Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности "Волшебный клубок".
календарно-тематическое планирование
Программа направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания спицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_klubok.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по внеурочной деятельности «Волшебный клубок».
Пояснительная записка
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течение первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями. Данная программа рассчитана на возраст учащихся 9-11 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами.
Программа рассчитана на 1год обучения и предполагает 68 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 1часу).
Программа направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами, на обучение детей основам многоцветного вязания, и кругового вязания спицами, предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек и их декорирования.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Занятия по данной программе открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она не только поможет обучающимся научиться вязать на спицах, но и разовьёт их художественно – эстетический вкус, научит аккуратности, вниманию, ответственности.
В настоящее время особенно остро возникает необходимость побудить активный интерес школьников к отечественной истории, к истокам национальной культуры. И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Художественное вязание является исконным народным ремеслом.
Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить четко, точно выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
Программа по курсу «Волшебный клубок» основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций, экскурсий.
Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и изделий.
Программа реализуется для детей с разным уровнем подготовки и разным уровнем мотивации к обучению. Главным критерием приема детей является интерес к занятию художественным вязанием. В данных условиях программа «Волшебный клубок» - это механизм, который определяет содержание обучения вязанию школьников, методы работы педагога по формированию теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся. В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Программа курса по художественному вязанию включает в себя курс обучения основным приемам вязания на спицах, теоретических знаний об истории развития трикотажного производства и правил ухода за ними, а также дополнена темами по технике изготовления индивидуальной выкройки.
Дифференцированный подход в подборе изделий, схем вязания является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных результатов. Занятия в объединении способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости, целеустремленности, чувства ответственности.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, принцип сознательности и творческой активности, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты.
1. Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей, схем.
4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Предметные результаты обучения
Обучающиеся будут знать
- Историю техники вязания на спицах;
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Инструменты и материалы;
- Условные обозначения, понятие «раппорт»;
- Основные приемы набора петель и вязания на спицах.
- Особенности вязания цветных полотен;
- Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
- Виды украшений вязаных изделий;
- Особенности снятия мерок и расчета для вязания;
- Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Обучающиеся научатся
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;
- правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;
- подбирать материалы для вязания;
- выполнять основные элементы вязания;
- свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
По плану | По факту | |||
1. | Вводные уроки | 2 | ||
-Знакомство с планом работы. Техника безопасности. | 1 | |||
-Беседа «Художественные возможности вязания спицами». | 1 | |||
2. | Техника вязания. | 24 | ||
- Виды пряжи, виды спиц. «Спицы всякие нужны». | 2 | |||
-Выбор пряжи .Подбор номера спиц. | 1 | |||
-Набор петель начального ряда из двух нитей. | 2 | |||
-Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание. Обозначение на схеме. | 8 | |||
- «Накид – друг петель». | 2 | |||
- «Прибавление петель». | 3 | |||
- «Убавление петель по краям полотна». | 3 | |||
-Плотность вязания. | 1 | |||
-Закрепление последнего ряда. | 2 | |||
3. | Рельефные узоры: | 13 | ||
- «Путанка»; | 3 | |||
- «Рисовая»; | 3 | |||
- «Шахматка». | 3 | |||
-Вязание узора «Косичка». | 4 | |||
4. | Узоры (образцы вязания). | 17 | ||
Вязание узоров: | ||||
Чтение узоров. | 4 | |||
- Резинки(1х1,2х2); | 3 | |||
- «Английская» резинка. | 4 | |||
-Вязание простейших ажурных узоров | 6 | |||
5. | Вязание изделий | 11 | ||
- Расчёт петель. Изготовление косметички. | 5 | |||
-Расчёт петель. Изготовление прихватки. | 5 | |||
-Технология вязания шарфа. | 5 | |||
6. | Итоговое занятие. | 1 |
Содержание программы
1. «Вводное занятие»
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».
2. «Техника вязания».
Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли.
Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель.
Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.
Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.
3. «Рельефные узоры».
Теоретический компонент. Сведения о рельефных узорах.
Практический компонент. Учить вязанию рельефных узоров: «путанка», «рисовая», «шахматка».
4. Узоры (образцы вязания).
Практический компонент. Учить вязанию различных узоров с накидами и снятыми петлями. «Английская резинка», «Резинка 1*1»; «2*2».
5. Вязание изделий.
Теоретический компонент. Дать знания по расчёту петель с помощью контрольного образца.
Практический компонент. Изготовление косметички. Изготовление прихватки.
6. Итоговое занятие.
Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих результатов детей.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией и под наблюдением педагога, экскурсия, выставка.
Виды организации работы детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- коллективный – организация творческого взаимодействия между детьми;
- коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий.
Методы организации занятий:
- словесный – беседа, объяснение, рассказ;
- наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация журналов;
- практический – упражнения, практические задания, наблюдения;
- проблемное обучение – поисковая работа, самостоятельная разработка изделия;
- объяснительно-иллюстративное – объяснение с показом моделей, рисунков, образцов, книг и журналов.
Средства обучения
Дидактический и лекционный материал:
- литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники материалов для вязания;
- таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;
- цветовые и композиционные схемы;
- готовые образцы различных изделий.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СанПин;
- стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для вязания, образцов изделий;
- раздаточный материал для проведения занятий и мастер-классов;
- инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники;
- пряжа шерстяная и хлопковая;
- образцы вязания крючком и спицами;
- книги по рукоделию и журналы;
- карандаши и ручки;
- материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);
- иголки для трикотажа, швейные иглы и нитки;
Условия реализации программы
Работа занятий ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ «Партизанская СОШ».
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
Используемая литература:
- Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
- Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
- Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
- Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
- Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ по программе внеурочной деятельности «Школьная сказка»
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром лите...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика"...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности по "Основам православной культуры" в 1 классе...
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"
Календарно-тематическое планирование занятий расчитано на обучающихся 1 класса...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 1 класс...
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности 4 класс "Занимательная грамматика"
КТП 4 класс Внеурочная деятельность младших школьников "Занимательная грамматика"...