Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
статья
Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu_2021-2022.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Учитель высшей квалификационной категории
Новикова А.Е.
2021-2022 учебный год
Чтение - вот лучшее учение…
А.С.Пушкин
Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Читательская грамотность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Прежде, чем использовать различные элементы педагогических технологий для формирования читательской грамотности, необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, у них развито чувство товарищества, взаимовыручки.
Вся моя работа по формированию читательской грамотности реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся часто работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (толкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов).
Для реализации этих приёмов применяю технологию системно-деятельностного подхода, который позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. На уроках литературного чтения дети учатся самостоятельно:
- ставить цели и задачи,
- планировать читательскую деятельность,
- решать учебные и учебно-практические задачи,
- контролировать и оценивать свои действия.
Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе, как искусству слова. В свои уроки включаю сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, презентации. Со 2 класса дети делают первые попытки инсценировать отрывки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость.
Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требует кропотливой подготовки учителя. Здесь на помощь приходят тетради по литературному чтению. Я работаю по УМК «Школа России», в котором, удачно подобраны все перечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Для общения с родителями использую следующие формы работы:
- коллективная (родительское собрание, беседа);
- индивидуальная (консультация).
Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Один их моментов такой деятельности – фольклорные праздники. Таланты детей проявляются многопланово: чтение стихов, рассказов, загадок. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
В своей практике использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
- экскурсии в музеи, посещение выставок;
- посещение театра,
- конкурсы чтецов;
- библиотечные часы.
Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. В нашей школе проводятся библиотечные уроки, конкурсы, совместные утренники, викторины. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам.
С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических и психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы.
Материал может быть использован на МО учителей начальных классов....
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
Основной задачей обучения в начальной школе является развитие читательской компетентности ребенка. Читательская компетентность - это способность человека понимать, использовать и анализировать письмен...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особое внимание решению данной проблемы уделяется в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. Перед начальной школой стоит с...
«Приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся начальной школы».
У многих детей недостаточно сформирована читательская грамитность. с этой статье рассмотрим некоторые приемы для для ее формирования и оценки у обучающихся начальной школы....