Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия |
|
I. Организационный момент. Эмоциональное вхождение в урок
| Приветствует учеников, создает положительный настрой, читает стихотворение. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мне нравится ваш настрой на работу, и я желаю вам успешной работы.
| Слушают учителя, эмоционально выражают готовность к успешному сотрудничеству на уроке | Личностные УУД: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
|
II. Введение в тему урока
| 1.Игра «Составь слово» На доске вразбивку прикреплены слоги -пень-, -ки, Сту-, Задание: - Найдите на классной доске слоги, составьте из них всевозможные слова. Диалог: -Что помогло вам догадаться, какой слог будет первым? - Что может обозначать слово «Ступеньки»?
| Прочитывают самостоятельно слоги на классной доске и составляют всевозможные слова: (пень, пеньки, стуки, ступеньки)
Обращают внимание на то, что слог «Сту-» напечатан с заглавной буквы. Вспоминают правило о том, что с заглавной буквы пишутся названия произведений.
| Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника. |
2. Объявление темы урока. - Так называется рассказ Николая Носова «Ступеньки», с которым мы сегодня с вами познакомимся.
|
|
|
3.Знакомство с автором и его творчеством. Беседа - Посмотрите на эту выставку книг. Какие книги вам знакомы? - Что объединяет эти книги? - Кто автор этих книг? - О чем (о ком) он пишет?
Рассказ учителя Н. Н. Носов родился в 1908 г. В Украине в г. Киеве в семье актера. В школе играл на скрипке, играл в школьном оркестре, мечтая стать музыкантом. Потом забросил скрипку, увлекся химией. Увлекался многим, но в итоге окончил институт кинематографии. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. Как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. А потом они были напечатаны. Мы прочитаем рассказ «Ступеньки».
|
Рассматривают фотографию Н.Н. Носова, его книги, представленные на выставке.
Называют знакомые произведения, говорят, какие из них они уже читали, определяют основную тему творчества писателя – о детях. | Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника. |
III. Работа по теме урока
| 1.Чтение рассказа «Ступеньки» учителем.
| Слушают чтение учителя, следят, воспринимают текст произведения.
|
|
2.Беседа по содержанию текста. - Понравился рассказ? - О ком это рассказ? - Что произошло на лестнице?
|
| Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.
|
3. Чтение рассказа учащихся по частям, выбор нужной интонации и настроения при чтении. - Давайте попробуем понять, почувствовать, то настроение, те чувства, которые пережил Петя.
|
Настраиваются на эмоциональное прочтение текста произведения
| Личностные УУД: формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им. |
Чтение 1 части Беседа - С каким настроением Петя пришел домой и как он сообщил свою новость сестре? ( Радостно). - Как восприняла первую Петину остановку Валя? ( Удивленно). - А как Петя воспринял свою первую остановку? ( Растерянно). - Как отреагировала Валя, когда поняла в чем дело? ( Спокойно).
|
Читают «цепочкой» 1 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
| Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника; контролировать действия одноклассников.
|
Чтение 2 части Беседа - Как Валя отнеслась ко второй остановке Пети? ( Беспокойно). -А Петя? ( Огорченно). | Читают «цепочкой» 2 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
|
Чтение 3 части. Беседа - Как вела себя маленькая Валя? ( Попыталась помочь брату) - А что чувствовал Петя? Как он ответил Вале? (Расстроенно). - Захотела Валя четвертый раз подниматься по лестнице? Как она разговаривала? ( Недовольно). - А Петя? ( Решительно твердо).
| Читают «цепочкой» 3 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
|
Чтение 4 части.
Беседа - Кто помог ребятам выйти из сложной ситуации? (Мама) - А как мама узнала, что у ребят что-то не получается? ( Валя попросила помощи) - С каким настроением, как Валя подсказывала Пете число? ( Незаметно, Радостно). - А почему шепотом? - С каким настроением Петя досчитал до десяти? ( Радостно).
Давайте посмотрим, какие чувства пережили наши герои. - Почему к нему вернулось радостное настроение? - А как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить его, если не получается? - Понравился ли вам Петя? Чем? - А понравилась ли вам Валя? Чем? Докажите, что она была добрая, вежливая, тактичная.
| Читают «цепочкой» 4 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
С помощью учителя учатся правильно характеризовать чувства, которые пережили герои произведения.
Учащиеся приводят примеры из текста, доказывающие точку зрения. Когда Петя был растерян, она разговаривала с ним спокойно, когда расстроен – пыталась помочь доброжелательно. Она нашла выход из ситуации и тактично, незаметно помогла Пете.
| Личностные УУД: формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию |
IY. Физкультминутка
|
|
|
|
Y. Ролевое чтение 4 части текста (групповая работа)
| Вступительная беседа - А теперь я предлагаю вам поиграть в театр. - Определим участников нашего представления (автор, Петя, Валя, мама). - С какими интонациями будет читать Петя? Валя? Автор?
|
Называют участников, определяют, с какими интонациями будут читать реплики героев, распределяют роли
| Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; контролировать действия одноклассников.
|
Самостоятельное чтение по ролям | Дети работают в группах.
|
Проверка выполнения Чтение по ролям Аплодисменты.
|
Читают по ролям вслух у доски. «Зрители» внимательно слушают, аплодируют «артистам» после чтения. |
Анализ чтения: - понравилось ли чтение товарищей? - что понравилось? - что посоветуете им?
|
Высказывают свое мнение о чтении одноклассников, дают советы. |
YI. Работа с пословицами (подбор заголовка)
| Задание - Ребята, выберите пословицу, которую можно сделать названием рассказа: - Терпение и труд все перетрут.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Умел начать, умей и окончить.
|
Работают в парах, достают из конверта пословицы, выбирают нужную на их взгляд, готовятся объяснить свой выбор. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; договариваться и приходить к общему мнению. |
Проверка выполнения После ответов детей учитель открывает на доске выбранную детьми пословицу, читаю вслух.
| Дети объясняют свой выбор |
Обобщение - Чему Н. Н. Носов научил нас своим рассказом?
|
Отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры |
YII. Составление модели прочитанного произведения | Задание - Составьте модель прочитанного произведения
Проверка выполнения задания | Работа в парах. Достают из конверта необходимые фигуры-символы, составляют модель.
Изображают схему на классной доске. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебной задачи |
YIII. Итог урока
| - Подведем сейчас итог, может зря прошел урок? - Кто хочет поделиться с нами своими открытиями? Продолжите предложения: 1. Сегодня я узнал (а)……. 2. Было интересно…. 3. Я понял (а), что… 4. У меня получилось … 5. Мне захотелось …
|
| Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности |
IX. Критериальное самоценивание.
| - Оцените свою работу на уроке и поставьте себя на соответствующую ступеньку лесенки. - Как вы считаете, а учебу в школе можно сравнить с подъемом по лесенке? ( Да, с каждым уроком, каждым классом мы поднимаемся все выше по лестнице знаний). - Спасибо за работу на уроке.
| Достают из конверта «лесенки», отмечают знаком «х» ступеньку, на которую поднялись в результате выполнения заданий урока.
По желанию демонстрируют свою оценку одноклассникам | Личностные УУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действий. |
Х. Домашнее задание | Учитель предлагает научиться читать по ролям любую из частей рассказа, найти в библиотеке книги Н. Носова. | Выбирают любое задание. | Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу |