План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Письма войны"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель:
• познакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны;
• поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну;
• воспитывать чувство патриотизма;
• совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему Письма войны | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока: «Письма войны»
Предмет: литературное чтение
4 – класс
Базовый учебник: Климанова, Виноградская, Бойкина: Литературное чтение. 4 класс
Цель:
• познакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны;
• поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну;
• воспитывать чувство патриотизма;
• совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-формировать умение воспринимать на слух и анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- прогнозировать содержание произведения;
- сравнивать произведения разных жанров
2. Метапредметные:
- анализировать, сравнивать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- учиться работать в паре,
- правильно оценивать себя и других
3. Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной истории;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
Ход урока
Организационный момент
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мотивация
- Рассмотрите «Словарик Настроений», подчеркните то слово, которое соответствует сейчас вашему настроению, попробуйте объяснить, почему.
- Мы вернемся к «Словарику настроений» в конце урока, пока уберите его на край парты.
Актуализация знаний
- Какое произведение вы разбирали на прошлом уроке?
- С какими историческими событиями оно связано?
- Назовите годы ВОВ.
Видеоролик
- что увидели на экране?
ВОВ никогда не будет забыта ни одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха.
Самоопределение темы и задач урока
- Как бойцы поддерживали связь со своими родными? (письма и фотографии) Слайд 1
Письма, полные надежд и любви. Они поддерживали дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможное во имя победы и страны. Слайд 2
Оно «словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья.» Как же ждали маленьких треугольничков жены и матери, дети и внуки солдат. К сожалению, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда, письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой и, смахивая слезинку, так и норовившую размазать строчки...
В военные годы было трудно с конвертами. А письмо — треугольник — это и письмо и конверт в одном. Наклейки тогда были не нужны, адрес писали на лицевой стороне треугольника.) Слайд 3
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке - «Письма войны».
–Тема урока: «Письма войны». Слайд 4
-Сегодня мы познакомиться, проанализируем и будем доказывать - что письма очень важную роль играли во время войны (слайд5)
Работа по теме урока
- Многие писатели и поэты, художники и музыканты обращались к этой теме. Откройте свой учебник на стр. 83, рассмотрите иллюстрацию «Письмо
с фронта». Автор ее Александр Иванович Лактионов. (слайд6.
Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками. На крыльце дома собралась семья, соседи, солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается. Счастливые улыбки озаряют их лица. Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему. Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей.
- Какие чувства навеяла эта картина, добавьте слова в словарь настроений
Физкультминутка
- На стр. 82 прочитайте название произведения, с которым нам предстоит познакомиться. «Папе на фронт» Елена Благинина
- Что мы можем понять из названия?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово ПАПА? (защита, гордость, сила, веселье)
- При слове Фронт? (война, ужас, кровь, смерть). Мир и война, в самом названии автор противопоставляет два этих явления.
- О чем могли дети писать на фронт?
- Определите жанр произведения? (стихотворение)
- Послушайте это произведение (СЛУШАНИЕ).
- Какие чувства вы испытывали во время прослушивания? Попробуйте добавить в «Словарик настроений» слова, Поделитесь своими мыслями, настроениями Прочитайте в паре и выпишите из текста ключевые слова, отвечая на вопросы. Кто закончил руки вверх.
- От чьего имени ведется повествование? (сын)
- Найдите обращение к отцу (папка, миленький, голубчик мой, родимый)
- О чем говорят эти слова? (о любви сына).
- Докажите, что отец тоже любит сына (поцеловал, я висну на тебе, я одолел в борьбе (папа поддался маленькому сыну)
- Можно определить, давно ли отец ушел на фронт? (до чего ты прежний был во сне)
- О чем мечтает мальчик? (найдите, прочитайте)
- Как вы думаете, для чего Елена Благинина ввела в свое стихотворение этот праздник Новый год (под новый год случаются чудеса, и так хочется надеяться сыну, что в этот раз произойдет чудо и папа вернется)
- Как меняется настроение автора в стихотворении (удивление – радость – страх – обида, одиночество – надежда/любовь). Назвать строчки вывесить таблички
- Кто хочет прочитать стихотворение выразительно.
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? (на 2)
- О чем говорится в 1 части? (сон - мир)
- О чем во 2-ой? (реальность – война)
И здесь мы видим, что автор противопоставляет мирное время и войну.
Работа в паре (карточка)
- Распределите слова на две группы.
- Какие слова вы записали в 1 столбец? Во второй?
1 Мир | Сон Реальность Папка Тьма Обида Радость Счастье Страх Одиночество Расставание | 2 Война |
Сон Папка Радость Счастье | Реальность Тьма Обида Страх Одиночество Расставание |
- Давайте порассуждаем, для чего Елена Благинина написала это стихотворение, а авторы учебника включили его в программу? (чтобы напомнить, что детей тоже коснулась война, о чем мечтали дети войны, что война и дети несовместимы, что письма занимали очень важную роль в жизни)
- ВОВ закончилась 73 года назад. Как вы думаете хранят письма войны? Почему? (Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы, это наша история, это история семьи, это целая палитра чувств )
- Ребята, как вы считаете, отец ответил своему сыну?
- Сейчас я прочту письмо, в котором отец пишет своему сыну?
Рефлексия
Возьмите словарики настроений, посмотрите с каким настроением вы начали урок и как оно изменялось в течение урока. Откройте свои письма – треугольники и напишите с каким настроением вы заканчиваете урок и почему.
ДЗ :Выучить наизусть 1 или 2 часть стихотворения, которая произвела на вас большее впечатление.
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"
Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...