Учебная программа учителя по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
В рабочей программе учителя по литературному чтению во втором классе предоставлена пояснительная записка, содержание обучения во втором классе, метапредметные и предметные результаты, тематическое и поурочное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya_po_literaturnomu_chteniyu_2_klassa_kotlyar_a.v.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зарянская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Протокол №____________ от «_____»_______ 2022 г. Председатель МО ________ /____________/ | ПРОВЕРЕНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ И. С. Ченгалова «______»_______ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Зарянская школа» ____________ В. Д. Цололо «_____»__________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «Литературное чтение» уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть): базовый, расширенный, углубленный, профильный для 2 класса Количество часов по учебному плану: _____102 ч. в год; 3 ч. в неделю. Составлена в соответствии с программой (название и авторы программы): ________________________________________________ Учебник: Литературное чтение 2 класс Автор-составитель: Л.Ф. Климанова Учитель: Котляр Алла Викторовна____________________________________ 2022-2023 уч. год с. Заря |
Программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает: пояснительную записку; содержание обучения; планируемые результаты освоения программы учебного предмета; тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывают содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами учебного предмета «Литературное чтение» с учётом возрастных особенностей младших школьников[1].
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, а также раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. В тематическом планировании представлены также способы организации дифференцированного обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ГОС НОО)[2], а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
- осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
- первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
- овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит рекомендации по объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход, а также предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Литературное чтение» при условии сохранения обязательной части содержания курса.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»[3] (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С.В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
- сравнивать и группировать различные произведения по теме (о Родине, о родной природе, о детях и для детей, о животных, о семье, о чудесах и превращениях), по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
- характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
- анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
- анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией:
- соотносить иллюстрации с текстом произведения;
- ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
- по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
- пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои вопросы и высказывания на заданную тему;
- пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
- обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного/прослушанного произведения;
- описывать (устно) картины природы;
- сочинять по аналогии с прочитанным (загадки, рассказы, небольшие сказки);
- участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении / слушании произведения;
- удерживать в памяти последовательность событий прослушанного / прочитанного текста;
- контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении / слушании произведения;
- проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность:
- выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
- распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
- объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
- находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
- К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических
- понятиях в контексте изученных произведений;
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
- читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
- различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
- понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
- различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
- описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
- осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
- пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
- читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
- составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
- сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
- ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
- выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
- использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов (на тему) | В том числе на: | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
Самое великое чудо на свете. | 1 | ||||
Устное народное творчество | 4 | 1 | |||
Сказки. | 8 | ||||
Люблю природу русскую. Осень. | 6 | ||||
Мир сказок. | 6 | ||||
Русские писатели. | 7 | ||||
О братьях наших меньших. | 7 | ||||
Из детских журналов. | 6 | 1 | |||
Люблю природу русскую. Зима. | 7 | ||||
«Писатели - детям» | 15 | 1 | |||
Я и мои друзья. | 10 | ||||
Люблю природу русскую. Весна. | 5 | ||||
И в шутку и всерьёз. | 9 | ||||
Литература зарубежных стран. | 8 | ||||
Повторение. | 3 | ||||
Итого: | 102 | 2 | 1 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | В том числе на: | Дата изучения | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
Тема №1. Самое великое чудо на свете. (1 ч.) | |||||
Выставка книг, прочитанных летом, рассказ «Любимая книга». Урок игра крестики-нолики. | 1 | ||||
Тема №2. Устное народное творчество (4 ч) | |||||
Русские народные песни, потешки. | 1 | ||||
Скороговорки, считалки, небылицы. Ритм – основа считалки. | 1 | ||||
Загадки. Пословицы и поговорки. Защита проекта: «О чем может рассказать школьная библиотека. Защита проекта: «О чем может рассказать школьная библиотека. | 1 | 1 | |||
Сравнение и сопоставление малых жанров фольклора. | 1 | ||||
Тема №3. Сказки. (8 ч) | |||||
Вступление к разделу «Сказки». Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт» | 1 | ||||
«Петушок и бобовое зёрнышко» (русская народная сказка). | 1 | ||||
«У страха глаза велики» (русская народная сказка) | 1 | ||||
«Лиса и тетерев» (русская народная сказка) | 1 | ||||
«Лиса и журавль» (русская народная сказка) | 1 | ||||
«Каша из топора» (русская народная сказка) | 1 | ||||
«Гуси лебеди» (русская народная сказка) | 1 | ||||
Русские народные сказки об общении. Проверь себя. | 1 | ||||
Тема № 4. Люблю природу русскую. Осень. (6 ч) | |||||
Стихотворения Ф.И. Тютчева об осени. | 1 | ||||
Стихотворение об осени. | 1 | ||||
Осенние листья. | 1 | ||||
В.Д Берестов «Хитрые грибы» | 1 | ||||
М.М. Пришвин «Осеннее утро» | 1 | ||||
Обобщение к разделу люблю природу русскую. Осень. Проверим себя. | 1 | ||||
Тема №5. Мир сказок. (6 ч) | |||||
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | ||||
Стихотворение А.С. Пушкина о зиме. | 1 | ||||
А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | ||||
А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | ||||
А.С. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | ||||
Обобщающий урок по тебе: «Сказки А.С. Пушкина» Проверим себя. | 1 | ||||
Тема № 6. Русские писатели. (7 ч) | |||||
И.А. Крылов «Лебедь, щука и рак». | 1 | ||||
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | ||||
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучок», «Отец и сыновья» | 1 | ||||
Л.Н. Толстой «Филипок» | 1 | ||||
Л.Н. Толстой «Филипок» Внеклассное чтение. Басни. | 1 | ||||
Рассказы Л.Н. Толстого | 1 | ||||
Обобщение к разделу «Русские писатели». Проверим себя. | 1 | 1 | |||
Тема № 7. О братьях наших меньших. (7 ч) | |||||
Стихи Н.Сладкова, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. | 1 | ||||
М.М. Прившин «Ребята и утята» | 1 | ||||
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | ||||
Б.С. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | ||||
В.В. Бианки «Музыкант» | 1 | ||||
В.В. Бианки «Сова» | 1 | ||||
Обобщение к разделу «О братьях наших меньших» | 1 | ||||
Тема № 8. Из детских журналов. (6 ч) | |||||
Д.Хармс (Даниил Ювачёв) | 1 | ||||
Д.Хармс (Даниил Ювачёв) «Вы знаете?..», «Что это было?» | 1 | ||||
Д.Хармс «Пирог», «Весёлые чижи» | 1 | ||||
Ю.Д. Владимиров «Чудаки», «Барабан» | 1 | ||||
А.И. Введенский. «Учёный Петя», «Лошадка». | 1 | ||||
Обобщающий урок по разделу. Проверь себя. | 1 | ||||
Тема № 9. Люблю природу русскую. Зима. (7 ч) | |||||
И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт, Я.Л. Аким Стихотворение о первом снеге. | 1 | ||||
Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…» | 1 | ||||
С.А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза» | 1 | ||||
«Два мороза» (русская народная сказка) | 1 | ||||
С.В. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | ||||
А.Л. Барто «Дело было в январе» | 1 | ||||
Обобщение к разделу «Люблю природу русскую» | 1 | ||||
Тема № 10. «Писатели - детям» (15 ч) | |||||
К.И. Чуковский «Путаница», «Радость» | 1 | ||||
К.И. Чуковский «Федорино горе», загадки. | 1 | ||||
К.И. Чуковский «Федорино горе», загадки. | 1 | ||||
С.Я. Маршак, стихотворение для детей, загадки «Кот и лодыри», «Дом, который построил Джек» | 1 | ||||
С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) | 1 | ||||
С.В. Михалков «Мой щенок» | 1 | ||||
А.Л. Барто «Верёвочка» | 1 | ||||
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | ||||
А.Л. Барто «Вовка – добрая душа» Проект «Составление рассказов по картинкам» | 1 | 1 | |||
Н.Н. Носов «Затейники» | 1 | ||||
Н.Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | ||||
Н.Н. Носов «Живая шляпа» Внеклассное чтение. Детские рассказы. | 1 | ||||
Н.Н. Носов «На горке» | 1 | ||||
Н.Н. Носов «На горке» | 1 | ||||
Урок обобщение к разделу «Писатели – детям». | 1 | ||||
Тема №11. Я и мои друзья. (10 ч) | |||||
Стихи В.Д. Берестова, Э.Э Мошковской, В.В. Лунина | 1 | ||||
В.В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | ||||
Н. Булгаков «Анна не грусти!» | 1 | ||||
Н. Булгаков «Анна не грусти!», «Два пирожных» | 1 | ||||
В.А. Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||
В.А. Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||
В.А. Осеева «Хорошее» | 1 | ||||
В.А. Осеева «Почему?» | 1 | ||||
В.А. Осеева «Почему?» | 1 | ||||
Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 | ||||
Тема № 12. Люблю природу русскую. Весна. (5 ч) | |||||
Люблю природу русскую. Стихотворение Ф.И. Тютчева. | 1 | ||||
Стихотворение о весне А.Н. Плещеева, А.А. Блока, С.Я. Маршака | 1 | ||||
Женский день. Стихотворения. | 1 | ||||
Е.А. Благинина «Посидим в тишине». Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» | 1 | ||||
Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверь себя. | 1 | ||||
Тема № 13. И в шутку и всерьёз. (9 ч.) | |||||
Б.В. Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям» | 1 | ||||
Б.В. Заходер «Песенки винипуха» | 1 | ||||
Н.Н. Успенский «Чебурашка» | 1 | ||||
Стихи Э.Н. Успенского | 1 | ||||
Стихи В.Д Берестова | 1 | ||||
Стихотворение И.П. Токмаковой | 1 | ||||
Г.Б. Остер «будем знакомы» | 1 | ||||
В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||||
Обобщение к разделу «И в шутку и в серьёз» Проверь себя. | 1 | ||||
Тема №14. Литература зарубежных стран. (8 ч.) | |||||
Фольклор зарубежных стран. | 1 | ||||
Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||||
Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||||
Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | ||||
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | ||||
Э. Хогарт «Мафии и паук» | 1 | ||||
Э. Хогарт «Мафии и паук» | 1 | ||||
Обобщение к разделу «Зарубежная литература» | 1 | ||||
Тема № 15. Повторение. (3 ч.) | |||||
Повторение материала | 1 | ||||
Повторение материала | 1 | ||||
Повторение материала | 1 | ||||
Итого: | 102 | 2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа учителя по литературному чтению УМК "Школа России"для 4 класса на 2013-2014 учебный год.В рабочую программу входят пояснительная записка,календарно-тематическое планирование на год....
Рабочая учебная программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету "Литературное чтение" , с характеристикой КИМов, с описанием НРК, поурочное тематическое планирование по предмету на весь год....
Рабочая учебная программа по модулю литературного чтения «Тамбовские писатели – детям»
Курс «Тамбовские писатели – детям» является модулем курса литературного чтения в начальной школе и изучается во втором полугодии 1-4 классов в объеме 1 ч. в неделю.Рабочая программа к курсу «Тамбовски...
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по литературному чтению для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по литературному чтению для обучающихся четвёртого класса общеобразо...
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекоменд...
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» УМК «Перспектива» в 4 классе 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомен...
Учебная программа по предмету Литературное чтение 2 класс
Учебная программа по предмету Литературное чтение 2 класс...