Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 44. Б. ЖИТКОВ «ХРАБРЫЙ УТЕНОК» (с. 139–141)
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение; получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев. Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве. Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/chtenie-2-klass-bzhitkov-khrabryi-utenok 2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ». Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла. – Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой | Выразительно читают, отвечают на вопросы. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели учебной деятельности. Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | Беседа | – Прочитайте название рассказа на доске. – Как вы думаете, в чем утенок проявил свою храбрость? – Попробуйте догадаться, что мы будем делать сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют содержание урока | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учителя о Б. Житкове. 2. Чтение рассказа учителем. Проверка понимания содержания и смысла рас-сказа | См. ресурсный материал. – Понравился рассказ? – О чем этот рассказ? – Как хозяйка кормила утят? – Почему утята не ели? Кого они боялись? – Почему утята боялись стрекозу? – О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? – Кто пришел в гости к утятам? – Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание? – Как ему это удалось? – Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»? – Прилетела ли стрекоза еще раз? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы | |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Работа над выразительностью чтения и артикуляцией. 2. Повторное чтение рассказа. 3. Составление картинного плана | – Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами: руб-ле-ных – рубленых стре-ко-та-ла – стрекотала расс-ка-за-ли – рассказали ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься за-жуж-жа-ла – зажужжала по-ло-ман-ным – поломанным – Прочитайте целыми словами: бег – подбегали, убегали рассказ – рассказали испуг – испугаешься еда – наедались – Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа. – С чего начинается рассказ? – Какую иллюстрацию можно нарисовать – Почему утята не ели? – Как они вели себя? Что можно нарисовать? – Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? – Какой следующий эпизод? – Чем заканчивается рассказ? – Что можно нарисовать к этому эпизоду? | Выполняют задания. Читают по цепочке. – Хозяйка кормит утят. – Боялись стрекозы. – Боялись и прятались в траве. – Разговор Алеши – Алеша прогоняет стрекозу. – Довольные утята едят и угощают Алешу. Рисуют иллюстрации к рассказу | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника. Личностные: оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С каким рассказом познакомились сегодня? – Кто его автор? – Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? – Можно ли назвать рассказ Житкова сказкой? Докажите | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Подготовить пересказ по картинному плану. (Если дети не успели закончить работу в классе, дорисовывают дома) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Б. Житкове
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.
По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
Б. С. Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б. С. Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее – четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б. С. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»
Урок по теме Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?" с использованием прослушивания аудиотеки, походом в Музейный дом и рассматриванием картины А.Дюрера "Заяц" имеет огромное воспитательное значен...
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"
Развернутый материал к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"...
Урок литературного чтения во 2 классе. Б. Житков "Храбрый утенок"
Разработка урока по ФГОС с применением технологии кртитического мышления. Конспект урока - технологическая карта, в которой на каждом этапе урока прописаны формируемые УУД, содержание деятельнос...
Урок литературного чтения «Храбрый утенок» Б.Житков. 2 класс.
Урок литературного чтения «Храбрый утенок» Б.Житков. 2 класс....
Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»
Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....