карточка с вопросами к тексту Н. Сладкова "Подводные ежи"
материал по чтению (4 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Можно использовать для самостоятельной работы в 4 классе  к учебнику М.К. Антошина "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_po_soderzhaniyu_teksta_podvodnye_ezhi.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

1. Прочитай текст Н. Сладкова « Подводные ежи».  Выполни задания.

Николай Сладков. Подводные ежи

В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки. Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш. И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у лягушки.

Ростом ёрш с мизинчик. А если с указательный палец, то это уже ершовый старик.

Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось и уставилось на меня точками тёмных глаз.

Это ерши — старик к старику! Самих-то незаметно: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза.

Я повис над ершами, свесив ласты. Ерши насторожились.

Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.

А сердитые и отважные взъерошили на горбу колючки — не подступись!

Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей. Ерши выжидали.

Я стал похрипывать в дыхательную трубку. Ерши не испугались. Я вытаращил глаза — им хоть бы что! Тогда я... чуть не сказал «плюнул на ершей»... Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, а махнул на ершей ластом и поплыл прочь. Да не тут-то было! От резкого взмаха ластом со дна взмыла и завихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки! Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила. Тучи ила клубились за мной, как тёмные грозовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.

Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе.

Я ещё не привык к глубине, это были ведь ещё мои первые шаги под водой. Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухватиться, чтобы не грохнуться с этакой высоты! Я повернул назад. Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей — всё живые души! Ерши-мизинчики плавают в полводы, а старики — на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё. Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза. Просто смотрю. И поэтому даже самые пугливые больше не падают набок, чтобы поднять со дна муть и спрятаться в ней. А самые сердитые не топорщат колючки на горбах.

Покладистые ребята, сообразительные. А колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!

1) Кого автор называет подводными ежами?________________________________________________

2) Что заметнее всего у ерша?____________________________________________________________

3) Как называют ерша , размером с указательный палец? _____________________________________

4) Как повели себя пугливые ерши при приближении к ним в воде человека?

______________________________________________________________________________________

5) Как повели себя сердитые и отважные ерши при приближении к ним в воде человека?

______________________________________________________________________________________

6) С кем сравнивает автор себя во время кружения над стаей ершей? ___________________________

7) Как автор стал «пугать» ершей? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

8) Почему ерши устремились за облаком мути, которая поднялась от движения ласт в воде?

______________________________________________________________________________________

9) С чем сравнивает автор тучи ила ? ______________________________________________________

10) Когда ерши перестали преследовать в воде автора? ______________________________________

11) Автор был опытным ныряльщиком на глубину или новичком?(подчеркните нужное слово)

Докажите это словами текста.__________________________________________________________

12) Найдите в предложении «сравнение» и подчеркните его:

 «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.

13) Восстановите фразы:

как тёмные …………………… облака                                покладистые ……………, сообразительные

не ……………………….. на них глаза                                взъерошили на …………………. Колючки

14) Что самое главное в характере ершей? _______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки с вопросами по сказке "Девочка со спичками" для работы в группах

5 карточек с вопросами и вариантами ответов на них по сказке Андерсена "Девочка со спичками". Использую  для работы в группах....

Как научить детей отвечать на вопросы по тексту

Аннотация.Свою работу я посвятила проблеме, напрямую связанной с умением понимать прочитанный текст. Ситуация такова, что большинство детей при поступлении в школу не умеют отвечать на вопросы по текс...

Схемы и карточки с вопросами к теме "Животные"

Наглядный материал к теме "Животные" для 3 класса....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с творчеством Тима Соба...

Работа с текстом. Отвечаем на вопросы по тексту.

Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России". Список вопросов для работы с текстом учебника....

Технологическая карта урока «Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту»

Конспект урока по подробному изложению на уроке русского языка...