Открытый урок по литературному чтению 3 класс . Тема: Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Малыхина Елена Николаевна

На данном уроке  учащиеся закрепляют умения составлять план рассказа, характеризовать героев рассказа. урок проводится с применением презентации. Способствует формированию читательской компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya_2.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Малыхина Елена Николаевна,

                                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                МКОУ «Среднеапоченская средняя

                                                                                                                общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тип урока: освоение новых знаний

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»

Цель: познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула» через выполнение практических заданий

Задачи:

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных героев и видеть их мотивы;

3) Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания и сострадания.

Планируемые результаты

Предметные:

1) Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула»;

2) Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова;

3) Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

познавательные: 

  1.  умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  2.  Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  3.  умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

регулятивные: 

  1. учатся принимать и сохранять учебную задачу;
  2. умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  3. учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

коммуникативные:   

  1. учатся формулировать собственное мнение и позицию;
  2. умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  3. учатся задавать вопросы.

Предметные: 

Сформированы:

  1. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  2. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ;
  3. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Формы организации учебной работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, презентация, карточки-помощники, фишки, учебник «Литературное чтение» 3 класс, толковые словари

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Планируемые результаты

1.Организационный момент

Психологический настрой на урок

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Сегодня мы будем  слушать, запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учи-

теля

Л.: самоопределение деятельности

Р.: проверка готовности к работе

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Р.: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

2.Самоопределение к деятельности

1) Выставка книг

2) Определение темы урока

Актуализировать читательский опыт детей,  расширить, уточнить представления.

Знаком-

ство с выстав-кой книг.

Формулировка темы урока

-Рассмотрите выставку книг.

-Кто их автор?

/Слайд 1. Портрет Л. Толстого/

-Какие произведения Л. Толстого вы читали самостоятельно?

Предположите тему нашего сегодняшнего урока

Дети знакомятся с выставкой книг.

Называют автора книг, произведения Л. Толстого, которые уже читали.

Определяют тему урока: «Продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого

Л.: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.: формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

П.:

осуществление самостоятельного и целенаправленного выбора книги на основе заданного материала

3. Актуализация опорных знаний

Заинтересовать учащихся, эмоционально настроить на урок

Повторение биографии Л.Н. Толсто

го

Расскажите о жизни и творчестве Л.Н. Толстого , используя опорные слова и даты (1828, 82, 5, муравейное братство, Ясная Поляна, школа, Азбука,  «Филиппок», «Котенок», «Косточка») /Слайд 2/

Дети рассказывают биографию писателя, используя опорные слова

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К.: формирование умения строить монологическое доказательное высказывание.

Познават.:

формировать умение анализировать, синтезировать

4 Изучение нового

1)Подготовка к восприятию произведения

2) Первичное восприятие

3) Проверка первичного восприятия

4) Словарная работа

Организовать непосредственное, целостное восприятие (чтение, слушание) текста.

Обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения.

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Акула»

Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула».

Что вы знаете об акуле?

/Слайд 3/

Послушайте рассказ об акуле. (Сообщение подготовленного ученика)

/Слайд 4/

Послушайте внимательно  рассказ.

- Кто является главным героем рассказа?

Учитель читает рассказ. Учебник с. 152

- Понравилось вам произведение?

-Назовите героев этого рассказа.

В рассказе встретились незнакомые слова.

Найдите их значение в толковом словаре. Работать будем в парах.

(Учитель раздает детям карточки со словами, которые нужно найти в словаре). Каждая пара находит по 1 слову.

Дети устно заполняют таблицу на слайде.

Рассказ ученика об акуле.

-Акула- страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой. Акулы — это водные животные, принадлежащие классу рыб. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах — китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы — это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы — хищные рыбы.

Дети внимательно слушают, следят за читающим.

Дети отвечают на вопросы

Дети работают в парах . Находят в толковых словарях значения слов:

Фитиль – шнур для поджигания пороха.

Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.

Палуба – часть судна.

Якорь – предмет для остановки судна.

Читают вслух значения слов.

П.: умение классифицировать, аргументировать свой ответ

К.: умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение.

П: умение высказывать своё предположение, выдвигать гипотезу

(версию)

Л.: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

П: умение ориентироваться в источниках информации – в толковом словаре

К: умение договариваться друг с другом и представлять свой результат.

К.: формирование умения строить монологическое доказательное высказывание

П.: поиск необходимой информации в книге

5. Физкульт-минутка

Повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых

Выполнени движении физкультминутки

Вдох глубокий, выдох полный,

Разгулялись в море волны.

Мы с приятелем вдвоём

Через речку поплывём.

Мы плывем с ним стилем брасс.

Здорово! Вот это класс!

Выполнение движений физкультминутки

Л.: Понимание ценности здоровья

 6. Продолжение работы по теме урока.

1) Повторное чтение рассказа

2) Работа над сюжетом произведения

3) Фронтальная проверка

  1. Эмоциональное восприятие

Понимание фактического содержания. Восприятие героев, выяснение мотивов поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним.

Осмысление прочитанного

-Прочитайте текст по цепочке.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (детям раздаются  карточки с таблицей)

-Что было сначала? Что потом?

• Акула

• Купание в море

• Спасение мальчиков

• Выстрел

/Таблица 1. Составление плана рассказа/

-Назовите последовательность событий.

-Какие чувства вы испытывали при чтении каждой части?

Заполните 3 столбик таблицы

-Какова завязка сюжета (с чего всё начиналось? (Мальчики купались в море) /спокойное/

-Как дальше развивались события (В море появилась акула. Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке) /волнение/

-Какой момент стал самым напряженным? (Выстрел из пушки) /страх, ужас/

-Какова развязка сюжета? (радость)

Дети читают текст по цепочке.

Дети работают в группах.

Обсуждают последовательность событий в рассказе.

Работают с таблицей 1.

Расставляют в 1 столбике таблицы последовательность  событий.

Дети читают составленный план

Продолжают работать с таблицей. Заполняют 3 столбик таблицы

Л.: Развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

К.: Оценивание поступков  в соответствии с определённой ситуацией

Предметные: понимать содержание литературного произведения; устанавливать последовательность событий в тексте.

К.: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); П.: работа с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа

  1. Характеристика главного героя

Научиться составлять характеристику главного героев

-Кто является главным героем рассказа?

- Составим характеристику героя, заполним таблицу 2.

/Таблица 2 Характеристика героя/

-Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

-Как он ведет себя в момент опасности?

-Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти) .

-Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?

• Решительность

• Храбрость

• Мужественность

• Опытность

• Находчивость

• Смелость

• Любовь к сыну

-Каковы могли быть последствия выстрела?

-Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

Дети отвечают на вопросы и заполняют таблицу 2

Р.: Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

П.: Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста

Л.: осмысление базовых ценностей: благородство, любовь к ближнему, понимание, сочувствие.

П.: называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

К.: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении

7. Итоговая беседа

Выяснение главной мысли. Подведение итогов анализа, формулирование главной мысли.

Проведение общего анализа урока

-Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что  черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

-Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

Отвечают на вопросы

Р. и Л.: Соотносить цель и результаты своей деятельности.

К.: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении,

строить монологическое доказательное высказывание.

Познавательные: понимание главной мысли.

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Организация записи задания на дом в дневник

-Подготовить пересказ по предложенному плану.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

 

9. Рефлексия

Оценить свою деятельность на уроке, сделать выводы

Оценивание деятельности обучающихся.

Лесенка познания

Оцените урок. Поставьте свои фишки на ступеньку лесенки (лесенка размещена на доске), соответствующую вашим ощущениям (у каждого ребенка 3 фишки)

\Таблица 3 Лесенка познания\

Оценивают свою работу на уроке. Расставляют фишки на лесенке

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Р.: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения и учёта характера сделанных ошибок

К.: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении

Приложение к уроку

Таблица 1. Составление плана рассказа

Последовательность частей плана

Название  части

Настроение

Появление акулы

Купание в море

Пронзительный визг

Спасение мальчиков

Стрельба из пушки

Таблица 2 Характеристика героя

Главный герой

Поступки

Характер

Таблица 3 Лесенка познания

На уроке было:

Интересно

Не интересно

Скучно

Переживал(а) за героя

Рассказ не понравился

Захотел(а) прочитать другие рассказы Л. Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья»2 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс

Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным  в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания....

Открытый урок по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Страна Детства» 4 класс.

Цель урока повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления, углублять знания детей об олицетворении, метафаре, сравнении, формировать умение ос...