: Рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение». Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_kl.doc | 375.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________ Т.В. Колтунова 26.08. 2021г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № __1__ от 24.08. 2021г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык 31.08. 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2021 /2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Разработчик программы: Рыбакова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов, учитель первой квалификационной категории. Педстаж –18лет. |
с. Александровское
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по предмету «Чтение».
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Чтение» в 3 классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение» в 3 классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Чтение» в 3 классе
4. Планируемые результаты освоения предмета в 3 классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения в 3 классе.
1.Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Чтение»:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I).
3. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией в 2012 года, Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
5. Закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
9. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 года N329/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
11. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
12. Концепция школьного филологического образования (русский язык и литература) проект при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп.
13. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
14. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.
15. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р;
16. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1151.
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
18. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2018 года № Пр-203.
19. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».
20. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
21. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
22.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 ( для правоотношений, возникших с 1 сентября 2016 года).
23. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года № Р-26 «Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
24. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29 марта 2019 года № Р-41 «Об утверждении методических рекомендаций по материально- техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
25. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н, утвердивший внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
27. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
28. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
29. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2020 года №766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
30. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 года № 699.
31. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
32. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
33. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 февраля 2017 года N 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ».
34. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
35. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 15 марта 2019 года № МР-313/02 «О направлении методических рекомендаций».
36. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
37. Письмо Рособнадзора от 07 августа 2018 года №05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении».
38. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 года №ДГ – 1342/07 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
39. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 апреля 2019 года № ТС-912/07 «О направлении методических рекомендаций».
40. Проект адаптированных основных общеобразовательных программ (http://fgos...)
41. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз (ред. от 23 июля 2015 года) «Об образовании».
42. Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» от 29 декабря 2018 года №628-п.
43. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26 октября 2018 года №442-рп «О мерах по реализации в Ставропольском крае мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
44. Паспорт регионального проекта протокол от 13 декабря 2018 года № 4 «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае», утвержден Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности.
45. Приказ министерства образования Ставропольского края от 15 февраля 2019 года № 192-пр «Об утверждении перечня консультационных центров для родителей в 2019году».
46. Приказ министерства образования Ставропольского края от 01 марта 2019 года № 277-пр «Об утверждении Типового положения о консультационном центре для родителей».
47. Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 апреля 2019 года № 656-пр «Об утверждении перечня государственных общеобразовательных организаций Ставропольского края, подведомственных министерству образования Ставропольского края, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, принимающих участие в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
48. Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10», согласован письмом министерства имущественных отношений Ставропольского края № 7339706 от 9 июня 2018 года, утвержден приказом министерства образования Ставропольского края № 994-пр от 15 июня 2018 года, зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 5 июля 2018 года.
49. Программа развития общеобразовательной организации на 2019-2024 годы.
50. Программа воспитания общеобразовательной организации на период 2020- 2025 годы.
51.Адаптированная основная образовательная программа государственного казённого общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» на период 2019-2024 г.г.
52. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2021-2022 учебный год.
53.Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся, воспитанников 1-4 класса, вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2021- 2022 учебный год.
54. Приказ ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» от 02 апреля 2021 года №42-ОО «Об обеспечении учебниками в общеобразовательной организации на 2021-2022 учебный год»
55.Локальные акты государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10».
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе.
Настоящая Программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2021-2022 учебный год.
Программа по предмету «Чтение» в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников, способствует их умственному развитию. Уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения во 2 классе.
Адресат: Рабочая программа предназначена для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599, в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение».
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 ч в неделю.
Цель курса – научить обучающихся, воспитанников читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, пересказывать текст.
Задачи:
1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся, воспитанников: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3. Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся, воспитанников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Чтение» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса положены следующие принципы.
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся, воспитанников.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся, воспитанников.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение» в 3 классе.
2.1 Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
2.2 Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
2.3 Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
2.4 Базовые учебные действия
Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; читать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание).
2.5 Общая характеристика курса
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса. Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
3 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
· Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
· Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
· Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
· Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
· Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
· Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
· Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
· Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок.
· Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
· Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
· Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
· Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
· Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
· Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Стихотворений наизусть - 8
3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе
Дата | № | Тема | Развитие речи | Словарь | Коррекционные цели | Тип урока | Оборудование | Домашнее задание | ||||||
«Здравствуй, школа!» (10 часов) | ||||||||||||||
1. | М. Садовский « Сентябрь» | выразительное чтение | привольное лето | коррекция памяти | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрации на тему «Школа» | читать, отвечать на вопросы, стр. 4-5 | |||||||
2. | По В. Воскобойникову «Весёлая улица» | ответы на вопросы, выборочное чтение, работа ПДД | милиционер неожиданно | коррекция логического мышления | комбинированный | иллюстрации « Улица» | читать, пересказывать, стр. 5-6 | |||||||
3. | В. Берестов «Первое сентября» | составление рассказа о празднике 1 сентября | Первоклассник здравствуй | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрации на тему «Школа» | читать, отвечать на вопросы, стр.6 | |||||||
4. | По В. Драгунскому «Завтра в школу» | чтение по ролям | Выглянула засмеялся | коррекция зрительного восприятия | выработка практических умений и навыков | н/д пособие « Школьные принадлежности» | читать, пересказывать, стр. 7 | |||||||
5. | По Э. Шиму «Пятёрки» | ответы на вопросы, подбор подписей к иллюстрациям | оказывается | коррекция связной речи | изучение нового и первичное закрепление | Иллюстрации учебника с.8-9 | читать, пересказывать стр. 8-9 | |||||||
6. | Смешинка. В.Берестов «Котенок хочет в школу» | выразительное чтение | помяукаю | коррекция интонационной стороны речи | выработка практических умений и навыков | н. и р. материал « Игрушки» | выразительно читать стр. 10 | |||||||
7. | В. Бирюков «Кто лучшим будет» | Чтение по ролям | заспорили | коррекция логического мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация с.10 | читать по ролям, стр.10-11 | |||||||
8. | По В. Хомченко «Обида» | оценка поступков героев | шерсть поставила | коррекция логического мышления | комбинированный | н/д пособие « Класс» | читать по ролям, стр.12 | |||||||
9. | А. Аксёнова «Наша учительница» | составление рассказа по иллюстрациям, выборочное чтение | засмеялась посмотрела | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрации к рассказу с.13 | читать, пересказывать с. 13-14 | |||||||
10. | Обобщение по теме: «Здравствуй, школа!» | Отгадывание загадок, ответы на вопросы | Заботливая внимательная | Коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | набор картинок по теме «Школьные принадлежности | Повторить изученные стихотворения, нарисовать школьные принадлежности | |||||||
«Осень наступила…» (13часов) | ||||||||||||||
р/к | 11. | О. Высотская « Осень» (наизусть) | упражнение в подборе признаков осени, составление предложений к иллюстрации | кошёлка | коррекция связной речи | изучение нового и первичное закрепление | н/д пособие «Времена года», | выучить наизусть стр.16-17 | ||||||
21.09 | 12. | По Ю. Ковалю «Последний лист» | ответы на вопросы | провалялся опушка | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация стр.18, альбомы, краски | читать, пересказывать, с.17-18 | ||||||
р/к | 13. | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» | подбор слов, характеризующих осень, осенние листья | красуются | коррекция интонационной стороны речи | комбинированный | н/д пособие «Осень», иллюстрации по теме «Осенний сад», | читать выразительно, стр.19 | ||||||
р/к | 14. | По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе» | подбор близких по значению слов | зажмурился неспокойно | коррекция мышления (анализ-синтез) | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация « Листопад», рисунки на тему « Осень» | читать по ролям, отвечать на вопросы, стр.19-20 | ||||||
15. | В. Степанов «Воробей» | выразительное чтение | стесняется заглянула вздохнёт | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | н/д пособие «Птицы», | выразительно читать, отвечать на вопросы с.21 | |||||||
16. | По А. Баркову «Лето на верёвочке» | подбор близких по значению слов, работа по картинке | перекликаются похрустывают прибитые | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрация «Птицы», с.22 раздаточный материал «Птицы» | читать, пересказывать, стр.23 | |||||||
17. | Е. Благинина «Улетают, улетели…» | выразительное чтение | узорный скворечник | коррекция внимания | комбинированный | н/д пособие «Птицы», рисунки на тему «Листопад» | читать, отвечать на вопросы, стр.24-25 | |||||||
р/к | 18. | По Э. Шиму «Ворона и синица». По Л. Воронковой «За кормом для птиц». | выборочное чтение | попрятались репейник | коррекция внимания | изучение нового и первичное закрепление | рассказы по картинкам «Родная природа», картинки «Деревья» | выразительно читать, стр. 25 | ||||||
19. | Г. Ладонщиков «В октябре» | выразительное чтение | закрома | коррекция мышления (анализ-синтез) | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрации «Осень» | выразительно читать, стр.27 | |||||||
20. | По Н. Сладкову «Страшный невидимка» | ответы на вопросы | перетрусили | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрация «Сыроежки», | читать, пересказывать стр.29 | |||||||
р/к | 21. | А. Плещеев «Осень наступила…» (наизусть) | словесное рисование | жажда одолела | коррекция мышления (анализ-синтез) | контроля и коррекции знаний и умений | Альбомы, краски, рисунки обучающихся | выучить наизусть стр.30 | ||||||
22. | По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». Н. Майданик «Доскажи словечко» (Осенние загадки) | Ответы на вопросы | позёмка накидка | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация с. 33 | пересказывать с. 31-32, отгадать загадки, с.33 | |||||||
23. | Обобщение по теме: « Осень наступила…» | Ответы на вопросы, пересказ по картинкам, работа с поговоркой | Сентябрь птиц в дорогу погнал | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | альбомы, краски, рисунки обучающихся | Повторить прочитанные произведения, стр.16-33 | |||||||
«Учимся трудиться» (14часов) | ||||||||||||||
24. | Ю. Тувим «Всё для всех» | работа по картинкам, работа с пословицами | без крова натачать | коррекция логического мышления | изучение нового и первичное закрепление | н/д пособие «Профессии», | читать выразительно, стр.37 | |||||||
25. | По Д. Габе «Работа» | чтение по ролям | бездельничает аккуратно | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрации учебника с. 38. 39 | читать по ролям, стр.38-39 | |||||||
26. | В. Орлов «Мои помощники» | ответы на вопросы | дремлют поспевают | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | Картинки по теме «Дела по дому» | читать выразительно, стр.40 | |||||||
27. | По А. Потаповой «Бабушка и внучка» | ответы на вопросы, выборочное чтение | приговаривать управилась пристроилась | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрация стр.41 | подробный пересказ, стр.41-42 | |||||||
28. | Б. Заходер «Повара» | работа над выразительностью | коррекция связанной речи | выработка практических умений | Набор картинок « Профессии» | читать выразительно, с.42 | ||||||||
29. | По М. Дружининой «Сюрприз» | ответы на вопросы выборочное чтение деление рассказа на части | сюрприз миска бухнул | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | Набор картинок «Продукты питания» | читать, пересказывать С. 43-44 | |||||||
30. | О. Высотская «Маргаритка» | выразительное чтение | львиный зев левкой маргаритка | коррекция мышления | комбинированный | Набор картинок «Цветы» | читать выразительно, стр. 45 | |||||||
31. | По В. Хомченко «Пуговица» | ответы на вопросы | пожалуйста воткни | коррекция слухового восприятия | выработка умений и навыков | н/д пособие «Одежда» | читать, пересказывать, стр.46 | |||||||
32. | Г. Ладонщиков «Портниха» | составление предложений, изменение слов, беседа по ТБ при работе с ножницами и иглой | Пристегнула портниха | коррекция мышления | комбинированный | Иллюстрация учебника с.47 | читать выразительно, стр.47 | |||||||
33. | В. Осеева «Пуговица» | ответы на вопросы чтение по ролям | пришивала | коррекция памяти | выработка умений и навыков | н/д пособие «Инструменты» | пересказывать близко к тексту, стр. 48 | |||||||
34. | По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» | составление рассказа по картинке | велосипедный насос | коррекция связной речи | выработка умений и навыков | сюжетные картинки на тему «Уборка в квартире» | читать, пересказывать, стр.49-50 | |||||||
35. | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | чтение по ролям, работа над поговоркой | лекарство чертёж | коррекция внимания | комбинированный | набор карточек «Профессии» | читать по ролям, отвечать на вопросы, стр.50-51 | |||||||
36. | Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» | составление предложений | сдоба скипидар | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрации учебника с.52-53, набор карточек «Профессии» | читать выразительно, стр.52 | |||||||
37. | Обобщение по теме: «Учимся трудиться» | ответы на вопросы, пересказ по картинкам, работа с пословицами | замазка | Коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации учебника с.54 | подобрать пословицы о труде | |||||||
« Ребятам о зверятах» (15 часов) | ||||||||||||||
38. | По Е. Чарушину «Лисята» | ответы на вопросы подбор слов характеризующих лисят | взберётся покой высовывается | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | н. и р. материал «Дикие животные» | выразительно читать, стр. 56-58 | |||||||
39. | По Н. Сладкову «Лисица и Ёж». | выразительное чтение | ушки на макушке | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрации «Дикие животные», карандаши, альбомы | выразительно читать, стр.58-59 | |||||||
40. | Е. Тараховская «Заяц» | работа над загадками | клубок | коррекция зрительного восприятия | актуализация знаний и умений | иллюстрация с.59, картинки-отгадки | читать выразительно, с.58-59 | |||||||
41. | По М. Пришвину «Ёж» | деление рассказ на части составление плана | шелест прикоснулся | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрации из книги М.Пришвина | читать, пересказывать по плану, стр. 60 | |||||||
42. | По А. Баркову «Материнская забота» | ответы на вопросы, составление плана | пограничники вскоре | коррекция слухового восприятия | выработка умений и навыков | иллюстрации с.62 | читать, пересказывать стр. 61-62 | |||||||
43. | По Г. Снегирёву «Белёк» | выборочное чтение, ответы на вопросы, составление предложений | борт палуба плюшевый | коррекция мышления | выработка умений и навыков | иллюстрация с.63 | читать, пересказывать, стр. 63-64 | |||||||
44. | В. Приходько «Пин и Гвин» | выразительное чтение | Антарктида | коррекция памяти | комбинированный | картинки на тему «Животные Антарктиды» | читать, отвечать на вопросы, стр.65-65 | |||||||
р/к | 45. | По Б. Житкову «Галка» | объяснение выражений, составление рассказа по картинке, работа по плану | Ручная галка, сполоснула | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | картинка по теме «Птицы» | пересказывать по плану, 65-66 | ||||||
р/к | 46. | По В. Гаранжину «Куриный воспитанник» | объяснение выражений из текста, ответы на вопросы | насест | коррекция мышления | комбинированный | н/д пособие « Домашняя птица» | читать, отвечать на вопросы, стр.67 | ||||||
47. | По М. Тарловскому «Добрый волк» | выразительное чтение, работа над пословицей | ферма | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрации с.68-69, картинки по теме «Ферма» | читать, пересказывать, стр.69-70 | |||||||
48. | По Н. Носову «Живая шляпа» | чтение по ролям, составление рассказа по иллюстрации | комод | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | иллюстрация с.71, рассказы Н.Носова | читать по ролям, стр.70-72 | |||||||
49. | По Н. Павловой «Котята» | ответы на вопросы | уголь | коррекция вербальной памяти | комбинированный | карандаши, альбомы | читать, пересказывать стр. 73,74 | |||||||
50. | В. Берестов «Кошкин щенок» | выразительное чтение, заучивание отрывка наизусть | скромный, приёмный сын | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрации книгам В. Берестова | читать выразительно, стр. 75 | |||||||
51. | По М. Пляцковскому «Сердитый Дог Буль» | ответы на вопросы | таращит | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | Картинки «Породы собак» | читать по ролям, стр. 76,77 | |||||||
52. | Обобщение по теме: « Ребятам о зверятах» | ответы на вопросы, объяснение выражения «у страха глаза велики» | рыщет | коррекция мышления | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации к прочитанным произведениям о животных, картинки в учебнике | Повторить стихотворения | |||||||
«Зимушка-зима» (20 часов) | ||||||||||||||
р/к | 53 | Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!» | ответы на вопросы, подбор предложений к иллюстрации | милый | коррекция логического мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация на тему «Зима» | читать выразительно, стр. 98 | ||||||
54 | По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | выделение частей, ответы на вопросы | Валежник | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация стр. 99 | Читать, пересказывать, стр. 99-100 | |||||||
р/к | 55 | М.Садовский «Декабрь» (наизусть) | выразительное чтение, составление рассказа о праздновании Нового года | провожает старый год | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрации стр.101 | выучить наизусть стр.101 | ||||||
56 | По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали» | озаглавливание частей, составление предложений к иллюстрациям | табурет | коррекция логического мышления | комбинированный | иллюстрации стр.102 | читать, отвечать на вопросы, стр. 102-103 | |||||||
57 | С. Попов «В новогоднюю ночь» | выразительное чтение, ответы на вопросы | иней выстынет | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | рисунки обучающихся на тему «Новый год»
| читать выразительно. стр.104 | |||||||
58 | По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» | ответы на вопросы, выборочное чтение, выделение частей | идея посох | коррекция воображения | изучение нового и первичное закрепление | н/д пособие «Игрушки» | читать, пересказывать, стр. 105-107 | |||||||
59 | По А. Потаповой «Такой вот герой»
| ответы на вопросы, упражнения в подборе слов близких по значению | повязка | коррекция мышления | комбинированный | набор картинок «Новогодние костюмы» | читать, пересказывать, стр.108-109 | |||||||
р/к | 60 | С.Есенин «Зима» | ответы на вопросы, выборочное чтение | невидимо | коррекция логического мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация стр.4 | читать выразительно, стр.4 | ||||||
61 | С.Суворов «Подарок» | выборочное чтение ответы на вопросы | башмачки | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | рисунки обучающихся на тему «Ёлка» | читать, отвечать на вопросы, стр.5 | |||||||
62 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | ответы на вопросы | лыжник | коррекция внимания | изучение нового и первичное закрепление | рисунки обучающихся, картинки на тему «Зимние забавы» | читать, отвечать на вопросы, стр. 6 | |||||||
63 | И. Шевчук «С прогулки» | выразительное чтение | чушь мелочь | коррекция интонационной стороны речи | комбинированный | картинки на тему «Зимние забавы» | читать выразительно, стр. 8 | |||||||
64 | По М. Быковой «Неудачная находка» | выразительное чтение диалога | огорчённый расстроен неудачная | коррекция слухового восприятия | выработка умений и навыков | иллюстрация с. 9 | читать, пересказывать, стр. 9-10 | |||||||
65 | И. Суриков «Детство» | подбор другого названия к стихотворению | сугроб | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | картинки на тему «Зимние забавы» | читать выразительно, стр.11 | |||||||
66 | По Е. Чарушину «Что за зверь?» | ответы на вопросы выборочное чтение | ловушка | коррекция мышления | комбинированный | н/д «Звери зимой» | читать, пересказывать, стр.12-13 | |||||||
67 | По Э. Шиму «Не стучать - все спят!» | чтение отрывка по ролям | покой личинка | коррекция внимания | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация стр.14,15 | читать по ролям, отвечать на вопросы стр.14-16
| |||||||
68 | В. Степанов «Зайка» | выразительное чтение | сурок | коррекция логического мышления | выработка умений и навыков | н/д «Звери » | читать выразительно, стр. 16 | |||||||
69 | По Н. Сладкову «Еловая каша» | ответы на вопросы, выборочное чтение | клест | коррекция внимания | изучение нового и первичное закрепление | н/д «Птицы » | пересказывать близко к тексту стр.17 | |||||||
70 | З.Александрова «Снежок» (наизусть) | подбор слов, словесное описание, работа над выразительностью | зяблики | коррекция вербальной памяти | комбинированный | Картинки «Зимующие птицы» | выучить наизусть, стр.18 | |||||||
р/к | 71 | По С. Баруздину «Коллективная печка» | ответы на вопросы, озаглавливание частей рассказа | корольки | коррекция мышления | изучение нового и первичное закрепление | н/д «Птицы » | читать, пересказывать, стр. 19-20 | ||||||
р/к | 72 | Обобщение по теме: «Зимушка-зима» | упражнение в подборе слов «Доскажи словечко» | строгий | коррекция памяти, мышления | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации с.20-21 | подобрать загадки, пословицы, поговорки о зиме | ||||||
«Чудесный мир сказок» (10 часов) | ||||||||||||||
73 | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | выборочное чтение, чтение по ролям, работа над пословицей | потчевать | коррекция зрительного восприятия | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрации к русским народным сказкам | пересказывать стр.80-81 (Чтение, 1 часть) | |||||||
74 | Русская народная сказка «Храбрый баран» | выборочное чтение, рассказ сказки по серии картинок | приволье | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрации с.83 | выразительно читать, пересказывать, стр. 82 | |||||||
75 | Русская народная сказка «Лиса и Тетерев» | выделение главной мысли, чтение по ролям | тетерев | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | иллюстрации к русским народным сказкам | пересказывать, стр.84-85 | |||||||
76 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | выразительное чтение | капкан | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрации стр.86 | читать по ролям, с. 85-86 | |||||||
77 | Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы» | ответы на вопросы, выделение главной мысли сказки, работа над поговоркой | взмахнул | коррекция мышления | выработка умений и навыков | иллюстрации к народным сказкам | читать, пересказывать, стр.87 | |||||||
78 | Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» | ответы на вопросы | овраг | коррекция внимания | выработка умений и навыков | пословицы и поговорки | читать, пересказывать, стр.88-89 | |||||||
79 | Французская народная сказка «Лиса и куропатка» | подбор слов близких по значению | вспорхнула попусту | коррекция мышления | выработка умений и навыков | иллюстрация с.90 | читать, пересказывать, стр.90-91 | |||||||
80 | Абхазская народная сказка «Куцый хвост» | ответы на вопросы, выделение главной мысли, объяснение выражений | куцый шакалы | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрация с.92, 93 | читать по ролям, стр.92-93 | |||||||
81 | Удмуртская народная сказка «Глупый котенок» | работа над пословицами и поговорками | переправлялся | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрация с. 94 | читать пересказывать, стр.94-95 | |||||||
82 | Обобщение по теме: «Чудесный мир сказок» | выборочное чтение, инсценировка сказки | Попадается на глаза | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации к прочитанным сказкам | Прочитать новую сказку | |||||||
«Так нельзя, а так можно» ( 6 часов) | ||||||||||||||
83. | По А. Гафаровой «Снегирь и Синичка» | ответы на вопросы работа над пословицей составление плана рассказа | буран | коррекция зрительного восприятия | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация, стр.24, 25 | читать, пересказывать по плану, стр.24-26 | |||||||
84. | По В. Хомченко «Птица-синица» | выборочное чтение, выделение смысловых частей рассказа | хоровод | коррекция мышления (скорость мыслительных операций) | комбинированный | н/д «Птицы » | читать, пересказывать по плану, стр. 27-28 | |||||||
85. | Г. Ладонщиков «Дельный совет» | выразительное чтение | зря дельный | коррекция внимания | комбинированный | рисунки обучающихся «Кормушка» | читать выразительно стр.29 | |||||||
86. | По Л. Толстому «Косточка» | чтение отрывка по ролям, выделение главной мысли | коррекция внимания | комбинированный | иллюстрация с. 31 | читать, пересказывать близко к тексту стр.30 | ||||||||
87. | По С. Георгиеву «Праздничный стол» | ответы на вопросы, подбор отрывков из текста к рисункам | зефир | коррекция мышления | выработка умений и навыков | н. и р., материал « Фрукты» | читать, пересказывать, стр.32-33 | |||||||
88. | В. Берестов «За игрой» | выразительное чтение, заучивание отрывка наизусть | дружба не кончается | коррекция вербальной памяти | комбинированный | рассказы по картинкам «Игры» | выразительно читать, стр.34 | |||||||
« Весна в окно стучится» (19 часов) | ||||||||||||||
р/к | 89 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» (наизусть) | выразительное чтение объяснение выражений | нудит | коррекция вербальной памяти | изучение нового и первичное закрепление | картинки на тему «Весна» | выучить наизусть стр.44-45 | ||||||
р/к | 90 | По В. Бирюкову «Весенняя песня» | выразительное чтение объяснение выражений ответы на вопросы | славные трескучие морозы | коррекция мышления | комбинированный | рисунки обучающихся на тему «Весна» | выразительно читать, стр. 46-47 | ||||||
91 | Украинская народная песня «Веснянка» | выразительное чтение | уроди | коррекция мышления | выработка умений и навыков | дид.пособие «Времена года» | выразительно читать, стр. 48 | |||||||
92 | По Э. Шиму «Сосулька» | выразительное чтение, объяснение лексического значения слов | бородище | коррекция интонационной стороны речи | выработка умений и навыков | рисунки обучающихся на тему: «Весна» | читать выразительно, стр. 49 | |||||||
93 | Русская народная песня «Выгляни, Солнышко…» | словесное рисование | лютая | коррекция логического мышления | комбинированный | картинки «Признаки весны» | читать выразительно, стр.50 | |||||||
94 | С. Вербова «Мамин портрет» | ответы на вопросы, озаглавливание частей рассказа | портрет | коррекция мышления | комбинированный | рисунки обучающихся, иллюстрация с.51 | читать, пересказывать по плану, стр.51-52 | |||||||
95 | П. Синявский «Разноцветный подарок» | выразительное чтение | фиолетовый | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | иллюстрации на тему «Праздник 8 марта» | читать выразительно, стр.52-53 | |||||||
96 | А. Седугин «Тихо-тихо» | ответы на вопросы чтение по ролям | морщинка | коррекция внимания | изучение нового и первичное закрепление | картинки на тему «Семья» | читать выразительно по ролям, стр.53-54 | |||||||
97 | Р. Сеф «Лицом к лицу» | выразительное чтение | летучий | коррекция интонационной стороны речи | комбинированный | иллюстрация, с. 55 | читать выразительно, стр.54-55 | |||||||
р/к | 98 | С. Вербова «Ледоход» | выразительное чтение | ледоход | коррекция мышления | выработка умений и навыков | иллюстрации « Птицы» | выразительно читать, стр. 56 | ||||||
99 | По Р. Фархади «Сон Медвежонка» | ответы на вопросы | земляника | коррекция мышления | комбинированный | н. и р. материал | читать, отвечать на вопросы стр. 56-57 | |||||||
100 | Г. Ладонщиков «Медведь проснулся» (наизусть) | объяснение выражений из стихотворения, выразительное чтение | косолапый | коррекция вербальной памяти | выработка умений и навыков | иллюстрация стр.58 | выучить наизусть, стр.58 | |||||||
101 | По В. Бианки «Заяц на дереве» | ответы на вопросы, пересказ по картинке | корявое остров | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация с. 60 | читать, пересказывать стр.59-60 | |||||||
102 | С. Погореловский «Наши гости» | выразительное чтение | ольха | коррекция интонационной стороны речи | комбинированный | набор карточек «Птицы» | читать выразительно, стр.62 | |||||||
103 | По Г. Скребицкому «Скворушка» | ответы на вопросы, работа над поговоркой | скворушка | коррекция зрительного восприятия | выработка умений и навыков | набор карточек «Птицы» | читать, отвечать на вопросы, с.63-64 | |||||||
104 | И. Белоусов «Весенняя гостья» | выразительное чтение, составление рассказа о птицах | певунья | коррекция мышления | выработка умений и навыков | набор карточек «Птицы» | читать выразительно, стр.65 | |||||||
105 | По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках» | Выборочное чтение, ответы на вопросы | мохнатые | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | н/д «Цветы» | читать, отвечать на вопросы, стр.66 | |||||||
106 | По А. Баркову «Тюльпаны» | ответы на вопросы | хрустальная | коррекция мышления | выработка практических умений и навыков | н/д «Насекомые» | читать, отвечать на вопросы, стр.67-68 | |||||||
107 | Обобщение по теме: «Весна в окно стучится» | ответы на вопросы, составление предложений по картинке | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации с.71
| прочитать и отгадать загадки стр.69 | ||||||||
«Так нельзя, а так можно» - продолжение (5 часов) | ||||||||||||||
108 | С. Баруздин «Бревно» | выразительное чтение, ответы на вопросы | путники | коррекция внимания | выработка умений и навыков | иллюстрация с. 35 | читать выразительно, с.34-35 | |||||||
109 | А. Сегудин «Как Артёмка котёнка спас» | Ответы на вопросы, выделение главной мысли | заработки | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрация с. 37 | выразительно читать, пересказывать стр. 36-37 | |||||||
110 | По В. Осеевой «Подвиг» | выделение главной мысли, работа над пословицей | подвиг | коррекция мышления | выработка умений и навыков | иллюстрация с. 38 | читать, пересказывать, стр.38-39 | |||||||
111 | По В. Бирюкову «Лесные доктора» | Ответы на вопросы, пересказ по картинке | телеграмма | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация стр. 41, картинки «Птицы» | читать, отрывок пересказывать стр.40-41 | |||||||
112 | Обобщение по теме: «Так нельзя, а так можно» | пересказ прочитанного | дельный | коррекция вербальной памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации | Выучить пословицы наизусть стр.42 | |||||||
«Весёлые истории» (7 часов) | ||||||||||||||
113. | Р. Фархади «Перепутаница» | выразительное чтение | кошёлка | коррекция логического мышления | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация стр.72, 73 | читать выразительно, стр.72-73 | |||||||
114. | По Г. Остеру «Эхо» | ответы на вопросы, чтение по ролям | эхо антрекот | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация стр.74 | читать по ролям, стр.74-75 | |||||||
115. | В. Шибаев «Кто кем становится» | выразительное чтение, упражнение в словообразовании | отважный | коррекция мышления | выработка практических умений и навыков | н/д «Домашние животные» | читать выразительно, стр.76 | |||||||
116. | А. Усачёв «Волшебный барабан» | выразительное чтение, ответы на вопросы | гном | коррекция звукопроизношения | выработка практических умений и навыков | н/д «Игрушки» | читать выразительно, стр.77 | |||||||
117. | М. Пляцковский «Шишки» | ответы на вопросы, выборочное чтение, объяснение выражения «посыпались искры из глаз» | с разбегу | коррекция логического мышления | комбинированный | иллюстрация стр.78, сюжетные картинки «Игры» | читать, отвечать на вопросы, стр.78-79 | |||||||
118. | По Ю. Степанову «Портрет» | отвечать на вопросы, составление плана | портрет | коррекция мышления | комбинированный | иллюстрация стр.80 | читать, пересказывать, стр.80-81 | |||||||
119. | Обобщение по теме: «Весёлые истории» | ответы на вопросы, выборочное чтение | батон | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрация стр.83 | читать, отвечать на вопросы, стр.81-82 | |||||||
«Родина любимая» (9часов) | ||||||||||||||
120. | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» | выразительное чтение, работа над пословицей | чужбина | коррекция зрительного восприятия | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация стр.84-85 | читать выразительно,стр.84-85 | |||||||
121. | По К. Ушинскому «Наше Отечество» | отвечать на вопросы | Отечество государство | коррекция мышления | комбинированный | карта РФ | читать, отвечать на вопросы, стр.85-86 | |||||||
122. | По Т. Кудрявцевой «Флаг России» | отвечать на вопросы, деление рассказа на части, пересказ отрывка | Олимпийские игры | коррекция мышления | комбинированный | символы России, карандаши, альбомы | читать, пересказывать, стр.86-87 | |||||||
123 | А. Усачёв «День Победы» | выразительное чтение, ответы на вопросы | фейерверк | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрации на тему «День победы» | читать выразительно, стр.91 | |||||||
124 | М. Ильин «Главный город страны» | ответы на вопросы | Кремль | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация стр.89, фото с изображением достопримечательностей города Москвы | читать, пересказ отрывка, стр.88-89 | |||||||
125 | В. Степанов «Песня» (наизусть) | выразительное чтение | в сердце бережём | коррекция вербальной памяти | выработка практических умений и навыков | иллюстрация стр.90 | выучить наизусть, стр.90 | |||||||
126. | По С. Баруздину «Страшный клад» | выборочное чтение, пересказ по картинке | минёр | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | иллюстрация с.93 | читать, пересказывать, стр.92-93 | |||||||
127. | По С. Алексееву «Тульские пряники» | ответы на вопросы | оружейники | коррекция внимания | выработка практических умений и навыков | читать, пересказывать, стр. 93-94 | ||||||||
128. | Обобщение по теме: «Родина любимая» | отвечать на вопросы, объяснение выражений | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | Иллюстрации на тему «Великая Отечественная война» | повторить произведения раздела, стр.84-94 | ||||||||
«Здравствуй, лето!» (8 часов) | ||||||||||||||
р\к | 129. | А. Усачёв «Что такое лето?» | выразительное чтение | всё в цветной наряд одето | коррекция зрительного восприятия | изучение нового и первичное закрепление | иллюстрация стр.96 | читать выразительно, стр.96-97 | ||||||
130. | По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?» | ответы на вопросы, выборочное чтение | пчельник | коррекция логического мышления | комбинированный | иллюстрация стр.98 | читать, отвечать на вопросы стр.97-98 | |||||||
131. | М. Дружинина «Земляника» | выразительное чтение, составление предложений | узорчатый | коррекция мышления | выработка умений и навыков | н. и р. материал «Ягоды» | читать выразительно, стр.100 | |||||||
132. | По В. Хомченко «Куда исчез гриб?» | выразительное чтение, чтение по ролям | боровик запасливая | коррекция слухового восприятия | комбинированный | иллюстрация стр.101, н/п «Грибы» | читать по ролям, стр.101-102 | |||||||
133. | По В. Бианки «Ёж-спаситель» | ответы на вопросы, краткий пересказ по иллюстрации | зигзаг | коррекция зрительного восприятия | комбинированный | рассказы В. Бианки | читать, пересказывать, стр.103-104 | |||||||
134. | Р. Фархади «Жарко» (наизусть) | выразительное чтение | смельчаки | коррекция вербальной памяти | выработка практических умений и навыков | сюжетные картинки на тему «Лето» | выучить наизусть, стр.105 | |||||||
135. | По Э. Шиму «Верное время» | вопросы на ответы, чтение и анализ текста по частям | плотва коряга клешня | коррекция логического мышления | выработка практических умений и навыков | книги Э. Шима, н/д «Обитатели водоёма» | читать, пересказывать, стр. 106-108 | |||||||
136. | Обобщение по теме: «Здравствуй, лето!» | вопросы на ответы | коррекция памяти | обобщение и систематизация знаний и умений | иллюстрации учебника |
4. Планируемые результаты освоения предмета в 3 классе.
4.1 Характеристика класса
В 3а классе 12 обучающихся, воспитанников, из них 3 человека обучаются по СИПР на дому.
Характеристика | Ф. И. обучающихся, воспитанников (начало учебного года) | Ф. И. обучающихся, воспитанников (в течение учебного года) | |
I уровень | Читают короткие тексты. Слова простой слоговой структуры читают целым словом, сложные слова - по слогам. При чтении допускают небольшое количество ошибок в словах сложной слоговой структуры. Могут слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку. По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывают, о чем читал или слушал. | Вакуленко В. Бойкова А. | |
II уровень | Читают короткие тексты. Слова простой слоговой структуры читают по слогам. При чтении допускают ошибки в словах сложной слоговой структуры. Могут слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку. По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывают, о чем читал или слушал. | Бавыкин Н. Рудько Д. Клименко Т. Быченкова А. | |
III уровень | Чтение послоговое, невнятное. Прочитанное не понимает, не пересказывает. Предложение по иллюстрации не составляет. Отвечает на вопросы по картинке одним словом, если понимает смысл вопроса, чаще кивком головы, жестом, показом картинки. Небольшое стихотворение, загадку, считалочку наизусть заучить не может. | Тимошенко Г. Гамзатов М. Якушкова А. |
4.2 Планируемые результаты.
Личностные результаты.
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты освоения предмета «Чтение» в 3 классе
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
с помощью высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
с помощью устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
наизусть 5 стихотворений.
Оценивание
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводиться проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
III класс — 25 -30 слов;
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
5.Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения в 3а классе.
Технические средства:
1.Ноутбук Hp
2. Принтер SAMSUNG
3.Проектор EPSON
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование материала |
1. | Азбука «От А до Я» |
2. | Лента букв |
3. | Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
4. | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
5. | Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
6. | Набор карточек «Дикие кошки» |
7. | Рассказы по картинкам «Родная природа» |
8. | Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
9. | Набор карточек «Цветы» |
10. | Набор карточек «Ягоды» |
11. | Набор карточек «Птицы» |
12. | Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
13. | Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
14. | Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
15. | Плакат «Времена года» |
16. | Плакат «Домашние животные» |
17. | Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
18. | Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
19. | Школьный словарик «Птицы России» |
20. | Школьный словарик «Животные России» |
21. | Школьный словарик «Растения России» |
Литература:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2021-2022 учебный год.
2. Учебник «Чтение», С. Ю. Ильина, А.А. Богданова, 3 класс, Москва, «Просвещение», 2019, Букварь (1,2 часть).
3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова.
Разработчик программы:
Рыбакова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов,
учитель первой квалификационной категории. _________________
Подпись
Учитель: Рыбакова Татьяна Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...