Технологическая карта. Литературное чтение 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Антонова Людмила Ивановна

Урок Литературного чтения в 3 классе . Тема " Ежели вы вежливы..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Технологическая карта

                                                                                                                                     Литературное чтение  3 класс

                                                                                                                                                    Обощающий урок  

  по теме «Ежели вы вежливы…»  

Учитель: Антонова Людмила Ивановна


Технологическая карта

Литературное чтение  3 класс

Обобщающий урок    «Ежели вы вежливы…»

Цель: способствовать развитию навыков чтения, умение работать в группах.

Задачи:

Образовательные:

1.        Познакомить учащихся с  новыми понятиям .

Познакомить правилами   и нормами  поведения человека в обществе.

2.        Учить применять «волшебные слова» в повседневной жизни.

Метопредметные:

1.        Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.

Регулятивные:

2.        Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Личностные:

1.        Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

2.        Воспитание вежливого человека.    

 

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

Выполнять  правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Образовательные УУД:

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Уметь приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей, выполнять некоторые правила этикета, проявлять готовность оказывать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность

Личностные:

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение,  понимание необходимости внимания к собственному поведению

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей,  регулирование  поведения  в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в

коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Метапредметные:

  Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль  над своими действиями, соблюдать правила коммуникации

Опорные понятия

Культура поведения, общения, этикет,благодарнось

Домашнее  задание

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника


Этапы урока, форма, краткое содержание

Деятельность учащихся

Дидактическое оснащение

Формы и виды  работы

УУД/ОУУН

1

Организационный момент. Сегодня мы проведём не совсем обычный урок- урок обобщения.

  Мы поговорим о вежливости, о дружбе, о культуре общения, о поведении в школе. СЛАЙД 1

А начнём его с игры СЛАЙД 2,3,4

Какова же тема нашего урока ?  СЛАЙД 5

 

Проверяют  готовность рабочего  места. Приветствуют гостей, учителя. Обсуждение целей урока.

Познавательные УУД

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Проектор

Компьютер

Колонки

Доска

Рисунки детей

Раздаточный материал

словари

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Сегодня  мы будем говорить о  вежливости, о добрых словах. Слова обозначающие благодарность , приветствие называются вежливыми. Вежливость-это соблюдение правил приличия

Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

 Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям.

Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

Жан Жак Руссо»Истинная вежливость  заключается в благожелательном (добром )отношении к людям»

 И в самом деле нельзя отказывать человеку , который начинает свою просьбу   словами «будьте добры» пожалуйста. А С.Я Маршак написал всем известное стихотворение «Ежели вы вежливы»

Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее (стихотворение Музафара Алимбаева

«Урок вежливости» )

(Ребёнок читает стихотворение) 

Ежели вы вежливы

И к совести не  глухи

Вы место без протеста   василина

Уступите старухе.

     Ежели вы вежливы

     И к  совести не  глухи

     В троллейбус вы  поможете

     Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы

То сидя на уроке

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

                   И ежели вы вежливы

          Поможете вы маме

         И помощь ей предложите

        Без просьбы, то есть сами.

Произнося  вежливые слова   мы желаем  всем родным, знакомым хорошего настроения, Хотим, чтобы весь день у них был радостным и светлым, добрым. Поэтому и произносить эти слова  на любом языке надо с улыбкой и настроением.  Вот как об этом сказано в стихотворении Коркина «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало

«Доброе утро!- сказало

«Доброе утро»-кричу я.

Весёлым прохожим,   кристина

На утро похожим.

А дождик в окно

Стучит, да стучит.

И без солнца темно

«Доброе утро!»- друзья , всё равно.

- Давайте вспомним какие произведения о вежливости мы читали на уроках?  Учебник стр. 174

Стихотворение «Очень вежливый индюк» Исценировка.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк

Раз по тридцать в день не реже,

Он кричал «Эй вы, невежи,

Заходите что ли в гости

 поучится вежливости.

Я и сам-кричал индюк

Доктор вежливых наук .

И жена моя- пример,

 замечательных манер.

Даже когда спит она

Видно что воспитана.

Не  стесняйся, ты, осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори, приду , спасибо!

Ты не будь свиньёй, свинья

Ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло».

Как ни бился он, однако

К Индюку никто не шёл.

Ни корова , ни собака, ни

хавронья, ни осёл.

Посинел Индюк от злости

«Не идут нахалы в гости.

Зря пропали все труды,

Все они балды-балды».

И добавил с высоты

Своего величия.

«Не усвоили скоты, правила приличия!»

 

- А как звали главного героя  произведения «Волшебное слово» В.А Осеева  (Павлик)

 Но быть вежливым, не только говорить вежливые слова, но и правильно вести себя в общественном месте (кинотеатре, магазине) и просто на улице, в транспорте и даже за столом. Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек. «Юности честное зерцало или показания к житейскому похождению» Некоторые правила из этой книги живут и сейчас

•        Не хватай первым блюдо, не дуй в жидкое, брызгало.

•        Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не болтай

•        Не утирай губ рукою и не пей жидкое, пока пищи не проглотишь.

•        Над ествою не чавкай как свинья,и головы не чиши.

А вот вам советы, если соберётесь  идти в гости

-перед тем, как войти  в дом, вытри хорошенько ноги, чтоб

не наследить

- если на улице снег или дождь, стряхни шапку на лестнице

 - не входи в комнату не постучавшись

 - здороваться с хозяином и хозяйкой, а остальным слегка поклонись и скажи «здравствуйте»

 

Существуют правила этикетаНу а почему перчатку снимаем.Сняв перчатку с правой руки , показываем, что в руке у нас не зажато оружие, что мы относимся к встречному доброжелательно.

А отчего мы снимаем головной убор.

Этот обычай возник во времена рыцарей, которые   постоянно странствовали по стране. Входя в дом, рыцари снимали шлем, как бы говоря этим жестом «я не опасаюсь тебя».

Обычай этот сохранился до сих пор. Входя в комнату-снимаем шляпу. Этим мы показываем, что уважаем дом, в который пришли, уважаем живущих в нём людей. И это им приятно.

ФИЗМИНУТКА

  Задания по группам СЛАЙД  6,

Индивидуальная работа со словарем.( 2 человека)

 Найти значение слов:СПАСИБО, БЛАГОДАРНОСЬ

 

Проверка  выполненной работы в группах СЛАЙД 7,8

 

СЛАЙД 9,10

ПИШИ ПРАВИЛЬНО, ЗАПИШИ В СЛОВАРИК СЛОВА

 

Все эти слова и поступки хороши, тогда когда человек человеку желает здоровья. Это почему то никак не получается у Петруси из стихотворения «Невежливая вежливость»

Обещал отцу Петрусь

«Я за вежливость берусь,

Буду всех благодарить

Первым «Здравствуй « говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

Только- только задремал

На посту он ночь не спал.

А Петрусь как заорёт

«Здравствуй, дедушка Федот!»

Дед ругнул его спросонок «Убирайся, пострелёнок»

        Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку

«Ты куда, Иринка, стой

Я здороваюсь с тобой»

Та отпрянула в сторонку стеша

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый стопку книг

А Петрусь с ограды прыг

Чуть не сел ему на плечи,

«Извините, добрый вечер!»

«Ты»-вожатый закричал-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён

Разве был невежлив он?

-Какие  волшебные слова произносил Петрусь?

- Почему так названо стихотворение?

 

 

Есть в русском языке ещё одно хорошее слово, которое всем знакомо и которое мы говорим при встрече- «Здравствуйте!»- очень старое слово. Оно связано со словом «дерево».  Когда-то давно люди произнесли слово «Здравствуйте»,желая другим быть здоровыми как дерево –дуб.  желаем человеку быть здоровым  

 Игра «Это я»

-Кто из вас проснувшись бодро

     «С добрым утром» скажет твёрдо?

- Кто из вас скажите, братцы,

      Забывает умываться?

- У кого из вас в порядке

     Сумка, книжки и тетрадки?

-Кто из вас в трамвае тесном

      Уступает старшим место?

- Кто из вас молчит как рыба

     Вместо доброго «спасибо»

-Кто быть вежливым желает,

      Малышей не обижает?

Слова вежливости, вежливое  поведение порой творят чудеса.

Стихотворение Юсупова «Прости»

 Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянув им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал,

И мама молчит, улыбается даже

- Мы купим другую, есть лучше в продаже,

«простите» казалось, ну что тут такого,

А вот ведь какое чудесное слово.

-А вот как можно оценить поступок мальчика?

Стихотворение Юсупов

 «Кто кого любит».

Пошёл я гулять и в саду по привычке

Я дёрнул девчонку за обе косички

На крик прибежала девчонкина мать   прохор

Меня изловчилась за ухо поймать

Попробовать что ли в сторонку куда-то

-«Простите меня, - я шепнул виновато

- «Ступай», улыбнулась, «Прощаю пока»

И ухо моё отпустила рука.

Простите , ура, убедился я снова

Какое оно интересное слово!

-Можно ли сказать что мальчик искренне попросил прощения?

Давайте ответим на вопрос на стр 186 №6

Рабочая тетрадь стр 65

Доброта нужна всем людям

Пусть побольше добрых будет

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас  Арина

Пожеланье «В добрый час»

Доброта –она от века

Украшенье человека.

СЛАЙД11      КЛЯНЕМСЯ    ВСЕ: Клянёмся рыцарями быть, всегда «спасибо»говорить. Добрый день и до свидания- нет лучшего звания.

Домашнее задание СЛАЙ12

КОНЕЦ.

Беседа

Группа учащихся декларируют стихотворение.

Работа по учебнику

Фронтальная работа

Учащиеся отвечают  на вопросы

Работа по учебнику

Беседа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Работа со словарём

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Группа учащихся декларируют стихотворение

Работа по учебнику.

Самостоятельная работа в тетради

Познавательные УУД: развитие любознательности, познавательного интереса.

Личностные:

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение,  понимание необходимости внимания к собственному поведению

Регулятивные УУД: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей,  регулирование  поведения  в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Познавательные УУД:  уметь правильно  определять ответ по описанию

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Познавательные УУД:

Использование своего жизненного опыта, информации, полученной в разных источниках.  

Коммуникативные УУД:

Сравнение, сопоставление, вывод,  оформление  своих мыслей в устной форме.

Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Коммуникативные УУД:

Сравнение, сопоставление, вывод,  оформление  своих мыслей в устной форме.

Отвечать на вопросы,  быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях.

Личностные: Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение,  понимание необходимости внимания к собственному поведению

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.

Коммуникативные УУД: Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Образовательные УУД:

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление.

Метапредметные:

  Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль  над своими действиями, соблюдать правила коммуникации

Образовательные УУД: Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Регулятивные УУД:

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей,  регулирование  поведения  в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, быть терпимым к другим мнениям, приходить к общему решению.

Образовательные УУД:

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Личностные:

Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение,  понимание необходимости внимания к собственному поведению



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"....

Технологическая карта. Литературное чтение 3 класс.

Технологическая карта. Литературное чтение 3 класс....

Технологическая карта литературное чтение Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материал...