Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Звягинцева Варвара Сергеевна

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: задания «на множественный выбор», задание "на описание".

Задачи урока

Дидактические:

1)      завершить изучение произведения «Чебурашка» Э. Успенского;

2)      формировать умение анализировать поведение, образ героев;

3)      формировать умение составлять ответ по плану;

4)       формировать умение высказывать свою точку зрения.

Развивающие:

1)      развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)      развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)      развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)      Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)      Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 15. 04. 2022

Школа: МАОУ «Академический лицей №148»

Класс: 2 Г

Урок: 5

Время: 15:10-15:50  Кабинет: 212

Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна

Группа: 42

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: задания «на множественный выбор», описание.

Задачи урока

Дидактические:

1)        завершить изучение произведения «Чебурашка» Э. Успенского;

2)        формировать умение анализировать поведение, образ героев;

3)        формировать умение составлять ответ по плану;

4)       формировать умение высказывать свою точку зрения.

Развивающие:

1)        развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)        развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)        развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)        Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)        Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Методы: словесный

Формы: парная

Приёмы: самоопределение к деятельности учебный диалог

1.        Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в наш Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!

Перед Вами лежат карточки с тёплыми и холодными оттенками. Они у Вас должны быть на каждом уроке. С сегодняшнего дня, мы с Вами фиксируем настроение на уроке. В конце урока я спрашиваю Вас, как для Вас прошёл урок. Если хорошо, то показываете красные оттенки, если плохо, то холодные синие, если получилось среднее, то выбирайте значение посередине.

1. Показывают готовность к уроку.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, словесный, наглядный Формы: фронтальная

Приёмы: самоопределение к деятельности, сочинение

1. Проверка домашнего задания

- Сейчас мы проверим, как Вы выполнили домашнее задание. Какое оно было?

План оценки:

Правильность выполнения – 1б.

Порядок изложения – 1 б.

Грамотная речь – 1 б.

Креативность – 1 б.

Выразительность представления – 1 б.

2. Учитель выходит на тему урока.

- Посмотрите на своего соседа. Какой у него характер?

- Как вы считаете, у каждого человека разные характеры? Люди отличаются?

А сказочные персонажи?

- Как Вы думаете, у Чебурашки тоже есть свой характер?

- Умеете ли Вы правильно описывать характер персонажей?

Ученики отвечают.

 Составить рассказ из 10-ти предложений о необычном предмете.

Выходят к доске и рассказывают то, что сочинили.

Отвечают фронтально.

Да.

Конечно.

Нет.

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

П: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы

Л: смыслообразование, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий

К: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра

Презентация, слово учителя

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: словесный, наглядный Формы: фронтальная, парная работа Приёмы: целеполагание, беседа

1. Подводит к формулированию темы и целей урока.

- Какая будет тема урока, как Вы думаете?

Верно. Сегодня мы с Вами будем описывать только 2 героев. Это Чебурашка и Крокодил Гена.

Поставьте перед собой цели.

Мы научимся …

Мы составим…

Верно.

Теперь давайте составим план урока. Поработайте в парах и восстановите план.

План:

1) Просмотрим мультфильм.

2)Дадим характеристику главным героям.

4)Проведём самостоятельную работу.

5)Подведём итоги.

-Правильно. В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили. (Какой пункт плана мы выполнили?)

Отвечают на вопросы.

Описание персонажей произведения «Чебурашка».

- Мы научимся описывать персонажей, составим характеристику.

Работают в парах.

М: формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий,

Л: смыслообразование, анализ, синтез, подведение под понятие

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, создание алгоритмов деятельности

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, планирование

К: планирование учебного сотрудничества

Презентация

Открытие нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы: словесный, практический, частично-поисковыйФормы: фронтальная Приёмы: учебный диалог, поиск информации, видео

  1. Учитель читает вслух. Встреча Крокодила Гены и Чебурашки.

В том городе, где оказался Чебурашка, жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом.

Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. На его клетке висела табличка с надписью: «Африканский крокодил Гена. Кормить и гладить разрешается».

- С каким новым персонажем мы сейчас познакомились? Кем и где он работал?

Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.

- Как проводил вечера крокодил Гена?

Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно.

- Как Вы думаете, что он сделал дальше?

«А почему я всё время один? — подумал он. — Мне надо обязательно завести себе друзей».

И, взяв карандаш, он написал такое объявление:

МОЛОДОЙ КРАКОДИЛ ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ

ХОЧЕТ ЗАВИСТИ СЕБЕ ДРУЗЕЙ.

СПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ:

БОЛЬШАЯ ПИРОЖНАЯ УЛИЦА, ДОМ 15, КОРПУС Ы.

ЗВОНИТЬ ТРИ С ПОЛОВИНОЙ РАЗА.

В тот же вечер он развесил объявления по городу и стал ждать.

2.Повторение памятки «План».

- Откройте в своих рабочих тетрадях памятку по работе с произведением. Прочитайте какие пункты в нём есть.

- Сейчас мы просмотрим мультфильм, который повествует о появлении Чебурашки и Гены. Ваша задача, проанализировать после этого по плану мультфильм.

3.Просмотр мультфильма.

Отвечают на вопросы фронтально.

- Крокодил Гена. Он работал крокодилом в зоопарке.

- читал газеты и играл сам с собой в крестики-нолики.

- Стал искать себе друга.

- название, автор, жанр, основные персонажи, о чём произведение, с кем из героев хотелось бы подружиться, что вам запомнилось или показалось необычным, понравилось ли тебе произведение, чему научило произведение, советы новым читателям.

М: Осуществление

учебных действий,

обработка информации

П: сформировать знания о понятие, закрепление в устной речи, актуализация знаний, выведение правила, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р: саморегуляция

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Презентация, видео, распечатки текста

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная Приёмы: практическая работа, беседа, поиск информации, описание, анализ

  1. Анализ по плану

- Отвечаем полным ответом по плану.

2. Анализ литературного героя по плану

- Запишите себе памятку по работе с героем произведения.

«План характеристики литературного героя»

1.Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик.

3. Черты характера (он сильный, храбрый, умный)

4. Ваше личное отношение к персонажу (мне нравится его).

- Проанализируйте устно любимого персонажа.

Отвечают фронтально.

Записывают памятку в рабочих тетрадях.

М: Осуществление

учебных действий,

; сбор  информации  (извлечение  необходимой  информации  из  различных источников; обработка информации, контроль, коррекция

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания смысловое чтение

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; анализдоказательство

Р: контроль, коррекция, саморегуляция

Текст на распечатках, рабочие тетради

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Учитель проводит динамическую паузу.

ПРОДУКТЫ

Жили-были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их — продукты,

Называем их — еда,

Очень любим их всегда!

Дети выполняют.

Хлопают, когда встречается буква Ы, О, И

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: практический, словесный

Формы: индивидуальная, парная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, закрепление, Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение

  1. Организационный момент

- Какая тема нашего урока? Чем мы сегодня занимались?

  1. Самостоятельная работа

У Вас есть карточки. Вам необходимо выбрать только один правильный ответ.

1. Где жил Чебурашка?

а) в степи;

б) в тайге;

в) в тропическом лесу.

2. Кто даёт имена зверям?

а) их родители;

б) люди;

в) другие звери.

3. В какой ящик забрался Чебурашка?

а) с яблоками;

б) с апельсинами;

в) с мандаринами.

4. Сколько апельсинов Чебурашка съел на завтрак?

а) два;

б) три;

в) один.

5. Куда погрузили ящики с апельсинами?

а) на поезд;

б) в самолёт;

в) на корабль.

6. Где оказались ящики после долгого плавания?

а) во фруктовом магазине;

б) в продовольственном магазине;

в) в хозяйственном магазине.

7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

а) затекли лапы;

б) кружилась голова;

в) его укачало.

8. Кто назвал его Чебурашкой?

а)  директор зоопарка;

б) директор музея;

в) директор магазина.

9. Где стал жить Чебурашка?

а) в витрине магазина;

б) в зоопарке;

в) в телефонной будке.

  1. Проверка в парах.

В, б, б, а, в, а, а, в, в

1 ошибка и 0 – 5

2 ошибки – 4

Более 2 ошибок - 3

Отвечают фронтально.

Характеристика произведения и главных героев произведения «Чебурашка»

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

П: Получать опыт организации своей деятельности, соотносить результаты

карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: практический, словесный

Формы: индивидуальная работа Приёмы: диагностика

  1. Приём «Уголки»

Сейчас мы попробуем с Вами немного поразмышлять. Кого нашёл крокодил Гена в лице Чебурашки?

- Первая группа приводит доказательства того, что друг необходим каждому. Вторая отрицает, что друзья нужны всем.

Правила работы:

  • Говорим по очереди
  • Один говорит, другие слушают и не шумят
  • Приводим доказательства: «Я так думаю, потому что…»

2.Повторение материала.

- Чему научили нас это произведение?

Домашнее задание:

Работают в группах.

- Друга.

Отвечают фронтально.

П: закреплять полученные знания

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: анализ, выведение следствий

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: словесный Приёмы: самооценка, поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

1. Повторение пройденного на уроке, обратная связь по теме

- Что вы сегодня узнали? Каких целей мы достигли?

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Оцените своё настроение на уроке по графе оттенков.

Ответы учащихся.

Ученики проводят саморефлексию.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

П: получать опыт рефлексивной деятельности

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Э. Н. Успенский «Чебурашка».Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и т...

Технологическая карта урока литературного чтения «Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». Задачи урокаДидактические: •  ...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема "Литература зарубежных стран"

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с творчеством зарубежных писателейДидактические:1. познакомить с творчеством зарубежных стран;2. научить прогнозировать содержание разделаРазвив...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"...