Литературное чтение. Календарно- тематическое планирование 3 класс. "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Конобрицкая Ирина Михайловна

Календарно- тематическое планирование 3 класс. "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное  чтение» для 3 класса

№п/п

Тема урока

Дата прове-дения плани-руемая

Дата прове-дения факти-ческая

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые образовательные результаты

предметные

личностные, метапредметные

1

О книгах и книголюбах. С.В.Михалков «У меня есть внучка…»

С. Я. Маршак «Книга - ваш друг и учитель»

1

Название произведения (ответ на вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Главная мысль текста. Ритм произведения: звуки, которые отражены в нем. Крылатые образные выражения. Отражение в произведении чувств автора.

Зачем в учебнике даются значки и что они обозначают. Шмуцтитул: что мы узнаем, познакомившись с ним. Чтения текста с переносом логического ударения и вопросительной интонацией

Отвечать вопрос «Почему автор так назвал произведение?»).

Определять главную  мысль текста.

Определять ритм произведения.

Работа с текстом:

Подготовка речевого аппарата к чтению: темп речи, убыстрение темпа речи в соответствии с особенностями текста.

Интеллектуальные действия: анализ, выбор доказательств.

Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуж- дение.

2

С. Я. Маршак «Книжка про книжки». Н.А.Найденова «Мой друг»

1

Название произведения (ответ на вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Главная мысль текста. Ритм произведения: звуки, которые отражены в нем. Крылатые образные выражения. Отражение в произведении чувств автора.

Зачем в учебнике даются значки и что они обозначают. Шмуцтитул: что мы узнаем, познакомившись с ним. Чтения текста с переносом логического ударения и вопросительной интонацией

Выбирать книгу в библиотеке, пользуясь каталогом.

Рассказывать о прочитанной книге.Составлять аннотацию.Интонационно оформлять собственное высказывание.

используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

3

Входная контрольная  работа (тест)

Книги, прочитан-

ные летом.  Экскурсия в библиотеку.

1

Умение быстро и правильно выбирать нужную книгу.

Выбирать темп и тон чтения. Передавать интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывают паузы и логические ударения.

Выбирать книгу в библиотеке, пользуясь каталогом.

Знакомство с помещением библиотеки. Рассматривание выставок книг. Беседа с библиотекарем.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

4

М. Горький «Пепе»

1

Активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий.Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Ориентировка в понятии «дружба» (на основе худо- жественных текстов).

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно

5

М. Яснов « Я у мамы!», А. Пушкин «Я ждал тебя..».

 В. Короленко «Слепой музыкант»

1

Выбирают темп и тон чтения. Передают интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывают паузы и логические ударения.

Словарная  работа: объяснение устаревших слов («шушун»,

«гремушка», «свирель», «заворожила») по контексту. Сопо- ставление  репродукции картины (гравюры) В.В. Гельмерсена

«Поэт и его няня» со стихотворными строками поэта о няне

Отвечать вопрос «Почему автор так назвал произведение?»).

Определять главную  мысль текста.

Определять ритм произведения.

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6

В. Короленко   «Слепой музыкант»

1

Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тек- сту для определения возможного развития сюжета.

Подготовка речевого  аппарата  к  чтению:  интонацион- ный рисунок чтения вслух (выделение голосом слов и соблюдение пауз).

Интеллектуальные действия: анализ; «удержание» в памя- ти событий и героев рассказа, высказывание предположений о возможном развитии событий в произведении.

-Самоконтроль за восприятием собственного чтения в соответствии с учебной задачей.

-формирование умения строит высказывание по плану

-работа со справочной литературой

7

В. Короленко «Слепой музыкант»

1

Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тексту для определения возможного развития сюжета.

Подготовка речевого  аппарата  к  чтению:  интонацион- ный рисунок чтения вслух (выделение голосом слов и соблюдение пауз).

анализ; «удержание» в памяти событий и героев рассказа, высказывание предположений о возможном развитии событий в произведении.

Самоконтроль за восприятием собственного чтения в соответствии с учебной задачей.

-формирование умения строит высказывание по плану

-работа со справочной литературой

8

В. Короленко «Слепой музыкант»

1

Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тексту для определения возможного развития сюжета.

Чтение с продолжением рассказа В.Ф. Пановой «Сережа» (учебник, ч. 1, с. 34). Учебный диалог: обсуждение нравственно- го смысла произведения. Индивидуальная работа: определе- ние основных событий эпизода, отношения к ним персонажей. Рассматривание иллюстрации к тексту для определения осо- бенностей развития сюжета. Упражнение на поиск в тексте ха- рактеристики—описания героя.

Мотивированное чтение: ответы на вопросы по тексту рассказа

Знаковство с другими произведениями В.Г.Королева

9-11

В. Панова «Серёжа»

1

Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тек- сту для определения возможного развития сюжета.

Формирование умения пересказывать текст с опорой на план.

соотнесение информации, пред- ставленной в тексте и иллюстрациях.

Овладение логическими действиями анализа.

Совместная деятельность в парах: правила взаимодействия.

Овладение навыками смыслового чтения текста

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме

12

Произведения о дружбе. А. Барто «Перед сном»

1

Мотивированное чтение вслух стихотворения А.Л. Барто

«Перед сном» (учебник, ч. 1, с. 41). Совместная деятельность (работа в парах): подготовка ответов на вопросы о героях сти- хотворения, творческая работа с воображаемой ситуацией. Рабо- та с текстом: поиск героя или героев, обращения (просьбы).

Речевые умения: описание героя стихотворения, его чувств.

Регулятивные действия: мотив чтения, самостоятельное определение цели чтения стихотворения.

Информационные умения: соотнесение информации, пред- ставленной в тексте и иллюстрациях.

Самоконтроль  чтения «про себя»: повторы слов, определение смысловых частей текста.

Умение строить совместную деятельность в парах

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Овладение логическими действиями сравнения

13-15

А. Куприн «Белый пудель»

1

Информация о событиях, которые происходили более ста лет назад. Чтение с продолжением рас- сказа А.И. Куприна «Белый пудель» (учебник, ч. 1, с. 43). Учеб- ный диалог: обсуждение развития сюжета (по тексту, иллюстра- ции), характеров героев, их типов (положительный, отрицатель- ный). Упражнение на поиск в тексте информации об отношении героев к животным.

Задание на соотнесение пословиц с содержанием и главной мыслью рассказа. Работа с текстом: сравнение описания героев с        иллюстрациями, дополнение их характеристик на основе текста рассказа. Работа в парах: определение эпитетов, сравнений, описаний как авторских приемов характеристики ге- роев; выделение эпизодов текста (по событиям, по иллюстрации).

Регулятивные  действия: контроль чтения «про себя».

Личностная позиция: ориентировка в понятиях «положи- тельный герой» и «отрицательный герой».

Информационные   умения:    поиск    в   тексте   информации в соответствии с учебной задачей.

16.

Дружба с животными

1

Выставка книг (тема дружбы); рассказы детей о любимой книге, в которой говорится о дружбе человека и животного.

Драматизация отрывков из произведений о дружбе.

. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние, классификация.

Речевые  умения:  рассказ-рассуждение.

Креативные действия: драматизация, принятие роли ге- роя произведения.

отношение к чтению и книге.

17.

Л. Толстой «Булька»

1

Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени)

Военные годы как главная тема произведений литературы. Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры.

Уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности  доводить начатую работу до ее завершения.

18.

И. Новокрещёнов «Письмо на фронт»

1

Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени)

Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .Способность преодолевать трудности  доводить начатую работу до ее завершения.

19

А. Мусатов «Оружие»

1

Мотивированное чтение  вслух  рассказа А.И. Мусатова

«Оружие» (учебник, ч. 1, с. 57). Восприятие чтения учителя (С.В. Михалков «Данила Кузьмич»). Учебный диалог: сравнение прочитанных произведений (судьбы героев во время войны).

мотивированное чтение «про се- бя», самоконтроль осознанности чтения (основные события сю- жета). Мотив чтения вслух: самостоятельное определение цели чтения. Анализ и оценка совместных действий при выполнении учебной задачи.

отношение к нравственным поступ- кам героев произведения, оценка человеческих качеств, прояв- ляющихся в военное время.

20

Дети войны

1

рассказ-воспоминание   учителя о Великой Отечественной войне. Слушание чтения учителя. Обсуждение проблемы: ребенок на войне раньше времени ста- новится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем детской литературы.

Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .Способность преодолевать трудности  доводить начатую работу до ее завершения.

21

И. Никулина «Бабушкин кактус»

1

Чтение рассказа И. Никулиной «Бабушкин кактус» и об- суждение основных  событий  (учебник,  ч.  1,  с.  60).  Работа в парах: составление плана (деление текста на части, озаглавливание каждой).

Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени)

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

22-23

М. Шолохов «Судьба человека»

1

обсуждение событий, чувств героев, возникающих под влиянием жизненных ситуаций. Работа с  текстом:  по- иск заданных эпизодов, портретных описаний, главной мысли текста.

Подготовка речевого аппарата к чтению: темп речи как прием выразительности чтения вслух.

Интеллектуальные действия: анализ, сопоставление, сравнение, характеристика.

Речевые умения: описание (словесный портрет). Правила учебного диалога. Выборочный подробный пересказ. Устаревшие слова (объяснение значения).

отношение к произведениям, изобра- жающим жизнь и судьбу детей. Нравственная оценка поведения взрослых и детей — героев произведения.

24

Рассказы А.П.Чехова

1

Обсуждение прочитанных произведений А.П.Чехова. Работа с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени)

Значение реальных жизненных ситуаций в рождении рассказа и развитии его сюжета. Словесный портрет героя как его характе- ристика. Авторский способ выражения главной мысли.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности  доводить начатую работу до ее завершения.

25-26

А. Чехов «Ванька»

2

Интонация волнения при чтении вслух.

Нравственная тема произведений: судьба детей.

Чтение с продолжением: прослеживание и запоминание сюжета.

Соотношение последовательности событий в тексте и иллюстрациях к ним.

нахождение словесного портрета деда и описания Москвы, классификация приемов, которые использовал автор

Судьба  детей  из  бедных  семей в царской России. Чтение рассказа А.П. Чехова «Ванька» и обсуждение содержания, характеристик геро- ев. Задание на поиск разных форм текста (текст-письмо, текст- воспоминание).

Личностная позиция: отношение к произведениям, изобра- жающим жизнь и судьбу детей. Нравственная оценка поведения взрослых и детей — героев произведения.

27-29

П. Бажов «Серебряное копытце»

3

Анализируют факты и чувства, изложенные в рассказах. Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Определять тему, главную мысль произведения.

Оценивать нравственное содержание и идею произведения.

Деление на части, озаглавливание каждой части.

Обсуждать совместно (коллективно, в парах, в группах) значение пословицы; анализировать соответствие темы произведения пословице;

30

Уральские сказы

1

Народная сказка: тема, главная мысль, сходство и различия сказок разных народов.

Иллюстрация к сказке: назначение.

Перевод сказок других народов.

 Работа переводчика.

Малые фольклорные жанры: пословицы

Ответить на вопрос «Какая пословица раскрывает тему этих сказок?»

Уметь находить в сказке завязку.

Соотносить иллюстрации с текстом (темой уро ка), отдельными его эпизодами

Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль.

Объяснять образные слова и выражения

Пересказывать текст выборочно и полностью.

31-32

Обобщение по разделу: «Дети и детство – тема художественных произведений». Проект

2

Поиск архаичных слов и выраже- ний, объяснение их смысла, назначения. Совместная дея- тельность (работа в парах): работа с заданным эпизодом текста.

Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова Крылатые выражения как прием выразительности. Характеристика персонажей сказки.

Упражняться  в использовании пауз и интонации. Подбирать характеристики с опорой на подсказку.

Подбор пословицы в соответствии с учебной задачей.

Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения

Вести учебный диалог по тексту сказки.

Читать по ролям, самостоятельно передавать особенности разных персонажей.

33

З. Александрова «Родина»

1

Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык.

Репродукция картины как иллюстрация к стихотворениям о Родине.

Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения.

Интеллектуальные действия: восприятие на слух стихо- творного текста, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Речевые умения: правила учебного диалога, рассказ-описа- ние, рассказ-рассуждение.

правила  совместной  деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения.

Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях.

34

К. Симонов «Родина»

1

. Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык.

Репродукция картины как иллюстрация к стихотворениям о Родине.

Выразительное чтение с использованием интонационного рисунка и логических ударений.

правила  совместной  деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения.

Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях.

35

Е. Пермяк «Маркел – Самодел и его дети»

1

Разговор перед чтением: труд на благо Родины — важная те-

ма в литературе. Учебный диалог по сказке Е.А. Пермяка «Мар- кел-Самодел  и   его   дети»   (учебник,   ч.   1,   с.   97).   Работа в группах: поиск в тексте архаичных слов и выражений, объяс- нение их значения; выбор в тексте заданного эпизода.

Работа со шмуцтитулом: анализ содержания шмуцтитула как мотива изучения темы.

Речевая разминка: упражнение на использование   интона- ции нежности, задумчивости, неспешного темпа речи (при чте- нии произведений о Родине).

 

 Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине.правила  совместной  деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения.

36

Стихи о Родине

1

Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык.

Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения.

Интеллектуальные действия: восприятие на слух стихо- творного текста, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Речевые умения: правила учебного диалога, рассказ-описа- ние, рассказ-рассуждение.

Креативные действия: работа с воображаемыми ситуация- ми (на материале прочитанных произведений); рассказ-описание по иллюстрации.

Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях.

37

И. Шаферан «Красно солнышко»

1

Чтение текста песни И.Д. Шаферана «Красно солнышко» и сопоставле- ние его с репродукцией картины А.А. Рылова «Пейзаж с рекой» (учебник, ч. 1, с. 101).

Репродукция картины и текст песни как подсказки для описа- ния картины природы. Задание на поиск информации в тексте: какие слова стихотворения могли бы стать названием картины?

отношение к родной стороне, малой родине.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях.

38

В. Астафьев «Летняя гроза»

1

Разговор перед чтением: описывая красоту природы, авто- ры передают свою любовь к Отчизне. Чтение отрывка из расска- за В.П. Астафьева «Летняя гроза» (учебник, ч. 1, с. 102). Работа с текстом (обсуждение ответа на вопрос «Как меняется состоя- ние природы?»). Учебный диалог: сравнение предложений с оп- ределениями и без них по степени выразительности, поиск эпи- тетов в отрывке.

сравнение предложений с оп- ределениями и без них по степени выразительности, поиск эпи- тетов в отрывке. Задание на сравнение (работа в парах): описание природы (И.С. Тургенев, А.П. Чехов); анализ вырази- тельных средств текстов (учебник, ч. 1, с. 104). Самоконтроль чтения «про себя»: какие эпитеты использованы в тексте

обогащение словаря (эпитеты).

Регулятивные действия: самостоятельное определение мо- тива и цели чтения. Самоконтроль выполнения учебной задачи (чтение «про себя»).

Личностная позиция: выражение отношения к природе родной страны.

39

И. Тургенев «Всё зашевелилось», С. Есенин «С добрым утром!»

1

Интонационный рисунок описательных стихотворных строк

Описание в стихотворном и прозаическом текстах. Особенности познавательного текста (получение нового знания). «Очеловечивание» природы.

 Репродукция как иллюстрация к прочитанным произведениям.

Выбор интонации для чтения в зависимости от содержания стихотворных строк.

Сравнение описаний природы в стихотворном и прозаическом произведениях

Определение цели познавательного текста, поиск новой информации в нем.

Нахождение олицетворений в тексте.

Соотнесение с прочитанными произведениями, придумывание собственных сюжетов для иллюстраций прочитанных текстов

Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения.

Контроль чтения «про себя

Анализ произведения: определение цели познавательного текста, поиск новой информации в нем. Исследование средств выразительности описательного текста

; сравнение как прием работы с информацией, представленной в тексте

40

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом..»

1

Тема природы в творчестве писателей родного края1.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние.

Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

Креативные действия: отбор произведений  в  соответст- вии со своим вкусом и интересами; творческая работа с учетом воображаемой ситуации.

Выбор интонации для чтения в зависимости от содержания стихотворных строк.

Сравнение описаний природы в стихотворном и прозаическом произведениях

Личностная позиция: выражение своих вкусов и пристрастий по отношению к тому или иному художественному произведению

41

Природа родного края в произведениях земляков

1

Тема природы в творчестве писателей родного края1.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние.

Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

Креативные действия: отбор произведений  в  соответст- вии со своим вкусом и интересами; творческая работа с учетом воображаемой ситуации.

Выразительное чтение детьми произведений поэтов-земля- ков о природе. Рассказ-рассуждение «Почему мне нравятся произ- ведения поэта?». Рассказ-описание «Если бы я был поэтом…».

выражение своих вкусов и пристрастий по отношению к тому или иному художественному произведению.

Информационные  умения:  работа   с   разными   средствами и источниками информации.

42

Н. Фёдорова «Проводы зимы»

1

Русские народные праздники и их фольклорная основа. Празд- ник Масленицы как проводы зимы. Традиционные народные ка- лендарные праздники — тема произведений фольклора. Стихо- творные произведения о Масленице: фольклорные особенности текста масленичных песенок (повторы слов, описание, обратный порядок слов в словосочетаниях). Сюжет иллюстрации как спо- соб творческого представления художественного текста.

Работа с текстом «Проводы зимы»: выделение фольклор- ных особенностей текста, нахождение повторов слов, описаний; определение обратного порядка слов в словосочетаниях. Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы.

Личностная позиция: выражение отношения к народным праздникам, поэтическим фольклорным произведениям.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в схематическом виде.

43

Дорогая гостья Масленица!»

1

Работа с текстом «Проводы зимы»: выделение фольклор- ных особенностей текста, нахождение повторов слов, описаний; определение обратного порядка слов в словосочетаниях. Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы.

Совместная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы.

Личностная позиция: выражение отношения к народным праздникам, поэтическим фольклорным произведениям.

Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в схематическом виде.

44

И. Шмелёв «Ветерок сыроват…»

1

Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы.

Народные праздники родного края: календарные, обрядовые1.

Креативные  действия:  участие в инсценировках.

Информационные умения: работа со справочной литерату- рой — поиск и оценка информации о народных праздниках (крае- ведческий материал).

Личностная позиция: проявление своего отношения к под- готовке и участию в народном празднике.

45

Народные праздники

1

Инсценировка (драматизация): хороводы, народные подвиж- ные игры, шутки.

Народные праздники родного края: календарные, обрядовые1.

Креативные  действия:  участие в инсценировках.

Информационные умения: работа со справочной литерату- рой — поиск и оценка информации о народных праздниках (крае- ведческий

проявление своего отношения к под- готовке и участию в народном празднике.

46-47

Сказка: «Никита Кожемяка»

2

Нравственный смысл фольклорных сказок Похожесть их тем и главных мыслей, поучительный характер. Черты характера, которые одобряются и осуждаются в народных сказках. Выразительные особенности сказки, характеризующие ее при- надлежность к какому-либо народу

Контроль восприятия смысла и основного содержания сказки, оценка своей деятельности.

Регулятивные действия: самоконтроль мотива чтения «про себя» (с ориентацией на иллюстрации). Оценка характера взаи- модействия в совместной парной деятельности.

Личностная  позиция:  интерес  к  истории  родной  страны и героическому фольклору.

48-49

Былина: «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

2

Мотивированное чтение: внимание к учебной задаче, постав- ленной перед чтением. Фольклорная сказка: тема, события, осо- бенности (начало, развитие действия, конец). Пословицы в тексте народной сказки. Соотнесение иллюстраций с текстом сказки.

Разговор перед чтением: былина — народный  песенный сказ.  Чтение  по  ролям  отрывка  из  былины   «Илья  Муромец и Соловей-разбойник» (дифференцированное задание). Рас- сматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыр- ский скок» (учебник, ч. 1, с. 119), поиск эпизодов былины, кото- рые она иллюстрирует; рассказ-описание (словесный портрет Ильи Муромца). Работа с текстом: сюжет былины (реальность или сказочность героев), ее язык (выразительные средства). Подбор синонимов к словам-архаизмам былин

Совместная деятельность в парах: соотнесение содержа- ния иллюстраций с текстом сказки.

50

Былины

1

Интеллектуальные действия: восприятие на слух, анализ, самостоятельное формулирование вывода.

Речевые умения: обогащение словаря (архаизмы,   синони- мы). Рассказ-описание (словесный портрет). План пересказа, пе- ресказ.

Креативные действия: работа с воображаемыми ситуация- ми, чтение по ролям.

Героические сказки и былины. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (выразительность, повторы, напевность исполнения), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Синонимический ряд: архаиз- мы, их место в былине и представление в современной лексике.

Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклор- ного произведения.

Совместная деятельность в парах: соотнесение содержания иллюстраций с текстом сказки.

51

Сказки А. С. Пушкина

1

Знакомство с биографией А.Пушкина, с его произведениями. Выставка книг. Связь пушкинских сказок с фольклорными.

Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения.

Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога.

Креативные действия: словесный портрет героя.

самооценка результатов деятельности в парах.

52-55

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4

Основные события авторской сказки в стихах, положительные и отрицательные герои. Пословица как способ характеристи- ки героя. Литературные особенности сказки: прием повтора как основа для изменения сюжета. Язык авторской сказки. Иллюстра- ция как подсказка в определении направления сюжетного разви- тия. Волшебные помощники в сказке.

Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения.

Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога.

Креативные действия: словесный портрет героя.

оценка нравственных (безнравствен- ных) поступков героев сказки; интерес к классической литерату- ре, к произведениям А.С. Пушкина.

56

Контрольная работа (тест)

1

57

Коррекция знаний.

Сказочные приключения

1

Работа со шмуцтитулом: мотив изучения темы, эмоцио- нальный настрой на содержание раздела.

Речевая     разминка:     упражнение   в   выразительном   чтении с интонацией каприза, самолюбования.

Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога.

Креативные действия: словесный портрет героя.

Рассматривание рисунка к сказке: определение, к какой части сказки (началу или концу) он относится, нахождение в тек- сте изображенного эпизода или его пересказ.

58-61

П. Ершов «Конёк – горбунок»

4

Чтение  с  продолжением  и слушание сказки П.П. Ершова

«Конек-Горбунок» (учебник, ч. 1, с. 142); обсуждение сюжета, ге- роев, особенностей авторской сказки. Учебный диалог (рубрика

«Наблюдаем: работаем с текстом»): определение связи авторской сказки с народной (присказки, повторы, поведение героев); осо- бенности языка (народность речи). Работа в парах: соотнесе- ние иллюстрации с эпизодом сказки. Рассказ учителя: Петр Павлович Ершов — автор сказки «Конек-Горбунок» (рубрика «Зна- комимся с автором»).

Тематика авторских стихотворных сказок. Направления раз- вития сказочного сюжета: многие сказки — приключения. Деле- ние    сказки    на    смысловые    части.    Связь    авторской    сказки с народной. Рисунок к эпизоду сказки как иллюстрация описания. Творчество П.П. Ершова.

Подготовка речевого аппарата к чтению:  самостоятель- ный выбор интонации для подготовки к слушанию сказки

Регулятивные действия: анализ результатов совместной деятельности в парах.

Личностная позиция: интерес к классической детской лите- ратуре.

62

Обобщение по разделу «Сказочные приключения – тема детской литературы»

1

«Наблюдаем: работаем с текстом»): определение связи авторской сказки с народной (присказки, повторы, поведение героев); осо- бенности языка (народность речи).

Авторская сказка. Схожесть сюжетов народной и авторской сказок. Особенности каждой

Индивидуальная работа: сравнение описаний и определение, какое из них более выразительное; аргументация своих ответов

63

Проект «Авторская сказка»

1

Анализ произведения, воспринятого на слух (стихотворения С.В. Михалкова «Фома»). Учебный диалог. Сравнение произве- дений — фольклорной сказки и стихотворения. Обсуждение про- блемного вопроса, почему поэт такими словами закончил свое стихотворение?

Совместная деятельность (работа в парах): проверка внимательности чтения — определение, кого забыл нарисовать художник на странице учебника и кто здесь лишний. Чтение по ролям любого диалога сказки. Выборочное чтение эпизода сказки, изображенного на рисунке.

обсуждение нравственной основы сказки (с опорой на подсказку). Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознан- ности чтения: нравственный аспект произведения. Иллюстрация к сказке: образы героев.

64

Проект «Авторская сказка» (резерв)

1

Речедвигательное упражнение: проговаривание потешки с одновременными жестами и мимикой.

составление цепочки событий, которые раскрывают главную мысль сказки

.

Толкование пословицы, которая стала заголовком сказки. Сравнение пословицы — заглавия сказки с пословицей английско- го народа «Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие отно- сились к тебе».

65

Н.Носов «Заплатка»

1

Чтение рассказа Н.Н. Носова «Заплатка» Пересказ  рассказа.

Составление плана.

Учебный диалог: выделение основных событий (с опорой на текст), определение их реальности или вымышленности. Определение, называние главных героев, действующих лиц. Работа с иллюстрациями: восстановление нарушенной последовательности событий рассказа..

Совместная деятельность (работа в парах): формулировка вопросов к тексту Регулятивные действия: удержание мотива чтения в процессе чтения вслух и «про себя»: анализ и оценка совместной деятельности в парах.

Е. Пермяк «Дедушкин характер»

1

. Рассказ как повествование: связь содержания с реальным со- бытием. Заголовок как главная мысль произведения. Сюжет рас- сказа: основные события, главный герой, действующие лица.

Aнализировать текст: средства художественной выразительности; оценивать их значение для понимания текста. Выбирать из текста устаревшие слова; используя словарь, объяснять их значение

Совместная деятельность (работа в парах): работа с пословицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц).

Личностная позиция: выражение отношения к поступкам героев.

Информационные умения: «чтение» и использование ин-формации, представленной в иллюстрациях.

Е. Пермяк «Дедушкин характер»

1

Рассказ как повествование: связь содержания с реальным со- бытием. Заголовок как главная мысль произведения. Сюжет рас- сказа: основные события, главный герой, действующие лица.

Aнализировать текст: средства художественной выразительности; оценивать их значение для понимания текста. Выбирать из текста устаревшие слова; используя словарь, объяснять их значение

Совместная деятельность (работа в парах): работа с по- словицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц).

Совместная деятельность (работа в парах): работа с пословицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц).

Регулятивные действия: удержание мотива чтения в процессе чтения вслух и «про себя»: анализ и оценка совместной деятельности в парах.

Личностная позиция: выражение отношения к поступкам героев.

Информационные умения: «чтение» и использование ин- формации, представленной в иллюстрациях.

Рассказы о детях

1

Обсуждение прочитанных произведений о детях. Работа с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях детей между собой

Значение реальных жизненных ситуаций в рождении рассказа и развитии его сюжета. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности  доводить начатую работу до ее завершения.

К. Паустовский «Кот – ворюга»

1

Рассказ как повествовательное произведение. Сюжет рассказа как последовательное развитие основных событий. Название произведения, характеристика главного героя.

Речевая  разминка:   упражнение  в  выразительном  чтении с использованием интонации наказа, совета, предостережения.

Учебный диалог:

 обсуждение смысла названия произведения, характеристика ко- та. Анализ последовательности развития сюжета в соответствии с планом-схемой.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизации

К. Паустовский «Кот – ворюга»

1

Рассказ как повествовательное произведение. Сюжет рассказа как последовательное развитие основных событий. Название произведения, характеристика главного героя.

Творческое задание: сочинение сюжетного рассказа(сопоройнарисунок). Совместнаядеятельность (работа в парах): объяснение значения выражений, выделенных в тексте (работа со словарем).

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушать собеседника и вести диалог. Признават возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Л. Толстой «Котёнок»

1

Работа с текстом рассказа: чтение, деление на смысловые части, составление модульного плана. Объяснение слов, требующих пояснения.

Речевые умения: обогащение активного словаря (эпитеты, образные выражения); сюжетный рассказ (по иллюстрации); учебный диалог (постановка вопроса—ответа).

Умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества

Е. Пермяк «Знакомые следы»

1

Повествование (рассказ). Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка (итог). Эпизод как часть рассказа. Герой, главный герой, действующие лица.

Анализ, обобщение, определение логики построения сюжета (схема его сюжета); поиск доказательств для характеристики структуры текста; сравнение и различение.

самоконтроль выполнения   учебной задачи (чтение «про себя»); оценка деятельности в парах.

Е. Пермяк«Тараканий охотник»

1

Повествование (рассказ). Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка (итог). Эпизод как часть рассказа. Герой, главный герой, действующие лица.

Характеристика понятий «герой», «главный герой», «действующие лица» рассказа.

Анализ схемы рассказа, деление текста на структурные части (начало, завязка, кульминация, развязка

«Чтение» информации, представленной в схеме, самоконтроль чтения

Рассказы Е. Пермяка

1

Рассказы Е.Пермяка. Деление текста на части. Роль описания в произведениях Пермяка.

Обсуждение особенностей повествования (протяженность действия, число действующих лиц, рассказ от первого лица).

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества

В. Железников «История с Азбукой»

1

Рассказ как короткая реальная история. Повествование от первого лица. Протяженность действия, число участников.

Анализ, логика развития сюжета (поиск недостающего звена сюжета).

Речевые умения: рассказ-рассуждение; выборочный пересказ.

Самоконтроль выполнения учебной задачи, контроль.

В. Железников «История с Азбукой»

1

Положительные, отрицательные герои произведения.

Структурные особенности построения рассказа.

Жизнь и творчество Н.Н. Носова.

Интонационный рисунок чтения (в соответствии с учебной задачей),анализ, логика развития сюжета (поиск недостающего звена сюжета).

Построение суждения, чему учит рассказ.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества

Н. Носов «Огурцы»

1

Чтение «про себя» рассказа Н.Н.  Носова  «Огурцы»,  особенности повествования, протяженность действия, число действующих лиц, рассказ от первого лица

Характеристика главного героя; определение главной мысли текста; положительного и отрицательного героев (с опорой на текст).

Совместная деятельность (работа в парах)

Построение суждения, чему учит рассказ.

Н. Носов «Огурцы»

1

Знакомство с биографией автора. Характеристика главного героя.

Структурные особенности построения рассказа.

Отвечать на вопрос: «Какие качества характера одобряет автор?». Определять главную мысль произведения. Чтение эпизода по заданию.  

Выражение  своих мыслей в устном высказывании в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Построение рассуждения, соотнесение к известным понятиям. Выслушивание собеседника и ведение диалога.

Рассказы Н. Носова

1

Произведения Н.Н. Носова.

Юмористические произведения Н.Н. Носова. Рассказ, по- весть. Особенности жанра.

Рассказ—презентация любимого произведения этого автора. Драматизация эпизодов.

Анализ результатов совместной деятельности.

Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи.

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка.

Слуховое Восприятие («удержание» в памяти сюжетной линии при чтении с продолжением), анализ, восстановление сюжетной линии (поиск ошибки времени и пространства сюжета);

Самоанализ выполнения учебной задачи при чтении с продолжением и в совместной деятельности.

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Прием перестановки событий как особенность построения сюжета. Иллюстрации эпизодов рассказа.

Соотнесение иллюстрации с текстом.

Обсуждение главных событий рассказа, составление вопросов к сюжету; обоснование значения приема перестановки событий. Пересказ текста; выборочный пересказ.

Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. Конструктивно разрешают конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Архаизмы в тексте и их современные аналоги. Нравственная основа произведения.

Речевые умения: обогащение словаря (архаизмы); учебный диалог, построение вопросов по сюжету произведения;

Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Рассказы К. Паустовского  

1

Произведения К. Паустовского.

Рассказ—презентация любимого произведения этого автора. Драматизация эпизодов.

Анализ результатов совместной деятельности.

Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи.

Л. Толстой «Серёжа…», И. Тургенев «Малый он был не глупый…», Г. Николаева «Жили – были старик со старухою», «Утром…», «Как пахнет Ноябрём»

1

Портрет героя: словесное «рисование», эпитеты. Рассказ- описание (словесный портрет).портрет — описание внешнего вида и характера человека.

Чтение вслух текстов-описаний Г.Е. Николаевой (учебник, ч. 2, с. 57) и обсуждение их выразительных средств. Учебный диалог: обсуждение текстов-описаний, дифференциация по типу

«пейзаж» и «портрет».

Регулятивные действия: самоконтроль мотива чтения «про себя» (с ориентацией на иллюстрации). Оценка характера взаимодействия в совместной парной деятельности.

Ю. Коваль «Сирень и рябина»

1

Значение описания в художественном произведении. Текст- описание: портрет, пейзаж. Пейзаж как описание картин природы;

Чтение «про себя» рассказа Ю.И. Коваля «Сирень и рябина» (учебник, ч. 2, с. 59), ответы на вопросы для самоконтроля (с опорой на текст).

Обогащение словаря (эпитеты),

Регулятивные  действия: самоконтроль чтения «про себя».

Г. Николаева «Вот и взаправдашняя зима», И. Соколов – Микитов «Пьём чай с мёдом…», М. Шолохов «Молодой парень…», Н. Красильников «Последний гриб»

1

Пейзаж в художественных произведениях, изобразительном и музыкальном искусстве.

Выразительные средства текста-описания (эпитеты, сравнения), произведений изобразительного искусства (цвет, пространство, состояние), произведений музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Сравнение, сопоставление, исследование текста (решение учебной задачи).

Определение использованных авторами приемов в текстах-описаниях (эпитеты, сравнения).

Подбор слов-названий, передающих эмоциональное со- стояние автора и заменяющих текстовое высказывание.

Речевые умения: обогащение словаря (эпитеты, синонимы, сравнения, архаизмы); речевое оформление суждений (на основе анализа экспрессивных приемов).

Урок творчества. Создание текста описания

1

Пейзаж в художественных произведениях, изобразительном и музыкальном искусстве.

Выразительные средства текста-описания (эпитеты, сравнения), произведений изобразительного искусства (цвет, пространство, состояние), произведений музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Наблюдать, формулировать свои мысли, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Презентация подготовленных работ.

Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

М. Пришвин «Ёж»

1

Чтение вслух рассказа М.М. Пришвина «Еж» (учебник, ч. 2, с. 65). Поиск описания в тексте рассказа.

Обсуждение итога урока: описания в рассказе помогают читателю лучше понять особенности поведения и характера героев.

Поиск информации в толковом словаре и оформление собственного речевого высказывания.

Самопроверка чтения «про себя».

В. Баныкин «В гости к солнцу»

1

Знакомство с рассказом «В гости к солнцу». Средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, исследование текста

Составлять краткий пересказ по плану. Оценивать выполненную работу (словесно). Рассказывают отдельные эпизоды

Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

90-92

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник»

1

Метафора как «свернутое» сравнение. Переносное значение слов в метафоре. Использование метафор в художественном тексте.

 

.

Подготовка речевого аппарата к чтению: интонационный рисунок текста для выразительного чтения, восприятие текста — «удержание» в памяти сюжета в процессе чтения с продолжением; анализ, сравнение, формулирование вывода.

Самоконтроль решения учебных задач.

Креативные действия: творческое задание на основе иллюстраций.

Информационные умения: «чтение» информации, представленной в иллюстрациях.

93.

Мамин – Сибиряк.

Рассказы

1

Чтение отрывков из рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка

Обсуждение завязки произведения и основных событий, оценка поступков главных героев

Формирование мотивации к чтению художественных произведений

94.

М. Зощенко «Пора вставать!»

1

Юмористические произведения. Комичность ситуаций как основа сюжета.

Интонационный рисунок диалога, выбор интонации, отражающей особенности образа.

Анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения.

Осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

95

М. Зощенко «Интересно придумала»

1

Герои юмористического произведения. Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Чтение рассказа по смысловым частям. Составление плана

Правила учебного диалога; рассказ-повествование; объяснение значения пословиц.,ответы на вопросы в соответствии с поставленной учебной задачей.

Определение наиболее эффективных способов достижения результата. Осознание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

96.

М. Зощенко «Глупый вор и умный поросёнок»

1

Выразительные средства текста юмористического содержания: гипербола (преувеличение).

 Рассказ учителя о жизни и творчестве М.М. Зощенко.

Поиск гипербол, определяющих комизм ситуаций. Составление плана работы над прочитанным произведением.

рассматривание рисунков, определение комизма ситуации; создание сочинения с использованием гипербол.

Правила учебного диалога; рассказ-повествование; объяснение значения пословиц, самоконтроль выполнения учебной задачи.

97.

М. Зощенко Юмористические рассказы.

1

М.М. Зощенко — автор юмористических рассказов.

Рассматривание книги, составление аннотации к «своей» книге. Написание отзыва о книге.

Рассказ—презентация любимого произведения этого автора.

Анализ результатов совместной деятельности.

Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи.

98.

Р. Распе «Верхом на ядре»

1

Юмористические произведения: влияние на эмоциональное состояние читателя, фантастическая основа юмористического текста.

Р.Э. Распе — автор юмористических произведений.

Интонационный рисунок диалога.

Сравнение, анализ, обобщение, рассуждение, формулирование вывода.

Оценка   эмоционального   состояния, возникшего после чтения;

Отношение к нравственной стороне произведения, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и «фантазировать».

99.-100

В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

2

Нравственная позиция героев юмористического рассказа. Структура юмористического произведения. Повествование от первого лица. Пословица как отражение главной мысли повествовательного текста.

 Историческое время создания произведения.

Обсуждение доказательств — является ли текст юмористическим. Конструировать самостоятельно план текста: выделять основные смысловые части текста, определять главную мысль каждой части, озаглавливать их. Дополнять (корректировать.) предложенный план. Анализировать текст: находить и тексте эпитеты, синонимы, сравнения, гиперболы, метафоры, олицетворения. Объяснять значение пословиц. Подбор пословицы как отражение главной мысли.

Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

101

Рассказы В. Ю. Драгунского.

Проект «Давайте улыбнемся»

1

Слушание записи юмористических произведений в исполнении мастеров художественного слова. Просмотр видеофильмов.

Литературная викторина по произведениям В. Драгунского. Выставка иллюстраций к книгам, подготовленных детьми. Презентация сообщений о книгах В. Драгунского

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний.

102

В. Бороздин «Первый в космосе»

1

Очерк — рассказ о реальном событии, автор которого может быть его участником или свидетелем.

Очерк как повествование о реальном событии, источник информации.

Выразительное чтение с  использованием интонаций торжественности и восторженности. Анализ, сравнение, характеристика главной мысли; обобщение, поиск доказательств.

Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей).

103.

А. Членов «Какие они полярники»

1

Темы очерков. Особенности структуры и языка. Автор как участник событий (очевидец), рассказчик.

Интонационный рисунок чтения,

правила участия в учебном диалоге; речевое построение суждения.

Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей).

104

Исторические очерки

1

Очерки как главная статья периодического издания. Темы очерков.

Анализ статей очеркового характера.

Сравнение очерков по темам, участникам событий, источникам информации.

Поиск информации для решения учебных задач; работа с источниками периодической печати; представление информации в схеме.

Формирование патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей).Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях

105

Р. Панов «Лосёнок»

М. Пришвин «Белый ожерёлок»

1

Дружба между человеком и животным-на основе произведений Р. Панова И М. Пришвина.

Определение признаков очерка.

Сравнение прочитанных очерков. Определение главной мысли произведений.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, соотнесение информации, представленной в тексте и иллюстрациях

106

Обобщение по разделу: «Эпические произведения (эпос)»

1

Справочная литература: виды, значение справочной литературы для самостоятельного познания, развития библиографической культуры.

Словарь синонимов: правила пользования. Детская энциклопедия: словарная статья. Реалистичность, достоверность, краткость как особенности словарной статьи.

Поиск информации в справочной литературе. Работа с текстом словарной статьи.

Мотив чтения, самостоятельное определение цели чтения, «чтение» информации, представленной в иллюстрациях.

Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая»,  А. Пушкин «Туча»

1

Стихотворные произведения как способ передачи чувств людей, автора (разговор перед чтением). История появления слова

«лирика». Лирические и эпические произведения: сходство и различия. Темы стихотворных произведений, главный герой лирического произведения.

Обсуждение, соответствует ли настроение героев произведения состоянию природы; поиск доказательств с опорой на текст.

поиск в тексте стихотворения описаний природы, разных по своему настроению (противоположные, с опорой на эпитеты, стилистически окрашенные глаголы), и обсуждение степени их выразительности.

Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Стихи о весне

1

Отличие лирических и эпических произведений. Анализ стихотворного текста. Выразительное чтение.

познакомить с произведениями русских поэтов-классиков о весне; формировать умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспроизводить на слух поэтическое произведение; 

Развить память, мышление, устную речь; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства, интерес к детским книгам, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги;  прививать любовь к природе, к поэзии.

А. Плещеев «Сельская песенка», А. Фет «Осень»

1

Авторские приемы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности произведений лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Олицетворение как вид выразительных средств лирики. Шмуцтитул: назначение, мотив, содержание.

Сравнение содержания стих., эпитеты и сравнения. Сравнение строф: четверостишия, пятистишия.

Интонационный рисунок стихотворного текста.

Обсуждение отличия лирического произведения от эпического. Определение  темы стихотворений.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, установление последовательности событий (действий, описаний); поиск доказательств.

Анализ и оценка решения совместных учебных задач.

Контролировать реализацию поставленной цели чтения. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии, с целями и задачами

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Описания природы в стихотворных произведениях (пейзажные зарисовки). Репродукция картины как иллюстрация к стихотворению: настроение, средства выразительности.

Чувства, вызываемые лирическими произведениями.

Обогащение словаря, восстановление «деформированного» текста; высказывания разного типа (рассуждение, объяснение, доказательство), рассказ—описание по картине, выделение средств выразительности в лирике А.С. Пушкина.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушать собеседника и вести диалог. Развивать эстетическое восприятие мира.

С. Есенин «Черёмуха»

1

Стихотворные строки как иллюстрация к произведениям живописи.

Определение средств выразительности.

упражнение в чтении  стихотворных строк с интонацией восторга. Определение чувств поэта, связанных с приходом весны, объяснение поэтических приемов создания образа весны, поиск сравнений в тексте

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,

средствами художественной литературы

Н. Языков «Мой друг!», А. Плещеев «Отдохну – ка…»

1

Патриотическая лирика XIX века: любовь поэтов к родному дому, стране; внимание к тяжелой жизни простого народа; неприятие несправедливости.

Интонационный рисунок чтения патриотической лирики.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

определение темы стихотворения, гражданской позиции поэта. Объяснение поэтического выражения «сердце ноет».

Контроль за характером взаимодействия в группах.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям.

И. Никитин «Ярко звёзд мерцанье»

1

Темы патриотической лирики. Заголовок патриотического стихотворения: значение, поэтичность, тема.

Обогащение словаря поэтическими словами и выражениями; рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,

средствами художественной литературы

Л. Трефолев «Дубинушка»

1

Произведения живописи как иллюстрации патриотической лирики. Произведения патриотической лирики отражают чувства поэта к своей Родине.

Упражнение в чтении произведений патриотической лирики с интонацией любования и восхищения. сравнение произведений разных видов искусства. Сопоставление про- изведения с предлагаемой тематикой, выбор принципа классификации; создание высказываний-доказательств.

Понимание, что в  патриотической  лирике  поэты выражают свою любовь к Отчизне, осуждают несправедливость.

Л. Ошанин «Течёт Волга»

1

Знакомство с произведением «Течет Волга», анализ средств выразительности. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства.

Упражнение в чтении произведений патриотической лирики с интонацией любования и восхищения. Составление мнемотехнической таблицы

Анализ и оценка решения совместных учебных задач.

Контролировать реализацию поставленной цели чтения. Овладение навыками смыслового чтения текстов Создание схем для успешного запоминания информации.

И. Никитин «Русь»

1

Особая тема патриотической лирики — история Родины. Главная мысль (смысл) патриотических стихотворений.

Интонационный рисунок и темп, соответствующие чтению произведения патриотической лирики.

Выбор из текста слов, передающих главную мысль; обсуждение, на чем основана любовь поэта к Русской земле; объяснение поэтических выражений «По лицу земли в красе царственной развернулася!», «Когда с Запада облегла тебя туча темная?».

Анализ и оценка результатов совместной деятельности в парах.

Обогащение высказывания выразительными средствами.

Ф. Глинка «Москва», К. Киньябулатова «Будь счастливой , Родина моя»

1

Особенности патриотической лирики: язык, выразительность поэтической речи. Сравнения и метафоры в патриотической лирике.

Нахождение соответствующего поэтического варианта в тексте стихотворения для заданных предложений, анализ поэтических средств выразительности.

Анализ, сравнение, сопоставление, классификация, характеристика вывода.

Речевые умения: обогащение словаря, объяснение значения поэтических выражений и слов

определение, как поэт относится к Москве; какие события истории Москвы вызвали у него сильные чувства; поиск описаний в тексте.

отношение к окружающему миру на основе восприятия художественных произведений (идентификация себя как гражданина).

Информационные умения: поиск в тексте информации для решения учебной задачи (главная мысль текста); работа со словарями.

М. Горький «Как сложили песню»

1

История создания песни как лирического произведения, песня — лирический жанр. Народная и авторская песни, их особенности.

Анализ стихотворения для сравнения с народной песней, народной

 речью (сходство); выделение особенностей текста (плавность, отсутствие рифмованных слов).

И. Суриков «Рябина», а. Кольцов «Русская песня»

1

Чувства, которые рождают песни. Темы песен. Нравственный урок, содержащийся в песне. Главная мысль авторской песни.

Определение замысла автора песни, ее нравственного вывода; объяснение выделенных в тексте слов; формулирование главной       мысли;       подготовка       ответов       на       вопросы:

«С кем ведет диалог рябина?»; «Почему так печален герой произведения?».

Рассматривание  репродукции  картины А.М. Васнецова «Северный край» (учебник, ч. 2, с. 141), сравнение репродукции и стихотворения А.В. Кольцова «Русская песня» (тема, чувства героев).

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Способность к самоорганизации

Л. Ошанин «Хорошая земля»,

1

Описания героев в песне, авторские приемы передачи настроения героев. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле.

Определение авторского приема, с помощью которого рассказывается о родной земле.

Народная и авторская песни; их сравнение (сходство, возможность переложить на музыку), поиск слов, передающих главную мысль; рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (учебник, ч. 2, с. 145) как иллюстрации к теме урока.

Соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности, образам.

В. Лебедев – Кумач «Марш весёлых ребят»

1

Народная и авторская песни; их сравнение (сходство, возможность переложить на музыку), поиск слов, передающих главную мысль;

Сравнение текстов песен (по создаваемому настроению, по важности для человека в разные моменты его жизни).

Формулировать вопросы по основным событиям текста. Интонационно оформлять собственное высказывание

К. Ушинский «Ветер и Солнце»,  И. Дмитриева «Муха»

1

Басня — произведение-поучение, которое помогает человеку увидеть свои и чужие недостатки. Басни фольклорные и авторские, прозаические и стихотворные.

Обсуждение сюжета басни; мораль (поучение).

Характеристика героев (положительный, отрицательный); поиск в тексте морали (поучения) и крылатого выражения.

Оценивать качество своего восприятия текста на слух.

Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

Л. Толстой «Отец и сыновья»

1

Развитие событий в басне, ее герои (положительный, отрицательный). Мораль басни как нравственный урок (поучение).

Соотнесение пословиц с моралью басни.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

И. Крылов «Чиж и Голубь»

1

Пословицы как выражение мора- ли басни. Причины появления басни как жанра.

Сравнение прочитанных басен; называние их героев; обсуждение мнения, почему писатели задумали сочинять басни.

Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

И. Крылов «Кукушка и Петух», «Свинья под Дубом»

1

Басня  как  поэтическое   и   прозаическое   произведение. И.А. Крылов — великий баснописец России. Жизнь и творчество.

Интонационный рисунок чтения загадки.

Упражнение в выразительном чтении загадки с интонацией удивления. Рассказ учителя о жизни и творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова (рубрика «Знакомимся с автором»).

Поиск информации в соответствии с учебной задачей.

Развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на

прочитанное;

Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.

И. Крылов «Мартышка и очки»

1

Краткий пересказ, обогащение словаря, характеристика понятий «басня», «мораль».

Сравнение, анализ, дифференциация материала, его классификация.

Развивать у учащихся  умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать интерес к чтению.

И. Крылов «Ворона и Лисица», Л.Толстой «Ворон и лисица»

1

Чтение вслух басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и басни Л.Н. Толстого «Ворон и лисица» (учебник, ч. 2, с. 157, 158).

Темы басен,  слова-поучения (мораль);

определение темы басен Подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; объяснение зна- чения слов «похвала» и «лесть», чем они различаются.

поиск слов-поучений (морали); определение, какое качество высмеивается.

Развивать культуру речи

Воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению

Воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству

С. Михалков «Зеркало»

1

Темы  басен. Явная и скрытая мораль.

обсуждение и подготовка ответов на вопросы: «Кого из героев забыл нарисовать художник?»; «Можно ли считать моралью басни пословицу В чужом глазу соринку найдет, в своем бревна не видит“?»

Способствовать эмоциональному восприятию басен;

Развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль;

Пьесы для детей

1

Знакомство с книгами пьес для детей. Библиографическая культура: год и место издания книги. Иллюстрации к пьесам

обсуждение,   подходит   ли   иллюстрация к сюжету пьесы

Развивать культуру речи

Воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению

Воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству

130-132

Е. Шварц «Красная Шапочка» 

Ит оговая контрольная работа (тест)

3

Пьеса — произведение литературы и театрального искусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Текст пьесы —

диалог героев. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Шмуцтитул: назначение, мотив, содержание

Сравнение   пьесы Е.Л. Шварца и одноименной сказки Ш. Перро;

Интонационный рисунок чтения диалога.

Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, формулирование вывода, поиск доказательств.

Речевые умения: формулирование вопросов по содержанию пьесы.

Креативные действия: разыгрывание пьесы, ролевое поведение — соответствие особенностям роли.

Упражнение в выразительном чтении диалога по ролям, использование интонации радости, восторга.

Анализ и обсуждение драматического произведения (пьесы) и эпического (сказки)

— сходство, различия; диалог как текст пьесы; возможность постановки на театральной  сцене.

Оценивать качество своего восприятия текста на слух. Инсценировать эпизоды пьес-сказок: выбирать роль, определять манеру её исполнения в соответствии с характером героя.

Коррекция знаний.

Е. Шварц «Красная Шапочка» 

(резерв )

1

Спектакль по мотивам пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка».

Чтение учителем пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка». Подготовка спектакля, его постановка под руководством учителя: распределение ролей, чтение по ролям,  отработка  мизансцен.

Формирование интереса к театрализации; воспитание личностных качеств посредством анализа поступков героев пьесы.

Обобщение по разделу «Драматические произведения (драма)». Проект « Классный театр» 

1

.Летнее чтение

1

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс

Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс ...

Календарно - тематическое планирование УМК Начальная школа XXI века - 1 класс

Календарно - тематическое планирование на основе рабочей программы....

Календарно-тематическое планирование . Математика. Программа школа XXI века. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование . Математика. Программа школа XXI века. ФГОС....

Календарно-тематическое планирование . Технология. Программа школа XXI века. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование . Технология. Программа школа XXI века. ФГОС....

Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС....

Календарно-тематическое планирование. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по Русскому языку, Литературному чтению, Математике, Окружающему миру, Технологии с УУД....

Календарно-тематическое планирование 3 класс "Школа XXI века"

Календарно - тематическое планирование 3 класс...