Методическая разработка конспекта урока "Русская народная сказка "Рукавчика"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Конспект урока литературного чтения

 Тема: русская народная сказка «Рукавичка». Сравнение литературной и народной сказки

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», сравнить с народной сказкой «Теремок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_rukavichka.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: русская народная сказка «Рукавичка». Сравнение литературной и народной сказки

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», сравнить с народной сказкой «Теремок»

Задачи:

- обучать выразительному, осознанному чтению;

- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

- учить определять характер героев;

-актуализировать знания об отличии народной сказки от литературной;

-учить сравнению.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование навыка выразительного чтения, определение характера героя по его имени, внешнему виду, поступкам.

Метапредметные: будут учиться сравнению произведений по заданным критериям.

Личностные: строить свое высказывание в устной форме, учиться обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего заданич

- Какую сказку вы читали дома? (Теремок)

- Кто автор этой сказки? (Чарушин)

- Восстановите последовательность событий - кто из героев за кем появлялся в сказке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц- на горе увёртыш, лисичка-сестричка, волк- из-за кустов хватыш, медведь-тяптыш-ляпыш)

3.Артикуляционная гимнастика.

ПИ – РУ – ПЮ – ПЯ – ПЕ - ОПАДАЮТ ЛИСТЬЯ В СЕНТЯБРЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО - ЕСТЬ   ИГРУШКИ У МАРГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИТАЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –   НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙСКИЙ ЖУК

- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово, и вы узнаете название произведения, которое мы сегодня будем читать. Что получилось?  (Рукавичка)

-Можем ли мы по названию сказать, о чем будет речь? (нет)

-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой?  Попробуйте определить, кто ее автор? (это народная сказка)

- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими - народными?  Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?

4. Первичное восприятие сказки. /прослушивание аудио/

- Что представили себе, когда слушали? Какой момент больше всего понравился? Какие слова были непонятны?

-Точно ли мы можем сказать, что это сказка? Почему? Докажите. (небывалые события)

-С чего начинается сказка?

-Теперь вспомните самостоятельно (можно подсматривать в учебник) какие герои были в сказке? Называйте их в том порядке, в котором они появлялись. (Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан-клыкан, медведюшка-батюшка)

/ПОСЛЕ ТОГО, КАК ДЕТИ НАЗОВУТ ЗАЙЧИКА, СПРОСИТЬ «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СМОГЛИ БЫ МЫ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, КТО ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ЗАЙЧИКА? Обобщить ответы детей, сделать вывод о том, что есть сказки, которые доставляют нам удовольствие от того, что мы можем предположить, что же будет дальше.

-Чем закончилась сказка?

6.Физминутка

7. Сравнение сказок.

- На доске – герои сказки «Рукавичка» и «Теремок». Какого животного нет в сказке теремок? (кабана)
-Теперь играем в игру. Я буду называть вам героя, а вы – попробуйте описать его, его характер.

-Посмотрите внимательно на зверей. Какую закономерность можно заметить? Подсказка на экране (иллюстрация, на которой животные расположены в порядке появления в сказке. Выделен размер животных)

-Посмотрите на размеры животных. В какой последовательности они появлялись в сказках? (от меньшего к большему)

- А знаете ли вы сказки, в которых герои появлялись в порядке уменьшения? (Репка)

-Теперь давайте подумаем, чем походи эти сказки, а чем отличаются.

1. Название сказки.

2.Герои. Мы их уже перечислили. Какого героя не было в сказке «Теремок»? Вспомните имена героев. Посмотрите, герои авторской сказки носят имена, которые созвучны с текстом. Это значит, что они звучат как…? (в рифму)

- А была ли рифма в народной сказке? (нет)

-Верно. Как вы думаете почему? (высказывают предположения)

- Народные сказки сочиняли давно, когда еще люди не умели писать. Как они дошли до нас? (их пересказывали друг другу)

-Правильно. Их пересказывали, поэтому рифмы нет. А вот литературные сказки появились позже, их записывали. Автор мог подбирать рифмы и текст дошел до нас в таком виде, как задумал автор.

3. Домик героев

4.Чем закончилась сказка «Рукавичка»? Что произошло со зверями? (разбежались)
-Что произошло с теремком? (рассыпался), что произошло с рукавичкой? (она осталась целой, ее забрал дедушка)

8.Инсценирование сказки «Рукавичка»

- Мы с вами хорошо потрудились, проделали большую работу, чтобы узнать все о героях, их характерах. Теперь мы с вами попробуем разыграть эту сказку по ролям. Помните, от того, какой зверь – зависит интонация, с которой он говорит.

9. Подведение итогов

- О каких сказках сегодня говорили?

- Какие виды сказок знаем? Чем они отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»

Методическая разработка раздела «Устное народное творчество»  образовательной программы «Литературное чтение» УМК «Школа России» 2 класс...

Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...

Методическая разработка ко Дню Народного единства

Игровая программа для учеников 1-2 класса, выполненная учениками 3-4 класса....