Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)

Рябева Елена Михайловна

Технологическая карта урока литературного чтеия 2 класс  по теме "В. Осеева До первого дождя."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_tehrologicheskaya_karta.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

Учебный предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: В. Осеева «До первого дождя» 

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом В Осеевой «До первого дождя»;

учить определять главную мысль рассказа и обосновывать своё мнение,  

развивать умение читать вслух бегло, сознательно и выразительно; читать по ролям,

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения,

объяснять лексическое значение некоторых слов, используя толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой,

высказывать своё мнение,

рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним,

соотносить смысл пословиц и содержание текста.

Методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

Техническое обеспечение: презентация, портрет и выставка книг В Осеевой, карточки с пословицами, текст рассказа «До первого дождя» для чтения по ролям, карточки со словами: добрая, чуткая, внимательная, смелая, жадная, упрямая, равнодушная, заботливая, аккуратная, дружелюбная, отзывчивая, справедливая, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой,  листы бумаги, фломастеры, песня «Настоящий друг» М. Пляцковского.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                                                            1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 

-Мотивировать к изучению темы;

  -актуализировать знания;

 - работать с  понятием  

«дружба».

Дыхательная гимнастика.

Вдох носом, выдох через рот, упражнение «Перышко», вдох носом, на выдохе произносим гласные буквы АОУИЫЭ

Приём «Побуждение» 

 -Что объединяет героев разных книг?

-Как вы думаете, почему я начала урок именно с этих героев?

Приём «Беседа».

-Как вы понимаете слово «дружба»?

-Вспомните, как это слово толкуется в словаре С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой?

-Кого можно назвать настоящим другом?

Поверка домашнего задания

Дыхательная гимнастика

Высказывания детей

-Раздел учебника «Мы — друзья»

Высказывания детей

Чтение ученика толкования слова

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, на общих интересах  

(толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

- Кто не бросит в беде, кто придёт на помощь, окажется рядом в трудную минуту.

 Чтение наизусть стихотворения

 М. Пляцковского «Настоящий друг»

Личностные.

-проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные:

- умение слушать

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:

 -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Предметные.

-выразительное чтение стихотворения

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    

Научить:

- желание читать художественные произведения о дружбе.

-  прогнозировать содержание произведения,

- работать с толковым словарём;

Презентация

 

 

 - На уроке мы прочитаем рассказ Валентины Осеевой.

 

Приём «Рассечения вопроса»

- Прочитайте название рассказа и предположите, о чём пойдёт речь?

Учитель читает рассказ В. Осеевой

«До первого дождя».

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

- У вас на партах пословицы. Подберите пословицу, которая, по вашему мнению подходит к содержанию рассказа?

Объясните свой выбор.

Пословицы:

Друг познаётся в беде.

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает.

Старый друг лучше новых двух.

Один за всех и все за одного.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Рассказ ученика о В.Осеевой

Сегодня мы познакомимся с детской писательницей, поэтессой, педагогом -  Валентиной Александровной Осеевой,

автором детских книг о добре и справедливости. Валентина Александровна родилась 15 апреля 1902 года в Киеве, была третьим ребенком в семье.

Будучи ученицей, Валя мечтала стать актрисой и служить в театре, но семья переезжает в Москву. Именно в Москве, она понимает, что ее призванием является воспитание и обучение детей.

Работая в школе, она сочиняла для ребят короткие пьесы и рассказы, которые разыгрывались воспитанниками на сцене.

В 1937 году талантливая писательница отнесла рассказ в издательство, а вскоре опубликовала свою первую книгу под названием «Рыжий кот».

Умерла в Москве 5 июля 1969 года.

Ответы детей

Высказывания ребят

Работа в паре

Учащиеся обосновывают свои ответы.  

Личностные. 

-оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

- умение договариваться, приходить к общему решению.

Предметные умения:

-работать с содержанием текста рассказа

                                                                         3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

Стимулировать:

-эмоционально ценностное отношение к героям художественного произведения;

Научить:

-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение

- описывать характер героя;

-формулировать правила дружеских отношений;

Повторное чтение рассказа.

Работа над текстом рассказа.

 - Назовите героев рассказа.

- Какой вы представляете себе Таню?

- Докажите отрывками из текста.

- Какой представляете себе Машу?

- Как девочки понимали слово дружба?

- Объясни смысл выражения Ваша дружба до первого дождя?

- Какое чувство испытывает Таня в конце

рассказа? А какое – Маша?

- Какова же главная мысль рассказа?

Чтение рассказа учащимися.

-Таня и Маша

 

Ответы

-Маше стыдно, она густо покраснела.

- Тане стыдно за Машу, ведь она её друг.

-Не бросать друга в любом деле.

 

Личностные.

-проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения

Познавательные.   

- определять тему текста и обосновывать своё мнение;

Регулятивные.  

- адекватно оценивать

результат выполнения

учебного задания.

Коммуникативные.

- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

 Предметные.

- читать текст осознанно,

выразительно и без ошибок;

Физкультминутка  

 Песня М Пляцковского «Настоящий друг»

Выполняют танцевальные упражнения.

                        4 этап.   Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:  

Научить:

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-использовать

приобретённые знания и умения

при выполнении задания;

-выполнять учебное

действие в соответствии с учебным заданием;

-представлять результат

своей деятельности. 

- подбирать пословицы к содержанию текста;

- Подберите интонацию для каждого героя и прочитайте по ролям рассказ «До первого дождя»

               

- Так что же значит дружить?

Групповая работа  

 Чтение учащихся отрывка по ролям.

Дружить - это значит быть внимательным к людям и помогать им.

Глеб и Катя читают наизусть стихотворение.

Случается, бываем одиноки,

И не хватает нам душевной теплоты,

Бываем мы задумчивы и строги

И никому как будто не нужны.

И светит солнышко неярко,

И нет желанья рисовать,

Читать, играть не интересно,

Но, как скажите, не скучать?

Мир сразу красками наполнится,

Изменится вдруг все вокруг,

Когда с тобою рядом будет

Твой настоящий верный друг.

- Групповая работа

 

Личностные.

-интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений

Познавательные.  

- определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

-подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Регулятивные.    

- принятие и сохранение учебной задачи,

Коммуникативные.

- адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания.

 Предметные.

- подбирать пословицы к рассказу, объясняя их смысл

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 

Научить:

-соотносить

 полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат

своей деятельности;

- оценивать результат

учебной деятельности.

- На уроке я понял…

 

- Мне помог прийти к этому выводу….

 

- Мне захотелось узнать…  

Д./З.  Составь рассказ на тему «Мой лучший друг»

-Дружить- это значит помогать в трудную минуту, делиться тем, что имеешь, не быть эгоистами и жадинами.

В.Осеева

Ребята и наши рассуждения.

Учитель.

Толковый словарь С. Ожегова.

Почитать книги В. Осеевой

Личностные умения:

— оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные умения:

-определять языковые особенности произведения, передающие настроение, и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— использовать речевые средства

для представления результата деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...