Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Открытый урок
по литературному чтения по теме:
В. А.Осеева «Сыновья»
2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 237 имени В.Ф.Орлова города МОСКВЫ
Открытый урок
по литературному чтения по теме:
В. А.Осеева «Сыновья»
2 класс
Выполнила: учитель начальных классов
Короткова Виктория Ивановна
Москва
2013
Тема урока: В. А.Осеева «Сыновья»
Цели урока: организовать знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;
формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;
учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;
формировать умение определять основную мысль произведений;
развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;
воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях;
способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.
Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний и умений учащихся.
Планируемые результаты:
- Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
- Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
- Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование:учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, доска, книжная выставка, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой.
Ход урока
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент: заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока. | Долгожданный дан звонок, начинается урок Вот книжки на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. | Регулятивные УУД - целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД–общеучебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации. | |
2.Проверка домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях. Работа в группах | - Ребята, давайте вспомним, какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? - А какое же «волшебное слово» встретилось в этом рассказе? - Давайте вспомни главного героя этого рассказа. Как его звали? - Ребята, а ведь он не только был мальчик, а кто ещё по отношению к другим людям, окружающих его? - Павлик научился одному «волшебному слову», а какие ещё «волшебные слова» вы знаете? (Учитель фиксирует на доске карточки со словами: Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро). - Сейчас каждая группа получит задание, где вы попробуете научить Павлика другим «волшебным словам» и сами, я надеюсь, будете ими пользоваться в своей речи. - 1-я группа представляет ситуацию, где Павлик-внук просит свою бабушку рассказать ему интересную историю из бабушкиной жизни во время войны. - 2-я группа представляет ситуацию, где Павлик-младший брат просит своего старшего брата взять его с собой на футбольный матч. -3-я группа представляет ситуацию, где Павлик-старший брат просит свою сестру пришить ему пуговицу к его любимой рубашке. -4-я группа представляет ситуацию, где Павлик-собеседник просит незнакомого человека помочь найти ему нужную улицу. -Ваши диалоги должны состоять не меньше, чем из 3-4 предложений. - Но прежде, чем вы начнёте обсуждать, вспомните правила работы в группах, что необходимо сотрудничать, уважать чужое мнение. (Выступление представителей от групп) - Молодцы,хорошо справились с заданием. Вот каким оказался мальчик Павлик и внук, и старший брат, и младший брат, и собеседник с незнакомым человеком, и наверное Павлик ещё и сын мамы и папы. - Как вы думаете, каким человеком станет Павлик? - О чём заставил нас задуматься этот рассказ? - Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ? Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.» - Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться? - Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева. Игра на внимание: - Ребята на прошлом уроке я вам показывала портрет этой замечательной писательницы. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (портреты В.А.Осеевой, А.Л.Барто, З.И.Воскресенской) - Молодцы! - В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы. Она любила придумывать игры. | - Рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово» - Пожалуйста. - Мальчик Павлик. - Старший брат, младший брат, внук, собеседник. (Ответы детей) - Добрым, вежливым человеком - Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова. - В.А.Осеева | Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям. |
3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта. | -Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Валентины Осеевой «Сыновья». - Как вы думаете, о ком будет произведение? - Цель нашего урока познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев. А для этого перед чтением текста давайте поставим себе такие задачи. (Учитель показывает задачи урока в мультимедийной презентации) Задачи: 1.Объяснять соответствие заглавия содержанию; 2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям; 3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали; 4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы. - Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья». | - О сыновьях. | Познавательные УУД - логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели. |
4. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время чтения: первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста. | - Как найти в учебнике эту сказку? - На какой странице находится? - Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными. - Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?» - Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику? (Учитель дочитывает рассказ до конца) - Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева, некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему? Словарная работа. - Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие? - Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа. - Мальчики или сыновья? - Сколько было мальчиков? - А сколько было сыновей? Физминутка Мамам дружно помогаем: | - По оглавлению. На стр.79. (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) - Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья». - 3. (Ответы детей) | Регулятивные УУД - самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД –кооперация усилий. |
5. Беседа после чтения. Анализ сказки. Повторное чтение: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | - Давайте перечитаем ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей на самом деле? - А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью? - Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины. - Найдите слова второй женщины и прочитайте. -А какие слова сказала мама третьего мальчика? -Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Подходит ли она к рассказу «Сыновья»? - Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына? - Что делал второй мальчик? Заботиться ли о маме второй сын? - Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына? - Почему женщины хвалили - «Мама» - это самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, 8 или 48. Вам всегда нужна мама. Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за нас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью –это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы. Работа в группах. -Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа. Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова.Нет милее дружка, чем родная матушка. - Ну, а теперь поговорим о сыновьях. - Найдите в тексте предложение о сыне. - А вы думаете это сын? - И этот сын? (Обсуждение по ходу ситуации на уроке) - Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации. - А как называется наш рассказ? - Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ? | (Чтение цепочкой) (Ответы детей) (Обсуждение в группах, и ответы ребят) (Ответы детей) - Сыновья. (Ответы детей) | Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству. |
6.Домашнее задание: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | - Дома выполните задание в рабочей тетради к этому рассказу. | ||
7. Итог урока: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. | - Какое правило из этого рассказа нам надо взять? - Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё? - Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока) Оценки за урок. | (Ответы детей) | Регулятивные УУД - контроль, самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения. |
8.Рефлексия: зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности. | - Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец из рассказа «Сыновья» слышали они старенького старичка? - Станут ли они сыновьями? - Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта. - У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. А на празднике у нас в классе, посвящённом нашим мамам, мы обязательно подарим ваши любящие сердца. - Спасибо за урок. | - 8 марта. | Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/15/picture-3447.jpg)
Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Урок по литературному чтению по теме :В.А.Осеева «Волшебное слово».
Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-775952-1504717971.jpg)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-778254-1509549708.png)
Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово». 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья. В. А Осеева «Волшебное слово».Цель урока: познакомить с рассказом В. А Осеевой «Волшебное слово»; развитие у учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-778254-1509549708.png)
Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово. Закрепление». 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья. В. А Осеева «Волшебное слово». ЗакреплениеЦели урока: составить план рассказа В. А Осеева «Волшебное слово»; переска...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-1194551-1577961350.jpg)
Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении «Волшебное слово»; формирование умений анализировать художественный текс...