Литературное чтение урок
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Онохойская основная общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения в 4 классе
По рассказу В.П.Астафьева
«Стрижонок Скрип»
Урок подготовлен учителем начальных классов
Пятковой Н.А.
2020
Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Цели:
- учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
- общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
- воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты
личностные (воспитательные) результаты:
- воспитывать любовь к живой природе;
- бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
метапредметные (развивающие) результаты:
- развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся
- долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.
предметные (образовательные) результаты:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
- Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
- учить анализировать поступки героев.
Оборудование: презентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах, учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др.».
Ход урока
- Организационный момент.
-Прозвенел звонок. Все встали. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам новые открытия на этом урок.
- Эмоциональное введение в тему.
- Ребята, подскажите мне, какой раздел литературного чтения мы изучаем?
- Прием ассоциаций
- Закройте на минуту глаза. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы. После ответов учащихся составляем кластер «Природа»
- Мы уже не первый урок знакомимся с произведениями этого раздела . А вам нравится путешествовать по этой замечательной стране «Природа и мы»?
-Ещё бы!!! Эту удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы чувствовать и все понять!
- Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. Какую, вы сами догадаетесь.
- Актуализация знаний. Стадия вызова.
Внимательно ли вы читали предыдущие произведения этого раздела?
- «Узнай по описанию»
(за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)
- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).
- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).
- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,
превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).
- Игра «Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 2)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
-Все ли произведения вам знакомы?
-Зачем же я включила в игру незнакомое произведение?
Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».(слайд 3)
Чем мы будем делать на уроке? ( обозначить цели)
- Подготовка к восприятию нового.
1) Беседа об авторе. (Слайд 4-11)
- Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
- Немного об авторе нам приготовила сообщение Жаворонкова Катя. Послушаем её.
2) Речевая разминка
Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 12 )
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте, разделяя на слоги.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте с ускорением.
- Чтение текста. Прием «Инсерт»
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 13 )
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Слайд 14
- Начало дети слушают учителя (рождение Скрипа)
- Как вы думаете, где мама?
Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.
- Первичное восприятие
Обмен впечатлениями.
- Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось?
- Какие чувства пробудила эта история?
- Когда было страшно за стрижонка?
- А в какие моменты тревожно?
- Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 15
Чтение 1 части.
- Где и как родился стрижонок?
- Как повел себя стрижонок?
- Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?
- Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?
- Что принесла мама птенцам?
На какие микрочасти мы можем поделить эту часть?
1.Рождение Скрипа.
2. Стрижата одни.
3.Возвращение мамы-стрижихи.
Чтение 2 части.
О чем говорится в этой части?
1.Кормление птенцов.
2.Скрип обижен.
3.Жизнь семьи.
Чтение 3 части.
Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О каком качестве характера это говорит?
-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?
- Чего она боялась?
- Знал ли об этом стрижоно?
- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?
1.Любопытство стрижонка.
2.Страх матери.
3.Враги стрижей.
Чтение 4 части.
-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?
-Как коршуну удалось победить мать - стрижиху(он ее перехитрил)?
-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,
храбрость самоотверженность)?
-Как стрижи помогли бедным стрижатам?
-О каком качестве стрижей это говорит?
На какие микрочасти мы поделим 4 часть?
1. Гибель мамы
2. Беда стрижей.
3. Дружные стрижи
VI. Закрепление изученного.
- Тестовые задания
У каждого ученика карточка-тест. После выполнения обмениваются тестами в паре, проверяют на слайде.
–проверим работу. (Правильные ответы на слайде)
- ошибка – 5.
2-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.
Более 5 ошибок -2
Составление синквейна (стрижиха) (Работа в парах)
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо
5. Мать.
VII. Рефлексия. Итог урока.
Звучит музыка (звуки леса).
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
Выставление оценок, благодарность за урок
VIII. Домашнее задание.
Рисунок стрижа, пересказ от имени Скрипа.
По желанию составить синквейн о Скрипе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».
Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Литературное чтение: "Урок-мозаика". Конспект урока.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "В одном счастливом детстве", 3 класс.Обобщающий урок по теме "День смеха"....
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Проект урока по теме: «Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет». По произведению Е.И.Чарушина «Страшный рассказ». (Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.)
Данный урок учит слушать и слышать художественное слово, формирует читательские умения у начинающего читателя.Урок поможет учителям успешно решать основные задачи уроков слушания: уч...
Презентация к уроку литературного чтения. Урок-мастерская "Краски осени".
В данной презентации проводится анализ стихотворений русских поэтов о всех периодах осени. На уроке использована групповая и дифференцированная работа, а также приём ТРКМ...
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...