Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Н.Н. Носов «Заплатка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uok_liter_.chten_.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель :Шемякина Жанна Ивановна

Учитель высшей категории МБОУ СОШ №9 имени адмирала П.С. Нахимова г. Вязьмы  Смоленской области

Тема: Н.Н. Носов «Заплатка».

Тип урока:   открытия новых знаний

Цель :   познакомиться с произведением Н.Н. Носов «Заплатка».

Задачи:

Образовательные:

  Продолжать знакомить обучающихся с творчеством и биографией Н.Н. Носова;

 формировать основы читательских и речевых умений

формировать нравственные понятия: труд – лень, зло – добро, 

Развивающие:

- развивать речь, память, внимание;,

- развивать наблюдательность; развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка

расширить кругозор детей;

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету;

- воспитывать умение выслушивать мнение своих товарищей.   воспитывать   чувство товарищества, осознания ценности дружбы,  поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты: обучающиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

УУД:

Предметные:

- объясняют значения пословиц;

- правильно называют произведение;

- понимают главную мысль;

-работают с диалогами.

Метапредметные:

Познавательные:

- формулируют ответы на вопросы;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

- строят рассуждения;

- выделяют существенную информацию из текста;

- готовят рассказ на заданную тему;

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- адекватно воспринимают оценку;

- планируют свое действие

Личностные:

- высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением;

приобщаться к русской культуре;

развивать эстетические чувства и эстетический вкус.

Оборудование: учебник по литературному чтению 2 класс, портрет Н.Н. Носова,  

 Виды работы; фронтальная работа, индивидуальная работа.

 

Этапы урока

Содержание деятельности учителя  

Содержание деятельности обучающихся

.Организационный момент.

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей! 

 

Сегодня на уроке
Мы будем думать,
Размышлять,
На вопросы отвечать!

– Ребята, прочитайте отрывки произведений:

1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

2. Мама дала  Котьке  в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.

– Кто автор этих строк? (
– Ребята, дети выясняют (Работа  в парах)
 

 Работа с пословицами.

Сейчас я прочитаю вам начало пословицами, а вы должны её продолжить и объяснить её смысл.

-Труд украшает…

 Терпение и труд всё перетрут.

- Молодцы!  Как вы их понимаете?)

 

 

Самоконтроль готовности, настрой на работу.

Вступительное слово о писателе.

 Постановка проблемы  

  (На доске написаны фамилия, имя, отчество автора, с произведением которого мы сегодня будем знакомиться

-Что вы знаете о Н.Н.Носове?

Какие произведения Н.Носова вы знаете?

– Все книги Н.Носова наполнены весёлыми и забавными историями из жизни детей, без неудержимого смеха читать произведения невозможно.
Н.Н.Носов писал: «Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».


 

Постановка проблемы  . Работа по теме урока.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

 У детей и взрослых иногда рвется одежда, появляются дырочки и чтобы дольше ее  носить , нужно   что сделать? (Заштопать)

Прочитай , а раньше говорили залатать «Заплатка»?

(зал – л) + (платок – о) + а =

– Что такое «заплатка»?
– Заплатка – это кусок ткани. В основе этого слова лежит  древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. От этого слова образовались слова платок, платье, заплатка.
 

Что значит –лапить?  Мне так говорила бабушка и часто лапила вещи.

 «Открытие новых знаний»  Первичное слушание текста ( читает учитель)

 

Послушаем рассказ Носова  (Учитель читает) 

Почему этот рассказ так называется?

Понравился ли вам этот рассказ? Почему.? – Назовите героев рассказа.

Физкультминутка (1 мин.)

Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присели, то нагнулись:
Ровно стали, улыбнулись .
 

Организует работу с текстом.

Заекрепление.

Работа в группах

  Дети читают текст по цепочке.

Вопросы после прочитанного:

Кто главные герои?

Почему зеленые штаны очень -нравились Бобке?  

-Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?

-Как встретила его мама? Почему?

 Можно ли заменить слова «проворчал Бобка» словами «сказал Бобка». Изменится ли смысл?

-Как повел себя Бобка? Что он решил сделать?

-Почему Бобке стало стыдно.?

 Выборочное чтение.- 

-Найдите в тексте слова, которые помогают представить, что работа была нелегкая.  это предложение.

Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно.

-Ребята, найдите в тексте отрывок диалога мамы, Бобки и ребят, прочтем его по ролям. Мамой будет …, Бобкой …,ребятами

-Поднимите руку кому понравился рассказ.? 

-Ребята, у вас на столах  у каждого лежит листочек с заданием. Вы читаете произведение и находите в книге ответ на поставленный вопрос:
1 группа – Почему мама не помогла сыну?
2 группа – Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?
3 группа – Прочитайте пословицу на стр. 49, № 7, подходит ли она к рассказу Н.Н.Носова «Заплатка»

 

 

 

 Составление плана  .коллективно

 Дети составляют план

Закрепление изученного материала.

 

Мини-тест

1. Какой новой вещью хвастался Бобка?

а) штанами б) курткой в) рубашкой г) шортами.

2. Какие штаны были у Бобки?

а) школьные б) солдатские в) спортивные г) джинсовые.

3. Обо что порвал новую вещь Бобка?

а) о крючок б) о замок в) о гвоздь г) о стекло.

4. Что сделал мальчик с порванной вещью?

а) подарил другу б) зашил дырку в) выкинул.

5. Сколько раз перешивал заплатку Бобка?

а) 10 раз б) 1 раз в) 2 раза г) 4 раза.

6. Что ещё после качественной работы по зашиванию штанов захотел пришить Бобка?

а) воротник б) штанину в) пуговицу г) рукав.

Подведение итогов урока.

Цель: Обобщить полученные знания и умения детей

 

С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках

7. Рефлексия.

Цель: Развивать способности в осмыслении собственной деятельности, объективно оценивать свою деятельность

 

– Ребята, перед каждым из вас лежит заплатка. Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - поднимите заплатку с зеленым цветом.

Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете заплатку с желтым цветом.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красную.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас

8. Домашнее задание.

 

Объясняет домашнее задание.

Д.з.:

подготовить пересказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...