Конспект урока литературного чтения во 2 классе Ю.Ермолаев «Два пирожных».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Целью урока является знакомство учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных», помощь в осознании главной мысли произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения во 2 классе Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Задачи урока:
- учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
- способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
- на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.
Планируемые результаты
Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.
Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).
Форма урока: диалогический урок.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Повернитесь поскорей
Поприветствуем гостей:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Уж команду дал звонок:
Начинаем наш урок!
- Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно
- Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
- Буду внимателен и активен.
- У меня все получится
- Если мне будет трудно, попрошу помочь
- Я не один, мы все - дружная команда.
- Речевая разминка
– Как всегда, начинаем наш урок с речевой разминки. Зачем мы её проводим? (Готовим речевой аппарат к работе).
- Дыхательная гимнастика (одуванчик)
- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.
- А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков
2) Речевая разминка
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме. (слайд 2 )
- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.
-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).
- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)
- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.
- Актуализация опорных знаний
- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).
- Какое произведение читали дома? Кто автор?
- А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.
1. Что произошло с Катей?
· Сломала ногу.
· Сломала руку.
· При падении получила «сотрясение мозга».
2. Где она лечилась?
· Дома.
· В больнице.
· За границей.
3. Почему, увидев Катю, Аня заплакала?
· Обиделась.
· Стало жалко Катю.
· Испугалась.
4. Почему Катя стала утешать Аню?
· У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.
· Аня осталась одна без подруги.
· Аня тоже заболела.
5. Какое слово пропущено в пословице:
«Не мил свет, когда … нет»
· Книги.
· Совета.
· Друга.
- Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.
-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета
Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.
- Формулирование темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.
–А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.
- А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!
ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ
(правильный ответ вывесить на доске)
- Назовите тему урока.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".
- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
- Познакомиться с автором и его произведением
- Дать характеристику главным героям произведения
- Определить главную мысль рассказа
- Совершенствовать читательские навыки
- Развивать речь
- Первичное усвоение новых знаний
- Знакомство с Ю.И.Ермолаевым
Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
- Словарная работа
- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?
Словарно-лексическая работа.
Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Река Конго- название реки в Африке.
Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
- Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)
- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
Проверка первичного восприятия текста:
- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
- Почему Оля съела два пирожных?
- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
VI. Закрепление знаний и способов действий
1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов
-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами
Пу-те-ше-стви-е - путешествие
Крен-дель-ки – крендельки
Рас-сме-я-лась –рассмеялась
По-хва-ста-лась –похвасталась
Пи-рож-но-е- пирожное
Физминутка
- Вы немножечко устали.
И теперь все ровно встали.
Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),
Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, 2, 3, 4, .5
Глазки открываем.
Ими поморгаем.
И урок мы продолжаем.
2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)
- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)
- О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)
- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)
- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)
- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)
- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)
- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)
- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)
Чтение 3 части.
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
- Сколько пирожных съела Оля? (два)
- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)
- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).
3. Характеристика героев
Работа в группах
- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)
Оля Наташа
- трудолюбивая - легкомысленная
- отзывчивая - мечтательная
- послушная - ленивая
- добрая - хитрая
4. Осмысление содержания прочитанного
Работа в парах
- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.
1-белая – шляпа информации
-Как называется произведение?
-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?
2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)
- Необходимо продолжить предложение.
Плохо……что старшая дочь не помогла.
Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.
3-жёлтая –шляпа оптимиста
Здорово что… (Оля помогла маме. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)
4-красная-шляпа эмоций
Что вы чувствуете к герою
5-зелёная-шляпа идей
-Сейчас я не….., а Наташа.
-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?
6-синяя-шляпа
Дайте совет герою или читателю
- Оцените свою работу в листах самооценки
- Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Давайте подведём итог.
- Как называется произведение, которое мы сегодня читали?
- В каком большом разделе находится это произведение?
- Чем вам понравилось это произведение?
- А кто автор этого произведения?
- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?
- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.
- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.
- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.
- Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.
-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.
Желтый - я усвоил материал урока, у меня всё получилось
Розовый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы
Фиолетовый - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.
Домашнее задание
С.85-86, по ролям
Задание на выбор:
– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.
– Подобрать 5 пословиц о маме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Литературного чтения 2 класс по теме "Два пирожных"
Тема: Ю.Ермолаев "Два пирожных"...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Ю. Ермолаев «Проговорился»" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКАПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Пр...
Конспект урока литературного чтения ,УМК "Гармония", Ю.Ермолаев "Угодили"
Конспект урока и презентация...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....