относитесь к героям произведения?
- На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему?
д) Подготовка к самостоятельному чтению.
- Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.
1.Руб-лен-ных ---рубленных
Стре-ко-та-ла ----стрекотала
Рас-ска-за-ли ---рассказали
Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься
За-жуж-жа-ла ---зажужжала
По-ло-ман-ным ---поломанным
Хо-зяй-ка ---хозяйка
Храб-рец ---храбрец
Хвас-тун ---хвастун
На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась
- Значение каких слов вам не понятно?
Физкультминутка № 2
- Закрепление изученного материала.
1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
1 ч.
С чего начинается рассказ?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?
Как озаглавишь 1 часть? (Хозяйка кормит утят)
2 ч.
Почему утята не ели?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 части?
Как озаглавишь? (Утята боятся стрекозы)
3 ч.
Чему удивлялась хозяйка?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 части?
Как озаглавишь? (Удивление хозяйки)
4 ч.
Кто к ним приходил в гости?
Что происходило между ними?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части?
Как озаглавишь 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)
5 ч.
Что произошло?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч?
Как озаглавишь 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)
6 ч.
Как озаглавишь 6 ч? (Довольные утята)
Составление плана.
Хозяйка кормит своих утят.
Боялись стрекозы.
Удивление стрекозы…Должно быть утята заболели.
Разговор Алёши с утятами.
Алёша прогоняет стрекозу.
Довольные утята кушают и Алёшу.
2)Работа в группах.
Задания в конвертах.
1 группа.
Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.
2 группа.
Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.
План разрезан на отдельные полоски.
- Итог урока.
Учитель: Ребята, а сейчас утёнок Алёша задаст вам вопросы. Вопросы от утёнка Алёши.
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)
8. Рефлексия.
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
-Красный квадрат, я активно работал на уроке!
- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
- Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок.
- Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изложение по опорным словам 2 класс( По Б. Житкову "Храбрый утёнок"( с презентацией)
Изложение по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок", с использованием опорных слов....
Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России. Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация.
Литературное чтение. 2 класс. УМК Школа России.Б. Житков "Храбрый утёнок". Презентация....
Литературное чтение 2 класс Б.Житков «Храбрый утёнок»
Презентация к уроку....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»"
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (Урок 2)"
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»...
Урок литературного чтения. 3 класс . Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Определение темы и главной мысли
Конспект урока по литературному чтению....
Урок литературного чтения. 3 класс . Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок». Рассказ от лица героя.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс....