Конспект урока по чтению в специальной (коррекционной) школе в 4 классе "В гостях у сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок чтение "В гостях у сказки" для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению в 4 классе

«В гостях у сказки»

Цель: Актуализация знаний детей о русских народных сказках

Задачи: 

Образовательные:

Обобщать знания детей о русских народных сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев;

Развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать;

Развивать связную речь, расширять активный словарь;

Коррекция и развитие памяти, мышления, слухового восприятия.

Воспитательные:

Приобщать детей к народной культуре – знанию сказок;

Воспитывать дружелюбие, справедливость.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Назовите, какое сейчас время года, какой месяц, число, день недели. Какой урок по счёту, как называется предмет? (опрос детей)

На столе стоит сундучок.

- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит сундучок. Вы хотите узнать, что в нём находится? (ответы детей). Открыть его сможем, если вы правильно ответите на все вопросы по теме урока.

II. Речевая разминка

На уроках чтения мы много говорим. Что нужно сделать, чтобы лучше говорить? (речевую разминку)

Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок» сделаем глубокий вдох носом, задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.

Прочитаем чистоговорку вместе:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Ру-ру-ру – мы закончили игру.

III. Включение в учебную деятельность

Актуализация знаний

- Ребята, вы любите сказки?

- Что такое сказка?

Сказка - это фантастический рассказ. Звери, растения, предметы в сказках разговаривают как люди. В сказках бывает волшебство. В сказках часто бывает счастливый конец.

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказки по особому начинаются:

Жили-были ………

В некотором царстве, в некотором государстве …………

Однажды ………..

IV. Постановка целей и определение темы урока

Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какое, вы узнаете, если определите тему урока (отгадать зашифрованные слова)

В ХЯТСОГ У ИКЗАКС.

(прочитать слова наоборот)

- Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

V. Работа по теме урока

Закрываем глаза, считаем до трёх. Открываю доску, на ней яблоня с яблоками.

- Послушайте отрывок и скажите, из какой он сказки. Читают дети.

«Она всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала. И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается. («Крошечка-Хаврошечка»).

На дереве растут яблочки-загадки, давайте яблочки соберём и ответим на вопросы.

- Кто в рнс самая хитрая и изворотливая? (лиса)

- Что опустил в прорубь герой из сказки «Лиса и волк»? (хвост)

- Из какого предмета угощал журавль лису? (из кувшина)

- Кто сломал «Теремок»? (медведь)

- Где живёт Баба-яга? (в избушке на курьих ножках)

Кто по счёту первый тянул репку в сказке «Репка»? (выберите соответствующий атрибут и покажите, как ходит дедушка); Кто второй тянул репку? (задание тоже); Кто третий? (задание тоже); Кто четвёртый? (задание тоже); Кто пятый? (задание тоже); Кто шестой? (задание тоже).

- Сколько человек тянули репку? (3)

- Как звали сестрицу, у которой братец стал козлёночком? (Алёнушка)

- Сказочный персонаж, который сначала поймал щуку, а потом отпустил её. (Емеля)

- Кто на сметане мешён, на окошке стужён? Круглый бок, румяный бок, а зовётся
(колобок)

- Кто помог сестре спасти братца в сказке «Гуси-лебеди»? (Мышка)

- Из чего сварил кашу солдат? (Топор)

Хорошо, справились с заданием Яблоньки, идём дальше. (Помещаю на доску лису с конвертом).

-  Посмотрите, ребята, у лисы в зубах конверт. В конверте сообщения. Нам с вами нужно узнать, кто их отправил. Зачитывают сообщения дети.

«Спасите, нас съел серый волк» (козлята)

«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко» (мышка)

«Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь, я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша)

«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул» (медвежонок)

«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)

Хорошо, отгадали, кто отправил сообщения.

Открывается доска, на ней изображено озеро и лебедь.

- Ребята, по озеру плавают гуси-лебеди. Они тоже приготовили для вас задания.

1. «Собери картинку из сказки» (индивидуальная работа)

У вас в конвертах разрезные карточки. Каждому из вас нужно собрать картинку, назвать сказку и героев этой сказки. (сказка «Царевна лягушка», сказка «Гуси-лебеди» сказка «Теремок», сказка «Емеля», сказка «Снегурочка», сказка «Репка», сказка «Волк и 7 козлят»). Проверяю правильность выполнения задания.

2. Прослушайте отрывки из сказок и скажите, как они называются. Читают отрывки дети.

«Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мёртвая. – Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл впереди.» («Лисичка-сестричка и серый волк»)

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямили,

Приподняли, опустили.

Вправо-влево повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

«Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке и бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок залезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!» («Маша и медведь»)

3. Следующее задание называется «Сказки перепутались». Читают задание дети.

Ребята, вам нужно внимательно послушать и ответить, какие сказки перепутались.

«Выпил Иванушка водичку из копытца и превратился в козлёночка. Увидела Алёнушка и заплакала, а Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше: влезь ко мне в левое ухо, вылезь из правого – вот и стану я снова человеком». (перепутались сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»)

«Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за дедку, дедка за репку…» (Перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Репка»).

4. Следующее задание, вам нужно ответить на сложные вопросы:

- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…,  Долго ли, коротко ли, далеко ли, близко…)

- Какими словами обычно заканчиваются сказки? (Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец!, И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

- Почему сказки называются народными? (ответы детей)

- Какие чудеса совершаются в сказках? (несуществующие животные, происходят чудеса, животные, растения разговаривают)

- Чему учат сказки? (ответы детей)

Ребята, вы все задания выполнили, на все вопросы ответили. Теперь можно и сундучок открыть. (в сундучке медали «Знаток сказок», сладкие сувениры).

VI. Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие по русским народным сказкам. Вопросы к детям:

  • Вам понравился урок?
  • Как назывался наш урок?
  • Что понравилось больше всего?
  • Чему учат сказки?

«Она всё сделала, что коровушка ей завещала:

голодом голодала, мяса её в рот не брала,

косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая!

Яблочки на ней висят наливные,

листья шумят золотые,

веточки гнутся серебряные.

Кто ни едет мимо – останавливается,

кто проходит близко – заглядывается».

«Спасите, нас съел серый волк»

«Очень расстроена, нечаянно разбила яичко»

«Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь, я придумала,

как обмануть медведя. Скоро буду дома»

«Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»

«Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»

«Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мёртвая. – Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл впереди»

«Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке и бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок залезу, за тобой следить буду!

- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!»

«Выпил Иванушка водичку из копытца и превратился в козлёночка. Увидела Алёнушка и заплакала, а Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше: влезь ко мне в левое ухо, вылезь из правого – вот и стану я снова человеком»

«Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за дедку, дедка за репку…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в специальной коррекционной школе VIII вида

урок чтения в специальной коррекциооной школе VIII вида "Зимнее утро" А.С. Пушкин...

Доклад "Особенности применения методики Мисаренко Г.Г на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида"

В докладе учитель делится опытом применения на уроках чтения методики Мисаренко Г.Г с целью улучшения техники чтения у учащихся, автоматизации навыков чтения....

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"

Конспект урока по математике в специальной (коррекционной) школе в 3 классе для обучающихся I варианта. Тема урока "Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 18"....

Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов

Конспект открытого урока по чтению для специальных (коррекционных) классов: 1 класс: Чтение текста по предложениям "Наши рисунки"2 класс: Чтение стихотворения "Подружки поссорились...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Уроки русского языка занимают одно из основных мест в общей системе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья и говорят и слышат, н...