Урок Литературы на тему: В. Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Кухаренко Анна Евгеньевна

Подробный конспект с интерактивной презентацией к Уроку Литературного чтения у 2 класса на тему: "В. Берестов "Хитрые грибы"".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hitrye_griby.doc85 КБ
Файл hitrye_griby.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  литературному чтению во 2 классе по теме В. Берестов «Хитрые грибы».            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тема урока

В. Берестов «Хитрые Грибы»,  Научная статья «Грибы».

Класс

2

УМК

«Школа России»

Цель изучения темы

Формировать умение работать со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным  художественным и прозаическим научным текстом.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Информационно - образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал (УМК «Школа России» литературное чтение 2 класс 1 четверть.)

Демонстрационный материал (учебник по литературному чтению 2 класс 2 часть, энциклопедия, презентация.)

Диагностический материал (страницы 76-77 .)

Окружающий мир, русский язык

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Знания:

- ознакомление с биографией автора

- чтение и анализ произведения: «Хитрые грибы». Изучение статьи из энциклопедии «Грибы».

Ученик научится:

Познавательные УУД:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-искать информацию, представленную в таблице;

-перерабатывать полученную информацию;

-преобразовывать информацию из табличной формы представления в текст сообщения;

-составлять алгоритм действий;

-совершать действия в соответствии с составленным алгоритмом.

Регулятивные УУД:

-ставить учебную задачу;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

- оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность  в соответствии с задачами   и условиями коммуникации.

Будут созданы условия для формирования у ученика:

-проявлять интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

-реализовывать потенциальные познавательные способности через учебный предмет.

                                                                                                           Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (мотивация)

Приветствие.

-Прозвенел звонок. А это значит, начинается урок литературного чтения. Сегодняшний урок я хочу начать такими словами «Добрые люди день начинают работой»

-А к вам относятся эти слова?

-Да, вы учитесь, а это тоже труд.

Приветствуют учителя

-Слушают

-Отвечают

2. Актуализация знаний (перспективная подготовка к основной части урока)

-Проверка домашнего задания (с 68 Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»(2 чел),   с 69 К.Бальмонт «Поспевает брусника»(2 чел),   с 70     А. Плещеев «Осень наступила»(2 чел), с 71 А.Фет «Ласточки пропали»(2 чел) Выставление оценок.

-Ребята, вы на сегодня должны были подготовить стихотворение наизусть по выбору и выразительное чтение стихотворений на стр72-75. Кто хочет первым рассказать нам стихотворение? -Читаем выразительно, четко, громко.

-А вы, ребята, внимательно слушайте, будете анализировать чтение.

- Вам понравилось?

- Давайте похлопаем всем, кто выступил.

- А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворения на с 72-75.

- Молодцы, ребята!

- Что же объединяет все эти стихотворения, как вы думаете?

- О каком времени года идёт речь?

Слушают, отвечают на оценку.

Читают стихотворения.

Ответы на вопросы.

3. Сообщение темы и цели урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Загадывание загадок.

Определение темы урока.

Беседа.

Физминутка

Рассказ о В.Берестове

Первичное чтение

Вторичное чтение

I строфа

II строфа

III строфа

Первичное чтение

Вторичное чтение

А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.

-Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны их отгадать.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Этот гриб

Красивый, красный,

Но, поверьте, —

Он опасный.

В рыжих шапочках сестрички,

Называют их …

Возле пня и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас ...

-Дети, как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока?

-Все верно, тема нашего урока будет о грибах.

- Осенняя пора – пора грибов.

-Ребята, а знаете ли вы, что задолго до того, как на Земле появились деревья, на нашей с вами планете росли гигантские грибы.

 В российских лесах можно встретить гриб с названием «Весёлка», вошедший в книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по скорости роста. Каждые 2 минуты он вырастает на сантиметр!

Существует около 30 видов грибов, которые светятся в темноте. А еще грибы с глубокой древности использовались как лекарственные средства.

-А какие грибы вы знаете?

-Какие грибы можно назвать съедобными, какие не съедобными?

-Давайте покажем где съедобные, а где несъедобные.

Прошу вас подняться со своих мест. Сейчас мы проведём весёлую физминутку. Поиграем в грибочки. Как только на слайде вы увидите съедобный гриб – вы подпрыгиваете и делаете хлопок, а если же не съедобный – вы садитесь и поднимаете руки вверх.

Начинаем.

-Молодцы, ребята, вы отлично справились.

-Присаживайтесь на свои места.

А теперь преступим к знакомству с новым автором и его стихотворением.

Берестов В.Д.

Валентин Берестов русский детский поэт, писатель. Родился он в Калужской области, в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи и дразнилки. Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ и много работал на археологических раскопках. Эта работа явилась основой для произведений познавательного характера, а также для многих стихов и песен. Валентин Берестов был телеведущим. Он вел передачу «Спокойной ночи, малыши».

 - Что же вы запомнили об авторе?

- Молодцы! А теперь приступим к знакомству с его стихотворением «Хитрые грибы», внимательно слушайте, я буду задавать вопросы.

Первичное чтение учителем

-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

 

Вторичное чтение

-Давайте еще раз прочтем данное стихотворение по строфам и ответим на вопросы, а также выделяйте для себя непонятные слова.

-Мы прочли первую строфу, давайте ответим на вопросы

-Откуда и куда увела дорожка героя произведения?

-Что он взял с собой в лес?

Какие слова для вас были непонятны

Лукошко - это небольшая корзинка, для сбора грибов

-Правильно, молодцы. Читаем следующую строфу.

-Как искал автор грибочки? Зачитайте

-А как он называет грибочки? Почему?

-Верно, давайте прочитаем последнюю строфу.

-Где зря искал грибы герой произведения?

-Что он сделал с грибами? Чем перепугал?

- А действительно ли это так? Почему?

- Правильно, просто автор был не опытным грибником.

 

 Молодцы, ребята!

-Почему поэт выбрал именно такое название? Нравятся ли ему “хитрые грибы”? Найдите подтверждение в тексте. (Выборочное чтение словами из текста.)

- А какие же строки из стихотворения вызывают у вас улыбку?

- Молодцы, ребята.

- Как вы думаете, грибы – это растения или нет?

- Сейчас и узнаем

Теперь давайте откроем стр. 77 и прочитаем текст  «Грибы»

- слушайте внимательно

Первичное чтение

-Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи? Сколько видов грибов существует?

-Давайте прочитаем эту статью еще раз, по частям. Внимательно слушайте, будьте готовы отвечать на вопросы.

-Читают первую часть

-Как учёные считают сейчас?

- Сколько видов грибов сейчас существует?

-Что еще пишется о грибах?

-Хорошо

-Читаем вторую часть

-О каких грибах говорится во второй части текста? Перечислите.

- А почему подберёзовик и подосиновик имеют такое название?

- А что вам известно о трутовике?

  • способствуют усилению мозгового кровообращения, улучшая память;
  • стабилизируют деятельность поджелудочной железы;
  • показаны в терапии кожных заболеваний;

Роль гриба в природе:

Он продолжает свою жизнедеятельность на пне, стволе и ветках погибшего дерева, обеспечивая его быстрое разложение и образование плодородного перегноя. Таким образом, гриб трутовик настоящий является санитаром леса, уничтожающим нежизнеспособные старые деревья, обеспечивая условия для роста молодых деревьев.

-Хорошо, молодцы

-Ребята,  нашли ли мы в этом тексте ответ на наш вопрос “Являются ли грибы растениями?”

- Как же называется текст, который мы сейчас с вами прочитали, я уже называла название, запомнил ли кто-то?

Верно, текст, с которым мы работали, взят из энциклопедии, это научная статья.

-А что же такое энциклопедия?

-Это научное справочное издание, в котором собраны различные научные статьи, расположенные в алфавитном порядке. (Показываю энциклопедию.)

- И, давайте ещё раз выразительно прочитаем стихотворение.

-Грибы

-Мухомор

-Лисички

-Опята

-О грибах

Дети отвечают на заданные вопросы.

Слушают учителя.

Дети выполняют физминутку

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Ученики слушают первичное чтение.

Вторичное чтение и ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.

Беседа

Ученики слушают чтение учителя и отвечают на вопросы.

Слушают и читают статью. Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают и отвечают на мои вопросы.

Выразительное чтение.

4. Обобщение изученного материала

-Ребята, с какими произведениями мы с вами сегодня познакомились?

-Давайте сравним тексты “Хитрые грибы” и “Грибы”. Какой из них написал ученый, а какой поэт?

-Почему?

В чём их отличие?

-Какая же тема объединяет эти произведения?

- Молодцы, ребята.

-Грибы и хитрые грибы

-”Хитрые грибы” написал автор, потому что в стихотворении есть эмоции, настроение.

“Грибы”- это произведение взято из энциклопедии. Рассказ написан строгим, научным языком. По этому произведению мы не можем определить какое настроение у автора.

-Тема о грибах

5. Подведение итогов. Рефлексия.

-У вас на столе лежат маленькие грибочки, давайте соберем их в корзинку, которая висит на доске, первый ряд подходим, приклеиваем, затем второй и третий. Мне очень понравился нам урок. А вам?

Приклеивают грибочки

6. Домашнее задание.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание

Стр. 76 наизусть стихотворение (по желанию)

Стр. 77 выразительно читать.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Провела урок: Девицкая А.Е.

Подпись методиста: Бажкова О.Н.  __________

Подпись учителя: Семёнова Л.В. __________

Оценка:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрые люди день начинают работой.

Слайд 3

Давайте отгадаем загадки

Слайд 4

И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Слайд 6

Этот гриб Красивый, красный, Но, поверьте, — Он опасный.

Слайд 8

В рыжих шапочках сестрички, Называют их …

Слайд 10

Возле пня и на лужайке, Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас ...

Слайд 12

Тема урока: В. Берестов «Хитрые грибы», научная статья «Грибы»

Слайд 13

Гриб «Весёлка»

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

Лисичка

Слайд 18

Мухомор

Слайд 19

Шампиньоны

Слайд 20

Ложные опята

Слайд 21

Вёшки

Слайд 22

Белый гриб

Слайд 23

Трутовик

Слайд 24

Сморчки

Слайд 25

Опята

Слайд 26

Мухомор поганковидный

Слайд 27

Маслёнок

Слайд 28

Поганки

Слайд 29

Рыжики

Слайд 30

Спасибо за активную игру!

Слайд 31

1 апреля 1928 г.-15 апреля 1998 г.

Слайд 32

Спокойной ночи, малыши

Слайд 34

Лукошко - это небольшая корзинка для сбора грибов

Слайд 35

Подберёзовик и подосиновик

Слайд 36

Плесень

Слайд 37

Трутовик

Слайд 39

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...