Бытовые сказки. Конспект внеурочного занятия.
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Конспект "Бытовые сказки" можно использовать как для урока литературного чтения, так и для внеурочного занятия В мире сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Бытовые сказки64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Усть-Таркская СОШ

Открытое занятие по внеурочной деятельности «В мире сказок»

В 4 «В»  классе

Классный руководитель: Соловьева Елена Владимировна

Тема: «Бытовые сказки»

Цели: Формировать представление о сказках как о жанре фольклора;

Обучающая:

      • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях;
     • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к чтению;

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

Планируемые  УУД:

Познавательные:

-совершенствовать  навыки выразительного чтения,  интерес к изучению устного народного творчества.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Используемые технологии: ТРКМЧ

                                                     

Ход занятия:

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Адаптационный этап.

1) Орг. момент

Всем, всем - добрый день!

 Прочь с дороги, злая лень!

 Не мешай учиться,

 Не мешай трудиться!

 Ну, ребята, чур, молчок!

 Начинается урок.

Все расселись по местам, никому не тесно,

 По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Алине, Алина передаёт …..

- А теперь передадим улыбку нашим гостям.

- Я рада приветствовать Вас на занятии кружка, присаживайтесь.

Стоят в кругу, дарят улыбки приветствия

2.Актуализация знаний.

2) Постановка проблемы

3.Основной этап.

Скажите, а какой праздник приближается? (слайд 1)

Что является символом Нового года? (слайд 2)

Верно. Вот и на нашем занятии присутствует символ этого замечательного праздника.

Но наша елочка не просто для украшения, она поможет нам в предстоящей работе. И назовем мы ее «деревом предсказаний»

Ребята,  а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Может быть, у вас есть какие то пожелания, что вы ждете от сегодняшнего занятия? Давайте побудем предсказателями. Для этого вам сейчас нужно написать свои предположения на листочках, а в конце занятия мы посмотрим, что исполнилось из ваших желаний. Ведь, как известно « под Новый год чудеса случаются…»

(слайд 3)

- А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

 Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.

 Но нет ничего интересней, чем наши любимые, добрые…

 -Действительно ли вы любите сказки? Почему?

 -А что такое сказка?

(слайд 4)

Сказки – это вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощенная в слове. Сказки воплощают в себя мечты о доброй, справедливой жизни, а их положительные герои, люди мужественные и благородные совершают подвиги во имя любви, красоты, правды.

 В мире много сказок

 Грустных и смешных

 И прожить на свете

 Нам нельзя без них!

-Давайте вспомним, какие бывают сказки?

(после ответов слайд 5)

- Вспомните авторов, которые писали сказки?

-Но сегодня мы не будем говорить об авторских сказках, а остановимся на каких сказках?

- Что мы уже с вами знаем о народных сказках?

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уста в уста, из поколения в поколения. У каждого народа свои сказки. Сегодня будем говорить о русских народных сказках и вспомним, какие они бывают.

Существует три вида русских народных сказок. Об одном из этих видов мне помогут рассказать некоторые ребята из нашего класса, поэтому я попрошу их приготовиться (актеры уходят за ширму)

Давайте вспомним, какие это сказки?

А какие особенности у волшебных сказок? Приведите примеры.

 (Волшебные сказки - это сказки, где происходят всевозможные приключения, превращения, волшебство, где человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей Горыныч. Все в них фантастично.)

Что характерно для сказок о животных? (действующими лицами являются животные, дикие и домашние, птицы и рыбы. Отношения между ними очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей. Например, мы говорим: хитер как лисица, голоден как волк, труслив как заяц, болтлив как сорока.)

Молодцы. А о каком виде русских народных сказках мы еще не сказали?

Готовясь к нашему сегодняшнему занятию, мы с ребятами решили показать вам одну из таких сказок.

Приглашаю актеров на сцену!

Сказку мы сейчас покажем.

Все готовы. В добрый час

Начинаем наш рассказ!

 Инсценировка русской народной сказки « Кому горшок мыть».

-Сказка у нас получилась занимательная,

Поучительная, да воспитательная

С интересными моментами

Поблагодарим мы вас аплодисментами.

 А сейчас обсудим увиденное.

 -Прежде всего, хочу спросить, к какому виду сказок относится данная сказка?

 -Почему?

 -Можем ли мы представить, что такое в действительности могло произойти?

 

 -Назовите действующие лица.

 -На какие две группы их можно разделить?

-Кто является положительным героем?

 -Кто отрицательным героем?

-Вы знаете, каждая сказка нас чему - то учит. (слайд 6. 3 щелчка) Сказки нас учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и сильными. Они учат нас как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину, помогать и защищать слабых. Выдуманный мир сказок всегда несет с собой мудрую мысль. Недаром говорят «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! »

 -Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?

Новый год.

елка

Оформляют «дерево предсказаний»

Дети отгадывают загадку

Сказки.

-дети высказывают свое мнение.

Сказка - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Сказка – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества.

авторские и народные.

А. С. Пушкин, Шарль Перро, Андерсен, братья Гримм, Бажов, и др.

народных

отвечают

волшебные, сказки о животных.

(«Гуси - Лебеди», «По – щучьему велению», «Два Мороза», «Жар – птица и Василиса – царевна», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сказка об Иване –царевичи и сером волке» и т.д

(«Волк и семеро козлят», «Волк и коза», «Петух и курица», «Колобок», «Три медведя», «Битый небитого везет», «Лиса и кувшин».

инсценирование

(Нет волшебства, нет приключений, превращений, герои простые люди, нет волшебных вещей) .

Положительн. и отрицательные.

Не лениться

4.Рефлексия

Хорошо. Скажите, а вы любите получать подарки на новый год? Где обычно оставляет Дед мороз подарки? (слайд 7)

А елочка, какая должна быть? Давайте выберем игрушки для этого наряда (предлагаю корзину с игрушками 16 шт. 4-х цветов)

Деление на группы по цветам.

Посмотрите, а что лежит под нашей елочкой?

А что это за шляпы, зачем они здесь?

Это, ребята «6 шляп  мышления». Т.е. с их помощью мы, что будем делать?

К сожалению, у нас только 4 группы, поэтому я предлагаю вам выбрать по одной.

Итак, (слайд 8) Белая шляпа: Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем. Вам, ребята нужно придумать «толстые и тонкие» вопросы по содержанию сказки.

Красная шляпа: эмоциональная.

Что я чувствую после увиденного? Ч то особенно понравилось?

Черная шляпа: негативная. Что не понравилось.

Желтая шляпа: позитивная. Стоит ли это делать? И для вас задание: из предложенных пословиц выберите те, которое подходят к нашей теме.

Зеленая шляпа: творческая. Вы должны составить рифмованный синквейн, по теме нашей сказки.

Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет - цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Молодцы! Давайте посмотрим, что же сегодня исполнилось из ваших предположений.

 А теперь можно и елочку нарядить.  (слайд 9) Давайте развешаем игрушки, которые вы выбирали.

 Вот такая замечательная красавица у нас получилась! (слайд10)

Мы славно поработали сейчас,

 Спасибо вам, ребята, за работу,

 Не подвели меня и в этот раз,

 С великим удовольствием, конечно,

Скажу спасибо еще раз!

Урок сегодня был удачный,

 Не прошёл для вас он зря.

 Вы все очень постарались.

 А вам понравилось, друзья?

Если вам понравилось, выберите, пожалуйста, яркий воздушный шарик.

Ну что же за Новый год без фейерверка? Устроим? (подаю зубочистки, которыми ребята лопнут шары)

 (Если осталось время, заполняем таблички «П.М.И»)

Вот настал момент прощанья,

 Будет краткой наша речь,

 Говорим мы: «До свиданья!»,

 До счастливых новых встреч! (слайд 11)

Под елочкой

наряженная

Шляпы.

Не знают

размышлять

выбирает капитан команды

выполняют задания

Зачитываем несколько вариантов

Выходят капитаны команд и один из гостей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия "Сочиняем музыкальную сказку"

Конспект предназначен для проведения музыкального мероприятия в начальных классах. Цель занятия: развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, формировать определенные художественные...

Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)

В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»Цель: выявить уровень мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.Оборудов...

Конспект внеурочного занятия по английскому языку по теме "Сказки Матушки Гусыни"

Данный конспект внеурочного занятия разработан с целью ознакомления учащихся со сборником английской народной поэзии "Сказки Матушки Гусыни". Занятие построено в игровой форме, с использован...

План-конспект внеурочного занятия "Сказки К. Чуковского"

План-конспект внеурочного занятия по чтениюКласс: 2Тема: «Сказки К. И. Чуковского»Направление: общеинтеллектуальноеФорма занятия: викторинаЦель: расширить представления детей о творчестве ...

Конспект внеурочного занятия: «Правила пользования бытовыми электроприборами», 3 класс, Курс: «ПроЭнергию»

Цель: закрепление знаний о бытовых электроприборах, формирование знаний о правилах техники безопасности пользованияэлектроприборами.Планируемые результаты:Личностные: научиться предвидеть опасные ситу...