РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимашевский район, станица Медвёдовская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 29 августа 2013 года
Председатель педсовета
______________ Олейников А.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Литературное чтение»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, домашнее обучение
1 класс
Количество часов – 33часа
Уровень базовый
Учитель: Панченко Светлана Евгеньевна
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.). и материалам авторских программ «Обучение грамоте» (автор Л.Е.Журова), «Литературное чтение» (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И). (Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф, 2011 г.)
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторских программ «Обучение грамоте» (автор Л.Е.Журова), «Литературное чтение» (авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И). (Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» М.: Вентана-Граф, 2010 г.) Программа разработана для системы домашнего обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом Лисина Василия, ученика 1 «Б» класса.
Роль предмета «Литературное чтение» в достижении обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы школы заключается в формировании личностных, предметных и метапредметных результатов.
Система уроков сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, самодеятельности обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
2.Общая характеристика учебного курса«Обучение грамоте»
Курс «Обучение грамоте « является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассник овладевает первоначальными знаниями в области родного языка, обучается чтению и письму и при этом учится учиться.
Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ, чтение, письмо, развитие речи. Все содержательные линии курса «Обучение грамоте» интегрированы между собой и изучаются в течение всего курса.
Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различением, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассника действий звукового анализа, то есть умения назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в нем находятся, дать качественную характеристику каждому звуку. Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановка и т.д. Звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма-все это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Основой построения курса обучения грамоте является учет возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассник учится новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассника важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей.
Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия.
Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Целью данного курса является – овладение первоклассником первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму, а также умению учиться. Эта цель обучения младшего школьника рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
- формирование общих представлений о слове и предложении;
- формирование действий звукового анализа;
- формирование навыка чтения и письма;
- развитие речи.
Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слове и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.
Важнейшей задачей курса является формирование у первоклассника действий звукового анализа, т. е. умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, дать качественную характеристику каждому звуку( гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т. д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию слогового чтения.
Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и прежде всего на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка.
Требования к скорости чтения не предъявляются. Но следует учитывать, что начинающий читатель одинаково затрудняется в осмыслении читаемого текста при скорости чтения как менее 20-25 слов в минуту, так и более 70-80 слов в минуту. Поэтому при работе над индивидуальным продвижением в скорости чтения ребёнка основное внимание следует уделять формированию осознанности чтения.
Важное место на первом году обучения чтению отводится развитию восприятия художественного произведения, для чего проводятся специальные уроки литературного слушания.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – всё это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассник в процессе практической деятельности осваивает умения: участвовать в учебном диалоге, умению составлять рассказы разного вида ( описание, повествование), работать с текстом.
Основой построения курса обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассник учится новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно- действенного и наглядно- образного мышления к логическому.
Построение моделей даёт возможность также формировать у первоклассника важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.
Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь» 1 часть). После завершения этого периода начинается отработка механизма чтения («Букварь» 2 часть, а затем «Литературное чтение»).
Общая характеристика учебного курса
«Литературное чтение»
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах-помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст( слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла(иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах- подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное- организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Следующее условие- овладение элементарными литературными представлениями и знаниями
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения , глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2.Система работы над навыками чтения.
3.Включение учащихся в эмоционально- творческую деятельность в процессе чтения.
4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5.Расширение круга чтения учащегося, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить , что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной, и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребенка- и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:
1.Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
2.Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3.Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
5.Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно- познавательного произведения.
6 .Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.
7.Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
В программе осуществлен принцип эмоционально- эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение , возникновение переживаний, эмоций и чувств.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В форме домашнего обучения на изучение литературного чтения в 1 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю, всего 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели)
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
| Обучение грамоте | 60 | 20 |
| Звуковой анализ | 37 | 7 |
| Чтение (навык) | 3 | 2 |
| Восприятие художественного произведения | 15 | 9 |
| Развитие речи | 5 | 2 |
II. | Систематический курс Литературное чтение. | 72 | 13 |
1. | Читаем сказки, загадки, скороговорки | 19 | 2 |
2. | Учимся уму – разуму | 28 | 5 |
3. | Читаем о Родине и родной природе | 8 | 3 |
4. | О наших друзьях животных | 17 | 3 |
Итого | 132 | 33 |
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения формируется навык техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
6.Содержание курса обучения грамоте (1 класс) включает следующие содержательные линии: звуковой анализ; чтение, восприятие художественного произведения , развитие речи.
Звуковой анализ (7ч)
Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Ударение. Ударный гласный звук в слове. в определении ударного звук. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение слов с соответствующими им слогоударными схемами.
Чтение (сформированность навыка) (2ч.)
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов различных жанров. Выбор видов чтения ( ознакомительное и выборочное) Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического), соответствующих смыслу при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания
Слушание. Восприятие художественного произведения (9ч)
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.
Понимание текста: тема, главная мысль, герой. Основная сюжетная линия. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Чтение по ролям. Работа с воображаемыми ситуациями.
Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и др.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие речи.(2ч)
Слово. Предложение. Речь. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие речи учителя и одноклассников.
Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи (говорение) соблюдение норм русского литературного языка. Определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение. Уроки слушания.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному произведению.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов- классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Научно- познавательная книга. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Литературное чтение. Уроки слушания. | |
№ п/п | Название раздела, темы |
1. | Устное народное творчество |
2. | Учимся уму - разуму |
3. | Читаем о Родине и родной природе |
4. | О наших друзьях животных |
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Произведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс. Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Восприятие литературного произведения. Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится- не нравится»Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, произведения малого фольклора).
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями .Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Навык чтения. (Чтение вслух) Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Самостоятельное определение темы, главной мысли. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
Читательские умения:
- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;
- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;
различать книги по темам детского чтения.
Межпредметные связи:
- с уроками письма: составление и запись предложений и мини- текстов
( рассказов, сказок) от героях литературных произведений;
- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
- с уроками труда: изготовление книг- самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
7. Тематическое планирование
«Литературное чтение»
Содержание курса | Тематическое планирование | Кол. часов | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Звуковой анализ Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Ударение. Ударный гласный звук в слове. в определении ударного звук. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение слов с соответствующими им слогоударными схемами. | Звук и буква. Последовательность звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Ударный гласный звук в слове. в определении ударного звук. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение слов с соответствующими им слогоударными схемами | 7 | Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.). Различать ударные и безударные гласные звуки Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие заданной модели |
Восприятие литературного произведения. Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится- не нравится»Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, произведения малого фольклора). | Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле. | 9ч | Воспринимать на слух литературные произведения Осознавать смысл текста при его прослушивании Осознавать смысл прочитанного.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Различать стихотворение, сказку,рассказ, загадку, пословицу, потешку; Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; Знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление; Различать книги по темам детского чтения. |
Развитие речи Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений. . | Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями .Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев | 2ч. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы |
Навык чтения. Плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения). | Проверка сформированности навыка чтения | 2ч | Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Устанавливать соответствие на которых изображены соответствующие предметы Осознавать смысл прочитанного.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям. Овладевать орфоэпическим чтением |
Литературное чтение | |||
Читаем сказки, загадки, скороговорки | Сказки народные и авторские. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть», скороговорка, В.Бианки «Лис и Мышонок», Русская народная песня «Котик», Русская народная сказка «Лиса и Журавль» Потешки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Г.Остер «Спускаться легче», В.Сутеев «Под грибом», В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок», Ш. Перро «Красная шапочка» | 2ч | Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Читать по ролям Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Понимать текст: тема, главная мысль, герой. Основная сюжетная линия. Читать с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. |
Учимся уму – разуму Первоначальное знакомство с литературными жанрами – стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и др. | Стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы русских поэтов и прозаиков: Л,Толстого, К.Ушинского, В.Осеевой, В.Сутеева, Я.Тайца, В.Голявкина, Е.Пермяка, В.Берестова, И.Северянина, А.Барто, Э.Успенского | 5ч | Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление; различать книги по темам детского чтения. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы |
Читаем о Родине и родной природе | Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь», Э. Мошковская «Лед тронулся» М.Пришвин «Лесная капель». Русская народная песня «Березонька». Загадки. И.Соколов-Микитов «Радуга». Е.Трутнева «Эхо», И. Шевчук «Ленивое эхо», К. Чуковский «Загадка». К. Чуковский «Радость», М.Есеновский «Моя небольшая родина» Ю.Коринец. «Волшебное письмо», В.Лунин «Я видела чудо» Р.Валеева «Здравствуй, лето!» | 3ч | Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. различать книги по темам детского чтения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. |
О наших друзьях животных | Стихи, рассказы, сказки, загадки русских поэтов и прозаиков о животных: В.Сутеев «Три котенка». А. Шибаев «Беспокойные соседи». Г.Цыферов «маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» Е. Чарушин «Яшка» Ю.Дмитриев «Медвежата», Г.Снегирёв «Медвежата» Е.Чарушин «Зайчата» , Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» Д.Родари «Про мышку, которая ела кошек». В. Бианки «Лис и мышонок», К. Ушинский «Играющие собаки». А.Толстой «Ёж», В.Лунин «Волк ужасно разъярен». Г.Цыферов «Зелёный заяц» Г. Снегирев «Скворец» М. Мазнин «Давайте дружить», Ю. Коваль «Бабочка», С. Михалков «Аисты и лягушки» Е. Чарушин «Томкины сны». Загадки и др. | 3ч | Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы |
- 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Печатные пособия Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2010. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь»1,2 ч М.: Вентана-Граф, 2011 Кузнецова М.И. «Я учусь писать и читать», рабочая тетрадь М.: Вентана-Граф, 2011 Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 1 кл.– М.: Вентана-Граф, 2011 | 1 1 1 1 |
Репродукции картин известных художников Фотографии природы, слайды презентаций Наглядные пособия «Литературное чтение»1-4 кл. | 1 1 |
Цифровые, электронные образовательные ресурсы Ресурсы сети Интернет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".
Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка: а) роль и место дисциплины; б) адресат; в) соответствие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение», домашнее обучение 3 класс
Данная программа предназначена для обучения на дому учащихся 3 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательного учреждения разработана на основании фундаментального ядра Федерального государственного образовательного стандарта н...
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение » для 4 класса на 2015-2016 учебный год к учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной,
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение » для 4 класса на 2015-2016 учебный год к учебнику Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литературное чтение» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по лит...
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 классе
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение»...