Литературное чтение 4 класс, М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Литературное чтение 4 класс, М.Ю. Лермонтов Турецкая сказка "Ашик-Кериб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_konspekt.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
пробного урока литературного чтения
Учебник «Литературное чтение». Автор (ы) Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
Класс 4 . Часть 1. Стр 97. ____
Образовательная система (модель) ________________________________
ТЕМА: «Турецкая сказка «Ашик - Кериб». М.Ю. Лермонтов»
Составила студентка 331 группы Путинцева Ольга Александровна (ФИО студента) МОУ СОШ № , класс 4 , каб. № Дата проведения урока 25.10.2022. Начало урока _______час _____мин. ФИО учителя школы ФИО преподавателя-консультанта Допущена к проведению урока: _________________, дата ________ (подпись преподавателя) _________________, дата ________ (подписьучителя) ___________ |
Цель урока: познакомить учащихся с турецкой сказкой М.Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб»
Задачи урока.
- Личностные:
- проявляют мотивацию к учебной деятельности
- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
- Предметные:
- Понимают значимость произведений великого русского писателя (М.Ю. Лермонтова) для русской культуры
- Выбирают при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра
- Пользуются элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания
- Метапредметные (УУД):
- умеют определять тему урока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.)
- умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)
- умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)
- участвуют в учебном диалоге (коммун.)
- умеют взаимодействовать в классе и с учителем (коммун.)
- умеют понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию (позн.)
Тип урока: урок изучения рассказа, урок изучения сказки, урок изучения басни, урок изучения былины, урок изучения стихотворения, урок изучения научно-познавательной статьи, урок изучения крупнообъёмного произведения, урок изучения нескольких произведений (нужное подчеркнуть)
Оборудование.
- У учителя: проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями
- У учащихся:
Оформление доски
Библиографический список:
Учебник
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017..С.99-113
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
| ||
- Здравствуйте ребята, садитесь! - Прежде, чем начать, давайте проверим готовность к уроку. На партах не должно лежать ничего лишнего, все предметы лежат красиво. Ничего нас не отвлекает от урока. - Давайте сразу сядем как прилежные ученики. Я говорю, а вы повторяете. Спина ровная, спина прижата к спинке стула, ноги с опорой на пол. Между вами и партой ваша свободно проходящая рука. Руки на парте. - Меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Вы, наверное, знаете, что на каждом уроке есть свои правила. На нашем уроке они тоже есть.
| - здороваются - проверяют готовность к уроку | |
| ||
Приёмы работы на этапе:
| ||
- Ребята, скажите пожалуйста, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке? - Я предлагаю вам сейчас вместе со мной узнать еще больше об этом писателе.
- Отлично! Теперь вы знаете намного больше фактов об этом писателе, чем раньше. - Что вы запомнили об авторе? - Кто воспитывал Михаила? -Чем увлекался писатель, помимо написания стихов? | - Михаил Юрьевич Лермонтов. - говорят факты, которые уже знают | |
3.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) | ||
- А теперь откроем учебник на странице 97. - Прочитайте название произведения, которое нам предстоит сегодня изучить. - Как вы думаете, о чем это произведение? - Какое интересное название. Обратите внимание на иллюстрацию на странице 109. - - Отлично, потом мы и проверим ваши предположения - А обратите внимание, какая это сказка? Подсказка спрятана под названием произведения. - Предположите, какой страны эта сказка? - Верно, посмотрите на карту, вы можете увидеть эту страну на карте. - Может кто-то из вас уже бывал в этой стране? - А вы когда-нибудь слышали о таких сказках? А может кто-то читал? - А какие сказки вы вообще знаете? - Эта сказка авторская или народная? - Как вы это определили? - Сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. В восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Запись сказки «Ашик-Кериб» обнаружена среди бумаг М.Ю. Лермонтова после того, как его уже не стало. Она представляет собой только текст сказки, как предполагается, слышанной Лермонтовым во время ссылки на Кавказе. - Как вы думаете, гениальный человек, это какой? - Ребята, а что такое МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ? Как вы понимаете эти слова - Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления. Леге́нда - повествование о человеческих действиях, по мнению рассказчика и слушателей, имевших место в истории человечества. - Поэт дал своему произведению подзаголовок «турецкая сказка» - Так о какой местности пойдет речь? - А вы знаете, что такое ссылка? - Ссылка — это Царское наказание –отправление в действующую армию, под пули горцев. - А вы знаете, что такое Кавказ? - Все верно, это горы, в которых - Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Какое произведение будем изучать? - Какую цель поставим перед собой на сегодняшнем уроке? | - отрывают учебник - АШИК – КЕРИБ - предположения детей - турецкая сказка - Турция -ответы детей - ответы детей - нет - ответы детей (бытовые, волшебные, о животных) - авторская - у этой сказки есть автор, поэтому она авторская.
- ответы детей - ответы детей - О Турции, о Кавказе - ответы детей - ответы детей - Турецкая сказка «Ашик – Кериб» - прочитать сказку, познакомится с ее содержанием. | |
4.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма) | ||
- Лермонтов совершенно точно передал сюжет и сохранил многие разговорные особенности. - Поэт в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться в содержании сказки, мы должны поработать в парах со словами. - Для этого сначала вспомним правила работы в парах:
- На ваши столах лежат карточки. Вам необходимо будет поработать в парах. В первой колонке написаны слова, которые вам могут быть непонятны, а во второй – их значение. Вам нужно будет предположить и соединить слова из первой колонки со значением. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Я засекаю время. - Итак, что у вас получилось? Давайте сверим ваши ответы. Посмотрите на экран. - Мы познакомились с незнакомыми словами и готовы к чтению сказки. - Но перед тем, как мы начнем читать сказку, послушаем, как нужно выразительно ее читать. - Во время прослушивания сказки внимательно следите за текстом. После прослушивания я у вас спрошу почему это произведение называется сказкой. Вам надо будет доказать почему это сказка. - А еще, если вам встретятся незнакомые слова, о подчеркните их тоненькой линией. - Внимательно слушайте и следите по тексту. - Ребята, вы только что прослушали часть сказки «Ашик – Кериб», какие эмоции у вас вызвала эта сказка? И почему? - А как вы представляете Магуль – Мегери? А Ашик – Кериба? - Что вы можете сказать о их взаимоотношениях? - Почему это произведение называется сказка? Какие признаки сказки вы можете выделить? - Какие новые слова вам еще встретились? - Сопереживали ли вы кому-то из героев? Кому? Почему? - Хорошо ли вы поняли содержание сказки? - Для этого необходимо прочитать сказку еще раз | - вспоминают правила работы в парах. - выполняют работу - Слушают сказку - Ответы детей - Ответы детей - Ответы детей - нет, сказка сложна | |
5.Вторичное восприятие текста (время зависит от объёма) | ||
- Теперь текст будем читать мы, сначала вам прочитаю я, а вы внимательно следите по тексту (Чтение первых двух абзацев) - В каком городе разворачиваются события сказки? - Посмотрите на экран, вы можете увидеть карту, на которой показан этот город. Сейчас этот город называется по-другому – Тбилиси. - О каких героях идет речь в этой сказке? - Что вы можете сказать о них? - А теперь по цепочке мы будем читать дальше - Слушаем внимательно своих одноклассников (читают с 3 абзаца до стр.98) - Итак, мы с вами прочитали часть сказки, что произошло? - А как вы думаете, сдержит ли свое слово Ашик – Кериб? - Предположите, что произойдет дальше? - Хорошо, продолжаем читать дальше, также по цепочке (Читают с абзаца «Пришел Ашик – Кериб… до стр.99 «Мой сын утонул..) - Ребята, что вы можете сказать о Куршуд – беке? - А почему вы так думаете? - Какие эмоции испытала мать Ашик – Кериба? - А какие эмоции у вас вызвал этот открывок ? - Предположите, что будет дальше? - Перед тем, как мы начнем читать следующий отрывок, давайте немного отдохнем *ФИЗКУЛЬТМИНУТКА* - вы наверное устали? ну тогда все дружно встали! Ручками похлопали, Ножками потопали, Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. 1-2-3-4-5 Открываем, поморгаем, И урок наш продолжаем - Мы с вами разомнулись, отдохнули, теперь готовы читать дальше (Читают со стр. 99 «Магуль-Мегери улыбнулась … до стр.101 «… не готовился к отъезду») - Итак, что сказала Магуль-Мегери? - Что произошло с Ашик – Керибом? Прочитайте - После прочтения мы можем дать характеристику главным героям. Первая колонка будет делать характеристику АШИК-КЕРИБА, 2 колонка будет давать характеристику МАГУЛЬ-МЕГЕРИ, а 3 колонка будет охарактеризовывать КУРШУД-БЕКА. - На экране вы можете видеть качества человека, вам необходимо выбрать те качества, которые подходят вашему герою и доказать, почему вы так считаете. - Хорошо, теперь мы подготовимся к чтению сказки выразительно. Обратите внимание на экран. - Эта карточка – ваш помощник при выразительном чтении - Давайте обратимся к памятке 1. Правильно ставь ударение 2. Соблюдай паузы 3. Выбери силу голоса 4. Определи темп речи 5. Читай эмоционально 6. Покажи интонацией свое отношение к произведению - Все ли вам понятно? - Сейчас я вам дам время подготовиться к выразительному чтению отрывка со стр. 97 «Вот раз он…» до стр. 98 « .. за нее сватается» - На подготовку вам дается 5 минут - Кто готов прочитать? - Теперь давайте оценим чтение по памятке, начинаем с положительных моментов | - горд Тифлиз - Магуль – Мегери и Ашик – Керибе - Магуль – Мегери была дочью богатого турка, а Ашик – Кериб был беден, играл на саазе. Они любили друг друга Читают по цепочке - Ашик – Кериб решил, что сделает все, чтобы жениться на Магуль – Мегери - Да Выдвигают свои предположения Читают - Он очень подлый - Он подставил Ашик – Кериба - Она очень расстроилась - Грустно Выдвигают свои предположения Читают - Она уверена, что Куршуд-бек все выдумал Читают - Да Читают выразительно Оценивание | |
6. Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (работа с текстом после чтения) | ||
- Хорошо, когда вы прочитаете эту сказку до конца, ответьте на этот вопрос еще раз. Может быть, ваше мнение изменится - А можете ли вы уже доказать, что это сказка? - По началу сказки мы можем уже предположить, какая тема этого произведения? - Почему вы так решили? - А о чем еще эта сказка? - А как вы думаете, почему Магуль-Мегери согласилась ждать Ашик – Кериба 7 лет? - А почему в самом начале Ашик-Кериб не согласился на предложение Магуль-Мегери? - Вы абсолютно правы! | - Предполагают - Эта сказка о добре и зле - Ашик – Кериб противостоит злу и пытается добиться своей цели - О любви - Потому что она тоже его любила - Потому что он честный | |
6. Творческие задания в связи с прочитанным | ||
- А теперь мы проверим то, на сколько внимательно вы читали и следили за текстом. - Работать снова будем в парах. Ваша задача восстановить последовательность событий в сказке. Куршуд-Бек забрал одежду у Ашик-Кериба Жил богатый турок, у которого дочь дороже золота Куршуд-Бек догнал Ашик-Кериба Жил-был бедный Ашик-Кериб Ашик-Кериб отправляется в странствие Подруга Магуль-Мегери разбудила Ашика – Кериба Ашик-Кериб скитается по деревням и наживает богатство Договор Ашик-Кериба и Магуль-Мегери - Давайте проверим.
- Поднимите руку те, кто верно выполнил это задание? - Какой из пунктов вам показался самым интересным? - Есть ли сходство этой сказки с другими сказками, которые вы уже знаете? | - выполняют работу - предположения детей - ответы детей - ответы детей | |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин) | ||
- Вы большие молодцы! Сегодня вы все хорошо работали! - Вам понравилось начало сказки? - Как вы думаете, чем закончится эта сказка? - Вам хочется узнать, чем закончится эта сказка? - Это вы узнаете на следующем уроке. - Над какой сказкой мы с вами сегодня работали? - Это обычная сказка? - Почему она называется турецкая? Где ее написал автор? - Посмотрите на экран. Вы видите 3 картинки. Что изображено? - Верно, я предлагаю вам выбрать, как вы поступите с информацией, полученной на уроке. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. - Какую информацию вы положите в чемодан? - А что вам предстоит обдумать? - Какая информация вам не пригодится? | - да - ответы детей -да - АШИК-КЕРИБ - Турецкая Сказка - Потому что, Михаил Юрьевич написал ее на Кавказе - чемодан, мясорубка и корзина - ответы детей | |
8.Домашнее задание (1 мин) учитель сказала, что сама даст домашнее задание, будет исходить из того, сколько мы успеем на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"
Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...
Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».
Данный урок разработан в ТДМ. В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...