Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.
Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: задания «на множественный выбор», задание "на описание".
Задачи урока
Дидактические:
1) завершить изучение произведения «Чебурашка» Э. Успенского;
2) формировать умение анализировать поведение, образ героев;
3) формировать умение составлять ответ по плану;
4) формировать умение высказывать свою точку зрения.
Развивающие:
1) развивать умение определять главную мысль прочитанного;
2) развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;
3) развивать умение формулировать простые выводы;
4) развивать умение составлять ответ на вопрос;
5) развивать умение пересказывать содержание текста.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;
2) Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 15. 04. 2022 Школа: МАОУ «Академический лицей №148» Класс: 2 Г Урок: 5 Время: 15:10-15:50 Кабинет: 212 | Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна Группа: 42 Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С. |
Тема урока: «Характеристики героев произведения Э.Н. Успенского «Чебурашка»»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель урока: знакомство учащихся с творчеством писателя Э. Успенским.
Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: задания «на множественный выбор», описание.
Задачи урока
Дидактические:
1) завершить изучение произведения «Чебурашка» Э. Успенского;
2) формировать умение анализировать поведение, образ героев;
3) формировать умение составлять ответ по плану;
4) формировать умение высказывать свою точку зрения.
Развивающие:
1) развивать умение определять главную мысль прочитанного;
2) развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;
3) развивать умение формулировать простые выводы;
4) развивать умение составлять ответ на вопрос;
5) развивать умение пересказывать содержание текста.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;
2) Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне | Методы: словесный Формы: парная Приёмы: самоопределение к деятельности учебный диалог | 1. Проверяет готовность учащихся к уроку. 2. Эмоциональный настрой на урок. - Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в наш Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед! Перед Вами лежат карточки с тёплыми и холодными оттенками. Они у Вас должны быть на каждом уроке. С сегодняшнего дня, мы с Вами фиксируем настроение на уроке. В конце урока я спрашиваю Вас, как для Вас прошёл урок. Если хорошо, то показываете красные оттенки, если плохо, то холодные синие, если получилось среднее, то выбирайте значение посередине. | 1. Показывают готовность к уроку. | Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Методы: Проблемный, словесный, наглядный Формы: фронтальная Приёмы: самоопределение к деятельности, сочинение | 1. Проверка домашнего задания - Сейчас мы проверим, как Вы выполнили домашнее задание. Какое оно было? План оценки: Правильность выполнения – 1б. Порядок изложения – 1 б. Грамотная речь – 1 б. Креативность – 1 б. Выразительность представления – 1 б. 2. Учитель выходит на тему урока. - Посмотрите на своего соседа. Какой у него характер? - Как вы считаете, у каждого человека разные характеры? Люди отличаются? А сказочные персонажи? - Как Вы думаете, у Чебурашки тоже есть свой характер? - Умеете ли Вы правильно описывать характер персонажей? | Ученики отвечают. Составить рассказ из 10-ти предложений о необычном предмете. Выходят к доске и рассказывают то, что сочинили. Отвечают фронтально. Да. Конечно. Нет. | Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция П: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы Л: смыслообразование, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий К: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра | Презентация, слово учителя |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Методы: словесный, наглядный Формы: фронтальная, парная работа Приёмы: целеполагание, беседа | 1. Подводит к формулированию темы и целей урока. - Какая будет тема урока, как Вы думаете? Верно. Сегодня мы с Вами будем описывать только 2 героев. Это Чебурашка и Крокодил Гена. Поставьте перед собой цели. Мы научимся … Мы составим… Верно. Теперь давайте составим план урока. Поработайте в парах и восстановите план. План: 1) Просмотрим мультфильм. 2)Дадим характеристику главным героям. 4)Проведём самостоятельную работу. 5)Подведём итоги. -Правильно. В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили. (Какой пункт плана мы выполнили?) | Отвечают на вопросы. Описание персонажей произведения «Чебурашка». - Мы научимся описывать персонажей, составим характеристику. Работают в парах. | М: формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий, Л: смыслообразование, анализ, синтез, подведение под понятие П: самостоятельное выделение и формулирование цели, создание алгоритмов деятельности Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, планирование К: планирование учебного сотрудничества | Презентация |
Открытие нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Методы: словесный, практический, частично-поисковыйФормы: фронтальная Приёмы: учебный диалог, поиск информации, видео |
В том городе, где оказался Чебурашка, жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке… крокодилом. Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. На его клетке висела табличка с надписью: «Африканский крокодил Гена. Кормить и гладить разрешается». - С каким новым персонажем мы сейчас познакомились? Кем и где он работал? Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики. - Как проводил вечера крокодил Гена? Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень и очень грустно. - Как Вы думаете, что он сделал дальше? «А почему я всё время один? — подумал он. — Мне надо обязательно завести себе друзей». И, взяв карандаш, он написал такое объявление: МОЛОДОЙ КРАКОДИЛ ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ ХОЧЕТ ЗАВИСТИ СЕБЕ ДРУЗЕЙ. СПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ: БОЛЬШАЯ ПИРОЖНАЯ УЛИЦА, ДОМ 15, КОРПУС Ы. ЗВОНИТЬ ТРИ С ПОЛОВИНОЙ РАЗА. В тот же вечер он развесил объявления по городу и стал ждать. 2.Повторение памятки «План». - Откройте в своих рабочих тетрадях памятку по работе с произведением. Прочитайте какие пункты в нём есть. - Сейчас мы просмотрим мультфильм, который повествует о появлении Чебурашки и Гены. Ваша задача, проанализировать после этого по плану мультфильм. 3.Просмотр мультфильма. | Отвечают на вопросы фронтально. - Крокодил Гена. Он работал крокодилом в зоопарке. - читал газеты и играл сам с собой в крестики-нолики. - Стал искать себе друга. - название, автор, жанр, основные персонажи, о чём произведение, с кем из героев хотелось бы подружиться, что вам запомнилось или показалось необычным, понравилось ли тебе произведение, чему научило произведение, советы новым читателям. | М: Осуществление учебных действий, обработка информации П: сформировать знания о понятие, закрепление в устной речи, актуализация знаний, выведение правила, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания Л: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; Р: саморегуляция К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Презентация, видео, распечатки текста |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Методы: словесный, частично-поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная Приёмы: практическая работа, беседа, поиск информации, описание, анализ |
- Отвечаем полным ответом по плану. 2. Анализ литературного героя по плану - Запишите себе памятку по работе с героем произведения. «План характеристики литературного героя» 1.Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик. 3. Черты характера (он сильный, храбрый, умный) 4. Ваше личное отношение к персонажу (мне нравится его). - Проанализируйте устно любимого персонажа. | Отвечают фронтально. Записывают памятку в рабочих тетрадях. | М: Осуществление учебных действий, ; сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; обработка информации, контроль, коррекция П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания смысловое чтение Л: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; анализдоказательство Р: контроль, коррекция, саморегуляция | Текст на распечатках, рабочие тетради |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | Учитель проводит динамическую паузу. ПРОДУКТЫ Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их — продукты, Называем их — еда, Очень любим их всегда! | Дети выполняют. Хлопают, когда встречается буква Ы, О, И | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Методы: практический, словесный Формы: индивидуальная, парная Приёмы: самоконтроль, самооценка, закрепление, Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение |
- Какая тема нашего урока? Чем мы сегодня занимались?
У Вас есть карточки. Вам необходимо выбрать только один правильный ответ. 1. Где жил Чебурашка? а) в степи; б) в тайге; в) в тропическом лесу. 2. Кто даёт имена зверям? а) их родители; б) люди; в) другие звери. 3. В какой ящик забрался Чебурашка? а) с яблоками; б) с апельсинами; в) с мандаринами. 4. Сколько апельсинов Чебурашка съел на завтрак? а) два; б) три; в) один. 5. Куда погрузили ящики с апельсинами? а) на поезд; б) в самолёт; в) на корабль. 6. Где оказались ящики после долгого плавания? а) во фруктовом магазине; б) в продовольственном магазине; в) в хозяйственном магазине. 7. Почему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле? а) затекли лапы; б) кружилась голова; в) его укачало. 8. Кто назвал его Чебурашкой? а) директор зоопарка; б) директор музея; в) директор магазина. 9. Где стал жить Чебурашка? а) в витрине магазина; б) в зоопарке; в) в телефонной будке.
В, б, б, а, в, а, а, в, в 1 ошибка и 0 – 5 2 ошибки – 4 Более 2 ошибок - 3 | Отвечают фронтально. Характеристика произведения и главных героев произведения «Чебурашка» | М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Л: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; П: Получать опыт организации своей деятельности, соотносить результаты | карточки |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Методы: практический, словесный Формы: индивидуальная работа Приёмы: диагностика |
Сейчас мы попробуем с Вами немного поразмышлять. Кого нашёл крокодил Гена в лице Чебурашки? - Первая группа приводит доказательства того, что друг необходим каждому. Вторая отрицает, что друзья нужны всем. Правила работы:
2.Повторение материала. - Чему научили нас это произведение? Домашнее задание: | Работают в группах. - Друга. Отвечают фронтально. | П: закреплять полученные знания М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; Л: анализ, выведение следствий П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания | презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Методы: словесный Приёмы: самооценка, поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия | 1. Повторение пройденного на уроке, обратная связь по теме - Что вы сегодня узнали? Каких целей мы достигли? 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется Оцените своё настроение на уроке по графе оттенков. | Ответы учащихся. Ученики проводят саморефлексию. активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным | Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение П: получать опыт рефлексивной деятельности | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые используе...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Э. Н. Успенский «Чебурашка».Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и т...
Технологическая карта урока литературного чтения «Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». Задачи урокаДидактические: • ...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс Тема "Литература зарубежных стран"
Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с творчеством зарубежных писателейДидактические:1. познакомить с творчеством зарубежных стран;2. научить прогнозировать содержание разделаРазвив...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 «Б» классе Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"...