План- конспект урока по чтению во 2 классе «Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ.»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок чтения проводился во 2 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ.
Цель: продолжить знакомство учащегося с творчеством Н. Носова через чтение произведения “Живая шляпа”.
На уроке используются следующие технологии: информационно-коммуникативная технология, словесная и творческая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок чтения
Класс 2
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Н. Носов «Живая шляпа». Пересказ.
Цель: продолжить знакомство учащегося с творчеством Н. Носова через чтение произведения “Живая шляпа”.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развивать критическое мышление, память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное;
-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Предметные:
- учить прогнозировать содержание произведения; - объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; - составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.
Оборудование: портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания), серия сюжетных иллюстраций к рассказу.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Начинается урок, пусть пойдут все знанья впрок.
Все, что надо - не лениться и старательно трудиться!
- А какой урок у нас сейчас будет? (Мы приготовились к уроку «Чтение»)
- Чему мы учимся на уроках «Чтения»? (Учимся красиво, правильно читать и говорить, отвечать на вопросы полными ответами, расширять словарный запас, перессказывать).
- Для чего Вам это нужно? (Чтобы быть умными и легко общаться с другими детьми, родными и взрослыми, читать книги, вывески, описания товара).
- Конечно, ведь люди общаются друг с другом каждый день. И мы сегодня на нашем уроке будем учиться выразительно и громко читать, пересказывать..
2. Актуализация знаний
Артикуляционная разминка
- Что нужно, чтобы говорить четко и красиво? (Подготовить к работе голосовой аппарат).
Учитель демонстрирует ученикам карточки, а дети делают совместно артикуляционную гимнастику.
- Молодцы ребята. Очень старались и хорошо делали артикуляционную гимнастику.
- Сегодня, к нам на урок пришел гость, а кто он - Вам надо отгадать?!
Я загадаю загадку, а вы подумайте и дайте ответ – кто это?!
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка) На слайде презентации появляется картинка кота.
Речевая разминка
- Верно. Вот и наша речевая разминка сегодня про кошечку…Правила вы знаете, сначала я читаю, а затем мы вместе повторяем и четко выговариваем.
Вот у тёплой печки кот
Песенку свою поёт:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко,
МУР, МУР, МУР.
(прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией, скороговоркой).
- Сегодня на уроке, за каждое выполненное задание вы будете получать различные жетоны, а в конце урока мы подведем итог для чего они и что это вообще?
Держите первый жетон! Карточка с изображением МОЛОКА
Проверка домашнего задания.
- Какое д\з было задано вчера? (Читать рассказ Н.Носова «На горке», отвечать на вопросы).
Умничка!
- О чем рассказ?
- Что строили ребята во дворе?
- Чем занимался Котька?
- Как он поступил?
- Молодцы! Ответили на все вопросы, а это значит, что вы внимательно читали. Держите 2 жетон - СМЕТАНА
3. Работа по теме урока
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Перед учениками на слайде презентации появляется изображение различных головных уборов.
Ученики озвучивают, что это?
- Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так:
(шляпа-это головной убор с высокими полями).
- Ребята, какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.
-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.
А написал ее для вас Н.Н. Носов (Учитель показывает портрет)
- Николай Носов, один из самых любимых писателей всех детей в нашей стране.
Родился Николай Носов в 1908 году в Киеве, несмотря на тяжелое детство, это были годы революции и гражданской войны, у мальчика были очень разносторонние увлечения, он любил учиться и был очень талантливым и любознательным, когда он подрос он совмещал работу с учебой, освоив множество профессий. В 19 лет Николай поступил в Московский институт кинематографии:
Писать для детей Николай Носов начала в 1938 году, первый его рассказ был напечатан в замечательном детском журнале "Мурзилка", а после войны в 1945 году вышел первый детский сборник.
За повесть про Витю Малеева писателю в 1952 году вручили Государственную премию, в то время детской литературе и кинематографии уделялось большое внимание и было написано множество прекрасных детских книг и снято замечательных детских фильмов, многие из которых были сняты по сценариям Носова:
По произведениям Николая Николаевича были сняты и мультфильмы:
-А, сейчас мы познакомимся с произведением Н. Носова «Живая шляпа».
Первичное чтение текста учителем.
-Понравился ли тебе рассказ?
-Как ты думаешь этот рассказ смешной или страшный?
-Кто у тебя вызвал смех, а кого было жалко?
-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
-А ты догадывался?
-А как? (в начале рассказа подсказка автора).
- Молодцы! Вы очень внимательно слушал и ответили на мои вопросы по прослушанному рассказу. Держите 3 жетон - ТРАВА
Словарная работа
-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.
- Какие слова вам незнакомы, вы не знаете что они означают?
-Что такое КОЧЕРГА?
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
-Кто объяснит значение слова КОМОД?
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
Треснуть - ударить.
-А слово ПЛЮХНУТЬ?
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
- Чтение по слогам и целыми словами сложных слов со слайда презентации.
Физкультминутка
Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.
Осторожно, как котенок,
На носочках я пройдусь.
Спинку я прогну немножко
Распрямлюсь и потянусь.
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
А потом свернусь колечком
И усну у теплой печки.
Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.
- Жужащщее чтение 2 первых абзаца;
- Чтение по цепочке.
- После прочтения рассказа, дети получают 4 жетон с картинкой РЫБЫ
Анализ содержания.
- Как звали кота?
- Где сидел Васька? (на полу возле комода)
- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)
- Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)
- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)
- Что происходило со шляпой? (лежала возле стола и не двигалась)
- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)
- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).
- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)
- Кого увидели мальчики? (котенка)
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?
-К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? (Юмористический рассказ.)
-Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение. Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
Работа по тексту.
-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», я вам предлагаю подобрать опорные краткие предложения и с лова к иллюстрациям.
1.Составление картинного плана.
- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.
2.Подбор заголовков к иллюстрациям:
1. Володя и Вадик сидели дома.
2. Шляпа живая?
3. Мальчики трясутся от страха.
4. Вовка и Вадик пошли в атаку.
5. Это же наш котенок Васька!
3.Задание на соответствие в парах на карточках :
-Прочитав слова автора, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.
Слова автора | Чувства мальчиков |
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. | Увлечение |
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: | Испуг |
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. | Страх |
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: | Радость |
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
- Молодцы! Заработали еще один 5 жетон РЫБА
4. Обобщение полученных знаний.
-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?». Выполни тест.
На доске плакат формата А1, а на нем тест. Дети по одному выходят к доске и отмечают маркером правильный вариант ответа.
Тест «Внимательный ли ты читатель?»»
1.Как звали котенка?
а). Мурзик
б). Васька
в). Матроскин
2.Что делал котенок в начале рассказа?
а). сидел на полу возле комода
б). спал на диване
в). играл с мальчиками
3.Как звали мальчиков-героев рассказа?
а). Иван Иванович и Степан Степанович
б). Толя и Коля
в). Володя и Вадик
4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
а). огурцы
б). картофель
в). помидор
5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»
а). она была волшебная
б). под ней сидел котенок
в). шляпу дергали за веревочку
- Умнички, ребята! Справились и с этим заданием, и я с радостью вручаю вам еще один 6 жетон – МЯСО.
-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?
-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?
-Как ребята вели себя в начале рассказа?
-Как менялось их поведение?
-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?
- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?
-( Автор, так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.)
- Давайте объясним значение пословиц и поговорок.
5. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Кто его автор?
- Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).
- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).
-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).
6. Рефлексия.
-Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Я похвалил бы себя за …
Мне захотелось …
У меня получилось …
-Ребята, я предлагаю посмотреть на заработанные жетоны и подумать, для чего все эти предметы. Назвать их одним словом – обобщить?
- Верно. Это продукты питания предназначенные для правильного питания и кормления котов (Лакомства).
7. Домашнее задание: пересказ рассказа по картинкам и опорным словам к ним.
Можно нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. "Живая шляпа"
Знакомство учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»....
Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Носов. Ступеньки. (НШ 21 век)
Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС, с использованием критериального оценивания деятельности учащихся на уроке....
Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Телефон»», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением «...
Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Федина задача»», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением ...
Урок по литературе 2 класс. Николай Носов "Живая шляпа"
Презентация содержит материал на 2-3 урока по данному произведению...