Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Волшебное слово»
методическая разработка по чтению (1 класс)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Волшебное слово»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_slovo.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_________________________________________
«Согласовано» Руководитель МО | «Согласовано» заместитель директора по УВР ______/
| «Утверждаю» Директор МБОУ БГ № 158
|
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Волшебное слово»
1 класс
33 часа на учебный год
1 час в неделю
ФИО педагога разработавшего приложение:
Педагогический стаж:
Квалификационная категория:
Программа курса разработана на основе «Закона об Образовании РФ», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе учебного плана школы и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, Т.Ю. Коти. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника и обеспечена УМК «Перспектива»
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Актуальность программы основывается на интересе, потребностях учащихся, их родителей и общества. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьёй, развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Цель программы: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи, которые позволяет решить программа: обогащение словарного запаса и грамотного строя речи учащихся; развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; обучение навыкам культуры речи и речевого общения; развитие у детей эмоциональной выразительности речи; расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти; целенаправленная работа над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с книгой, потребности и привычки обращаться к лингвистическим словарям и справочникам; введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование духовно-нравственной личности.
Общая характеристика курса
«Волшебное слово» как систематический курс внеурочной деятельности идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями.
Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора обучающиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе «Волшебная сила слов» слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Обучающиеся определяют позицию автора и свое отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает обучающихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Место курса во внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 32 часа и 1 час резервный. Продолжительность занятий: 30 минут. Занятия могут проходить в игровых формах: викторины, театральные постановки, составление и решение ребусов, кроссвордов, загадок. Дети выполняют творческие индивидуальные задания: составление и написание рассказов, стихов, сказок, выполнение проекта.
Ценностные ориентиры содержания.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
− коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
− системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
− этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
− концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Методы и технологии.
Методы и технологии проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, работа в группах, парах, наблюдение, инсценировка, уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно – коммуникационные технологии, проектная деятельность, здоровье сберегающие технологии.
Содержание курса внеурочной деятельности.
1. Рады познакомиться.
У меня друзей немало. Знакомство с одноклассниками. Вежливые слова. Диалог- знакомство. Советы – конфеты.
2. Ежели вы вежливы.
Волшебные слова. Встреча двух приятелей. Учимся говорить волшебные слова. Слова извинения. Вежливые слова.
3. У меня зазвонил телефон.
Смотрят звёздочки в окно. Волшебные слова по телефону. Правила общения по телефону.
4. Школьные годы – чудесные.
Для чего мы ходим в школу. Пословицы. Школьные звонки. Как мы проводим переменки. Правила поведения на перемене. Вежливые слова. Ситуации на уроке: я опоздал, мне надо выйти. Весёлые игры на перемене.
5. Друга ищи, а найдёшь – береги.
Пословицы о дружбе. Мой друг – одноклассник. Рассказ о своём друге. Нужно ли хранить чужой секрет? Друзья поссорились. Как им поступить? Имеет ли друг право на ошибку? Слова прощения. Что значит быть доброжелательным и внимательным.
6. Я захотел устроить бал.
Как поздравить друга с праздником. Сочиняем поздравительную открытку. Я иду в гости к другу. Подарок для друга. Как встречать гостей. Как развлекать своих гостей. Правила поведения в гостях. Как вести себя за столом. Большое спасибо. Делу время, а потехе час. Вежливые слова прощания.
Предполагаемые результаты реализации программы.
– На уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т. д.;
– На уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т. д.;
– На уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Результаты обучения в 1 классе
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т. д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение орфографической грамотности учащихся.
2.Эффективное использование полученных знаний на уроках русского языка и других уроках.
3.Соблюдение норм и правил речевой культуры и речевого поведения.
Материально-техническое обеспечение программы.
Планирование составлено по пособию для учащихся общеобразовательных учреждений «Волшебная сила слова» (авторы Л.Ф.Климанова, Т.Ю.Коти), рекомендованному РАН, РАО. Издательство «Просвещение», Москва, 2015г
− Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти: «Волшебная сила слов» рабочая тетрадь по развитию речи, 1 класс.
Интернет-ресурсы.
− Азбука для малышей с картинками. - Режим доступа : http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html
− Детские электронные презентации. - Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
− Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
− Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
− Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : http:// www.gramota.ru
− Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
Технические средства обучения.
− Мультимедийный компьютер.
− Мультимедийный проектор.
− Экран проекционный.
Тематическое планирование.
№ ур. | Тема урока | Кол-во час. | Дата по плану | Примечание |
1 | У меня друзей немало. Знакомство с одноклассниками. | 1 | ||
2 | Вежливые слова. Диалог- знакомство. | 1 | ||
3 | О. Дриз «Добрые слова» | 1 | ||
4 | Советы - конфеты | 1 | ||
5 | «Утёнка учила здороваться утка». Волшебные слова. | 1 | ||
6 | Встреча двух приятелей. | 1 | ||
7 | В. Осеева «Волшебное слово». Пожалуйста. | 1 | ||
8 | Учимся говорить волшебные слова. В. Осеева «Кукла». | 1 | ||
9 | Слова извинения. | 1 | ||
10 | Вежливые слова. Советы – конфеты. | 1 | ||
11 | Смотрят звёздочки в окно. Волшебные слова по телефону. | |||
12 | Правила общения по телефону. | 1 | ||
13 | К. Чуковский: «У меня зазвонил телефон…» | 1 | ||
14 | Вежливые слова. Советы – конфеты. | 1 | ||
15 | Для чего мы ходим в школу. Пословицы. | 1 | ||
16 | Школьные звонки. Как мы проводим переменки. | 1 | ||
17 | Правила поведения на перемене. | 1 | ||
18 | Вежливые слова. Ситуации на уроке: я опоздал, мне надо выйти. | 1 | ||
19 | Весёлые игры на перемене. Советы –конфеты. | 1 | ||
20 | Друга ищи, а найдёшь – береги. | 1 | ||
21 | Ю. Энтин «Про дружбу». Пословицы о дружбе. | 1 | ||
22 | Мой друг – одноклассник. Рассказ о своём друге. | 1 | ||
23 | Нужно ли хранить чужой секрет? | 1 | ||
24 | Друзья поссорились. Как им поступить? | 1 | ||
25 | Имеет ли друг право на ошибку? Слова прощения. | 1 | ||
26 | Что значит быть доброжелательным и внимательным. | 1 | ||
27 | Волшебные слова. Советы- конфеты. | 1 | ||
28 | Правила поведения в гостях. Как вести себя за столом. | 1 | ||
29 | Как поздравить друга с праздником. Сочиняем поздравительную открытку. | 1 | ||
30 | Я иду в гости к другу. Подарок для друга. | 1 | ||
31 | Как встречать гостей. Как развлекать своих гостей. | 1 | ||
32 | Большое спасибо. Делу время, а потехе час. Вежливые слова прощания. | 1 | ||
33 | Резервный урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Волшебный мир книг"
Планирование содержит:-пояснительную записку-содержание программы-планирование уроков на год-планируемые результаты изучения программыресурсы и условия реализации программы-учебно-методическую литерат...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...
тематическое планирование. Внеурочная деятельность "Волшебная палитра", "Информатика в играх и задачах" Горячев.
Тематическое планированиеВнеурочная деятельность "Волшебная палитр" "Информатика в играх и задачах"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебное слово»
Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...
Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности "Волшебный клубок".
Программа направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания спицами....