Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке" (презентация и рабочий лист)
методическая разработка по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения для 2 класса с полным набором методических рекомендаций: презентация, которая используется на уроке и рабочий лист.
В технологической карте подробно прописана деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение планируемых результатов. Урок соответствуюет всем требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 73.77 КБ |
рабочий лист к уроку с домашним заданием | 205.16 КБ |
Презентация к уроку Н. Носов "На горке" | 814.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс 2
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения
Тема урока: Тема дружбы в художественном произведении Н.Н.Носова «На горке»
Цели: создать условия для:
Предметные:
*формирования и совершенствования техники чтения, развития речи, мышления, формирования умения понимать текст, расширения словарного запаса учащихся.
*формирования умения эмоционально-целостно воспринимать образ героя в процессе анализа художественного произведения;
*формирования умения определять главную мысль произведения.
Метапредметные: (одна на выбор)
Коммуникативная:
*формирования умения выражать собственное мнение, умения взаимодействовать с окружающими, умения слышать, слушать и понимать партнера.
Личностная: (одна)
*формирования умения выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Планируемые результаты:
Предметные
* совершенствуют технику чтения, развивают речь, мышление, понимают текст, расширяется словарный запас.
* эмоционально-целостно воспринимают образ героя в процессе анализа художественного произведения;
* умеют определять главную мысль произведения.
Метапредметные: (одна на выбор)
Коммуникативная:
* выражают собственное мнение, умеют взаимодействовать с окружающими, умеют слышать, слушать и понимать партнера.
Личностная: (одна)
* выделяют нравственный аспект поведения и ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Оргмомент Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||
-Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Садитесь. -Мы продолжаем путешествие по бескрайнему морю художественной литературы. И с нами путешествует наш друг и помощник «ВОПРОСИК». -Какие качества необходимы путешественникам, чтобы они смогли достичь поставленной цели? -Я прошу вас сегодня быть СМЕЛЫМИ – не бояться высказывать свою точку зрения. Желаю вам действовать СЛАЖЕННО, ДРУЖНО, ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ, чтобы нам покорилась очередная вершина. | Отвечают на вопрос (взаимопомощь, смелость, отвага, внимательность, терпение) | На доске изображение помощника |
2.Актуализация знаний. Подготовка к первичному восприятию. Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения. | ||
-Первое задание от нашего «ВОПРОСИКА». Зад: Собери пословицу. Объясни, какое отношение она может иметь к нашему уроку чтения. -Зачитайте пословицы. -Как эти пословицы связаны с нашими уроками чтения? -Мы не просто читаем эти произведения, но и пытаемся сформулировать «Законы дружбы» -Какие законы дружбы мы уже сформулировали? Можно воспользоваться своими записями. | Работают в парах. Собирают пословицы. Объясняют, какое отношение она может иметь к уроку. (Мы читаем произведения о дружбе) | Карточка для работы в паре с 2 пословицами Приложение 1 На доске схема. |
Постановка учебной задачи. Цель: постановка цели последующей аналитической деятельности. | ||
-Какую цель мы ставим перед собой на уроках чтения? -Сегодня мы продолжим учиться читать , прочитаем еще одно произведение о дружбе и в конце урока попробуем сформулировать ещё один закон дружбы или подтвердить уже сформулированный. (схема) | ||
Проверка домашнего задания. Цель: выявить, что дети освоили самостоятельно, актуализация читательского опыта учащихся | ||
-Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? Кто его автор? -Какое у вас было домашнее задание? -Что значит прочитать выразительно? -За что похвалим, что посоветуем? | Н.Носов «Заплатка» Выразительное чтение | Критерии на слайде |
Подготовка к первичному восприятию. Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения. | ||
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова и прочитаем еще один его рассказ. -Расшифруйте анаграмму, с каким произведением будем работать? -Задание от ВОПРОСИКА. Предположите по названию, о чём пойдет речь в рассказе? Не забывайте про нашу большую тему: «Тема дружбы» | Разгадывают анограмму АН ЕКРОГ Высказывают свои предположения | Слайд с анограммой В схеме на доске переворачивам лист с вопросом |
Первичное восприятие текста. Подготовка к анализу произведения. Цель: познакомить с содержанием произведения; проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся | ||
-Я сейчас прочитаю текст, а вы послушаете и проверите, оправдались наши предположения или нет. (учитель читает текст) -Понравился ли вам рассказ? -Какой эпизод вызвал у вас особые чувства, переживания? Не забывайте объяснять «почему». | Слушают чтение учителя Высказывают свои мнения | |
Вторичное восприятие и анализ произведения. Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи. | ||
-Посмотрите, ВОПРОСИК даёт нам совет: «Чтобы правильно прочитать текст и понять его смысл, нужно поработать со словами, которые в нём встречаются» -Давайте потренируемся в отработке техники чтения и посмотрим на лексическое значение трудных слов. -Давайте теперь прочитаем текст еще раз цепочкой. Будьте внимательны, следите за чтением, не разрывайте цепочку, не подводите нашу дружную команду. -Организует анализ прочитанного. 1.Анализ фактического (конкретного) содержания произведения. -Что делали ребята? -А как они это делали? - Кто с ребятами не строил горку? - Почему он не вышел? - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - А зачем он посыпал горку песком? - Что из этого вышло? -Как на это отреагировали ребята? - Чем заканчивается рассказ? Почему так? 2.Анализ образа главного героя -Кто главный герой этого рассказа? -Давайте составим его портрет. На вашем рабочем листе есть часть рассказа. Ваша задача прочитать свою часть и найти слова, характеризующие главного героя. -У вас есть шпаргалка от ВОПРОСИКА 1 часть читает 1ряд, ищет слова и выражения, характеризующие Котьку. 2 часть – 2 ряд. 3 часть – ряд. Проверка. - Какой представлен нам Котька в начале рассказа? -Во второй части? -В третьей части? -Ребята его назвали «умником». Это слово употреблено в прямом или переносном значении? -Как вы думаете, Котька изменился после этой истории или нет? -Как автор относится к Котьке? Творческая работа -Давайте составим синквейн «Главный герой». В синквейне постараемся показать изменения, которые произошли с героем. | Читают слова, разбирают лексическое значение, рассматривают иллюстрации. Читают текст Отвечают на вопросы Читают текст в шпаргалке подчеркивают слова. Отвечают на вопросы Составляют синквейн Варианты: по группам фронтально | Слайд с содержанием совета Карточка «Словарная работа» Приложение 2 Карточка «Шпаргалка ВОПРОСИКА» Приложение 3 Слайд (синквейн) |
Обобщение прочитанного. Цель: интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу. | ||
-А сейчас вернемся к цели нашей работы: какова же главная мысль этого рассказа? Какой совет нам хотел дать автор? (обращает внимание на схему) -Для этого обратимся к пословицам, которые мы собрали в начале урока. Какая из них подойдет для выражения главной мысли? (Умел ошибиться, умей и исправиться. Берись дружно, не будет грузно. Что одному с трудом дается, то коллективом легко берётся.) Итог: -Какой закон дружбы мы можем сформулировать, прочитав этот рассказ? (Умел ошибиться, умей и исправиться). -Нам с вами в классе это совет автора может пригодиться, а взрослым людям? | Читают пословицы, выбирают их для выражения главной мысли, объясняют свой выбор. Записывают в рабочем листе. | слайд |
Итог урока (рефлексия). Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности. | ||
Продолжите высказывание: На уроке мне было интересно… Сегодня я узнал… Особенно мне понравилось… Для меня было полезным… Словесная оценка работы класса на уроке. Выставление отметки наиболее активным учащимся. | Высказываются. | Слайд с началом фразы |
Домашнее задание | ||
-Составить словесный план на основе картинного. Подобрать опорные слова для пересказа. Подготовить пересказ. -На дополнительную оценку. Найти и подобрать пословицы к каждой части этого рассказа. | Рабочий лист с картинным планом Приложение 4 |
Приложение 1
Дружба, что стекло: | а найдёшь – так береги. | |
Нет друга- так ищи, | сломаешь – не починишь. |
Что одному с трудом даётся, | не будет грузно. | |
Берись дружно, | то коллективом легко берётся. |
Умел ошибиться, | а имей сто друзей. | |
Не имей сто рублей, | умей и исправиться. |
Приложение 2
Словарик трудных слов для чтения
Сгре-ба-ли сгребали.
Сва-ли-ва-ли сваливали.
Тру-дя-тся трудятся.
Скольз-ка-я скользкая.
На-пор-тил напортил.
Чет-ве-рень-ки четвереньки.
Двор-ниц-ка-я дворницкая.
Словарик трудных слов для понимания
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. | |
Дворницкая – помещение для дворника |
Приложение 3
Хитрый, добродушный, сообразительный, находчивый, глупый, непредусмотрительный
правдивый, трудолюбивый, заботливый.
Приложение 4
Рабочий лист к уроку Н.Носов «На горке»
Предварительный просмотр:
Дружба, что стекло: | а найдёшь – так береги. | |
Нет друга - так ищи, | сломаешь – не починишь. |
Словарик трудных слов для чтения
Сгре-ба-ли сгребали.
Сва-ли-ва-ли сваливали.
Тру-дя-тся трудятся.
Скольз-ка-я скользкая.
На-пор-тил напортил.
Чет-ве-рень-ки четвереньки.
Двор-ниц-ка-я дворницкая.
Словарик трудных слов для понимания
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.
Дворницкая – помещение для дворника
— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
— Ну, я не знаю, — говорит Котька.
— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
— Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!
ШПАРГАЛКА ВОПРОСИКА Хитрый, добродушный, сообразительный, находчивый, глупый, непредусмотрительный, правдивый, трудолюбивый, заботливый, бессовестный, трудолюбивый |
Закон дружбы (главная мысль) ___________________________________________________________________ | |||||
Что одному с трудом даётся, | не будет грузно. | ||||
Берись дружно, | то коллективом легко берётся. |
Словарик трудных слов для чтения
Сгре-ба-ли сгребали.
Сва-ли-ва-ли сваливали.
Тру-дя-тся трудятся.
Скольз-ка-я скользкая.
На-пор-тил напортил.
Чет-ве-рень-ки четвереньки.
Двор-ниц-ка-я дворницкая.
Словарик трудных слов для понимания
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.
Дворницкая – помещение для дворника
Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку — бух носом!
— Ого! — говорит. — Скользкая!
Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» — думает.
ШПАРГАЛКА ВОПРОСИКА Хитрый, добродушный, сообразительный, находчивый, глупый, непредусмотрительный, правдивый, трудолюбивый, заботливый, бессовестный, трудолюбивый |
Закон дружбы (главная мысль) ___________________________________________________________________ |
Умел ошибиться, | а имей сто друзей. | |
Не имей сто рублей, | умей и исправиться. |
Словарик трудных слов для чтения
Сгре-ба-ли сгребали.
Сва-ли-ва-ли сваливали.
Тру-дя-тся трудятся.
Скольз-ка-я скользкая.
На-пор-тил напортил.
Чет-ве-рень-ки четвереньки.
Двор-ниц-ка-я дворницкая.
Словарик трудных слов для понимания
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.
Дворницкая – помещение для дворника
Думал, думал — и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
— Вот теперь, — говорит, — скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
— Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.
ШПАРГАЛКА ВОПРОСИКА Хитрый, добродушный, сообразительный, находчивый, глупый, непредусмотрительный, правдивый, трудолюбивый, заботливый, бессовестный, трудолюбивый. |
Закон дружбы (главная мысль) ___________________________________________________________________ |
Обратная сторона рабочего листа для всех вариантов
Домашнее задание:
- (обязательное)
Составить словесный план на основе картинного. Подобрать опорные слова для пересказа. Подготовить пересказ.
2.(на дополнительную оценку).
Найти и подобрать пословицы к каждой части этого рассказа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критерии выразительного чтения 1.Читаем целыми словами 2.Читаем без ошибок (слова и ударение) 3.Соблюдаем паузы и интонацию
АН ЕКРОГ
«Чтобы правильно и выразительно прочитать текст и понять его смысл, нужно поработать с трудными словами, которые в нём встречаются».
Синквейн 1. Одно слово (тема). 2.Два слова (какой?) 3.Три слова (что делает?) 4. Фраза (4 слова), отношение к теме. 5.Одно слово (личное отношение к теме)
1.Дружба, что стекло – сломаешь - не починишь. 2.Нет друга – так ищи, а найдёшь – так береги. 3.Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся. 4.Берись дружно, не будет грузно. 5. Умел ошибиться, умей и исправиться. 6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
На уроке мне было интересно…. Сегодня я узнал… Особенно мне понравилось… Для меня было полезным…
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ На момент создания ресурса ссылки являются активными Информационные источники Тетрадный лист http://img-fotki.yandex.ru/get/5806/66124276.92/0_7651b_6ddd2e73_S.png Фон http://styleindisign.narod.ru/fon/kol/a19.jpg Школьные принадлежности http://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925125.png Перо с бумагой http://gbi-st.ru/prefix/drayver-hp-laserjet-1005-windows-xp-forum.png Шнурок https://img-fotki.yandex.ru/get/9226/16969765.145/0_75d96_37094d4b_orig.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения В.Я. Брюсов "Сухие листья"
Тема: В.Я. Брюсов "Сухие листья" Цели и задачи урока 1.Познакомить с произведением русского поэта В.Брюсова.2.Формировать интерес к процессу чтения, навык выразительного чтения.3...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
Конспект урока по чтению 3 класс Н.Грибачев «Рыжие листья»
Цель: познакомить с произведением Н.Грибачева «Рыжие листья»Задачи: 1) познакомить с особенностями жизни диких животных с наступлением осени и зимы;2) формировать навык беглого, осознанного чтен...
Конспект урока по чтению 3 класс Н.Грибачев «Рыжие листья»
Цель: познакомить с произведением Н.Грибачева «Рыжие листья»Задачи: 1) познакомить с особенностями жизни диких животных с наступлением осени и зимы;2) формировать навык беглого, осознанного чтения;3) ...
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.
Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...
Конспект урока по технологии 2 класс Тема: Аппликация из листьев «Моё любимое животное»
Предмет: ТехнологияТема: Аппликация из листьев « Моё любимое животное»Тип учебного занятия: комбинированный урок Цели: Обучающая: совершенствовать навыки выполнения аппликации из природного ...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСЕЕВОЙ В.А. "СИНИЕ ЛИСТЬЯ"...