Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.
Задачи:
образовательная: при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
развивающая: расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,
воспитательная: воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_4_klass_plan_uroka.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.
Задачи:
образовательная: при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
развивающая: расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения; развитие памяти, мышления,
воспитательная: воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формировать умение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения;
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: прививать любовь к чтению
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 4 класс
- Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
- Карточки с заданиями.
- Шкатулка.
- Аудиозапись (пьеса Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка»).
Ход урока
1.Организационный момент.
Уважаемые гости!
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Дорогие ребята!
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Урок литературный, а мы народ культурный.
На уроке не лениться, всем работать, отвечать,
Мы сегодня на уроке будем знанья получать.
2.Актуализация знаний.
-Ребята, все люди прошли через сказки. Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.
- Без чего вы не представляете сказки? (Ответы детей)
- Я хочу задать вам такой вопрос. Может ли в сказках присутствовать музыка? (ответы детей).
- А теперь ответьте мне на такой вопрос. Музыка - это только музыка? (рассуждения детей)
- Музыка – это настроение.
-Вы когда-нибудь видели музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?
-Кто или что играет на таком музыкальном инструменте?
- Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка).
-Какие бывают шкатулки?
- А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».
- Эта музыка механическая или живая?
(Живая, но очень похожа на механическую).
- Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку.
- Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?
- Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. Надо только расшифровать название этого произведения и автора, который его написал.
3.Самоопределение к деятельности.
(Дети работают в группах по карточкам).
1группа-расшифрует фамилию имя и отчество автора.
23о45д78о74е55в61с88к19и35й
2и 3 группы расшифруют название произведения
2 группа- по указанну шифру мы составим слова и получим название произведения.
3 группа-из предложенных частей слова составим словосочетание и получим название произведения.
Ребята, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся на уроке?
-С краткой биографией Одоевского нас познакомит Света Суина.
Владимир Фёдорович Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Он занимается устройством детских приютов, также по его идее была основана в Петербурге больница для приходящих.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
-Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
4.Работа по теме урока.
-Кто знает, что такое табакерка?
-Послушаем сообщение Коли Кочнева о том, как выглядели и для чего использовались эти шкатулки.
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки
В словаре Ожегова даётся такое толкование слова табакерка: коробочка для табака.
-На дом вам было задано познакомиться с содержанием сказки Одоевского «Городок в табакерке». Сами того не подозревая вы познакомились с одной из сказок дедуши Иринея. Псевдоним-Одоевского.
- Прежде чем перейти к изучению сказки, мы разберем значение слов, которые могут быть вам непонятны.
5.Словарная работа.
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Ставни - затвор на окнах.
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха.
Тиснёная бумага – бумага, которая имеет выпуклый или вдавленный рисунок.
- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя
Одинакие – одинаковые
Учтиво – очень вежливо
Досадно – обидно
Авось - может быть
С сими словами – с этими словами
Индо – даже
Опамятоваться – опомниться.
6.Физкультминутка.
Давайте встанем, отдохнем!
И в табакерку попадем!
Мы шагаем по дороге,
поднимаем выше ноги
И нам встретились в пути - колокольчики- звонки ( наклон головы) динь, динь
Зашагали дальше ноги
А тут уж- дядьки на дороге
Застучали молотки - мы сердиты и тверды
Тук, тук,тук
Толстый валик великан
На диване он лежал
Ни за кем он не следит,
шуры муры говорит
Зиц, зиц ,зиц кричит царица
Золотая кружевница.
7.Работа над содержанием сказки.
-Как в сказке выглядила табакерка?
-Как она была устроена? (с.168).
-Как вы думаете, какие чувства возникли у Миши, когда он смотрел на табакерку. Предположите, о чём он мог мечтать?
-Как назывался «волшебный» городок, по которому путешествовал главный герой?
-Как вы думаете, почему папенька именно так назвал волшебный городок?
-О чём папенька строго предупредил мальчика? Прочитаем по ролям с.
-С кем Миша отправился в городок Динь-динь?
-В чём проявилась воспитанность Миши? Приведите примеры.
-Какие уроки вынес для себя Миша из путешествия по городу Динь-динь?
-Давайте найдём в учебнике и прочитаем эти уроки.
1 урок (с.162)-Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое.
2 урок (с.164)-Это от того, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще, а кто поменьше голос низкий.
3 урок (с.165)-Вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная.
4 урок (с.165)-Без учебников и учёбы жить не интересно.
-Убедите меня в правильности последнего урока.
-Какое впечатление у вас сложилось о мальчике? Почему?
-Сейчас мы прочитаем основную часть сказки, но прежде обратите внимание на слова: колокольчики, молоточки, валик с крючками, пружинка, колёса.
-Как произносит эти слова Миша в конце произведения?
-Предположите, что могло произойти с Мишей?
-Реальные или фантастические события описаны в произведении. Обоснуйте свой ответ.
-Вы хотели бы оказаться в мире фантастики?
8.Игра «Кто сказал?»
А) «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки»
– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?
– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычек».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?
– А кто сказал эти слова:вывешивается надпись «колокольчик»)
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)
– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
9.Синквейн со словом табакерка.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Пример: учитель
Умный, добрый
Учит, помогает, переживает
Много идей-мало времени.
Синоним: педагог
Табакерка (2 прилагательных, 3 глагола, определение, синоним)
10.Рефлексия.
- Как вы оцениваете работу своего класса?
- Как вы оцениваете свой вклад в урок?
11.Итог урока.
- Чем запомнился вам урок?
- Что нового открыли для себя?
-В чём особенность этой сказки и можно ли её назвать научной?
Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!
Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.
И про зверей,
И про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.
Она живет в любом дому
И странствует по странам.
А почему?
Да потому,
Что без нее нельзя нам.
12.Домашнее задание: составить рассказ о сказочном городке, в который бы вы хотели попасть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 4 класс "Школа России" Тема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»
Предмет: Литературное чтениеКласс: 4 классТип урока: знакомство с новым произведениемТема урока: В. Д. Одоевский «Городок в табакерке»Цель урока: создать условия для формирования представлений о...
Тестовая работа к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "В. Одоевский "Городок в табакерке"
Проверка знания содержания произведения...
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС УРОК 38 ДАТА: 04.12. ТЕМА: В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ».
Тип урока: урок построения системы знанийПедагогические задачи: познакомить учащихся с научно-познавательной сказкой, используя методы исследования; развивать фантастические способности учащихся, инте...
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
Познакомить с рассказом В.Ф. Одоевского, добиться понимания смысла прочитанной сказки.2. Показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.3. Формировать...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «В. Ф. Одоевский « Городок в табакерке»
УМК Школа России Тема: В.Ф Одоевский «Городок в табакерке».Цель: Познакомить учащихся со сказкой Одоевского, используя методы исследования....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...