Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лумбунова Валентина Гончиковна

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b_zhitkov.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 44. Б. ЖИТКОВ «ХРАБРЫЙ УТЕНОК» (с. 139–141)

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством Б. Житкова; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение; получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/chtenie-2-klass-bzhitkov-khrabryi-utenok

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/formirovanie-uud-na-uroke-literaturnogo-chteniya-vo-2-klasse

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Чтение рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ».

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой

Выразительно читают, отвечают на вопросы.

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели учебной деятельности.

Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Беседа

– Прочитайте название рассказа на доске.

– Как вы думаете, в чем утенок проявил свою храбрость?

– Попробуйте догадаться, что мы будем делать сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Прогнозируют содержание урока

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о

Б. Житкове.

2. Чтение рассказа учителем. Проверка понимания содержания и смысла рас-сказа

См. ресурсный материал.

– Понравился рассказ?

– О чем этот рассказ?

– Как хозяйка кормила утят?

– Почему утята не ели? Кого они боялись?

– Почему утята боялись стрекозу?

– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

– Кто пришел в гости к утятам?

– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

– Как ему это удалось?

– Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

– Прилетела ли стрекоза еще раз?

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа над выразительностью чтения и артикуляцией.

2. Повторное чтение рассказа.

3. Составление картинного плана

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых

стре-ко-та-ла – стрекотала

расс-ка-за-ли – рассказали

ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься

за-жуж-жа-ла – зажужжала

по-ло-ман-ным – поломанным

– Прочитайте целыми словами:

бег – подбегали, убегали

рассказ – рассказали

испуг – испугаешься

еда – наедались

– Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.

– С чего начинается рассказ?  

– Какую иллюстрацию можно нарисовать
к этому эпизоду?

– Почему утята не ели?  

– Как они вели себя? Что можно нарисовать?  

– Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем?  

– Какой следующий эпизод?  

– Чем заканчивается рассказ?

– Что можно нарисовать к этому эпизоду?

Выполняют задания.

Читают по цепочке.

– Хозяйка кормит утят.

– Боялись стрекозы.

– Боялись и прятались в траве.

– Разговор Алеши
с утятами.

– Алеша прогоняет стрекозу.

– Довольные утята едят и угощают Алешу.

Рисуют иллюстрации к рассказу

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют навыками конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками; умеют слушать собеседника.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание; осознают ответственность за общее дело

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– С каким рассказом познакомились сегодня?

– Кто его автор?

– Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

– Можно ли назвать рассказ Житкова сказкой? Докажите

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Подготовить пересказ по картинному плану.  (Если дети не успели закончить работу в классе, дорисовывают дома)

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Ресурсный материал

Рассказ учителя о Б. Житкове

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б. С. Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б. С. Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее – четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б. С. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?..»

Урок по теме Саша Черный  "Что ты тискаешь утенка?" с использованием прослушивания аудиотеки, походом в Музейный дом и рассматриванием картины А.Дюрера "Заяц" имеет огромное воспитательное значен...

Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Гадкий утенок»"

Развернутый материал к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению Г.Х.Андерсена "Гадкий утенок"...

Урок литературного чтения во 2 классе. Б. Житков "Храбрый утенок"

Разработка урока по ФГОС с применением технологии кртитического мышления. Конспект урока - технологическая карта, в которой на каждом этапе урока прописаны формируемые УУД,  содержание деятельнос...

Урок литературного чтения «Храбрый утенок» Б.Житков. 2 класс.

Урок  литературного чтения «Храбрый утенок»  Б.Житков. 2 класс....

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из  раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...