Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Первопечатник Иван Федоров"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Репринцева Юлия Александровна

Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древ­ней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к со­ставлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представ­ление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сооб­щение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klass_liter_chtenie_konspekty_1_-_kopiya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4. Первопечатник Иван Федоров.

 Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к составлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—  Прочитайте медленно жужжащим способом.

Книга — учитель, книга — наставница,

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота — набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга — советчик, книга — разведчик,

Книга — активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец...

В. Боков

(Затем проводят коллективное плавное чтение, выразительное чтение, беседу после прочтения.)

—  О чем это стихотворение?

—  Какие главные мысли заключены в нем?

—  Как автор называет книгу?

III. Повторение пройденного

—  С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? (С рукописными книгами Древней Руси.)

—  Как выглядели рукописные книги?

—  Кто их обычно писал и переписывал?

—  О чем рассказывалось в летописях?

—  До какого времени рукописные книги были единственными книгами в России?

—  Когда в нашей стране появилась первая печатная книга? (В 1564 г.)

IV. Работа по теме урока

—  Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Откройте учебник на с. 8—9.

Что вы видите  на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.) Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Федорову.)

Что вы о нем узнали? ( и есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.)

—  Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом.

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Первичное чтение. Словарная работа

—  Прочитаем текст на с. 10—12.

—  Найдите значение выделенных слов в словаре.

Посох - длинная и толстая трость.

Друкаръ — типограф, печатник.

Напраслина - ложное обвинение.

(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.)

2. Работа над текстом после чтения

—  Что нового вы узнали об истории создания книг?

—  Чем отличается рукописная книга от печатной?

—  Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

—  Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Федорова?

3. Чтение в лицах диалога первопечатника и царя

—  Как вел себя Иван Федоров при встрече с Иваном Грозным?

—  Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

—  Проверьте себя по вопросам.

1. Кто приказал строить государев печатный двор?

2. Где он был построен?

3. Кто создавал первую печатню?

4. Сколько месяцев печатали первую книгу?

5. Как называлась первая книга?

6. Как были напечатаны заглавные буквы?

7. Когда была напечатана первая книга?

Ответы: 1) царь Иван Васильевич; 2) близ Кремля, в районе Китай-города; 3) Иван Федоров и его помощник Петр Тимофеев; 4) десять месяцев; 5) «Апостол»; 6) красной краской — киноварью; 7) 1 марта 1564 г.

VII. Подведение итогов урока

-  Как звали первопечатника?

—  В каком году вышла первая печатная книга в нашей стране?

VIII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия

Учитель раздает детям распечатки текста Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок» без указания автора. Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдельных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске.

Текст для проверки техники чтения см. в приложении.

Домашнее задание (по выбору)

Подготовить краткий рассказ о первых книгах или рассказ об Иване Федорове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Тютчев «Зима недаром злится»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»; навыка выразительного чтения; умения работать по текс...

Конспект урока по литературному чтению "Федор Тютчев. Стихотворение “Листья”" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья»;  выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения....

Конспект урока по литературному чтению «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”, Федор Тютчев “Как весел грохот летних бурь”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения стихотворений «Это утро, радость эта…», «Как весел грохот летних бурь»; ознакомле...

Технологическая карта урока литературного чтения "Первопечатник Иван Федоров"

Технологическая карта урока литературного чтения  "Первопечатник Иван Федоров", УМК "Школа России", 3 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Первопечатник Иван Федоров"

Вводный урок литературного чтения  в 3 классе. знакомит с историей первопечатания книг...