2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. | Сегодня мы будем говорить о вежливости, о добрых словах. Слова обозначающие благодарность , приветствие называются вежливыми. Вежливость-это соблюдение правил приличия Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.
Жан Жак Руссо»Истинная вежливость заключается в благожелательном (добром )отношении к людям» И в самом деле нельзя отказывать человеку , который начинает свою просьбу словами «будьте добры» пожалуйста. А С.Я Маршак написал всем известное стихотворение «Ежели вы вежливы» Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее (стихотворение Музафара Алимбаева «Урок вежливости» ) (Ребёнок читает стихотворение) Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста василина Уступите старухе. Ежели вы вежливы И к совести не глухи В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы То сидя на уроке Не будете с товарищем Трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы, то есть сами.
Произнося вежливые слова мы желаем всем родным, знакомым хорошего настроения, Хотим, чтобы весь день у них был радостным и светлым, добрым. Поэтому и произносить эти слова на любом языке надо с улыбкой и настроением. Вот как об этом сказано в стихотворении Коркина «Я и солнышко».
Солнышко ясное встало «Доброе утро!- сказало «Доброе утро»-кричу я. Весёлым прохожим, кристина На утро похожим. А дождик в окно Стучит, да стучит. И без солнца темно «Доброе утро!»- друзья , всё равно.
|
- Давайте вспомним какие произведения о вежливости мы читали на уроках? Учебник стр. 174 Стихотворение «Очень вежливый индюк» Исценировка. Объявился в доме вдруг Очень вежливый Индюк Раз по тридцать в день не реже, Он кричал «Эй вы, невежи, Заходите что ли в гости поучится вежливости. Я и сам-кричал индюк Доктор вежливых наук . И жена моя- пример, замечательных манер. Даже когда спит она Видно что воспитана. Не стесняйся, ты, осёл! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь как рыба? Говори, приду , спасибо! Ты не будь свиньёй, свинья Ждёт тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты своё свиное рыло».
| Как ни бился он, однако К Индюку никто не шёл. Ни корова , ни собака, ни хавронья, ни осёл. Посинел Индюк от злости «Не идут нахалы в гости. Зря пропали все труды, Все они балды-балды». И добавил с высоты Своего величия. «Не усвоили скоты, правила приличия!»
|
- А как звали главного героя произведения «Волшебное слово» В.А Осеева (Павлик)
Но быть вежливым, не только говорить вежливые слова, но и правильно вести себя в общественном месте (кинотеатре, магазине) и просто на улице, в транспорте и даже за столом. Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. «Юности честное зерцало или показания к житейскому похождению» Некоторые правила из этой книги живут и сейчас • Не хватай первым блюдо, не дуй в жидкое, брызгало. • Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не болтай • Не утирай губ рукою и не пей жидкое, пока пищи не проглотишь. • Над ествою не чавкай как свинья,и головы не чиши.
А вот вам советы, если соберётесь идти в гости -перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтоб не наследить - если на улице снег или дождь, стряхни шапку на лестнице - не входи в комнату не постучавшись - здороваться с хозяином и хозяйкой, а остальным слегка поклонись и скажи «здравствуйте» Существуют правила этикетаНу а почему перчатку снимаем.Сняв перчатку с правой руки , показываем, что в руке у нас не зажато оружие, что мы относимся к встречному доброжелательно.
А отчего мы снимаем головной убор. Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране. Входя в дом, рыцари снимали шлем, как бы говоря этим жестом «я не опасаюсь тебя». Обычай этот сохранился до сих пор. Входя в комнату-снимаем шляпу. Этим мы показываем, что уважаем дом, в который пришли, уважаем живущих в нём людей. И это им приятно.
ФИЗМИНУТКА
Задания по группам СЛАЙД 6,
Индивидуальная работа со словарем.( 2 человека) Найти значение слов:СПАСИБО, БЛАГОДАРНОСЬ Проверка выполненной работы в группах СЛАЙД 7,8
СЛАЙД 9,10 ПИШИ ПРАВИЛЬНО, ЗАПИШИ В СЛОВАРИК СЛОВА
Все эти слова и поступки хороши, тогда когда человек человеку желает здоровья. Это почему то никак не получается у Петруси из стихотворения «Невежливая вежливость» Обещал отцу Петрусь «Я за вежливость берусь, Буду всех благодарить Первым «Здравствуй « говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. Только- только задремал На посту он ночь не спал. А Петрусь как заорёт «Здравствуй, дедушка Федот!» Дед ругнул его спросонок «Убирайся, пострелёнок»
Вот Петрусь догнал Иринку, Да как дёрнет за косынку «Ты куда, Иринка, стой Я здороваюсь с тобой» Та отпрянула в сторонку стеша Как невежлива девчонка! Нёс вожатый стопку книг А Петрусь с ограды прыг Чуть не сел ему на плечи, «Извините, добрый вечер!» «Ты»-вожатый закричал- И невежа и нахал! Петя очень удивлён Разве был невежлив он?
-Какие волшебные слова произносил Петрусь? - Почему так названо стихотворение? Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое всем знакомо и которое мы говорим при встрече- «Здравствуйте!»- очень старое слово. Оно связано со словом «дерево». Когда-то давно люди произнесли слово «Здравствуйте»,желая другим быть здоровыми как дерево –дуб. желаем человеку быть здоровым
Игра «Это я» -Кто из вас проснувшись бодро «С добрым утром» скажет твёрдо? - Кто из вас скажите, братцы, Забывает умываться? - У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? -Кто из вас в трамвае тесном Уступает старшим место? - Кто из вас молчит как рыба Вместо доброго «спасибо» -Кто быть вежливым желает, Малышей не обижает?
Слова вежливости, вежливое поведение порой творят чудеса. Стихотворение Юсупова «Прости» Папа разбил драгоценную вазу Бабушка с мамой нахмурились сразу Но папа нашёлся, взглянув им в глаза И робко и тихо «Простите» сказал, И мама молчит, улыбается даже - Мы купим другую, есть лучше в продаже, «простите» казалось, ну что тут такого, А вот ведь какое чудесное слово.
-А вот как можно оценить поступок мальчика? Стихотворение Юсупов «Кто кого любит». Пошёл я гулять и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички На крик прибежала девчонкина мать прохор Меня изловчилась за ухо поймать Попробовать что ли в сторонку куда-то -«Простите меня, - я шепнул виновато - «Ступай», улыбнулась, «Прощаю пока» И ухо моё отпустила рука. Простите , ура, убедился я снова Какое оно интересное слово!
-Можно ли сказать что мальчик искренне попросил прощения? Давайте ответим на вопрос на стр 186 №6 Рабочая тетрадь стр 65
Доброта нужна всем людям Пусть побольше добрых будет Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер» И не зря ведь есть у нас Арина Пожеланье «В добрый час» Доброта –она от века Украшенье человека.
СЛАЙД11 КЛЯНЕМСЯ ВСЕ: Клянёмся рыцарями быть, всегда «спасибо»говорить. Добрый день и до свидания- нет лучшего звания.
Домашнее задание СЛАЙ12 КОНЕЦ.
|
Беседа
Группа учащихся декларируют стихотворение.
Работа по учебнику
Фронтальная работа Учащиеся отвечают на вопросы
Работа по учебнику
Беседа
Работа в группах
Индивидуальная работа
Работа со словарём
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Группа учащихся декларируют стихотворение
Работа по учебнику.
Самостоятельная работа в тетради | Познавательные УУД: развитие любознательности, познавательного интереса. Личностные: Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, понимание необходимости внимания к собственному поведению Регулятивные УУД: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.
Познавательные УУД: уметь правильно определять ответ по описанию Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Познавательные УУД: Использование своего жизненного опыта, информации, полученной в разных источниках. Коммуникативные УУД: Сравнение, сопоставление, вывод, оформление своих мыслей в устной форме. Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих. Коммуникативные УУД: Сравнение, сопоставление, вывод, оформление своих мыслей в устной форме. Отвечать на вопросы, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.
Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Личностные: Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, понимание необходимости внимания к собственному поведению Регулятивные УУД: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей. Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению. Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Метапредметные: Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Регулятивные УУД: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. Коммуникативные УУД Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.
Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Личностные: Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, понимание необходимости внимания к собственному поведению
|