Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению
Технологическая карта урока литературного чтения
по теме "И.А.Крылов "Слон и Моська"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.a._krylov._slon_i_moska.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения
"И.А. Крылов. "Слон и Моська".
Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение
морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова;
Задачи урока:
- Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
- Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
- Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
- Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
- Воспитывать положительные моральные качества.
Оборудование:
- учебник Климанова , Горецкий «Литературное чтение 3 класс» («Перспектива»);
- компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация;
- иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
Планируемые результаты:
Предметные : Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения,
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на
доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с
нравственными нормами.
Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных
нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности,
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев
произведений.
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Шамильевна и сегодня урок чтения проведу у вас я.
-Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». (слайд)
Согласны ли вы с этой народной пословицей? ( Ответы детей)
-Что для вас значит урок чтения? ( Ответы детей)
-Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения? ( Ответы детей)
- Ребята, чтобы все наши ожидания оправдались, мы должны с вами подружиться. Ведь только друзья могут помочь и поддержать тебя в любых ситуациях. Давайте каждая группа возьмется за руки, а я встану рядом с вами и все вместе проговорим : У нас все получится!
-Прежде чем приступить к работе, мы должны договориться. Так как мы с вами плохо знакомы, а оценку вы хотите получить справедливую, я приготовила вам коробочку с оценками. По ходу урока вы будете оценивать свою деятельность. А в конце всей работы мы подведем итог. Хорошо?
Постановка учебной задачи и ее решение.
- Ребята, перед началом урока каждый из вас получил карточку с изображением животного, чтобы мы быстро могли разделиться на группы. Но это не простые животные, они напрямую связаны с нашей сегодняшней темой урока. Как вы думаете кто эти животные? (Ответы детей).
- Правильно, это герои басен И.А.Крылова.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
2) Повторение о басенном жанре.
Учитель:- И.А.Крылов написал очень много басен. (Слайд5)
- Напомните, что такое басня? (Басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
- Давайте прочитаем значение словосочетания «нравоучительный рассказ». Слайд
- Кто обычно является героями басен? ( Героями басен обычно являются животные.)
- Чем отличается басня от стихотворения? ( Басня нас чему-то учит.)
- Чему нас учат басни, которые мы прочитали? ( Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.)
- Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни) (Оцените себя)
- И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? (Людские пороки, как ложь, глупость, зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.)
- А в баснях образы людей каким образом созданы? Как называется такой приём в литературе? (Иносказание.)
3).
4) Викторина по изученным басням.
- Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вы любите викторины, а давайте поиграем!
( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак» ) (Слайд 7).
1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,
Да только всё не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица)
(Слайд 8).
2. Ты всё пела – это дело,
Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей)
(Слайд 9).
3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак)
(Слайд10).
4. Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.( МАРТЫШКА И ОЧКИ»)
Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» (Слайд 11).
- А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения)
- Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней)
4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.)
- Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен. (Оцените себя)
.III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).
IV. Постановка проблемной задачи урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами,
- Какие цели и задачи поставим перед собой? ( постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни, научимся правильно и выразительно читать басню)
V. Работа над басней.
1) Прогнозирование содержания.
- Как вы думаете, о ком эта басня? (Слайд 12).
- Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?( Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.)
- Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится ? (Слайд 13).
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)
2) Самостоятельное чтение басни.
- Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
- Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
3) Словарная работа.
- Встретились ли вам незнакомые слова?
- Объясните значения данных слов
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
4) Работа над содержанием басни.
- Повторное чтение басни отдельными учениками.
а) Беседа.
- Понравилась ли вам басня? ( Да, понравилась.)
- Что понравилось? ( - Мне понравилось, что Слона водили по улицам, и все люди могли на него посмотреть.– А мне понравилось, что такая маленькая собачка не боится Слона и лает на него.) (Слайд 14).
- Какой момент запечатлен на иллюстрации? ( На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.)
- Какими художник рисует Слона и Моську? ( Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.)
- Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? ( Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
- Что делает Моська? ( Она громко лает и набрасывается на Слона.)
- Кто нарисован слева? ( Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.)
- Как они смотрят на это событие? ( Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.)
- Что за человек справа от Слона? ( Справа от Слона – дрессировщик.)
- Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.
- Выполните небольшую самостоятельную работу по группам. Мы сейчас сообща в группах охарактеризуем наших героев. ( 2 группы Слона, 2 группы Моську)
(Карточка со словами развешаны по всему классу, где это возможно)
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
- И так какие у нас получились герои?
Проверка: сравниваем работу у всех групп, а потом с доской.
б) Работа над образными и крылатыми выражениями.
- Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям.
У каждой группы свое задание.
- 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
- 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
- 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
- 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
- 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
- 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.
- 7. Стремлении показаться сильным, смелым, ничем при этом особенно не рискуя, завоевать репутацию сильного человека без особого труда. (я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки)
в) Выборочное чтение.
- Ребята, следующая работа у нас будет – выборочное чтение. (Вопросы на слайде)
- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?
- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.
- А как вы относитесь к Моське?
- Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
- Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
- В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
- А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
5) Чтение мастером художественного слова.
- Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.)
- Заметили разницу при чтении своём и мастером слова?
6) Чтение по ролям.
- Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Сколько будет ролей? Кто ? Что же будет читать четвертый ? ( Мораль)
- Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Каждая группа готовит своих представителей)
(Слушание детей. Оценивание детей другими учащимися.)
VI. Итог урока.
- Какова же мораль басни?
- Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу.Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
- Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 15).
- Выберите для себя задание:
а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию;
б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне;
в) выразительно читать, составить кроссворд по басне.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Спасибо вам большое. (Слайд 16)
Показывали на улице людям. | (Водили напоказ.) |
Невидаль, редкость. | (В диковинку у нас.) |
Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. | (Толпы зевак ходили.) |
Откуда-то внезапно вдруг появиться. | (Отколе ни возьмись.) |
Перестань себя позорить. | (Перестань срамиться.) |
Стремлении показаться сильным, смелым, ничем при этом особенно не рискуя, завоевать репутацию сильного человека без особого труда | я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки) |
Придаёт смелости. | (Вот то-то мне и духу придаёт.) |
ситуация, в которой заведомо более слабая сторона, пытается бессмысленно «бороться», или обозначать борьбу, с более сильной стороной. | «Ай, Моська! знать она сильна, |
- Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську? |
- Прочитайте, для чего Моська напала на Слона. |
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки? |
- Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...