Рабочая программа
рабочая программа по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ ВСОШ
протокол № ___ _________/О.А.Синицына / __________ /В.М.Золотуева/
«___»______2021 г. «_____»________2021 г. Приказ №__ от «___»___2021г.
Руководитель
МО_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению для 2 класса
уровень базовый
УМК Школа России
срок реализации 2021– 2022 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам.
Литературное чтение
(Стандарты второго поколения)
Разработчик программы: Стерликова Валентина Николаевна
учитель начальных классов
Раздел 1 Пояснительная записка
Основной целью является:
- формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
- формирование эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и эле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Раздел 2 Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
- видеть и понимать, из каких, составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
- практически отличать по ведущим признакам эпическое, лирическое и драматическое произведения;
- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть, повесть-сказка, фантастическая повесть;
- самостоятельно находить ключевые слова.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
- сопоставлять цели содержанием материала урока в процессе его изучения;
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с ней; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД.
По окончании 2 класса ученик научится:
- пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
- информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений,
- выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
По окончании 2 класса ученик научится:
- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
- не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
- участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
По окончании 2 класса ученик получит возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
Личностные результаты.
По окончании 2 класса у ученика будут сформированы:
- умения, позволяющие на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- ценностные отношения к произведениям русских писателей-классиков, известных во
всем мире.
По окончании 2 класса ученик получит возможность сформировать:
- понимание, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- уважительное отношение к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине; умения составлять рассказы о них;
- умения, позволяющие самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Используемые технологии обучения: информационно-коммуникационные, игровые, технология проблемного обучения, деятельностного подхода, проектно-исследовательского обучения, технологии интегрированного обучения, технологии диалогового взаимодействия (групповые работы, педагогические мастерские..)
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Система оценивания по чтению представлена разнообразными формами, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Виды работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в листе мониторинга.
Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в "Рабочей тетради". Учитель осуществляет их выборочную проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся иногда целесообразно проводить специальный урок-презентацию.
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал.
Контроль навыка чтения используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки умений школьников выразитель, осознанно и бегло читать. Результаты проверки фиксируются в листе мониторинга. Один раз в четверть.
Итоговые контрольные работы включают основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, умений, но и развивающего эффекта обучения. Результаты проверки фиксируются в журнале.
Комплексная работа используется для оценки метапредметных результатов (учебной грамотности). Результаты её фиксируются учителем в соответствующем листе мониторинга и в журнале.
Творческая работа выявляет сформированность уровня метапредметной и предметной компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником ставить цель и задачи работы, правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный и информационный материал, делать самостоятельные выводы. Её оценка заносится в журнал.
Тематический и итоговый контроль
1-4класс | ||||||
Вид контроля | Форма контроля | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | Всего |
Стартовый | Стартовая работа | 1 | - | - | - | 1 |
Тематический | Проверочная работа | 2 | 2 | 1 | 2 | 7 |
Итоговый | Комплексная контрольная работа | - | - | - | 1 | 1 |
Контрольная работа | - | 1 | - | 1 | 2 | |
Контроль техники | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Итого: | 4 | 4 | 2 | 5 | 15 |
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.
Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | - | - | 30 (40) |
|
2 | 30 (40) | 40 (50) | 50(60) |
|
3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) |
|
4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) |
|
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
- способ чтения – чтение целыми словами;
- правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст, про себя без учета скорости.
Раздел 3. Содержание учебного предмета, курса.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.
Словарь.
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг.Читателю.
Р. Сеф.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д.Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень- очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок «На лугу»; С. Маршак «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин «Матери»; А. Плещеев «В бурю»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране», Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафин и паук»). Обобщение пройденного материала (2 ч).
Раздел 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование тем | Кол-во часов | План | факт | примечание |
1 | Введение. Знакомство с учебником. Книга — великое чудо. | 1 | |||
2 | Знакомство с произведениями раздела. «Самое великое чудо на свете» | 1 | |||
3 | Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | НРК | ||
4 | Старинные и современные книги. | 1 | |||
5 | Р. Сеф «Читателю» | ||||
6 | Устное народное творчество | 1 | |||
7 | Русские народные песни. | 1 | |||
8 | Потешки и прибаутки – малые жанры устного русского народного творчества | 1 | |||
9 | Скороговорки, считалки и небылицы – малые жанры устного русского народного творчества. | 1 | |||
10 | Народная мудрость в загадках, пословицах, поговорках. | 1 | РНК | ||
11 | Народные сказки. Ю. Мориц "Сказка по лесу идёт" | 1 | |||
12 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | |||
13 | Русскаянародная сказка «У страха глаза велики». | 1 | |||
14 | Сказка о животных «Лиса и тетерев». | 1 | |||
15 | Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль». | 1 | |||
16 | Русская народная сказка«Каша из топора». | 1 | |||
17 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 | |||
18 | Викторина по сказкам русского народа. | 1 | |||
19 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | 1 | |||
20 | Презентация проекта «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | РНК | ||
21 | Люблю природу русскую. Осенние загадки. | 1 | |||
22 | Лирическое стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» | 1 | |||
23 | Лирические стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника…», А. Плещеева | 1 | |||
24 | А. Фет "Ласточки пропали" | 1 | |||
25 | "Осенние листья"- тема для поэтов | 1 | |||
26 | Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы" | 1 | |||
27 | М. Пришвин Рассказ «Осеннее утро", И. Бунина Стихотворение «Сегодня так светло...» | 1 | |||
28 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Осень.» | 1 | |||
29 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). | 1 | |||
30 | Лирическое стихотворение А. С. Пушкина | 1 | |||
31 | А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | |||
32 | А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | |||
33 | А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 | |||
34 | Обобщение по теме "Сказки А. С. Пушкина". | 1 | |||
35 | БасняИ. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». | 1 | |||
36 | И. А. Крылова басня «Стрекоза и Муравей». | 1 | |||
37 | Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». | 1 | |||
38 | Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филипок». | 1 | |||
39 | Л. Н. Толстого «Филипок». | 1 | |||
40 | Л. Н. Толстой "Котёнок", "Правда всего дороже" | 1 | |||
41 | Весёлые стихи. | 1 | |||
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели» | 1 | НРК | ||
43 | О братьях наших меньших. Н Сладков. Рассказ «Они и мы». А Шибаев стихотворение «Кто кем становится» | 1 | |||
44 | Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова«Жила-была собака…» | 1 | |||
45 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 | |||
46 | М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 | |||
47 | М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 | |||
48 | Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | |||
49 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | |||
50 | Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утёнок». | 1 | |||
51 | В. Бианки Рассказ «Музыкант». | 1 | |||
52 | В. Бианки «Сова» | 1 | |||
53 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | |||
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | |||
55 | Из детских журналов. | 1 | РНК | ||
56 | Д. Хармс «Игра». | 1 | |||
57 | Д. Хармс «Вы знаете?» | 1 | |||
58 | Д. Хармс, С Машак. Стихотворение «Весёлые чижи». | 1 | |||
59 | Д. Хармс «Что это было?» | 1 | |||
60 | Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | |||
61 | Ю. Владимиров Стихотворение «Чудаки». | 1 | |||
62 | А. Введенский «Учёный Петя», "Лошадка" | 1 | |||
63 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов» | ||||
64 | Люблю природу русскую. Зима. | 1 | РНК | ||
65 | Стихотворения о первом снеге И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким. | 1 | |||
66 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». | 1 | |||
67 | С. Есенин «Поёт зима аукает…»,«Берёза». | 1 | |||
68 | Русская народная сказка "Два Мороза" | 1 | |||
69 | С. Михалков «Новогодняя быль». | 1 | |||
70 | Веселые стихи озиме А.Барто, С Дрожжина, С Погореловского, А Прокофьева | 1 | |||
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую, Зима» | 1 | |||
72 | Игра "Поле чудес"Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима.» | 1 | РНК | ||
73 | Писатели – детям. К .И. Чуковский. | 1 | |||
74 | К. И. Чуковский «Путаница». | 1 | |||
75 | К. И. Чуковский «Радость». | 1 | |||
76 | К. И. Чуковский «Федорино горе». | 1 | |||
77 | К. И. Чуковский «Федорино горе». | 1 | |||
78 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | |||
79 | С. В. Михалкова «Мой секрет», "Сила воли" | 1 | |||
80 | С. В. Михалков «Мой щенок». | 1 | |||
81 | А. Л. Барто «Веревочка». | 1 | |||
82 | А. Л. Барто«Мы не заметили жука», "В школу". | 1 | |||
83 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». | 1 | |||
84 | Н. Н. Носов «Затейники». | 1 | |||
85 | Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа». | 1 | |||
86 | Н. Н. Носов «Живая шляпа». | 1 | |||
87 | Н. Н. Носова «На горке». | 1 | |||
88 | Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке». | 1 | |||
89 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели детям» | 1 | |||
90 | Я и мои друзья. | 1 | |||
91 | Стихи о дружбе и обидах В. Берестова, Э Мошковской, В Лунина. | 1 | |||
92 | Н. Булгакова «Анна, не грусти!». | 1 | |||
93 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 1 | |||
94 | В. Осеева«Волшебное слово». | 1 | |||
95 | В. Осеева«Волшебное слово». | 1 | |||
96 | В. Осеева «Хорошее». | 1 | |||
97 | В. Осеева «Почему?». | 1 | |||
98 | В. Осеева «Почему?». | 1 | |||
99 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья» | 1 | |||
100 | Люблю природу русскую. Весна. | 1 | |||
101 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева о весне. | 1 | |||
102 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева о весне. | 1 | |||
103 | А. Блок «На лугу». С Маршак «Снег уже теперь не тот» | 1 | |||
104 | И. Бунин «Матери». | 1 | |||
105 | А. Плещеев «В бурю». | 1 | |||
106 | Е. Благинина "Посидим в тишине». | 1 | |||
107 | Э. Мошковская "Я маму мою обидел" | 1 | |||
108 | С Васильев «Белая береза» Проект «День победы — 9 мая» | 1 | |||
109 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | |||
110 | «И в шутку и всерьёз». | 1 | |||
111 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». | 1 | |||
112 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 1 | |||
113 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | 1 | |||
114 | Э. Успенский «Чебурашка». | 1 | |||
115 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». | 1 | |||
116 | Веселые стихотворения Э. Успенского "Над нашей квартирой», «Память» | 1 | |||
117 | Веселые стихотворения В. Берестова "Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1 | |||
118 | Веселые стихотворения И. Токмакова «В чудной стране». | 1 | |||
119 | Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы». | 1 | |||
120 | Г. Остер «Будем знакомы». | 1 | |||
121 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | |||
122 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | |||
123 | Проверим себя ии оценим свои достижения по разделу «И в шутку и всерьез» | 1 | |||
124 | Обобщение по разделу | ||||
125 | Литература зарубежных стран | 1 | |||
126 | Американские и английские народные песенки и загадки. | 1 | |||
127 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | 1 | |||
128 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 | |||
129 | Ш. Перро «Кот в сапогах». | 1 | |||
130 | Ш. Перро «Красная Шапочка». | 1 | |||
131 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 | |||
132 | Эни Хогарт «Мафин и паук». | 1 | |||
133 | Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель - сказочник» | 1 | |||
134 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | |||
135 | Защита проекта «Мой любимый писатель - сказочник» | 1 | |||
136 | КВН «Цветик — семицветик». Обобщение изученного материала по теме: «Поэтические страницы». Скоро лето. Задание на лето. | 1 | |||
Итого: 136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...