Технологическая карта урока «В. Белов «Ещё про Мальку»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Дарбаидзе Анастасия Павловна

Технологическая карта урока (литературного чтения)

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и другие

Класс

3 «Б»

Раздел (содержательная линия)

«Люби живое»

Тема урока

«В. Белов «Ещё про Мальку»

Цели урока

Прочитать и проанализировать произведение В. Белова «Ещё про Мальку»

Основное содержание урока

  • Настрой на учебную деятельность (упражнение «Улыбка»).
  • Актуализация знаний (вопросы по изученному рассказу; словарная работа).
  • Постановка проблемной ситуации.
  • Формулирование темы и учебной задачи урока (определение планируемого конечного результата урока).
  • Речевая разминка.
  • Первичное чтение и синтез (вопросы на первичное восприятие).
  • Физкультминутка.
  • Вторичное чтение и синтез (краткий анализ произведения).
  • Итоги, рефлексия (познавательная, эмоциональная).
  • Домашнее задание.

Термины и понятия

Основная мысль - главная идея, которая заложена в произведении. Это то, что хотел сказать автор текстом. Тема текста - это то, о чём или о ком говорится в тексте. Главные герои – это центральное действующее лицо, вокруг него происходят все основные события. Рассказ – жанр. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах из жизни героев. Признаки рассказа – реальные события, небольшой объём, небольшое количество героев, описывается 1 (2) эпизод.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать содержание произведений «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
  • Знать значение незнакомых (устаревших) слов.
  • Знать признаки рассказа.
  • Уметь определять жанр, главную мысль, тему и главных героев текста.
  • Знать главную мысль, тему, главных героев, жанр произведения «Ещё про Мальку».
  • Уметь давать характеристику героям произведения.
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций; навыки знаково-символических действий; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение выдвигать гипотезы.
  • Регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося; умение осуществлять различные виды рефлексии (познавательная, эмоциональная); умение определять учебную проблему; умение самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока после предварительного обсуждения; умение корректировать, контролировать свою деятельность; умение определять критерии оценивания; умение оценивать свою деятельность.
  • Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в письменной форме
  • Мотивы учебной деятельности.
  • Личностный смысл учения.
  • Внутренняя позиция школьника.

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

  • Русский язык (оформление записей).
  • Физическая культура (физкультминутка).
  • Окружающий мир (работа с понятиями).
  • Учебник литературного чтения.
  • Доска, мел.
  • Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
  • Раздаточный материал.
  • Фронтальная.
  • Индивидуальная.
  • Парная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_literaturnoe_chtenie.darbaidze.docx757.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)

Факультет НДиСО

Технологическая карта урока по теме:

«В. Белов «Ещё про Мальку»

Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и педагогика начального образования

                             

                                                  Выполнила: студентка 42 группы

                                                                                                                                                Дарбаидзе Анастасия Павловна

                 Проверил:

Омск, 2022

Технологическая карта урока (литературного чтения)

Программа, автор (ы)

УМК «Школа России», авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и другие

Класс

3 «Б»

Раздел (содержательная линия)

«Люби живое»

Тема урока

«В. Белов «Ещё про Мальку»

Цели урока

Прочитать и проанализировать произведение В. Белова «Ещё про Мальку»

Основное содержание урока

  • Настрой на учебную деятельность (упражнение «Улыбка»).
  • Актуализация знаний (вопросы по изученному рассказу; словарная работа).
  • Постановка проблемной ситуации.
  • Формулирование темы и учебной задачи урока (определение планируемого конечного результата урока).
  • Речевая разминка.
  • Первичное чтение и синтез (вопросы на первичное восприятие).
  • Физкультминутка.
  • Вторичное чтение и синтез (краткий анализ произведения).
  • Итоги, рефлексия (познавательная, эмоциональная).
  • Домашнее задание.

Термины и понятия

Основная мысль - главная идея, которая заложена в произведении. Это то, что хотел сказать автор текстом. Тема текста - это то, о чём или о ком говорится в тексте. Главные герои – это центральное действующее лицо, вокруг него происходят все основные события. Рассказ – жанр. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах из жизни героев. Признаки рассказа – реальные события, небольшой объём, небольшое количество героев, описывается 1 (2) эпизод.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать содержание произведений «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
  • Знать значение незнакомых (устаревших) слов.
  • Знать признаки рассказа.
  • Уметь определять жанр, главную мысль, тему и главных героев текста.
  • Знать главную мысль, тему, главных героев, жанр произведения «Ещё про Мальку».
  • Уметь давать характеристику героям произведения. 
  • Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций; навыки знаково-символических действий; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение выдвигать гипотезы.
  • Регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося; умение осуществлять различные виды рефлексии (познавательная, эмоциональная); умение определять учебную проблему; умение самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока после предварительного обсуждения; умение корректировать, контролировать свою деятельность; умение определять критерии оценивания; умение оценивать свою деятельность.
  • Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в письменной форме
  • Мотивы учебной деятельности.
  • Личностный смысл учения.
  • Внутренняя позиция школьника.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

  • Русский язык (оформление записей).
  • Физическая культура (физкультминутка).
  • Окружающий мир (работа с понятиями).
  • Учебник литературного чтения.
  • Доска, мел.
  • Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
  • Раздаточный материал.
  • Фронтальная.
  • Индивидуальная.
  • Парная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Название этапа: самоопределение к деятельности.

Педагогические задачи: способствовать освоению и принятию детьми социальной роли обучающихся; развивать умение свободно вступать в диалог; содействовать развитию у обучающихся положительного отношения к учению, познавательного интереса к новому учебному материалу, становлению позиции школьника.

Планируемый результат: регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками. Личностные: мотивы учебной деятельности; личностный смысл учения; внутренняя позиция школьника.

- Здравствуйте, ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Улыбнитесь соседу по парте.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке.

Название этапа: актуализация знаний.

Педагогические задачи: сформировать преставление о произведении «Малька провинилась»; способствовать развитию умения у обучающихся ориентироваться в своей системе знаний; формировать умения делать выводы, корректировать и оценивать свою деятельность, свободно строить и вступать в диалог с учителем и сверстниками, грамотно высказывать свою точку зрения, принимать различные точки зрения, оформлять мысли в письменной форме; развивать навыки знаково-символических действий.

Планируемый результат: предметные: знать содержание произведения «Малька провинилась». Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; навыки знаково-символических действий. Регулятивные: умение корректировать свою деятельность; умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение оформлять свои мысли в письменной форме.

- Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?  Кто автор? О чём оно?

 - Молодцы! Почему ругали Мальку?

- Малька забыла про своего щенка?

- Хорошо! На прошлом уроке мы познакомились не только с новым рассказом, но и со словами. Помните мы обсуждали значение незнакомых нам слов? Сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. Каждому нужно определить значение слова, в контексте данного произведения, и записать его в таблицу.

- Первое слово разберём вместе. Прочтите его.

- Кого так называли?

- Значит слово «блудня», какое имеет значение?

- Верно! Продолжайте самостоятельно.

- Проверим.

Проверка по эталону.

- Обратите внимание у каждого из вас есть ещё одна таблица. Это оценочный лист. Сегодня на протяжении всего урока вы будете оценивать свою деятельность на уроке. Итоговая отметка будет исходить из вашей оценки и оценки учителя.  

- Что мы сейчас делали?

- Верно, ознакомьтесь с графой «воспроизведение знаний, умений» выберите соответствующее вам суждение. Балл относящийся к данному суждению, запишите в графу «баллы».

- Отложите оценочные листы.

- Прочитали и проанализировали рассказ «Малька провинилась». Автор В Белов. Этот рассказ о собаке Мальке.

- Потому что она принесла щенят.

- Нет, не забыла, она бегала к нему каждый день, чтобы накормить.

- Блудня.

- Мальку.

- Потому что она убегала из дома. Прибегала через длительное время.

- Ушедший из дома, вернувшийся после долгого отсутствия.

Заполняют таблицу

Слово

Значение

Блудня

Ушедший из дома, вернувшийся после долгого отсутствия.

Батявка

Родитель

Кутёнок

Щенок

Честить

Называть обидными словами

Шаромыжник

Жулик

Сверяют с эталоном.

- Вспоминали материал за прошлый урок.

Оценивают свою работу.

ФИО:

Виды деятельности

Суждения

Баллы

Комме-

нтарий учителя

Воспроизведение знаний, умений:

- знаю содержание рассказа «Малька провинилась»;

- знаю главную мысль, тему рассказа;

- знаю значение «трудных» слов.

Я знаю учебный материал за прошлый урок (2).

Я частично знаю учебный материал за прошлый урок (1).

Я не знаю учебный материал за прошлый урок (0).

Решение ребуса.

Я смог (ла) решить ребус (2).

Я частично смог (ла) решить ребус (1).

Я не решил (а) ребус (0).

Постановка темы и учебной задачи.

Я смог (ла) определить тему и учебную задачу (2).

Я частично смог (ла) определить тему и учебную задачу (1).

Я не смог (ла) определить тему и учебную задачу (0).

Определение жанра:

- знаю признаки рассказа;

- могу доказать наличие этих признаков в тексте.

Я смог(ла) определить жанр (2).

Я смог(ла) частично определить жанр (1).

Я не смог(ла) определить жанр (0).

Определение темы и главной мысли текста.

Я определил(а) тему и главную мысль (2).

Я частично определил(а) тему и главную мысль (1).

Я не определил(а) тему и главную мысль (0).

Определение и характеристика героев.

Я определил(а) героев и дал(а) им характеристику (2).

Я частично определил(а) героев и дал(а) им характеристику (1).

Я не определил(а) и не дал(а) характеристику героям (0).

12 – 10: отлично; 9 – 7: хорошо; 6 – 4: удовлетворительно; 3 – 1: плохо.

Всего баллов:                                                                    Отметка:

Интересно, скучно, комфортно, неудобно….

Название этапа: постановка учебной проблемы.

Педагогические задачи: способствовать развитию умения у обучающихся ориентироваться в своей системе знаний; формировать умения строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы, определять учебную проблему, свободно строить и вступать в диалог с учителем и одноклассниками, принимать различные точки зрения.

Планируемый результат: познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение строить логические цепи рассуждения; умения выдвигать гипотезы. Регулятивные: умение определять учебную проблему. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения.

- Ребята, а вы знали, что есть продолжение этого рассказа? Следовательно, про кого рассказ?

- Кто автор, как думаете? Можем приступить к изучению темы? Почему?

- Предположите, как автор назвал эту историю?

- Чтобы узнать верны ли ваши догадки, необходимо решить ребус, в котором зашифровано название произведения.

- Что получилось? Подтвердились ваши догадки?

- Ещё одна история про Мальку.

- В. Белов.

- Не можем начать изучать тему, потому что не знаем название произведения.

Дети выдвигают гипотезы.

Решают ребус.

- «Ещё про Мальку».

Название этапа: постановка темы и учебной задачи.

Педагогические задачи: развивать у обучающихся умения делать выводы, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы; формировать умения самостоятельно формулировать темы и учебную задачу урока, планировать свою деятельность, свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, точно и полно высказывать свою точку зрения, принимать различные мнения; способствовать освоению и принятию детьми социальной роли обучающихся.

Планируемый результат: познавательные: умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; умение выдвигать гипотезы. Регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося; умение самостоятельно формулировать тему и учебную задачу урока после предварительного обсуждения; умение планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения.

- Вы уже догадались какое произведение мы сегодня будем изучать?  Вам известен автор и название произведения, сформулируйте тему рока.

- Молодцы! Что мы сегодня на уроке должны сделать? Какая учебная задача перед нами стоит? Используя опорные слова, которые на экране, определите, какие умения будем развивать сегодня.

Опорные слова:

  1. умение правильно и выразительно ________.
  2. умение определять _________ произведения.
  3. умение определять _________ произведения.
  4. умение определять _________ произведения.
  5. умение определять ___________ произведения и давать им характеристику.

- Молодцы! Конечно, мы будем развивать и другие различные умения, но эти являются главными на сегодняшнем занятии.

- Заполните в оценочных листах столбцы «решение ребуса», «постановка темы и учебной задачи».

- Да. Тема урока: «В. Белов «Ещё про Мальку».

- Сегодня мы должны прочитать и проанализировать произведение В. Белова «Ещё про Мальку».

- Умение правильно и выразительно читать. Умение определять тему произведения. Умение определять главную мысль произведения. Умение определять жанр произведения. Умение определять главных героев произведения и давать им характеристику.

Название этапа: речевая разминка.

Педагогические задачи: способствовать развитию умений контролировать и корректировать свою деятельность; формировать умения свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками; создать условия для осознания мотивов учения, личностного смысла учения, внутренней позиции школьника.

Планируемый результат: регулятивные: умение контролировать и корректировать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; Личностные: мотивы учебной деятельности; личностный смысл учения; внутренняя позиция школьника.

- Скажите, что нужно разминать, чтобы читать выразительно, чётко?

- Конечно! Речевые разминки помогут сделать вашу речь красивой: чёткой, выразительной, понятной.

- Проведём речевую разминку. Начнём со следующего упражнения: большой вдох, а на выдохе считаем от 1 до 5; от 1 до 10.

- Посмотрите на экран. Что дано?

- Прочитаем медленно её. Теперь чуть быстрее, ещё быстрее и радостно, ещё быстрее и грустно.

- Молодцы!

- Речевой аппарат.

Выполняют упражнение.

- Скороговорка. 

Читают скороговорку: «Два щенка щека к щеке, щиплют щётку в уголке».

Название этапа: первое чтение и синтез.

Педагогические задачи: сформировать представления о содержании произведения «Ещё про Мальку», о значении устаревших слов; развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, строить логические цепи рассуждения, извлекать информацию, анализировать объекты, выдвигать гипотезы; формировать навыки знаково-символических действий, корректировать и контролировать свою деятельность; развивать умения свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в совместной деятельности, оформлять мысли в письменной форме, принимать различные точки зрения, полно и чётко выражать своё мнение.

Планируемый результат: предметные: знать содержание произведения «Ещё про Мальку»; знать значение незнакомых (устаревших) слов. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций; навыки знаково-символических действий; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение выдвигать гипотезы. Регулятивные: умение корректировать и контролировать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в письменной форме.

- Мы размяли речевой аппарат. С биографией автора мы познакомились на прошлом уроке, поэтому теперь можем приступить к чтению. Как вы думаете, какие события будут происходить с Малькой в этот раз?

- Приступим к чтению и узнаем были ли вы правы. Я попрошу вас простым карандашом отмечать те слова, значение которых вам непонятны. Итак, я начну, а вы продолжите. По цепочке.

2 «сильным» ученикам дано заранее задание: читать самостоятельно, а затем заполнить совместно таблицу.

Вопросы на восприятие.

- О ком говорится в тексте?

- Ваши догадки подтвердились?

- Что с ней произошло?

Выборочное чтение.

- Найдите момент, где спасают Мальку.  Зачитайте.

- Можно ли сказать, что это самый напряжённый момент? Почему? Кто спас?

- Когда мы читали встречались слова, которые вы не знали, как произнести: плёс, верша, обомлеть. Вы знаете, значение этих слов?

- Ваши одноклассники сейчас расскажут, что обозначают эти слова. А я буду дополнять их ответы.

Словарная работа.

- Есть ещё слова, значение которых вы не поняли?

Формулируют предположения.

Читают по цепочке.

Два ученика читают самостоятельно, затем работают с таблицей и словарям. Необходимо найти значение слов: плёсо, верша, обомлеть.

Слово

Значение

Изображение

Плёс

1. Широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами. Речной п. Озёрный п. 2. Глубокий участок русла реки, однородный по своим судоходным качествам (спец.).

https://oreke.ru/wp-content/uploads/2018/10/Ples-Reki-e1540411409953.jpg

                                

Верша

Приспособление для ловли рыбы, сплетенное из прутьев или проволоки в виде бутылки или воронки.

https://activefisher.net/wp-content/uploads/5/d/e/5de128e32ca3ff91ff6fe4e09e6e5d8c.jpg

Обомлеть

Оцепенеть, ослабеть от неожиданности, обмереть.

-

Дивиться

Удивляться

-

Лава

Доска или брус, перекинутые через ручей, настильный пешеходный мостик.

http://photos.wikimapia.org/p/00/06/46/32/69_full.jpg

- В тексте говорится о Мальке.

Ответы детей.

- Малька не могла перебраться через реку, чтобы попасть к своему сынку, но решила плыть, вода была холодная, она чуть не утонула, её спасли.

Выборочное чтение. Ищут определённые моменты и зачитывают их.

- Да, потому что Малька могла умереть, а нам было страшно, мы не знали, что с ней будет.  Федя

Ответы детей.

Словарная работа.

Название этапа: физкультминутка. 

Педагогические задачи: способствовать становлению позиции школьника.

Планируемый результат: личностные: внутренняя позиция школьника.

Читает стихотворение и показывает упражнения.

Во дворе щенок играл,
прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.

Выполняют упражнения.

Название этапа: вторичное чтение и синтез.

Педагогические задачи: сформировать представление о содержании произведения «Ещё про Мальку», о понятиях «главный герой», «тема и главная мысль текста», о признаках рассказа; развивать умения давать характеристику героям текста, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, строить логические цепи рассуждения, анализировать объекты, контролировать и корректировать учебные действия, оценивать деятельность; способствовать развитию навыков знаково-символических действий, вступать в диалог с учителем и сверстниками, грамотно и полно высказывать свою точку зрения, принимать различные мнения, договариваться в совместной деятельности, оформлять свои мысли в письменной форме.

Планируемый результат: предметные: знать содержание произведения «Ещё про Мальку»; уметь определять тему, главную мысль и главного героя текста; знать признаки рассказа; уметь охарактеризовать героев произведения. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; навыки знаково-символических действий; умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: умение контролировать и корректировать свою деятельность; умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения; умение договариваться в совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в письменной форме.

- Мы немного отдохнули. А теперь продолжаем работу. Что значит проанализировать произведение?

- Верно! Как вы считаете, достаточно ли одного прочтения произведения, чтобы проанализировать?

- Конечно, поэтому сейчас вы повторно прочитаете «Ещё про Мальку».

- В этом разделе «Люби живое» мы знакомимся с рассказами. Значит произведение В. Белова относится к какому жанру?

- Предлагаю это доказать, используя приём «Фишбоун». Работаем в паре. Что у каждой пары лежит на столе?

- Прочтём её.

- Итак, нам нужно определить является ли данное произведение рассказом. Какой вопрос напишем?

- Верно, что на верхних косточках будем указывать? На нижних? Назови признаки рассказа.

- Хорошо, работаем! Не забывайте, что надо уважать своего соседа по парте.

Проверка. Обсуждение.

- Заполните оценочный лист.

- Работаем дальше. Мы определили жанр, теперь нужно определить тему и главную мысль. Что такое тема и главная мысль?

- Какова тема? Почему?

- Какая главная мысль у данного произведения?

- Верно. Материнская любовь сильнее страха смерти.

- Мы определили жанр, тему, главную мысль, мы всё сделали?

- Главный герой – это кто? А какие ещё есть герои?

- Кто в этом рассказе главный герой, а кто второстепенный?

- Хорошо, подумайте, какими чертами обладает каждый герой. На доске даны картинка с изображением героев, карточки, на которых даны качества. Необходимо соотнести качество и героя.

- Заполните оценочные листы.

- Определить жанр, тему и основную мысль. Выделить главного героя.

- Нет.

Повторное чтение (самостоятельное, про себя).

- Данное произведение относится к жанру «рассказ».

- Листок, на котором нарисован скелет рыбы. И инструкция.

- Голова – это вопрос, на который нужно ответить. Верхние косточки – это признаки, которые характеризуют предмет вопроса. Нижние – доказательства признаков. Хвост – ответ на вопрос.

- Произведение «Ещё про Мальку» - это рассказ?

- Признаки рассказа на верхних. А на нижних доказательство того, что этот признак есть в произведении Белова.

- Повествование о реальных событиях, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного события.

Составляют фишнбоун.

Проверка. Обсуждение.

Заполняют оценочный лист.

- Главная мысль - это главная идея, которая заложена в произведении. Это то, что хотел сказать автор текстом.

- Тема текста - это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это то общее, что объединяет предложения в текст.

- Малька-мать, материнская любовь, Малька настоящая мать (другие варианты детей). Потому что об этом говорится в рассказе. Малька пыталась добраться до своего ребенка, несмотря на трудности.

- Автор хотел сказать, что мамы ради своих детей на всё готовы. Животные, как и люди любят своих детёнышей.

- Нет, нужно ещё определить главного героя.

- Наиболее важный герой, с которым связан весь сюжет. Есть ещё второстепенные герои.

- Малька главный герой. С ней связан весь сюжет. Так же главным героем можно назвать автора- человека, который присутствует на протяжении всего сюжета, он рассказывает о произошедшем, он высказывает свои мнения насчёт происходящего. Второстепенный герой – Федя.

Выходят по очереди к доске. Соотносят качество и героя, объясняя своё мнение.

Малька – храбрая, заботливая, верная, отважная.

Автор – внимательный, добрый, отзывчивый.

Федя – добрый, отзывчивый, отважный, рассудительный.

Лишние: злая, трусиха, бессердечный, глупая, равнодушный, ленивый, глупый.

Заполняют оценочные листы.

Название этапа: итоги, рефлексия.

Педагогические задачи: сформировать представление о главной мысли произведения «Ещё про Мальку»; развивать умения ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, строить логические цепи рассуждения, анализировать объекты, осуществлять виды рефлексии (познавательную и эмоциональную), оценивать свою деятельность; развивать навыки знаково-символических действий, свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, грамотно и полно высказывать своё мнение, принимать различные точки зрения; способствовать развитию у обучающихся положительного отношения к учению, познавательного интереса к новому учебному материалу, становлению позиции школьника.

Планируемый результат: предметные: знать главную мысль произведения «Ещё про Мальку». Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение делать выводы на основе обобщения умозаключений; умение строить логические цепи рассуждения; умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: освоение и принятие социальной роли обучающегося; умение осуществлять различные виды рефлексии (познавательная, эмоциональная); умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения. Личностные: мотивы учебной деятельности; личностный смысл учения; внутренняя позиция школьника.

- Молодцы, ребята! Вы определили жанр, тему, основную мысль текста, главных героев, которых охарактеризовали. Проделали большую работу. Наш урок подходит к концу. Скажите, чему ещё учит этот рассказ?

- Можно сказать, что Малька настоящая мать? Почему?

- Верно. Выполнили ли мы учебную задачу, которая стояла перед нами?

- Хорошо, посчитайте количество баллов. Ниже есть слова, подчеркните те, которые относятся к сегодняшнему уроку, на ваш взгляд.

- Передайте оценочные листы. Я их просмотрю, напишу комментарии и выставлю итоговую отметку. На следующем занятии я раздам вам эти листы. Вы увидите мои комментарии и отметку.

- Верности и бесстрашию. Находить выход из любых ситуаций. Любви, преданности, самоотверженности.

- Да, потому что маму не остановят никакие преграды. Для мамы главное это дети. Так и для Мальки, она прыгнула в ледяную воду, лишь бы только перебраться через реку к своему сынку. Ей это могло стоить жизни, но она об этом не думала, она думала только о своём детёныше.

- Да, мы знаем содержание данного текста. Проанализировали рассказ.

Заполняют оценочные листы.

Название этапа: домашнее задание.

Педагогические задачи: сформировать представление о содержании произведений «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; способствовать развитию умений ориентироваться в своей системе знаний, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность и результат, определять критерии оценивания; формировать навыки свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, грамотно и полно высказывать свою точку зрения, принимать различные мнения.

Планируемый результат: предметные: знать содержание произведений «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: умение контролировать и корректировать свою деятельность; умение определять критерии оценивания; умение оценивать свою деятельность. Коммуникативные: умение свободно вступать в диалог с учителем и со сверстниками; умение грамотно высказывать мнение, точку зрения; умение принимать различные точки зрения.

- Дома вам нужно будет нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов. Либо к «Малька провинилась», либо к «Ещё про Мальку». Следующий урок начнётся с выставки ваших иллюстраций.

- Скажите, вы можете нарисовать любой рисунок. Например, снеговика?

- Конечно. То, что вы сейчас сказали является критерием оценивания. То есть, когда мы будем оценивать ваши работы, будем обращать внимание на то, чтобы иллюстрация подходила к одному из произведений. Что мы ещё должны учитывать? Какие критерии можно сформулировать?

- Отлично! Создавайте иллюстрации, учитывая критерии оценивания.

- Урок закончен! До свидания!

-Нет, наш рисунок должен отражать произведение, то есть какой-то фрагмент рассказа.

- Аккуратность, завершённость, точная передача (например, цвет собаки; время года и т.д.

Критерии оценивания:

Соответствие иллюстрации содержанию рассказа «Малька провинилась» («Ещё про Мальку»;

Аккуратность исполнения;

Точная передача героев, природы и т.д;

Завершённость работы.

Список использованной литературы

  1. Плёс [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D1%91%D1%81 (дата обращения: 20. 02. 2022).
  2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова [и др.]. – Москва: Просвещение, 2013.
  3. Лава [Электронный ресурс]: Словари и энциклопедии на Академике. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/58782/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 20. 02. 2022).
  4. Верша [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B0_(%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C) (дата обращения: 20. 02. 2022).
  5. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко – Москва: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Где живут белые медведи?» 1 класс к учебнику А. А. Плешакова

Технологическая карта урока по теме «Где живут белые медведи?» 1 класс к учебнику А. А. Плешакова...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Малька провинилась" 3 класс, УМК "Школа России

Технологическая карта урока литературное чтение. Составлена в сооттветствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Рассказ Василия Ивановича Белова "Малька провинилась" - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Василия Ивановича Белова «Малька провинилась»; умения...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В.И. Белов "Ещё про Мальку"» - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа В.И. Белова «Ещё про Мальку»: умение анализировать ...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Белов «Малька провинилась»

Урок был проведен в 3 классе.Согласно календарно- тематическому планированию тема урока «Отражение нравственно – этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. В. Бе...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Волшебная белая» (Небо в белых облаках) (2 класс, Неменский Б.М. Учебник «ИЗО»)

Тема урока «Волшебная белая» (Небо в белых облаках)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах белой гуаши.Задачи ...