Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности "Волшебный клубок".
календарно-тематическое планирование

Салтыкова Людмила Александровна

Программа направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания спицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_klubok.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Программа

             по внеурочной деятельности «Волшебный клубок».

                              Пояснительная записка

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Данная программа рассчитана на возраст учащихся  9-11 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами.

Программа рассчитана на 1год обучения и предполагает  68 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 1часу).

Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

            Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.

            В настоящее время особенно остро возникает необходимость побудить активный интерес школьников к отечественной истории, к истокам национальной культуры. И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Художественное вязание является исконным народным ремеслом.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
  • Научить четко, точно выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  
  • Обучить особенностям вязания различных моделей;
  • Обучить основным условным обозначениям;
  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать произвольность психических процессов;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

          Программа по курсу  «Волшебный клубок» основана на единых подходах и принципах:

- использование разнообразных форм организации занятий;

- развивающий характер обучения;

- обеспечение психологического комфорта ребёнка;

- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

             Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.

             Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий.

Программа реализуется для детей с разным уровнем подготовки и разным уровнем мотивации к обучению. Главным критерием приема детей является интерес к занятию художественным вязанием. В данных условиях программа «Волшебный клубок» - это механизм, который определяет содержание обучения вязанию школьников, методы работы педагога по формированию теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся. В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.

Программа курса по художественному вязанию включает в себя курс обучения основным приемам вязания на спицах, теоретических знаний об истории развития трикотажного производства и правил ухода за ними, а также дополнена темами по технике изготовления индивидуальной выкройки.

Дифференцированный подход в подборе изделий, схем вязания является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных результатов. Занятия в объединении способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости, целеустремленности, чувства ответственности.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, принцип сознательности и творческой активности, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

             Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты.

1. Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей, схем.

4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся будут знать

  • Историю техники вязания на спицах;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Инструменты и материалы;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.
  • Особенности вязания цветных полотен;
  • Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
  • Виды украшений вязаных изделий;
  • Особенности снятия мерок и расчета для вязания;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Обучающиеся научатся

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные элементы вязания;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

        Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Сроки

По плану

По факту

1.

Вводные уроки

2

-Знакомство с планом работы. Техника безопасности.

1

-Беседа «Художественные возможности вязания спицами».

1

2.

Техника вязания.

24

- Виды пряжи, виды спиц. «Спицы всякие нужны».

2

-Выбор пряжи .Подбор номера спиц.

1

-Набор петель начального ряда из двух нитей.

2

-Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание. Обозначение на схеме.

8

- «Накид – друг петель».

2

- «Прибавление петель».

3

- «Убавление петель по краям полотна».

3

-Плотность вязания.

1

-Закрепление последнего ряда.

2

3.

Рельефные узоры:

13

- «Путанка»;

3

 - «Рисовая»;

3

- «Шахматка».

3

-Вязание узора «Косичка».

4

4.

 Узоры (образцы вязания).

17

Вязание узоров:

Чтение узоров.

4

- Резинки(1х1,2х2);

3

- «Английская» резинка.

4

-Вязание простейших ажурных узоров

6

5.

Вязание изделий

11

- Расчёт петель. Изготовление косметички.

5

-Расчёт петель. Изготовление прихватки.

5

-Технология вязания шарфа.

5

6.

Итоговое занятие.

1

          Содержание программы

1. «Вводное занятие»

Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».

2. «Техника вязания».

Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли.

Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель.

Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.

Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.

3. «Рельефные узоры».

Теоретический компонент. Сведения о рельефных узорах.

Практический компонент. Учить вязанию рельефных узоров: «путанка», «рисовая», «шахматка».

4. Узоры (образцы вязания).

Практический компонент. Учить вязанию различных узоров с накидами и снятыми петлями. «Английская резинка», «Резинка 1*1»; «2*2».

5. Вязание изделий.

Теоретический компонент. Дать знания по расчёту петель с помощью контрольного образца.

Практический компонент. Изготовление косметички. Изготовление прихватки.

6. Итоговое занятие.

Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих результатов детей.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией и под наблюдением педагога, экскурсия, выставка.

Виды организации работы детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • коллективный – организация творческого взаимодействия между детьми;
  • коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий.

Методы организации занятий:

  • словесный – беседа, объяснение, рассказ;
  • наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
  • практический – упражнения, практические задания, наблюдения;
  • проблемное обучение – поисковая работа, самостоятельная разработка изделия;
  • объяснительно-иллюстративное – объяснение с показом моделей, рисунков, образцов, книг и журналов.

Средства обучения

Дидактический и лекционный материал:

  • литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники материалов для вязания;
  • таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;
  • цветовые и композиционные схемы;
  • готовые образцы различных изделий.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СанПин;
  • стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для вязания, образцов изделий;
  • раздаточный материал для проведения занятий и мастер-классов;
  • инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники;
  • пряжа шерстяная и хлопковая;
  • образцы вязания крючком и спицами;
  • книги по рукоделию и журналы;
  • карандаши и ручки;
  • материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);
  • иголки для трикотажа, швейные иглы и нитки;

Условия реализации программы

Работа занятий ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «Партизанская СОШ».

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

Используемая литература:

  1. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  2. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  3. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  4. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  5. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром лите...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности.

Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика"...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры"  в 1 классе...

Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

Календарно-тематическое планирование занятий расчитано на обучающихся 1 класса...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности 4 класс "Занимательная грамматика"

КТП 4 класс Внеурочная деятельность младших школьников "Занимательная грамматика"...