Литературное чтение 3 класс, конспект урока В.Бианки "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок построен по технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chten_myshonok_pik.docx | 130.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Класс: 3класс
Тема: «В. Бианки «Мышонок Пик»»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Задачи:
- проанализировать произведение, определить главную мысль сказки;
- познакомить со сказкой В.Бианки «Мышонок Пик» из цикла «Люби живое»;
- развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение;
- развивать умение детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»;
учащиеся будут уметь:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Метапредметные:
познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини- группе или паре, планировать изучение темы урока;
коммуникативные: использовать элементарные приёмы убеждения, проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы;
личностные:
давать нравственно-эстетическую оценку.
Оборудование: учебник, ромашка «Блума», презентация к уроку.
Ход урока
I.Оргмомент.
Учитель: Начинаем наш урок. Он необычный. На уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям. Поприветствуйте их улыбкой.
Учитель: Скажите, что является очень важным для нас и на уроке, и на перемене?
Дети: На уроке мы продолжим учиться общаться с пользой друг для друга.
II. Актуализация знаний учеников
Вызов.
На доске слова
Щенок
Лава
Верная мамаша
Лодка
Верность
- Назовите произведения раздела «Люби все живое» (Малька провинилась, Еще по Мальку).
III. Проверка домашнего задания.
«Ромашка Блума»
Ребята, дома вы готовили вопросы по данному произведению. Итак, начинаем с простых вопросов, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.
- Вставьте подходящее слово в пословицу
Собака – образец верности.
- Как вы считаете, подходит эта пословица к нашему произведению? Почему?
- А сейчас, подумайте какое слово пропущено в следующем выражении:
Надулся как мышь на крупу.
- Что обозначает это выражение?
- А что вы знаете про мышей?
Мозговой штурм. Составление кластера
- Чтобы лучше понять произведение с которым мы сегодня познакомимся и с его героем до чтения, я предлагаю вам изучить интересные факты (прием ИНСЕРТ, чтение с пометками)
«+» - знаю, «V» - новое
- 1 ряд Мыши (Muridae) – семейство млекопитающих из отряда грызунов. Самым мелким видом является мышь-малютка с длиной тела всего 5 см. Продолжительность жизни мыши примерно 2 года. Эти животные могут обходиться совсем без воды, получая ее от расщепления в организме углеводов. Даже при наличии свободного доступа к воде зверьки пьют очень мало.
- 2 ряд. Пустынные мыши могут пить соленую морскую воду. Мыши общаются друг с другом тонким писком. Они способны общаться при помощи ультразвуковых волн, не слышимых человеческому уху. Сегодня считается, что мышь была приручена 3500 лет тому назад и является одним из первых домашних животных.
- 3 ряд. Начиная с 17 века, мыши в качестве подопытных животных служат науке, и на сегодняшний день являются самыми изученными существами планеты. Часто во время опытов на мышах ученые делают серьезные открытия. Мыши наделены хорошим зрением, а дикие зверьки видят лучше своих одомашненных собратьев. Мыши, живущие вместе с человеком, подстраивается под его распорядок дня, чередуя часы активности с отдыхом.
-Что в статье было знакомым?
-Что нового узнали о мышах? (возвращение к кластеру, внесение изменений)
IV.Постановка цели.
-Сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки «Мышонок Пик», но сначала скажите, что вы знаете об этом писателе?
(Спросить, что знают из биографии Бианки)
Открываем учебник Стр.73
1. Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чём он?
- Прочитайте название 1 главы.
- Кто герой произведения? Как автор относится к нему?
- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?
2. Чтение 1 главы рассказа учителем – 5 мин.
- Так как же мышонок попал в мореплаватели?
Физминутка
Приём «Верное, неверное утверждение». (- присесть, + хлопок в ладоши)
Учитель читает утверждения:
Ребята пускали по реке лодочки. -
Брат делал их из бумаги. -
На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта.+
Мышонок был один и жил под камнем.-
Это был дикий мышонок.+
Мальчик ранил его ножом, когда доставал.+
Ребята решили убить мышонка.-
- Прочитайте название 2 главы.
- Стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что может с ним случиться?
Стратегия «Чтение с остановками» с использованием техники вопросов.
А мышонка несло да несло на лёгком сосновом кораблике. Ветер гнал суденышко всё дальше от берега. Кругом плескались высокие волны. Река была широкая - целое море для крошечного Пика.
Пику было всего две неделю от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. В тот день мышка-мать первый раз вывела своих мышат из гнезда - погулять. Она как раз кормила их своим молоком, когда мальчик вспугнул всё мышиное семейство.
Пик был ещё сосунком. Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие.
- В какую историю попал мышонок?
- Какова роль детей в том, что он стал путешественником?
- Как думаете, что будет дальше?
Весь мир был против него. Ветер дул, точно хотел опрокинуть судёнышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в тёмной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против пего. Каждый не прочь был поживиться глупым, беззащитным мышонком. Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.
В это время сзади подлетела крупная хищная птица — рыболов. Чайки бросились врассыпную. Рыболов увидал мышонка на кораблике и под ним щуку в воде. Он сложил крылья и ринулся вниз. Он упал в реку совсем рядом с корабликом. Концом крыла он задел парус, и судёнышко перевернулось.
Когда рыболов тяжело поднялся из воды со щукой в когтях, на перевёрнутом кораблике никого не было. Чайки увидели это издали и улетели прочь: они думали, что мышонок утонул.
- Утонул ли мышонок?
- Каким было путешествие Пика?
- Какие опасности встретил мышонок?
- Почему птица-рыболов, щука, чайки отказались от охоты на
мышонка?
- Как думаете, закончились ли на этом приключения маленького
мышонка?
Пик не учился плавать. Но когда он попал в воду, оказалось, что надо было только работать лапками, чтобы не утонуть. Он вынырнул и ухватился зубами за кораблик. Его понесло вместе с перевернувшимся суденышком.
Скоро судёнышко прибило волнами к незнакомому берегу.
Пик выскочил на песок и кинулся в кусты.
Это было настоящее кораблекрушение, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся. Пик находился на острове.
- Что нового узнали о мышах из отрывка?
- Что дальше может ждать маленького Пика?
- Что вы думаете о детях?
- Автор пишет, что ребята сыграли с мышонком злую шутку, а вы как считаете?
- Понравился ли вам этот рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше?
- Прочитайте все приключения мышонка до конца. Можете взять эту книгу в библиотеке.
V. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Чему учит произведение?
Дети: Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их.
Учитель:
- А теперь я хочу чтобы вы оценили себя за работу на уроке.
- За что Вы можете похвалить себя?
- За что можете похвалить одноклассников?
VI. Домашнее задание на выбор
Дочитать приключения мышонка, составить вопросы к данному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".
Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"
УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...
УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...