Рабочая программа. Чтение. Домашнее обучение
рабочая программа по чтению (3 класс)
Рабочая программа по Чтению . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_po_chteniyu_3_kl.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
МБОУ Гнездовская СШ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
Руководитель ШМО | Заместитель директора по УВР |
_____________Ниценкова Т.Н.. Протокол № 1 от «___».08.2022 | _________________Осипова Е.А. 31.08.2022 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературному чтению»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:Опалева Светлана Семёновна,
учитель начальных классов
Новые Батеки, 2022
Литературное чтение
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по чтению для 3 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)(Приказ Минобрнауки от 19.12.2014г. № 1599) с учетом рекомендаций ТПМПК.
- Примерная рабочая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
- СП 2.2364 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- СанПин 1.2.3658 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- АОП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МБОУ Гнездовской СШ (1вариант)
- Учебного плана МБОУ Гнездовская СШ.
- Положения о рабочей программе МБОУ Гнездовской СШ.
Данная рабочая программа по чтению может быть реализована в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации и последующим переводом обучения в дистанционный режим
Количество часов по учебному плану
На изучение предмета «Чтение» в 3 классе на 2022\23 учебный год: отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 34часа
Кол-во часов по УП на 2022\2023. год:
Занятия с учителем | Самообразование | Итого | |
Кол-во часов по УП | 34ч | 68 | 102 |
Кол-во часов в неделю | 1 | 2 | 3 |
Чтение является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Целью данной программы является: формирование навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения являются:
- развивать фонематический слух, умения звукового анализа и синтеза;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать навыки четкого артикулирования звуков;
- корригировать недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- развивать умение читать осознанно по слогам и целыми словами короткие тексты;
- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и по иллюстрациям, рассказывать о чём читали или слушали;
- учить слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- формировать навык заучивания стихотворений наизусть, отчётливо читать их ;
- учить составлять и читать слова сходные по звучанию, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками
1.Планируемые результаты освоения обучающимися
учебного предмета «Чтение» третьего года обучения
1.1.Личностные и предметные результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения АОП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
К личностным результатам относятся:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- восприятие мира целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельное выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание и принятие личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень
• читать целыми словами короткие тексты
• слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
• по вопросам учителя и по иллюстрациям, рассказывать, о чём читали или слушали.
Достаточный уровень;
• чтение небольшого текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз,
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• пересказ небольшого текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
• выразительное чтение наизусть 3-5 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед классом
2. Содержание учебного предмета «Чтение»
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи, содержащие практические советы на темы, связанные с трудом, школой, семьёй, природой.
Примерные лексические темы: «Снова школьный звонок прозвенел», «Славная осень», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Волшебница-зима!», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна в окно стучится», «День смеха», «Родина любимая», «Здравствуй, лето!».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами.
Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка).
Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штобы], кого [каво], чего [ч'ево], вода [вада], олень [ал'ён'] и т. д. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение. Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная — на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищённо) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнёс медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию.
Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чём или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза.
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или к учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг. Правильное называние заглавия произведения и его автора. Повышение читательской мотивации: чтение учителем начала рассказа, выставка книг, наглядный учёт прочитанных книг. Знакомство с книгой по иллюстрации на обложке и её заглавию. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам (сказки, рассказы, стихи).
3. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Целевые ориентиры результатов воспитания |
Здравствуй, школа | 9 | Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. |
Осень наступила | 13 | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Учимся трудиться | Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. | |
Ребятам о зверятах | 13 | Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. |
Чудесный мир сказок | 10 | Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. |
Зимушка-зима | 20 | Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. |
Так нельзя, а так можно | 12 | Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. |
Весна в окно стучится | 22 | Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. |
Весёлые истории | 8 | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. |
Родина любимая | 7 | Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. |
Здравствуй, лето! | 8 | Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Кол-во часов по самообразованию | Дата | Темы по самообразованию |
1 | День знаний. Садовский М «Сентябрь» По В.Воскобойникову «Весёлая улица» | 1 | 2 | 2.09 | В. Берестов «Первое сентября» По В. Драгунскому «Завтра в школу» |
2 | По Э. Шиму «Пятёрки» Смешилка. Котенок хочет в школу. | 1 | 2 | 6 | В.Бирюков «Кто лучшим будет» По В.Хомченко «Обида» |
3 | Школьные загадки А. Аксёнова «Наша учительница» | 1 | 2 | 13 | А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» В. Степанов «Воробей» |
4 | О. Высотская «Осень» По Ю.Ковалю «Последний лист» | 1 | 2 | 20 | По Н.Сладкову «Сентябрь на дворе» По А.Баркову «Лето на веревочке» |
5 | Е. Благинина «Улетают, улетели …» По Э.Шиму «Ворона и синица» | 1 | 2 | 27 | Г. Ладонщиков «В октябре» А. Плещеев «Осень наступила» |
6 | По Л.Воронковой «За кормом для птиц» | 1 | 2 | 4.10 | По Н. Сладкову «Страшный невидимка» |
7 | По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре» Н.Майданик. «Доскажи словечко | 1 | 2 | 11 | Ю. Тувим «Все для всех» |
8 | По Д. Габе «Работа» В. Орлов «Мои помощники» С.Васильева «Смешинка» | 1 | 2 | 18 | По А. Потаповой «Бабушка и внучка» |
9 | Б. Заходер «Повара» О. Высотская «Маргаритка | 1 | 2 | 25 | По М.Дружининой «Сюрприз» |
10 | По В.Хомченко «Пуговица» В. Осеева «Пуговица» | 1 | 2 | Г. Ладонщиков «Портниха» | |
11 | По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело» | 1 | 2 | По В.Голявкину «Как я помогал маме мыть пол» | |
12 | По Е. Чарушину «Лисята» По Н.Сладкову «Лисица и Ёж»; | 1 | 2 | Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» По М.Пришвину «Ёж»; | |
13 | А.Богданова «Смешинка» | 1 | 2 | Е. Тараховская «Заяц» | |
14 | По А.Баркову «Материнская забота» | 1 | 2 | По Г. Снегирёву «Белёк» В. Приходько «Пин и Гвин» | |
15 | По Б.Житкову «Галка» По В.Гаранжину «Куриный воспитанник» | 1 | 2 | По М.Тарловскому «Добрый Волк» | |
16 | По Н.Носову «Живая шляпа | 1 | 2 | По Л.Вершинину «Смешилка»; По Н.Павловой «Котята» | |
17 | В. Берестов «Кошкин щенок» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» | 1 | 2 | Русская народная сказка «Храбрый баран» | |
18 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | 2 | Украинская народная сказка «Овечка и волк» | |
19 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | 2 | Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы» | |
20 | Таджикская народная сказка «Тигр и лиса» | 1 | 2 | Французская народная сказка «Лиса и куропатка» | |
21 | Абхазская народная сказка «Куцый хвост» | 1 | 2 | Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок» | |
22 | Песня «Ой ты, зимушка – зима!» М. Садовский «Декабрь» | 1 | 2 | По В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз» | |
23 | По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали» О.Григорьев «Смешинка» | 1 | 2 | С. Попов «В новогоднюю ночь» По В.Ячменевой «Смешинка» | |
24 | По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников» | 1 | 2 | По А.Потаповой «Такой вот герой» | |
25 | С.Есенин «Зима» С. Суворова «Подарок | 1 | 2 | По В. Голявкину «У Ники новые лыжи» | |
26 | И. Шевчук «С прогулки» По М.Быковой «Неудачная находка» | 1 | 2 | И. Суриков «Детство» О.Григорьев «Смешинка»; | |
27 | По Е.Чарушину «Что за зверь» В. Степанов «Зайка» | 1 | 2 | По Э.Шиму «Не стучать – все спят» | |
28 | А. Шибаев «Кто кем становится» По Г.Остеру «Эхо» | 1 | 2 | По Н.Сладкову «Еловая каша» | |
29 | По Ю. Степанову «Портрет» М. Пляцковский «Шишки» | 1 | 2 | А. Усачёв «Волшебный барабан» | |
30 | По К.Ушинскому «Наше Отечество» По Т.Кудрявцевой «Флаг России» | 1 | 2 | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине» М. Бородицкая «Булочная песенка». | |
31 | По С. Баруздину «Страшный клад» В. Степанов «Песня» | 1 | 2 | А.Усачёв «День Победы» М. Ильин «Главный город страны» | |
32 | По Л.Воронковой «Что сказала бы мама» | 1 | 2 | А. Усачёв «Что такое лето?» По С.Алексееву «Тульские пряники» | |
33 | По В.Бианки «Ёж-спаситель» По В.Хомченко «Куда исчез гриб» | 1 | 2 | М. Дружинина «Земляника»; С.Васильева «Смешинка» | |
34 | Промежуточная аттестация.в форме проверки техники чтения. | 1 | 2 |
Критерии оценок
- При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
I класс - 10 слов;
II класс – 15-20 cлов;
IIIкласс – 20-25 слов;
IV класс - 35-40 слов;
Нормы техники чтения.
1 класс – 5 – 10 слов
2 класс - 15 – 20 слов,
3 класс - 25 – 30 слов,
4 класс - 35 – 40 слов.
В начале года техника чтения проверяется по текстам,объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
- При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися техникой чтения (правильность/беглость/выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли/ответы на вопросы/пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения:
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
3 класс
50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи-5
40-50 сл.- 4
30-40 сл. - 3
Менее 30 сл.- 2
Список литературы
Для учителя
1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII Iвида 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой». Издательство Москва «Просвещение» 2017г.
2. Ильина С.Ю. Чтение, 3 класс.Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- ноутбук
4. Учебно-практическое оборудование: - наборы предметных и сюжетных картинок;
Для ученика
- Учебник: - Ильина С.Ю., Богданова А.А. Чтение, 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч.
Приложение 1
Контрольно- измерительный материал
3 класс
Диагностическая работа на начало учебного года
I вариант
Медвежонок
Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли мишку. Опять он веселый.
М. Ефетов
(29 слов)
II вариант
Гости
У Маши гости. На столе стоят чайник и чашки. Девочка у-го-ща-ет своих друзей тор-том. Хорош ду-шис-тый чай! Маша сама его готовила. За столом всем было весело.
Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева
(27 слов)
I четверть
I вариант
Пузырь, Соломинка и Лапоть(Сказка)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит Пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывём!
— Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.
Соломинка перетянулась с берега на берег.
Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.
II вариант
ЧАШКА
Мальчик играл и разбил не-ча-ян-но дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».
Л. Толстой
(29 слов)
II четверть
I вариант
Про нос и язык По Е. Пермяку
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один?
— А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
— Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык.
II вариант
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.
Л. Толстой.
(31 слово)
III четверть
I вариант
ЛАДА
Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвернулась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил её. От ласки жизнь заиграла в её глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я, подвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли её жизнь?
М. Пришвин
(65 слов)
II вариант
Лев, медведь и лисица.
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.
Л. Толстой
(35 слов)
IV четверть
I вариант
Первая рыбка Е. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
II вариант
Одуванчики
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
По И. Соколову-Микитову (38 слов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс
Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение», домашнее обучение 3 класс
Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...
Рабочая программа для домашнего обучения 4 класс
Рабочие программы для домашнего обучения для 4 классатип класса общеобразовательныйна 2014-2015 учебный год...
рабочая программа для домашнего обучения, татарский язык 3 класс, русская группа.
Рабочая программа для домашнего обучения по татарскому языку русской группы, 3 класс. Данная программа рассчитана на 0,5 часов, т.е. 17 часов в год....
Рабочая программа для домашнего обучения по русскому языку 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа для домашнего обучения по математике 3 класс по программе "Школа России"
рабочая программа...
Рабочая программа. Математика . Домашнее обучение
Рабочая программа по математике . 3 класс ОВЗ.Вариант 1. Домашнее обучение....