Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.
Ребята, народная мудрость гласит: « Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»
| Настраиваются на работу; Проверяют готовность рабочего места.
(Ответы детей). Чтобы получить результат от своей работы, необходимо всего отдать самого себя. | Личностные УУД: мотивация учения. Регулятивные УУД: Организация рабочего места
|
1.Актуализация знаний - На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы. А, что же ждет нас за этой дверью? С каким произведением мы сегодня познакомимся? Чтобы ответить на эти нам предстоит провести исследования. 2. Речевая разминка. И начнем мы их с речевой разминке. Мед в лесу медведь нашел, мало меда много пчел. (прочитаем ее сначала медленно, а потом громче и быстрее, прочитаем с удивлением, восторгом) 3. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Работа в парах. Первое задание. На столах у вас лежат листочки с названием изученных нами произведений и их авторов. Соедините стрелочками автора и произведение. -Что объединяет все эти рассказы? - А, что еще вы заметили на листочках?
III. Мотивация к учебной деятельности. Постановка темы и цели урока. - Ребята, а мы уже знакомились с творчеством этого писателя? - На доске выставка книг, книги какого автора здесь представлены? (появляется портрет на доске) - А если внимательно рассмотреть обложки книг можно догадаться о чем писал В. Бианки.? Узнать название произведения писателя вам поможет загадка. Отгадав ее, вы сможете дать название произведению. - А кого мы можем назвать музыкантом?
- Из какого источника мы узнаем значение слова ?
- Ребята, а как связаны между собой слова В. Бианки и музыкант.
- Кто сформулирует тему урока.
В. В. Бианки «Музыкант» Зная тему урока, давайте поставим цели нашего урока. 1.Познакомиться творчеством В.В. Бианки. и его произведением «Музыкант» 2. Учиться давать грамотные ответы на поставленные вопросы 3. Учиться определять главную мысль произведения. | Дети отвечают на предложенные вопросы. Слушают Отвечают Рассуждают Высказывают предположения
Ответы детей. («Храбрый Утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «Страшный рассказ» Евгений Чарушин ). (Они о животных, о братьях наших меньших) Остался один автор без названия произведения (Виталий Бианки)
Ответы детей.
Виталий Валентинович Бианки
(о животных, жителях леса)
Ответы детей (музыкант)
(человек, который играет на различных инструментах) Из словаря Ожигова Девочка читает значение слова музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. (Произведение называется «Музыкант» а написал его В. Бианки)
Дети формулируют тему и цели урока. | Познавательные УУД. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД. Формулировать ответы на вопросы. Личностные УУД осознание личностного смысла учения (для чего нужны эти знания?) Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. |
Откройте учебник на стр. 142, прочитаем фамилию автора и название произведения. 1.Биография В.В. Бианки. Учитель рассказывает о биографии писателя. 2.Работа над произведением «Музыкант». Подготовительная беседа. На стр. 144 учебника рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Давайте предположим, название произведения музыкант как то будет связано с медведем? Выскажите свои предположения. 3.Словарная работа. В тексте вам встретятся непонятные слова, давайте попробуем определить их лексическое значение. Медвежатник – человек, который охотиться на медведей. Завалинка - земляная насыпь с внешней стороны дома. Пиликал – плохо играл. Колхозник-работник колхоза Опушка-край леса Побуждает к высказываниям Отмечает степень вовлеченности в работу. Знакомство с произведением. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там. Мы с вами будем читать и вести диалог по вопросам автора. Задавать вопросы и сами искать на них ответы. Первичное закрепление во внешней речи. Обмен впечатлениями. -Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об прочитанном? Почему автор назвал рассказ «Музыкант?». Потвердились ли наши предположения? - А сейчас я проверю , как вы меня внимательно слушали. На листочках у вас утверждения. На слайде вы видите утверждения, если вы согласны поставьте +, если нет, то - | Слушают учителя.
Дети знакомятся с названием произведения, высказывают предположения. Рассматривают иллюстрацию. Слушают. Строят суждения. Учащиеся слушают рассказ. Дети делятся своими впечатлениями. Ответы детей: -помощь учителя.
Самостоятельная работа и оценивание своих результатов | Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова). Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы. Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (видеофрагмент, иллюстрация, беседа). Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации Коммуникативные УУД: Уметь воспринимать на слух художественное произведение. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст). Анализировать поступки героев. Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения. |
Организует анализ рассказа по вопросам. Чтение 1 части учеником
-Вы, догадались, кто медвежатник? -Любил ли старик музыку? -Можно, ли назвать, то что получалось у медвежатника игрой на скрипке? (какое в тексте подтверждает, что это не игра скрипача) пиликал -Что сказал ему колхозник? (найдите подтверждение в тексте)
Чтение 2 части по цепочки. -Зачем медвежатник пошел в лес? Что услышал охотник в лесу? (Звук «Дзенн»). -С чем сравнивает автор этот звук? (найдите подтверждение в тексте) Чтение 3 части (по цепочки) - Что же увидел старик на опушке? (найдите в тексте это предложение) Как оценил старик пение щепки? (хорошо поет щепка) Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144. Кого вы видите на ней? Что он делает? -Найдите в тексте отрывок , который соответствует этой картинке и прочитайте его. А теперь давайте сравним , как слушали музыку старик и медведь. Найдите подтверждение этого строками из текста. Чтение 4 части А эту часть прочитайте самостоятельно, вполголоса. ( учитель ходит и слушает) - Найдите в тексте, почему охотник не убил медведя? - Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку?
Правильно, человек любящий и понимающий музыку не способен совершать плохие поступки.-
Сколько частей в тексте вы бы выделили? Давайте назовем каждую часть. На слайде подберите подходящие названия План рассказа. 1.часть Старый медвежатник любил играть на скрипке. 2 часть. Старик пошел охотиться на медведя. 3. Медведь - музыкант. 4. часть Старик пожалел медведя. Запишите план в тетрадь. Работа в группах (Вспомним правило работы в группе) Собрать разрезные пословицы: Красив тот, кто красиво поступает Доброе дело без награды не остается. Добро творить – себя веселить. Какая пословица больше всего подходит к главному герою рассказа – старику. -Как вы относитесь к поступку охотника? Почему автор назвал свой рассказ «Музыкант» Сейчас мы можем ответить на этот вопрос? (хотя ни тот не другой не умели играть ,но любили музыку. А медведь играл на щепке - это необычное явление в природе) | Повторное чтение рассказа обучающимися или выборочное чтение. Самоконтроль - сравнение по эталону.
(Он сравнивает со струной)
(Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
( Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь зверю) ( надо любить природу, заботиться о братьях наших меньших.) | Предметные умения: Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; Развивать умение работать с текстом. Познавательные УУД: Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач. Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе. Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания. |
- Какова же главная мысль этого произведения? Чему нас учит этот рассказ?(быть наблюдательными, любить природу) В начале урока мы сказали, народная мудрость гласит «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи» Хорошо мы потрудились? -А какие цели мы перед собой ставили, мы их достигли? Ваши предположения были верны? Что вам больше всего понравилось на уроке или не понравилось Закончите предложения… Мне было интересно.. Я узнал… Мне захотелось…. YII. Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа «Музыкант» | Дети отвечают, выражают свои мысли. Высказывают мнение о ценности бережного отношения к природе.
|
|