Технологическая карта урока «Осенние листья – тема для поэтов»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 2
Тема урока: «Осенние листья – тема для поэтов»
Цель: ознакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их
понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Познавательные:
Учатся читать стихотворения, с разной интонацией; учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД:
Умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; умение оценивать себя и свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других; умение работать в парах.
Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, презентация «Осенние листья» - тема для поэтов», листки с вопросами кроссворда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_listya_-_tema_dlya_poetov.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 2
Тема урока: «Осенние листья – тема для поэтов»
Цель: ознакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их
понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Познавательные:
Учатся читать стихотворения, с разной интонацией; учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Умение обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
Умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД:
Умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; умение оценивать себя и свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других; умение работать в парах.
Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, презентация «Осенние листья» - тема для поэтов», листки с вопросами кроссворда.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Садитесь | Организовывают рабочее место, приветствуют учителя. | |
Речевая разминка | - Прочитайте стихотворение, которое вы видите на доске. -Скажите пожалуйста, какие слова автор выдумал? Почему? - Что мы представляем, когда выделяем звук (Ш)? -Хорошо, а теперь предлагаю всем вместе прочитать это стихотворение шёпотом - Молодцы, теперь каждый про себя, а затем выразительно вслух. | Читают стихотворение: Под ногами листопад Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок (В. Голяховский) - Автор выдумал слова Шурш, Шуршиха и Шуршонок Читают стихотворения с разной интонацией. | Познавательные: Учатся читать стихотворения, с разной интонацией. |
Постановка учебной задачи | - Ребята, предлагаю посмотреть на экран и послушать стихотворение - Какое настроение передаёт данное стихотворение? Почему? - Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? - Хорошо, а что вы видели на слайдах? - Исходя из этого, как вы думаете, как звучит тема нашего урока? - Молодцы ребята, вы правильно определили тему урока, но не будем забывать, что у нас урок литературного чтения, поэтому тема звучит чуть –чуть по-другому: «Осенние листья – тема для поэтов» - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Молодцы, а как вы определите цель урока? | Смотрят презентацию, слушают стихи под музыку. - грустное, музыка медленная, меланхолическая. - об Осени - разноцветные листья - Тема урока «Осенние листья» - познакомимся с писателями, которые написали об осени, будем читать их стихотворения | Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); |
Работа по теме урока | - Очень много поэтов, писали и пишут о осени, о осенних листьях, о осеннем настроении. И сегодня, как вы уже говорили, мы познакомимся с этими писателями и их произведениями. - И начнём мы с Алексея Константиновича Толстого. (откройте учебники на странице 72) Это русский писатель, родился он в 1817 году в Санкт – Петербурге, был сыном графа Константина Толстого. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему двоюродным братом. - И сейчас я прочитаю вам стихотворение Алексея Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.», а вы внимательно слушайте, потом я вам задам вопросы «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, Там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин.» - Скажите, сожалеет ли поэт о том, что пришла осень? Почему вы так решили? - Где поэт наблюдает осеннюю картину? - А сейчас даю вам ребята 2 минутки, чтобы представить себе в голове, то что видел автор данного стихотворения. - Хорошо, следующее стихотворение Сергея Есенина. это ребята выдающийся русский поэт. Родился он в 1895 году в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии. Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание. Стихи он начал писать рано, толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами Сергею не нравились, и он начал их писать. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. - Я немного вам рассказала об Сергее Есенине, а теперь переходим к его стихотворению «Закружилась листва золотая.» - Послушайте. «Закружилась листва золотая. В розоватой воде на пруду Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду» - Почему поэт сравнивает золотую листву с лёгкой стаей бабочек? - Почему вода в пруду розовая? - Какое настроение создаёт это стихотворение? - Давайте передадим это настроение при чтении, кто хочет прочитать это стихотворение? - Кому удалось лучше всего передать настроение? - Молодцы | Знакомятся с русскими поэтами и их произведениями. - Да сожалеет, потому что он говорит с жалостью о саде, который обсыпается. Он называет его бедным. - Возможно, поэт находится в саду и наблюдает, или стоит дома, возле окна. - потому что листья, такие же лёгкие, как и бабочки. И осенью листья, когда падают с деревьев, благодаря ветру, летают, напоминая бабочки. Ещё возможно формой немного похожи - потому что в воде отражаются деревья. Осенью они имеют листья с красными, жёлтыми, оранжевыми оттенками. Эти цвета сливаются и в целом похожи на розовый цвет. Выразительно читают стихотворение | Познавательные: учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Личностные УУД: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение работать в парах. |
Физкультминутка | - Вы, наверное, устали сидеть, давайте разомнёмся немного. Все выходим из-за парт. Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.) Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.) И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо – влево.) Будто опять закружится хотят (Поднимаются, кружатся. | Разминаются, выполняют физкультминутку. | |
Продолжение работы по теме урока | - Хорошо, продолжаем. Следующий стих называется «Сухие листья» написал его Валерий Яковлевич Брюсов- это русский поэт, переводчик, историк и литературовед. Он родился в 1873 году, в купеческой семье. Дед со стороны матери Александр Бакулин, был писателем - самоучкой, писал сказки, басни, повести. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, разбогател благодаря торговле. Отец, Яков Кузьмич, любил математику, увлекался медицинской дисциплиной, хорошо знал русскую литературу, писал стихи. - Переверните страницу. «Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром, кружат, шуршат, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят?» - Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев? - Какие сочетания слов повторяются? - А теперь прочитайте выразительно это стихотворение своему соседу по парте, по очереди. - Молодцы, и последнее стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, – «Опустел скворечник» Ирины Петровны Токмаковой. Ирина Петровна родилась в 1929 году в городе Москве. Писать стихи начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева – Кумача. И в своё время к Лебедеву – Кумачу попали стихи Ирины Петровны, и он написал на них вполне серьёзный отзыв. Именно он посоветовал Ирине писать дальше. - Сейчас я прочитаю стихотворение, но хотела бы обратить внимание на то, что в слове скворечник мы видим сочетание букв (чн), но произносится (шн), то есть скворешник. «Опустел скворечник, - Понравилось вам стихотворение? - Грустное оно или весёлое? - Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится» - кто желает прочитать выразительно данное стихотворение? - Молодцы, мы познакомились со стихотворениями. И теперь у меня есть другое для вас задание. Это кроссворд, и вам нужно его разгадать. На парте у вас лежат листы, там даны вопросы к кроссворду. Вернее, вам нужно вставить пропущенное слово, это слово и будет ответом. (пары) - Итак, какое ключевое слово у нас получилось? - Молодцы | - с помощью звуков х,ш,ж, с - сухие, листья, под тусклым, ветром, что - да, понравилось - не совсем грустное, но какая – то тоска присутствует, о том что скворечник пустой, все птицы улетели в тёплые страны, потому что наступают холода. - Возможно, из – за ветра листья падают с деревьев, и летают. - Отгадывают кроссворд: По горизонтали: 2. … (Туча) небо кроет, Солнце не блестит. 3.Ох и хитрые … (грибочки) Где же спрятались они? 4. … (Стаи) птиц улетают Прочь, за синее море 5. Опустел …(скворечник) – Улетели птицы 6. Я заглядывал под кочки, Под берёзовые … (пни) 7. Под тусклым ветром Сухие …(листья), Кружась, что шепчут? Что говорят? По вертикали: Словно как с испугу Раскричавшись, к югу … (журавли) летят - Ключевое слово: осень | Познавательные: учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы; Личностные УУД: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение работать в парах. |
Подведение итогов урока | - Ребята наш урок подходит к концу, скажите, как звучала тема нашего урока? - Какое стихотворение больше всего вам понравилось? | -Осенние листья – тема для поэтов Выбирает стихотворение, которое понравилось | Познавательные: Умение обобщать, делать выводы |
Рефлексия | -Хорошо, я попрошу вас в тетрадях нарисовать смайлик, который будет отражать ваше отношение к уроку. Если вам урок понравился, у вас всё получилось, то поднимите зелёный круг, если были трудности, то жёлтый, ничего не получилось, урок не понравился – красный | Оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: Умение оценивать себя и свою работу на уроке |
Домашнее задание | - Дома ребята, вы должны подготовить выразительное чтение любого стихотворения, с которым мы сегодня познакомились (стр 72 – 75) - Спасибо за урок, до свидания | Разбирают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта по литературному чтению тема: "Осенние листья - тема для поэтов"
технологическая карта по литературному чтению тема: "Осенние листья - тема для поэтов"...
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Осенний букет. Монотипия."
Данный урок - урок ознакомления с новым материалом. На данном уроке дети знакомятся с понятием "монотипия", узнают технику работы как основу изображения натюрморта. Дети самостоятельно находят сп...
Технологическая карта урока ИЗО по теме "Осенний парк", 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Приобщение детей к «любованию» осенней природой, развитие творческих способностей, уменияпередавать состояние души в изображении пейзажа.Основные термины и понятия: Законы перспективы, линия гори...
Технологическая карта урока Литературного чтения Тема: Борис Леонидович Пастернак "Золотая Осень".
Литературное чтение...
Технологическая карта урока чтения по теме: "Н. Носов. Почему Незнайка не стал поэтом"
Данная технологическая карта урока предназначена для учащихся 4 класса, при изучении творчества Николая Носова....
Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс
Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...