Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Телефон"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель:
Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков; продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающие: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся.
Воспитательные: способствовать потребности в ЗОЖ: показать влияние телефонов на здоровье человека при неправильном его использовании, познакомить с этикетом разговора по телефону.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся проявят творческое отношение к процессу обучения; оценят себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
- познавательные: смогут перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
- регулятивные: сумеют поставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты работы;
- коммуникативные: смогут высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: познакомятся с рассказом, проанализируют его, сделают вывод, почему рассказ юмористический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_nosov_telefon.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 3 класс
Тема: Н.Носов «Телефон».
Цель:
Создание условий для раскрытия темы и идейного смысла рассказа Н. Носова «Телефон», анализ данного произведения.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков; продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.
Развивающие: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать речь учащихся.
Воспитательные: способствовать потребности в ЗОЖ: показать влияние телефонов на здоровье человека при неправильном его использовании, познакомить с этикетом разговора по телефону.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся проявят творческое отношение к процессу обучения; оценят себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные:
- познавательные: смогут перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;
- регулятивные: сумеют поставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты работы;
- коммуникативные: смогут высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Предметные: познакомятся с рассказом, проанализируют его, сделают вывод, почему рассказ юмористический.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. 3 класс.
Проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Оргмомент. | ||
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» /Слайд 1/ - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. | Проверяют готовность к уроку. Дети хором произносят текст. | Эмоциональный настрой.
Коммуникативные. |
2.Актуализация знаний. | ||
- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? /Собирай по ягодке, наберёшь кузовок./ - А как вы понимаете это предложение? /ответы детей пословица, обозначает потихоньку что- то делать, постепенно наберется много знаний, умения, только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату / - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. /Слайд 2/ - Я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда я?» - Отгадайте, из каких произведений эти предметы. (На экране картинки с изображением: шляпы («Живая шляпа»), иголки и ниток («Заплатка»), кастрюли («Мишкина каша»), варенье («Фантазеры»), телевизора («Федина задача»). - Кто написал эти рассказы? /Н. Н. Носов/ - Как вы думаете творчеству, какого писателя посвящен наш урок? (творчеству Н. Н. Носова) /Слайд 3/ -А что вы знаете про него, мы сейчас узнаем, получив ответы на вопросы викторины? Викторина: - Где и когда родился Н.Н.Носов? (Носов родился в Киеве 23 ноября 1908 года.) - Какие профессии освоил Носов, прежде чем стал писателем? (Продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возил брёвна, косил траву). - Где учился Носов? (В Институте кинематографии в Москве) - Какую получил профессию? (Режиссёр) - Как назывался первый рассказ Носова, когда и где он был напечатан? (Рассказ «Затейники» напечатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.) Учитель. В детстве Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Носов был режиссёром “Мосфильма”. Много времени уделил мультипликации, снимал учебные фильмы, во время войны – фильмы на военные темы. ТЕСТ по прочитанному произведению «Федина задача» /Слайд 4/ Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. Те-те-те Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле Кружка стоит на столе. Фон-фон-фон Старый звучит патефон. -А теперь прочтите ее громко и быстро. -Составь из первых слогов чистоговорки слово. 1. Словарная работа. /Слайд 5/ - Что такое телефон? И для чего он нужен? /Ответы детей./ - Посмотрите, как это слово написано. (Телефо′н) - Почему используется два цвета? /Ответы детей./ - Правильно! Это словарное слово. 2. Информация об изобретении первого телефона. РАБОТА В ГРУППАХ /Слайд 6/ - А кто знает историю изобретения телефона? Воспользовавшись книгой «Истории обыкновенных вещей» Литвинова Вика прочитала очень много интересных фактов. Впервые телефон был изобретен американским профессором Беллом в 1876 году. Так получилось, что в один и тот же день14 февраля было подано две заявки на изобретения телефона. Это физик Э. Грей и преподаватель школы глухонемых А. Белл. Белл принес свою заявку на два часа раньше. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России. Люди давно искали способы быстрого общения. Так при раскопках одного из дворца в Перу археологи обнаружили два тыквенных сосуда, соединенных бечевкой. Ученые пришли к выводу, что это один из предков телефона. (Идея жива и сейчас – кто из вас не устраивал «телефон» из спичечного коробка, соединенного ниткой?) /Слайд 7/ Но время идёт вперёд. Осваиваются новые технологии. И вместе с проводными телефонами, мы пользуемся сотовой связью. /Слайд 8/ - С какого слова начинается, чуть ли не каждый, телефонный разговор? (Алло) /Слайд 9/ - А вы знаете, когда возникло слово «алло»? Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан « Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому, с кем хотели говорить. | Положительная реакция на установку учителя. Прогнозирование темы урока, обоснование. Ответы учащихся. Восприятие нового. Читают хором с разной интонацией. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Рассказ подготовленного ученика. Высказывания учащихся. | Самоопределение (Л.) Целеполагание (Р.) Познавательные. Коммуникативные. Умение работать с чистоговорками. Развитие речи. Поиск и выделение необходимой информации. (Позн) Развитие логического мышления. Умение доказать своё мнение. |
3.Подготовка к первичному восприятию текста. | ||
- Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне? /Слайд 10/ 1. Сообщение темы урока. - Продолжаем знакомиться с произведениями Н. Носова. - Сегодня прочитаем рассказ «Телефон». - Какие цели поставим на уроке? /Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/. - Вы прекрасно знаете, что рассказы Н. Носова наполнены юмором. - Как вы думаете, о чем этот рассказ? - После слушания рассказа попробуйте ответить на вопрос: «Почему у рассказа такое название?» 2. Первичное знакомство с текстом. /Слайд 10 – 11/ Слушание аудиозаписи. | Высказывают своё мнение. Предположения детей. Воспринимают на слух художественный текст, следят, определяют смысл произведения. | Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос. Свободно выражать своё мнение. Слушать товарищей. Самоопределение (л) Целепологание (р) Умение слушать и следить, воспринимать текст на слух. |
4. Проверка первичного восприятия текста. |
- Почему у рассказа такое название? - Над чем вы смеялись, когда слушали рассказ? - Как вы думаете, какое продолжение может быть у этого произведения? - Вы порадовали меня своим воображением, побывав в роли писателей. - Чтобы узнать какой финал у этого рассказа, дома вы должны будете найти и прочитать его до конца. - Почему было интересно слушать этот рассказ? 5. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ножками потопали, ручками похлопали, Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И читать мы начинаем. | Доказывают своё мнение. Прогнозирование развития действий. Юмористический. Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией. | Регулятивные. Коммуникативные. |
6. Вторичное восприятие произведения, анализ. | ||
/Слайд 11/ 1. Подготовительная работа перед чтением. а) Обучение чтению целыми словами (хоровое) - Читайте плавно по слогам, затем – целыми словами: за-ме-ча-тель-ну- ю – замечательную пе-ре-го-ва-ри-вать-ся – переговариваться раз-го-ва-ри-ва-ешь – разговариваешь б) Отработка трудных слов (хоровая). - Читайте внимательно. продавщица проволокой Мишкиному обниматься 2. Чтение по ролям. - А сейчас мы прочитаем рассказ. Откройте учебники на стр. 169-170. - Просмотрите рассказ. Как он построен? - Что такое диалог? - Как лучше читать диалог? - Мы будем читать по ролям. Постарайтесь читать выразительно, чтоб вас было интересно слушать. (Закрыть экран) 3. Художественный анализ. 1.Работа над произведением Носова «Телефон». - Откройте учебники с.169-170. а)Выборочное чтение. - Прочитайте отрывок о том, как у ребят появился телефон. б)Чтение диалога в лицах. - Прочитайте диалог мальчиков в лицах. - А как вы думаете, почему авторы учебника выбрали и поместили в книге именно этот отрывок из рассказа Носова? Что они нам хотели сказать? - Подумайте, чем могла закончиться история с телефоном в рассказе Носова? - Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? - Почему у ребят не получился разговор? (на доске варианты ответов) -не знали о чем говорить; -не умели говорить по телефону; -взволнованы; -относились несерьезно; -это игрушка. - А вы хотели бы иметь такой телефон? (…но вы тоже мечтали) - А наши герои могли мечтать? - Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на Вас? 4. Художественная интерпретация. - Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»? - Могло бы это произойти в наши дни? - Почему? /Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета, но и ещё одну немаловажную проблему: влияние телефона на здоровье человека/. 5.Художественное творчество. - А сейчас, поработаем в парах и составим памятку разговора по телефону по опорным словам. /Слайд 12/ Правила пользования телефоном.
- Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону? - По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?» - Посмотрите видеофрагмент спектакля на стихи Агнии Барто «Почему телефон занят?» Видео - Что вас удивило? - Рассмешило? А может быть насторожило? - Ребята, а кому из вас знакома эта ситуация? - Почему я заканчиваю урок этим фрагментом? | Выразительно читают по ролям, следят. Поиск ответов на поставленные вопросы. Работаем в паре. Создают памятку разговора по телефону. 1. Разговаривая по телефону, следует контролировать свою интонацию, тон, дикцию. Не следует кричать в трубку. 2. Внимательно слушайте собеседника, никогда не перебивайте его. 3. Куда бы вы не звонили, никогда не следует начинать разговор с вопросов «Кто это?» «Кто говорит?» 4. Как только вас соединили с абонентом, следует представиться-назвать свое имя. 5. Помните, что вы звоните в удобное для вас время, поэтому не стоит обижаться, если Вас попросят перезвонить. 6. Никогда не говорите по телефону с набитым ртом, не жуйте, не пейте. 7. Если во время разговора Вы чихнули или закашляли, постарайтесь прикрыть трубку рукой, чтобы это не было слышно. Если Вам покажется, что собеседник все слышал, надо сказать «извините». 8. Заканчивая телефонный разговор, следует строго выполнять важнейшее правило этикета - первым кладет трубку тот, кто звонил. 9. Нельзя подолгу разговаривать по телефону. Обобщают, делают выводы. | Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками. (К) Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. (П) Развитие речи. Работа в паре. Самопроверка, самооценка. Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению. Оценивать и себя и товарища. Коммуникативные. Личностные. Познавательные. Регулятивные. Личностные. Коммуникативные. |
7. Рефлексия. Итог урока. - Понравился ли вам рассказ Н.Носова? - Чему учат рассказы Носова? (В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.) /Слайд 13/
2. Подшутить над кем-нибудь. /Слайд 14/ Продолжите фразу: 1. Я научился… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Больше всего мне понравилось… 5. Я понял, что… - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. /Познакомимся с рассказом, проанализируем его, сделаем вывод/. - Достигли мы этого? - Оценки за урок. | Подводят итог урока. На слайде находят нужное утверждение, доказывают своё мнение. | Рефлексия способов и условий действия. (П) Умение находить главное. Самооценка на основе критерия успешности. (Л) Оценивание качества своей и общей учебной деятельности. (К) |
8. Домашнее задание. | ||
/Слайд 15/ - Найти и прочитать продолжение рассказа. - Рассказать, как вы общаетесь по телефону. - Нарисовать телефон будущего или его « предка». - Придумать загадку про телефон. - Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. /Слайд 16/ Спасибо за урок! | Запись домашнего задания в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...