Конспект урока литературного чтения Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока литературного чтения
Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_front.zanyatiya._analiz_stihotvoreniya_babushkiny_skazki_s._a._esenina.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
__________________________________________________________
Конспект урока литературного чтения
Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»
4 класс
Учитель-логопед,
Денисенко Е.С.
Москва, 2022 год
Конспект урока литературного чтения
Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»
Цели: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина; прививать любовь к поэзии; показывать красоту, точность, звучность поэтического слова.
Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
- Учить анализировать поэтическое произведение
- Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
Развивающие:
- Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
- Развитие познавательной активности
- Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
- Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля
Воспитательные:
- Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
- Воспитывать любовь к русской поэзии
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, дети, ….
Речевая разминка
Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.
Теперь читаем, выделяя голосом по одному слову.
- Читаем с радостью.
- Читаем грустно.
- Читаем с вопросительной интонацией.
- Читаем тихо.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого.
(Чтение учителем стихотворения Н. Брауна «Сергей Есенин».)
В этом имени – слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что – то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы и синь – рассвет.
Что – то есть в нём и от весенней,
Грусти, Юности и Чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин», -
Всей России встают черты…
О ком стихотворение?
Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что знаете о самом поэте?
3. Изучение нового материала.
Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на берегу реки Оки, недалеко от Рязани. Сейчас это село называется Есенино.
Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).
"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»
Можно сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.
– Любите ли вы сказки?
– Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?
– Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?
4. Работа по теме урока
Работа над стихотворением «Бабушкины сказки»
Словарная работа
Уточним значения некоторых слов:
- по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
- разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной
- бредём – синоним – шагаем
Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)
Опостылели – надоели
Салазки – маленькие деревянные ручные санки
загалдели – заговорили одновременно, громко говорить
Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “заговорили”. Как лучше?
А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)
– Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.
Прослушивание стихотворения
Во время прослушивания, вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.
Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
Какие картины вы представили?
– Какое настроение оставило у вас стихотворение?
– Какими вам показались дети?
– На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
– Случалось ли с вами подобное?
– С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
5. Физминутка
У Есенина много стихотворений о природе, о временах года. Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
6. Работа по теме урока.
Дети выполняют тест. См. приложение
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки», подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть.
Приложение
Фамилия, Имя | |
1. Кто главный герой? | 1) дедушка 2) дети 3) Иван-дурак |
2. В какое время происходит событие? | 1) Лето 2) Осень 3) Зима 4) Весна |
3. Во что играли дети днем? | 1) Ходили на рыбалку 2) Собирали грибы 3) Катались с горки на салазках |
4. Чем занимались вечером дома? |
|
5. Кто рассказывал сказки? |
|
7. Как слушали дети? | Напишите самостоятельно:____________________ ____________________________________________
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...
Конспект урока литературного чтения. Тема - А.А.Блок «Россия»4 класс.
МБОУ "Погореловская СОШ"Цели: Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помо...
Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...
Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...
Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...