Конспект урока литературного чтения во 2 классе Ю.Ермолаев «Два пирожных».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Карпенко Екатерина Григорьевна

 Целью урока является знакомство  учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных»,  помощь в осознании главной мысли произведения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока: 

  • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
  • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
  • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

Планируемые результаты 

Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний).

Форма урока: диалогический урок.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Повернитесь поскорей

Поприветствуем гостей:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

- Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно

  • Я начинаю работать, чтобы узнать новое.
  • Буду внимателен и активен.
  • У меня все получится
  • Если мне будет трудно, попрошу помочь
  • Я не один, мы все - дружная команда.
  1.  Речевая разминка

– Как всегда,  начинаем  наш урок с речевой разминки. Зачем мы её проводим?  (Готовим речевой аппарат к работе).

  1. Дыхательная гимнастика (одуванчик)

- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик.  Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.

- А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков

2) Речевая разминка

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2  )

- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

- Какое произведение читали дома? Кто автор?

- А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.

 1.     Что произошло с Катей?

·        Сломала ногу.

·        Сломала руку.

·        При падении получила «сотрясение мозга».

2.     Где она лечилась?

·        Дома.

·        В больнице.

·        За границей.

3.     Почему, увидев Катю, Аня заплакала?

·        Обиделась.

·        Стало жалко Катю.

·        Испугалась.

4.     Почему Катя стала утешать Аню?

·        У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.

·        Аня осталась одна без подруги.

·        Аня тоже заболела.

5.     Какое слово пропущено в пословице:

                     «Не мил свет, когда … нет»

·        Книги.

·        Совета.

·        Друга.

- Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.

  1. Формулирование темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.

 - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!  

 ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ

(правильный ответ вывесить на доске)

- Назовите тему урока.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  • Познакомиться с автором и его произведением
  • Дать характеристику главным  героям произведения
  • Определить главную мысль рассказа
  • Совершенствовать читательские навыки
  • Развивать речь
  1.  Первичное усвоение новых знаний
  1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.

Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.

Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.  Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

  1. Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Словарно-лексическая работа.

Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Река Конго- название реки в Африке.

Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

  1. Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

Проверка первичного восприятия текста:

- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

VI. Закрепление знаний и способов действий

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Пу-те-ше-стви-е  - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хва-ста-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

Физминутка

- Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),

Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, 2, 3, 4, .5

Глазки открываем.

Ими поморгаем.

И урок мы продолжаем.

2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

3. Характеристика героев

Работа в группах

- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)

            Оля                                                                       Наташа

- трудолюбивая                                                        - легкомысленная

- отзывчивая                                                            -  мечтательная

- послушная                                                            -   ленивая

- добрая                                                                    - хитрая

4. Осмысление содержания прочитанного

Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение?

-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что старшая дочь не помогла.

Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что…    (Оля помогла маме.  Съесть два пирожных. Читать интересную книгу.  Побывать в Африке.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к герою

5-зелёная-шляпа идей

-Сейчас я не….., а Наташа.

-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

6-синяя-шляпа

Дайте совет герою или читателю

- Оцените свою работу в листах самооценки

- Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Давайте подведём итог.

- Как называется произведение, которое мы сегодня читали?  

- В каком большом разделе находится это произведение?

- Чем вам  понравилось это произведение?

- А кто автор этого произведения?

- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

- Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник - международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.

-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.

Желтый - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Розовый  - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Фиолетовый - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Домашнее задание

С.85-86, по ролям

Задание на выбор:

– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.
– Подобрать 5 пословиц о маме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Ю. Ермолаев «Проговорился»" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКАПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....