Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению

Лихоманова Инна Владимировна

Технологическая карта урока литературного чтения

по теме "И.А.Крылов "Слон и  Моська" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a._krylov._slon_i_moska.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

                          Открытый урок литературного чтения

"И.А. Крылов. "Слон и Моська".

Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение

морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова;

Задачи урока:

  1. Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
  2. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
  3. Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
  4. Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
  5. Воспитывать положительные моральные качества.

Оборудование:

  • учебник Климанова , Горецкий  «Литературное чтение 3 класс» («Перспектива»);
  • компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
  • иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;

Планируемые результаты:

Предметные : Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения,

  составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на

   доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с

   нравственными нормами.

Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных  

 нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в

соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями

Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности,

  устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев  

  произведений.

Ход урока

Организационный момент. 

-Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Шамильевна и сегодня урок чтения проведу у вас я.

-Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение»(слайд) 

 Согласны ли вы с этой народной пословицей? ( Ответы детей)

-Что для вас значит урок чтения? ( Ответы детей)

-Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения? ( Ответы детей)

- Ребята, чтобы все наши ожидания оправдались, мы должны с вами подружиться. Ведь только друзья могут помочь и поддержать тебя в любых ситуациях. Давайте каждая группа возьмется за руки, а я встану рядом с вами и все вместе проговорим : У нас все получится!

-Прежде чем приступить к работе, мы должны договориться. Так как мы с вами плохо знакомы, а оценку вы хотите получить справедливую, я приготовила вам коробочку с оценками. По ходу урока вы будете оценивать свою деятельность. А в конце всей работы мы подведем итог. Хорошо?

Постановка учебной задачи и ее решение.

- Ребята, перед началом урока каждый из вас получил карточку с изображением животного, чтобы мы быстро могли разделиться на группы. Но это не простые животные, они напрямую связаны с нашей сегодняшней темой урока. Как вы думаете кто эти животные? (Ответы детей).

- Правильно, это герои басен И.А.Крылова.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

2) Повторение о басенном жанре.

Учитель:- И.А.Крылов  написал очень много басен. (Слайд5)

- Напомните, что такое басня?   (Басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).

- Давайте прочитаем значение словосочетания «нравоучительный рассказ». Слайд

-  Кто обычно является героями басен? ( Героями басен обычно являются животные.)

-  Чем отличается басня от стихотворения? ( Басня нас чему-то учит.)

-  Чему нас учат басни, которые мы прочитали? ( Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.)

- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни) (Оцените себя)

- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)

- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)

3).  

4) Викторина по изученным басням.

- Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вы любите викторины, а давайте поиграем!

 ( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак» ) (Слайд 7).

1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,

     Да только всё не впрок.

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)

(Слайд 8).

2. Ты всё пела – это дело,

     Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)

(Слайд 9).

3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)

(Слайд10).

4.  Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

         Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;

         А ежели невежда познатней,

         Так он её ещё и гонит.( МАРТЫШКА И ОЧКИ»)

Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» (Слайд 11).

- А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)

- Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)

4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)

- Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен. (Оцените себя)

.III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).

IV. Постановка проблемной задачи урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами,

- Какие цели и задачи поставим перед собой? ( постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни, научимся правильно и выразительно читать басню)

V. Работа над басней.

1) Прогнозирование содержания.

- Как вы думаете, о ком эта басня? (Слайд 12).

- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?(  Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.)

-  Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.

- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится ? (Слайд 13).

- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)

2) Самостоятельное чтение басни.

- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.

3) Словарная работа.

- Встретились ли вам незнакомые слова?

- Объясните значения данных слов

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.

Напоказ – обратить внимание для вида.

Забияка – человек, который любит затевать ссоры.

Отколе – откуда.

Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.

Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.

4) Работа над содержанием басни.

- Повторное чтение басни отдельными учениками.

а) Беседа.

-  Понравилась ли вам басня? ( Да, понравилась.)

- Что понравилось? ( - Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.)   (Слайд 14).

-  Какой момент запечатлен на иллюстрации? ( На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.)

-  Какими художник рисует Слона и Моську? ( Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.)

-  Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? ( Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

-  Что делает Моська? ( Она громко лает и набрасывается на Слона.)

-  Кто нарисован слева? ( Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.)

-  Как они смотрят на это событие? ( Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.)

-  Что за человек справа от Слона? ( Справа от Слона – дрессировщик.)

-  Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

- Выполните небольшую самостоятельную работу по группам. Мы сейчас сообща в группах охарактеризуем наших героев. ( 2 группы Слона, 2 группы Моську)

(Карточка со словами развешаны по всему классу,  где это возможно)

Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.

- И так какие у нас получились герои?

Проверка: сравниваем работу у всех групп, а потом с доской.

б) Работа над образными и крылатыми выражениями.

- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям.

У каждой группы свое задание.

  1. 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
  2. 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
  3. 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
  4. 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
  5. 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
  6. 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.
  7. 7. Стремлении показаться сильным, смелым, ничем при этом особенно не рискуя, завоевать репутацию сильного человека без особого труда. (я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки)

в) Выборочное чтение.

- Ребята, следующая работа у нас будет – выборочное чтение. (Вопросы на слайде)

- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

- А как вы относитесь к Моське?

- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

5) Чтение мастером художественного слова.

- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)

- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?

6) Чтение по ролям.

- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Сколько будет  ролей? Кто ? Что же будет читать четвертый ? ( Мораль)

- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

(Каждая группа готовит своих представителей)

(Слушание детей. Оценивание детей другими учащимися.)

VI. Итог урока.

- Какова же мораль басни?

- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу.Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание. (Слайд 15).

- Выберите для себя задание:

а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам большое. (Слайд 16)

 Показывали на улице людям. 

(Водили напоказ.)

 Невидаль, редкость.

 (В диковинку у нас.)

Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. 

(Толпы зевак ходили.)

Откуда-то внезапно вдруг появиться. 

(Отколе ни возьмись.)

Перестань себя позорить. 

(Перестань срамиться.)

Стремлении показаться сильным, смелым, ничем при этом особенно не рискуя, завоевать репутацию сильного человека без особого труда

я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки)

Придаёт смелости.

 (Вот то-то мне и духу придаёт.)

ситуация, в которой заведомо более слабая сторона, пытается бессмысленно «бороться», или обозначать борьбу, с более сильной стороной.

«Ай, Моська! знать она сильна,
 Что лает на Слона!»

- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...