Обобщение по разделу «Люблю природу русскую «Осень»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Мокроусова Ольга Петровна

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую «Осень»  12 октября

Тип урока: урок - обобщение.

Цель: обобщить знания учащихся по разделу

Задачи:  совершенствовать навыки выразительного в чтения стихотворений об осени;

развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности;

прививать интерес к чтению

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания об изученных в разделе произведениях и их авторах, наблюдать за средствами художественной выразительности в лирическом тексте.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: уметь работать в паре, группе (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.

Личностные: самостоятельно оценивать свои достижения.

Образовательные ресурсы: портреты поэтов и писателей, выставка книг поэтов и писателей, иллюстрации на тему осени, презентация к уроку.

Глоссарий по теме

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности.

Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение. 

Настроение – это то ощущение себя, которое вы чувствуете в определенный конкретный момент времени.

Поэзия - стихотворные художественные произведения.

Стихотворная речь – ритмически организована, упорядочена, эмоциональна.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала.

Тема – предмет изображения в произведении, его главная мысль.

Заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.

Пауза – перерыв в течение речи.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. 

Сравнение – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»)

Эпитет – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого. 

Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.

Основная  литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 /  [Л.Ф. Климанова и др.]. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. -  160 с.: ил. – (Школа России).

Основное содержание урока

I. Организационный этап

Эмоциональный настрой

– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Мы – умные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы – во 2 классе учимся

Всё у нас получится

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в одно из времен года. А в какое это время года, вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает

Когда это бывает?

-Ребята, как вы думаете, почему совершим путешествие именно в осень?

Вспомним произведения русских поэтов об осени

Закрепим умение читать стихотворения

Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

III. Актуализация знаний.

Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть. Осень вдохновляет творческих людей на создание замечательных произведений. В этих произведениях раскрываются красоты русской природы, показывается ее своеобразие и неповторимость. Осень – это не просто время года, а особое состояние души.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Наше путешествие начинается. Посмотрите на доску. Перед вами карта нашего путешествия. Сколько станций вас ждет? ВПЕРЁД

ЧИСТОГОВОРКИ

Та-та-та-осень это красота!

Цо-цо-цо-ветерок подул в лицо.
Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.

Де-де-де-лужи с дождиком везде.

Ре-ре -ре-осенний месяц на дворе.

Ша-ша-ша — наша осень хороша!

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

Весна – красна цветами,

а осень – снопами.

Осень — запасиха,

зима — подбериха.

Осенью скот жиреет,

а человек добреет.

Осень идёт

и дождь за собой ведёт.

ВСПОМНИ АВТОРА (найдите портрет)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А. Плещеев)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

ВЫБОР (работа в парах)

Что соответствует описанию осени?

  1. поспела в лесу земляника
  2. птицы собираются в стаи и улетают на юг 
  3. на снегу волчьи и лисьи следы
  4. трава выросла высокая-высокая

ОТВЕТ: птицы собираются в стаи и улетают на юг 

Кто автор этих строк?

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

  1. А. Плещеев  
  2. Ф. Тютчев 
  3. С. Есенин
  4. А. Фет

ОТВЕТ: А.Фет

Определи жанр текста "Грибы" c.67

  1. стихотворение    
  2. рассказ
  3. научная статья 
  4. сказка

ОТВЕТ: научная статья

ОТДЫХАЙ-КА

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

ЛИСТОПАДНАЯ

Ребята, какого цвета листья можно увидеть осенью?

Работа в группах

КРАСНЫЙ ЛИСТ (задание повышенной сложности – высокий уровень)

Изобразительное средство языка

Определить, что это за приём:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера

сравнение  

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья

эпитет

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

олицетворение

ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТ (задание средней сложности –повышенный уровень)

Кроссворд

  1. Съедобный рыжий гриб со шляпкой в форме воронки.
  2. Съедобный гриб с серой, белой и чёрной шляпкой, часто растущий вблизи берёз.
  3. Съедобный гриб лиственных и смешанных лесов с красной шляпкой. Мякоть белая, но при повреждении она быстро становится синей.

ЖЁЛТЫЙ ЛИСТ (задание базового уровня)

Загадки

Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
(часто эти дни с дождём),
А идёт за октябрем.

Сентябрь

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Октябрь

Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь.
Это к нам пришёл…

Ноябрь

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

ПРОЩАЙ, ОСЕНЬ!

Ну,  вот мы и приехали на нашу последнюю станцию.

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень»?

VII.Рефлексия

Выберите 1 фразу для себя:

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Оценка учителя

Я - молодец.

Я доволен  своей работой на уроке.

Я мог бы поработать лучше.

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

IV. Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Краски осени»

C:\Users\Home\Downloads\maxresdefault.jpgC:\Users\Home\Downloads\maxresdefault.jpg


C:\Users\Home\Downloads\okul-oncesinde-boyama-calismasi-1116-RdNYif9oJY01xtoi.jpegC:\Users\Home\Downloads\okul-oncesinde-boyama-calismasi-1116-RdNYif9oJY01xtoi.jpeg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чистоговорки Собери пословицы Вспомни автора Выбор Отдыхай-ка Листопадная

Слайд 3

Та-та-та- осень - это красота! Цо-цо-цо - ветерок подул в лицо. Ло- ло - ло –за окном уж не тепло. Де-де-де- лужи с дождиком везде. Ре-ре - ре- осенний месяц на дворе. Ша-ша-ша —наша осень хороша !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....

«Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»

Конспект  урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую". Беседа о сезонных изменениях в природе на основе изучения литературных произведений русс...

Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...

Конспект урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Весна""

Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разделе &l...

Конспект урока литературного чтения Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Цели деятельности учителя: закрепление знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Планиру...

Самостоятельная работа по литературному чтению во 2 классе «Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Осень»

Данная работа предствлена в виде 3 простых и доступных заданий на проверку сформированности различных умений , таких как установи соответствие, вставь пропущенные слова в отрывки из произведений....