Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». ( чтение. 2 класс.)
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok_po_literaturnomu_chteniyu_hrabryy_utenok.docx | 219.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок». ( чтение. 2 класс.)
Цель урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с новыми произведениями,
-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
развивающие:
-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;
-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
воспитывающие:
-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
-способствовать сплочению классного коллектива;
-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер, портрет писателя Б. Житкова;
картинки на доске, выставка книг;
Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие гостей.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
1.Проведем речевую разминку:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уж уходит от ежа.
2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/
- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
- Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение
- Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
Чем она питается?
Какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б) Кто же второй герой?
Загадка.
Кря- кря! Сюда! Сюда!
Раздается из пруда,
Так зовет свою малютку
Кряква, по- другому … (утка)
Что вы знаете о ней?
В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
Почему сказали утенок?
Как он появляется на свет?
Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
Почему говорят «покрошил яйцо»?
А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?
Если я права – хлопайте в ладоши.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок( малек)
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волченок.
У голубки – голубенок ( птенец)
III. Обобщение и сообщение темы.
1.На доске мы видим картинки стрекоза, утка с утенком.
Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
Физкультминутка №1.
Утром стрекоза проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась -
Над водою закружилась.
2.Изучение новой темы.
Выставка книг Б. Житкова.
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.
3.Работа с учебником.
Откройте учебник на с.139
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)
Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?
( высказывания детей)
Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.
Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков« Храбрый утенок».
( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся)
4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетала ли стрекоза ещё раз?
Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)
Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
5. Закрепление изученного материала.
1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
1ч.
С чего начинается рассказ?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?
Как озаглавишь 1ч.
Хозяйка кормит утят.
2ч.
Почему утята не ели?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?
Как озаглавишь 2 ч.?
Утята боятся стрекозы.
3 ч.
Чему удивлялась хозяйка?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?
Как озаглавишь 3 ч.?
Удивление хозяйки.
4 ч.
Кто к ним приходил в гости?
Что происходило между ними?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?
Как озаглавишь 4 ч?
Разговор Алеши с утятами.
5 ч
Что произошло?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?
Как озаглавишь 5 ч.?
Алеша прогоняет стрекозу
6 ч.
Чем заканчивается рассказ?
Какое чувство испытывают утята?
Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?
Как озаглавишь 6 ч.?
Довольные утята.
2. Работа в группах.
Задания в конвертах
1 группа.
Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.
2 группа.
Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.
План разрезан на отдельные полоски.
Итог урока.
Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
Рефлексия:
У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
— Красный квадрат, я активно работал на уроке!
— Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!
— Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение 2 класс Б.Житков "Храбрый утенок"
Составление картинного плана, пересказ, рисование иллюстраций к рассказу....
Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.
Открытый урок по предмету «Литературное чтение» 2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....
Урок литературного чтения во 2 классе. Б. Житков "Храбрый утенок"
Разработка урока по ФГОС с применением технологии кртитического мышления. Конспект урока - технологическая карта, в которой на каждом этапе урока прописаны формируемые УУД, содержание деятельнос...
Конспект урока по литературному чтению Б. Житков " Храбрый утенок" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Цели урока : знакомство с новым произведением,организация деятельности учащихся по планированию совместно с учителем ,создание...
Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....