Литературное чтение 2 класс Сказки народов мира.
методическая разработка по чтению (2 класс)

Бычкова Елена Григорьевна

Урок «Литературное чтение»

Тема: Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Способствовать расширению читательского опыта учащихся через знакомство с зарубежными сказками;

  • Организовать работу по формированию навыков сравнительного анализа литературных произведений

2.Развивающая:

  • Содействовать формированию и развитию учебно — информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным.

  • Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логического ударения, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Познавательная:

  • Строить речевое высказывание в устной форме;

  • Способствовать формированию навыков сравнения по заданным критериям;

Регулятивная: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Коммуникативная: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации задавать вопросы.

Личностная: проявлять учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  1. Воспитательная:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnoe_chtenie_2_klass.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Литературное чтение»

Тема: Сказки народов мира. Норвежская  народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе».

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Способствовать расширению читательского опыта учащихся через знакомство с зарубежными сказками;
  • Организовать работу по формированию  навыков сравнительного анализа литературных произведений

2.Развивающая:

  • Содействовать формированию и развитию учебно — информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным.
  • Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логического ударения, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Познавательная:

  • Строить речевое высказывание в устной форме;
  • Способствовать формированию навыков сравнения по заданным критериям;

Регулятивная: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Коммуникативная: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации задавать вопросы.

Личностная: проявлять учебно – познавательный интерес к учебному материалу и способам решения  новой частной задачи;

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  1. Воспитательная:
  • Содействовать воспитанию в детях уважения к народу, создавшего это произведение;
  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 2 класс Ефросинина Л.А.,  компьютер, проектор, презентация, словари для словарной работы, индивидуальные карточки для восстановления плана сказки.

Ход урока

  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок.

- Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Пусть этот урок принесет  нам радость общения,  наполнит сердце  благородными чувствами.

- Ребята, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Елена Григорьевна.

- Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем  удачи.

Слайд  1 (солнышко)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Наш урок сегодня необычный, у него есть свои секреты. А мы с вами  должны разгадать эти секреты. Готовы?

Итак, первое задание. У вас на столах листы желтого цвета с первым заданием. Называется оно «Третий лишний».  

-   Из перечисленных названий сказок выберите лишнее и объясните свой выбор.

1. «Три медведя»                       1. «Репка»

2. «Колобок»                              2. «Как мужик гусей делил»

3.  «Кот в сапогах»                    3. «Красная шапочка»

1. «Маша и медведь»             1. «По щучьему велению»

2. «Лиса, заяц и петух»          2. «Гуси-лебеди»

3. «Золушка»                           3. «Маленькая Баба - Яга»

1. «Волк и козлята»

2. «Теремок»

3. «Лис Миккель и медведь Бамсе»

- Проверяем работу.

- Какой вывод мы можем сделать? На какие две группы мы можем их разделить?

Оцените свою деятельность в этом задании,

поставьте оценку в оценочном листе.

- Из перечисленных зарубежных сказок,   с содержанием  какой вы еще не знакомы?

(Лис Миккель и медведь Бамсе)

- Вот мы и разгадали первый секрет нашего урока. Прочитаем тему урока.

Слайд 3  (тема урока)

- Ребята, а  чему бы вы хотели научиться на уроке?  Я надеюсь что мы вместе достигнем этих целей.

  1. Актуализация знаний

- Сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»- это творчество норвежского народа.

- А вы знаете, где находиться страна Норвегия?

- В северной части земного шара расположена страна Норвегия.

 

Слайд

Там и живут норвежцы, которые рассказали нам эту сказку.

Слайд 4 (природа Норвегии)

- Прежде чем мы познакомимся с содержанием сказки, давайте поиграем. Я вам называю слово, а вы – объясняете его значение.

Слайд 5 (словарные слова)

Возделывать – обрабатывать

Целина – не обработанная, не паханая земля

Жатва – уборка зерна

Коли хочешь – если хочешь

Не совладать – не справиться

Затевать  - начинать что-то делать

Репа – зимний овощ.

Слайд (репа)

- На слайде дано точное значение этих слов, проверьте,  всё ли правильно мы разгадали? А где еще мы можем узнать толкование слов? Эти слова нам встретятся в тексте нового произведения.

Слайд (Тема урока)

  1. Первичное усвоение новых знаний

- А теперь поработаем с тестом.  Приготовились.

(Учитель читает присказку)

- Вам интересно, какая история произошла с лисом Миккелем и медведем Бамсе?

- Прочитаем жужжащим чтением.

(дети читают)

  1. Первичная проверка понимания

- Понравилась вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала?

- Какая же история произошла с Миккелем и Бамсе?

(лис обхитрил медведя два раза)

- Выполнив следующее задание, мы откроем следующий секрет урока – узнаем почему  лис всегда побеждал медведя.

-  На столах у вас карточки с заданием №2. Выберите соответствующие  характеристики героям сказки, объясните их выбор   и прикрепите к доске.

Задание понятно?

Хитрый

Умный

Смекалистый

Плутоватый

Вороватый

Справедливый

Хлебосольный

Гостеприимный

Плодородный

Ухоженный

Доверчивый

Обидчивый

Старый

Сильный

Обманутый

Ленивый

Усталый

Веселый

Шаловливый

Озорной

- Так почему Лис Миккель всегда побеждал медведя Бамсе?

VI. Первичное закрепление

-Мы дали словесную характеристику нашим героям, а обратите внимание как изобразил художник медведя и лиса  в учебнике на стр. ___

-Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте предложение, которое подходит к ней.

Оцените свою работу,

поставьте оценку в оценочном листе.

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка?

(«Мужик и Медведь»). Все помнят сюжет этой сказки?

- И сейчас мы проведем  исследовательскую работу по группам и откроем главный секрет урока – что общего и чем различаются русские и зарубежные народные сказки.

- На столах у вас набор карточек с названием основных элементов русских и зарубежных сказок. А на слайде таблица помощница:

Какому народу принадлежит сказка?

Герои сказки

Начало сказки

Тема сказки

Концовка сказки

Русская народная сказка

Мужик

Медведь

Мужик поехал в лес репу сеять…

Как мужик медведя обхитрил

Рассердился медведь… и с мужиком вражда пошла.

Норвежская народная сказка

Лис

Медведь

Издавна враждовали ….

Как лис  медведя обхитрил

Рассердился медведь… и с лисом никаких дел не заводил.

- Проверим задание.

  • А теперь подведем итоги нашего исследования.
  • Итак, что в сказках общего? Чем отличаются?

Оцените свою работу,

поставьте оценку в оценочном листе.

  • Мы открыли секрет этого задания – исследовали и сравнили сказки.
  • Но самая главная особенность каждой сказки, независимо какому народу она принадлежит, то что она учит нас быть добрыми, справедливыми, милосердными.

 

  • YII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В гостях у сказок побывали

Очень многое узнали.

Теперь, ребята, поспешите

Сказки новые прочтите!

- Ребята, обратите внимание на выставку сказок народов мира.

Командиры групп, домашнее задание в группах  будет творческое:

Выбрать сказку, прочитать, подготовить  инсценировку понравившегося эпизода и нарисовать рисунок;

YIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- А сейчас подведем итог нашей деятельности. В начале урока вы ставили перед собой цели.

- Чему каждый из вас научился на уроке, что нового узнали?

(Ответы детей)

- Я рада, что урок для вас оказался полезным. И это благодаря тому, что вы  были активными, рассудительными, внимательными, вы показали умение работать в группах.  

Каждый труд должен быть оценен. Откройте дневники, посмотрите на оценки в оценочных листах  и оцените свою деятельность на уроке. Надеюсь, что вы справедливо  (объективно) оцените свою работу.

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята, за работу,

Урок окончен, до свиданья класс!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инсценированная сказка народов мира

испанская сказка для инсценировки в 1 классе...

Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».

цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора –  сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальн...

Урок литературного чтения, 4 класс, "Мифы народов мира".

Урок литературного чтания для учеников 4 класса по теме "Мифы народов мира" (урок закрепления и обобщения знаний)....

Литературная викторина по сказкам народов мира

Литературная викторина по сказкам народов мираАрабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников» Эстонская народная сказка «Запретный узел»Румынская народная сказка ...

Презентация:сказки народов Мира

Интерактивная презентация, в неё входят сказки-"Спящая красавица","Аленький цветочек", "Репка"," Руслан и людмила"("У Лукоморья дуб зелёный..."),"...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Фольклор народов зарубежных стран (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса к литературе зарубежных стран; ознакомление учащихся с одним из видов детского зарубежного фольклора – пес...