Конспект урока "Потешки и прибаутки"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока "Устное народное творчество. Потешки и прибаутки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_chtenie_2_klass.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока по литературному чтению
Студентки 331 группы
социально-педагогического отделения
Роговой Юлии Олеговны
Место проведения урока:
Школа № , класс 2 «»
Дата проведения урока:
Начало урока:
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Допуск к проведению урока:
Тема урока: «Устное народное творчество. Потешки и прибаутки.»
Учебный предмет: Класс: | Литературное чтение 2 | ||
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению. | ||
Технологии, методы, приёмы: | ПДО, побуждающий диалог, работа с учебником, | ||
Основные понятия, термины: | Устное народное творчество, прибаутки, потешки | ||
Тип урока: | Урок ОНЗ | ||
Планируемые результаты урока: | |||
Предметные: - учащиеся должны научиться различать виды (жанры) устного народного творчества - находить созвучные окончания слов в песне, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. | Личностные: - имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений - проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость - внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей - проявляют мотивацию к учебной деятельности - владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Метапредметные: - умеют определять тему урока и формулировать задачи учебной деятельности (регул.) - умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.) - умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.) - умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.) - участвуют в учебном диалоге (коммун.) - умеют взаимодействовать в парах (коммун.) | ||
Организация пространства: | |||
Формы работы по организации деятельности детей:
| Ресурсы:
|
Список литературы:
1. Учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, часть 1. 3. Ссылка на сайт: https://alegri.ru/kopilka-pedagoga/uchiteljam-nachalnoi-shkoly/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-2-klas-poteshki-pribautki.html
2. Программа по русскому языку УМК «Школа России».
Этапы урока Задачи этапов | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Организационный момент. Мотивация на деятельность Задачи: Организовать направленное внимание на начало урока (личн.) Замотивировать к учебной деятельности (личн.) | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Юлия Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю вам быть внимательными, активными, а также, хочется пожелать вам хорошего рабочего настроения на уроке. - Проверим вашу готовность к уроку: на парте должен лежать учебник литературного чтения, тетрадь, дневник, пенал и карточка, которую я вам раздала. Всё лишнее нужно убрать, чтобы вас ничего не отвлекало. - Для начала нашего урока, вспомним, как же должны сидеть за партой прилежные ученики. Сядьте правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на парте. - А теперь нам пора начинать наш урок! | ||
II. Актуализация знаний Задачи: Актуализировать знания учащихся об изученной теме «Русские народные песни. Колыбельные.» (предм.) Способствовать проявлению положительного отношения языковой деятельности (л.) Развивать умение выполнять учебные действия в устной форме (р.) Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.) | На доске: Устное народное творчество. | - Для начала, давайте немного вспомним с вами о том, что вы изучали на прошлом уроке литературного чтения. - Какой раздел вы начали изучать? - С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? - Правильно, молодцы. - Все эти произведения живут в огромной литературной стране. Как она называется? -Как вы понимаете слово устное? -Всё верно. Переаваемое из уст в уста. Один человек рассказывал другому. - Что означают слова творчество и народное? -Как они дошли до наших дней? - На прошлом уроке вы знакомились с русскими народными песнями. - Сегодня нас ждет знакомство с новыми жанрами устного народного творчества. | -Устное народное творчество. -пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы. - Устное народное творчество. - Передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами. - Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один - Их передавали из поколения в поколение. |
III. Выход на тему и постановка задач урока Задачи: Развивать навыки сотрудничества (л.) Учить принимать цель и учебную заадачу (р.) Формировать умение планировать учебные действия (р.) Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.) Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.) | Н экране появляется ребус, рябятам необходимо отгадать его. ( потешка), (прибаутка). На доске: 1. Узнаем: ... 2. Научимся: ... 3. Будем учиться: ... | Вы знаете, что такое ребус? Ребус- это вид загадки, в которых загаданы слова или целые предложения с помощью последовательности картинок, букв, цифр, знаков. Перед нами ребус, нам необходимо отгадать его. Его ответом будет наша тема сегодняшнего урока. Молодцы. Конечно, это потешка. - Теперь попробуем сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске. 1. Узнаем: … 2. Научимся: … 3. Будем учиться: … | |
IV. Открытие нового знания Задачи: Способствовать проявлению положительного отношения языковой деятельности (л.) Развивать навыки сотрудничества (л.) Развивать умение сохранять цель и учебную задачу (р.) Учить работать с информацией, представленной в виде текста (правила) (позн.) Учить анализировать языковое понятие с выделением его существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности) (позн.) Формировать умение обобщать (позн.) Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.) Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.) | Для начала давайте разберем значение понятия “потешки”. Может у кого-то есть предположение что может означать слово потешки? -Хорошо, а где мы можем посмотреть правильное значение слов? -Молодцы. Я заранее посмотрела значение слова Потешка в словаре Ожегова. Вот так выглядит словарь (иллюстрация на экране). Теперь давайте сравним ваше предположения с опеделение из словаря. Потешки- это поучительные песенки или стишки для развлечения маленьких детей, которые сопровождались игровыми движениями. Вы были очень близки к правильному определению. Открываем учебник на странице 20. Давайте послушаем аудио потешки. Слушайте внимательно и следите за текстом, потом вы будете отвечать на вопросы. - Какие слова помогают представить петушка? Какой он? -Я вижу, что вы устали. Поэтому встаем из-за своих парт. Физминутка: Хомка, хомка, хомячок Полосатенький бочок Хомка рано встает Щечки моет, глазки трет Подметает хомка хатку И выходит на зарядку Раз, два-выше голова Три, четыре- руки шире Пять, шесть-тихо сесть Семь, восемь-лень отбросим. -Но это еще не все жанры устного народного творчества. Вот еще один: Ребус (прибаутка) Теперь давайте разберем понятие “прибаутки” Может есть предположения? Давайте посмотрим значение в словаре: Прибаутка- это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребенка, пошутить вместе с ним. Давайте посмотрим на страницу 21, в нем даны прибаутки. Сейчас вы также прослушаете аудио. Вы внимательно слушайте, потому что далее вы будете разыгрывать потешки и прибаутки в парах. - Что вы можете сказать о героях данной прибаутки? На чем они едут? Что спрашивает Тимошка у Фомы? - Молодцы! -Теперь давайте попробуем прочитать эту прибаутку по ролям. | Стихотворение. Потешать кого-то. -Словарь - Слушают - Герои прибаутки: Фома и Тимошка. Фома едет на курице, а Тимошка на кошке. - Читают по ролям. (2 человека). | |
VII. Закрепление знаний Задачи: Формировать положительное отношение к языковой деятельности (л.) Развивать интерес к выполнению языковых упражнений (л.) Развивать умение ориентироваться на страницах учебника (позн.) Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.) Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.) | Карточки с заданием. Карточка №1: Зайчик серенький сидит Карточка №2: Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…
| Сейчас у нас будет работа в парах. У вас на парте 2 карточки с текстом. На одной из них потешка, а на другой прибаутка. Каждый из вас возьмет по одной карточке и прочитает текст выразительно соседу по парте. Если вы быстро справитесь, то можете поменяться. - Как только все закончат. Вам необходимо определить на какой карточке прибаутка, а на какой потешка. - Перед тем как начать чтение. Давайте договоримся о правиле. Будем очень тихими. Не кричим. Пока один из пары читает, другой его не отвлекает. Читаем так же вполголоса, чтобы не создавать шум в классе. -Молодцы, все закончили читать карточки. Пока ответить на мой вопрос. Повторю вопрос: Определите на какой карточке прибаутка, а на какой потешка. - Правильно.( Может кто-то думает по-другому). - У нас остается немного времени, поэтому предложу прочитать выразительно одному человеку у доски. -Очень хорошо. Спасибо. | Читают. Карточка №1 - потешка Карточка№2 - прибаутка |
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока Задачи: Учить делать выводы в результате совместной работы (позн.) Развивать умение принимать участие в диалоге (к.) | Сегодня мы познакомились с жанрами устного народного творчества. Кто мне скажет, какими? - Конечно, это потешки и прибаутки. Давайте сделаем выводы по сегодняшнему уроку - Поднимите руку, кому понравилось читать потешки. А теперь поднимите руку те, кому понравилось читать прибаутки. -Хорошо. Спасибо вам за прекрасный урок. Всем до свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : " Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки."
Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе...
Русские народные песни, потешки, прибаутки.
Материал внеклассного занятия познакомит детей с русскими народными потешками, прибаутками, песнями. В разработке помимо основного материала прсутствует раздаточный материал....
Урок-презентация "Колыбельные, пестушки, дразнилки, прибаутки".
С чего начинается Родина? С маминой колыбельной песни, пестушки, прибаутки. Толковый словарь Даля и представленный репертуар обогатят музыкальные представления и понятийный словарь ученика коррекционн...
Конспект урока по чтению в 1 классе по теме: "Народные пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, приговорки"
Данный конспект может быть использован для детей 6-7 лет....
Конспект урока по литературному чтению, тема "Прибаутки"
Конспект урока по литературному чтению, тема "Прибаутки"...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс «Шутки- прибаутки»
Технологическа карта урока по УМК "Планета Знаний"...
Конспект урока литературное чтение на родном языке: «На ярмарке». Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берёзонька».
Работа включает конспект урока, презентацию и два приложения, которые раздаются детям....