Технологическая карта урока «Осенние листья – тема для поэтов»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дарбаидзе Анастасия Павловна

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 2

Тема урока: «Осенние листья – тема для поэтов»

Цель: ознакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их

понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Познавательные:

Учатся читать стихотворения, с разной интонацией; учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД:

 

Умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; умение оценивать себя и свою работу на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

 

Умение слушать и понимать других; умение работать в парах.

 

Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, презентация «Осенние листья» - тема для поэтов», листки с вопросами кроссворда.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_listya_-_tema_dlya_poetov.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 2

Тема урока: «Осенние листья – тема для поэтов»

Цель: ознакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их

понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Познавательные:

Учатся читать стихотворения, с разной интонацией; учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД:

Умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; умение оценивать себя и свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других; умение работать в парах.

Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, презентация «Осенние листья» - тема для поэтов», листки с вопросами кроссворда.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

-Садитесь

Организовывают рабочее место, приветствуют учителя.

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, которое вы видите на доске.

-Скажите пожалуйста, какие слова автор выдумал? Почему?

- Что мы представляем, когда выделяем звук (Ш)?

-Хорошо, а теперь предлагаю всем вместе прочитать это стихотворение шёпотом

- Молодцы, теперь каждый про себя, а затем выразительно вслух.

Читают стихотворение:

Под ногами листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок

(В. Голяховский)

- Автор выдумал слова Шурш, Шуршиха и Шуршонок

Читают стихотворения с разной интонацией.

Познавательные:

Учатся читать стихотворения, с разной интонацией.

Постановка учебной задачи

- Ребята, предлагаю посмотреть на экран и послушать стихотворение

 - Какое настроение передаёт данное стихотворение? Почему?

- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Хорошо, а что вы видели на слайдах?

- Исходя из этого, как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

- Молодцы ребята, вы правильно определили тему урока, но не будем забывать, что у нас урок литературного чтения, поэтому тема звучит чуть –чуть по-другому: «Осенние листья – тема для поэтов»

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Молодцы, а как вы определите цель урока?

Смотрят презентацию, слушают стихи под музыку.

- грустное, музыка медленная, меланхолическая.

- об Осени

- разноцветные листья

- Тема урока «Осенние листья»

- познакомимся с писателями, которые написали об осени, будем читать их стихотворения

Регулятивные:

 умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Работа по теме урока

- Очень много поэтов, писали и пишут о осени, о осенних листьях, о осеннем настроении. И сегодня, как вы уже говорили, мы познакомимся с этими писателями и их произведениями.

- И начнём мы с Алексея Константиновича Толстого. (откройте учебники на странице 72) Это русский писатель, родился он в 1817 году в Санкт – Петербурге, был сыном графа Константина Толстого. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему двоюродным братом.

- И сейчас я прочитаю вам стихотворение Алексея Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.», а вы внимательно слушайте, потом я вам задам вопросы

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются,

Там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.»

- Скажите, сожалеет ли поэт о том, что пришла осень? Почему вы так решили?

- Где поэт наблюдает осеннюю картину?

- А сейчас даю вам ребята 2 минутки, чтобы представить себе в голове, то что видел автор данного стихотворения.

- Хорошо, следующее стихотворение Сергея Есенина. это ребята выдающийся русский поэт. Родился он в 1895 году в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии. Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание. Стихи он начал писать рано, толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами Сергею не нравились, и он начал их писать. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

- Я немного вам рассказала об Сергее Есенине, а теперь переходим к его стихотворению «Закружилась листва золотая.»

- Послушайте.

«Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду»

- Почему поэт сравнивает золотую листву с лёгкой стаей бабочек?

- Почему вода в пруду розовая?

- Какое настроение создаёт это стихотворение?

- Давайте передадим это настроение при чтении, кто хочет прочитать это стихотворение?

- Кому удалось лучше всего передать настроение?

- Молодцы

Знакомятся с русскими поэтами и их произведениями.

- Да сожалеет, потому что он говорит с жалостью о саде, который обсыпается. Он называет его бедным.

- Возможно, поэт находится в саду и наблюдает, или стоит дома, возле окна.

- потому что листья, такие же лёгкие, как и бабочки. И осенью листья, когда падают с деревьев, благодаря ветру, летают, напоминая бабочки. Ещё возможно формой немного похожи

- потому что в воде отражаются деревья. Осенью они имеют листья с красными, жёлтыми, оранжевыми оттенками. Эти цвета сливаются и в целом похожи на розовый цвет.

Выразительно читают стихотворение

Познавательные:

учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы;

 Личностные УУД:

 умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других; умение работать в парах.

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали сидеть, давайте разомнёмся немного. Все выходим из-за парт.

Листья осенние тихо кружатся,

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Движения руками вправо – влево.)

Будто опять закружится хотят

(Поднимаются, кружатся.

Разминаются, выполняют физкультминутку.

Продолжение работы по теме урока

- Хорошо, продолжаем. Следующий стих называется «Сухие листья» написал его Валерий Яковлевич Брюсов- это русский поэт, переводчик, историк и литературовед. Он родился в 1873 году, в купеческой семье. Дед со стороны матери Александр Бакулин, был писателем -  самоучкой, писал сказки, басни, повести. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, разбогател благодаря торговле. Отец, Яков Кузьмич, любил математику, увлекался медицинской дисциплиной, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.

- Переверните страницу.

«Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?»

- Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

- Какие сочетания слов повторяются?

- А теперь прочитайте выразительно это стихотворение своему соседу по парте, по очереди.

- Молодцы, и последнее стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, – «Опустел скворечник» Ирины Петровны Токмаковой. Ирина Петровна родилась в 1929 году в городе Москве. Писать стихи начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева – Кумача.  И в своё время к Лебедеву – Кумачу попали стихи Ирины Петровны, и он написал на них вполне серьёзный отзыв. Именно он посоветовал Ирине писать дальше.

- Сейчас я прочитаю стихотворение, но хотела бы обратить внимание на то, что в слове скворечник мы видим сочетание букв (чн), но произносится (шн), то есть скворешник.

«Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.»\

- Понравилось вам стихотворение?

- Грустное оно или весёлое?

- Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»

- кто желает прочитать выразительно данное стихотворение?

- Молодцы, мы познакомились со стихотворениями. И теперь у меня есть другое для вас задание. Это кроссворд, и вам нужно его разгадать. На парте у вас лежат листы, там даны вопросы к кроссворду. Вернее, вам нужно вставить пропущенное слово, это слово и будет ответом.

(пары)

- Итак, какое ключевое слово у нас получилось?

- Молодцы

- с помощью звуков х,ш,ж, с

- сухие, листья, под тусклым, ветром, что

- да, понравилось

- не совсем грустное, но какая – то тоска присутствует, о том что скворечник пустой, все птицы улетели в тёплые страны, потому что наступают холода.

- Возможно, из – за ветра листья падают с деревьев, и летают.

- Отгадывают кроссворд:

По горизонтали:

2. … (Туча) небо кроет,

Солнце не блестит.

3.Ох и хитрые … (грибочки)

Где же спрятались они?

4. … (Стаи) птиц улетают

Прочь, за синее море

5. Опустел …(скворечник) –

Улетели птицы

6. Я заглядывал под кочки,

Под берёзовые … (пни)

7. Под тусклым ветром

Сухие …(листья),

Кружась, что шепчут? Что говорят?

По вертикали:

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

… (журавли) летят

- Ключевое слово: осень

Познавательные:

учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы;

 Личностные УУД:

 умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других; умение работать в парах.

Подведение итогов урока

- Ребята наш урок подходит к концу, скажите, как звучала тема нашего урока?

- Какое стихотворение больше всего вам понравилось?

-Осенние листья – тема для поэтов

Выбирает стихотворение, которое понравилось

Познавательные:

Умение обобщать, делать выводы

Рефлексия

-Хорошо, я попрошу вас в тетрадях нарисовать смайлик, который будет отражать ваше отношение к уроку. Если вам урок понравился, у вас всё получилось, то поднимите зелёный круг, если были трудности, то жёлтый, ничего не получилось, урок не понравился – красный

Оценивают свою деятельность на уроке.

Личностные:

Умение оценивать себя и свою работу на уроке

Домашнее задание

- Дома ребята, вы должны подготовить выразительное чтение любого стихотворения, с которым мы сегодня познакомились (стр 72 – 75)

- Спасибо за урок, до свидания

 Разбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта по литературному чтению тема: "Осенние листья - тема для поэтов"

технологическая карта по литературному чтению тема: "Осенние листья - тема для поэтов"...

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Осенний букет. Монотипия."

Данный урок - урок ознакомления с новым материалом. На данном уроке дети знакомятся с понятием "монотипия", узнают технику работы как основу изображения натюрморта. Дети самостоятельно находят сп...

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Осенний парк", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Приобщение детей к «любованию» осенней природой, развитие творческих способностей, уменияпередавать состояние души в изображении пейзажа.Основные термины и понятия: Законы перспективы, линия гори...

Технологическая карта урока чтения по теме: "Н. Носов. Почему Незнайка не стал поэтом"

Данная технологическая карта урока предназначена для учащихся 4 класса, при изучении творчества Николая Носова....

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...