Открытый урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Медведева Елена Брониславовна

Урок чтения с использованием технологии исследование на уроке. Когда дети были разбиты на группы и в каждой группе выделелись фокусные дети, которым присвоились определённые роли в группе. Материал урока может быть использован учителями начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОУ литературного чтения30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Е. Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени»

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  1. В сфере регулятивных УУД:
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  1. В сфере познавательных УУД:
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  1. В сфере коммуникативных УУД:
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.).
  2. Таблица для ответов «Да, нет».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Компьютер.
  5. Презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Сегодня на уроке у нас с вами присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.

Поворачиваются и здороваются с гостями.

Актуализация знаний

Постановка темы и цели урока.

- Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

- Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

Перед вами на столах лежат листы. Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать. Постановка целей урока, формулировка темы.

Отгадывают загадку.

Заполняют таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал»

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.

- Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
  2. Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

_

+

_

+

+

Проверка домашнего задания.

  1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.
  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)
  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)
  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)
  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)
  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.

Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка.

Проблемный вопрос

Работа по теме урока. Осмысление.

Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД  
Окладистая (борода) –
широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики –
небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
-Подберите синонимы к словам (доска)
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

-Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.

Физминутка

Называю действия,  при которых время идёт быстро: вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если называю действие, при котором время тянется: делаете приседание:

Занимаюсь любимым хобби, не понял  тему урока, идешь в поход,  заставляют делать то, что тебе не хочется,  смотришь интересный фильм,  делаешь контрольную работу.

Выполняют нужные действия

Работа в группе.

Представьте, что такая история произошла бы с ребятами нашего класса.

1 группа

Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.

Обоснуйте свой выбор.

2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.

          Выделите главную мысль сказки.
        Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
      Петя Зубов не ценил своё время.
      Не надо терять понапрасну время.
     От любого несчастья может спастись человек.
     Петя Зубов научился не терять время зря.

-Объясните свой выбор.

3 группа.

Составить кластер по сказке, выделяя главное.

ВРЕМЯ

4 группа

- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы. Найдите их в тексте и объясните их значение.

С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну
/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро
 / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился  
/ Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует
/Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром \
Не нужно всё свое время тратить на ерунду, от которой не будет толку.

Выбирают 5 действий

Выбирают пословицы и выделяют главную мыль сказки.

Рисуют кластер

Ищут в тексте фразеологизмы и объясняют их значение

Практическая часть

Команды работают в течение 5-7 минут в группах. Затем, спикеры представляют работу группы.

Группы работают по заданиям.

Рефлексия

Слово предоставляется капитанам команд

-Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

Выступают  капитаны.

Ответы детей

Интервьюирование

Гости задают вопросы любому члену группы:

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Что было самым трудным?
  3. Чьё выступление тебе понравилось больше всего?
  4. Справился (лась) ли ты со своей ролью в группе?

Дети отвечают на вопросы гостей.

Домашнее задание

1. Выбрать любую понравившуюся часть сказки и пересказать её.

2. По желанию:

- Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления.

-  Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.

Записывают домашнее задание

Резерв

Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

Работают в парах. В 1 столбике подчёркивают слова, которые помогают добиться цели. Во 2 столбике записывают те, которых не хватает им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Открытый урок литературного чтения по теме: «Тихая сказка».

Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чте­ния слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фо­нематического  слуха, т...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

Открытый урок литературного чтения на тему. А Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок проведен в 3 классе по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....

Презентация к уроку литературного чтения Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Презентация к  проблемному уроку по литературному чтению по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"(2 урок по теме)  4 класс  ФГОС УМК "Школа Росии"...

Открытый урок литературного чтения по теме "Путешествие по городу Сказок" (1 класс)

Нестандартные уроки или уроки с применением различных игровых моментов (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки-праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию тво...

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Пантелеев "Честное слово"...