Литературное чтение. Календарно- тематическое планирование 3 класс. "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Календарно- тематическое планирование 3 класс. "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie._kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie_3_klass.docx | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса
№п/п | Тема урока | Дата прове-дения плани-руемая | Дата прове-дения факти-ческая | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые образовательные результаты | |
предметные | личностные, метапредметные | ||||||
1 | О книгах и книголюбах. С.В.Михалков «У меня есть внучка…» С. Я. Маршак «Книга - ваш друг и учитель» | 1 | Название произведения (ответ на вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Главная мысль текста. Ритм произведения: звуки, которые отражены в нем. Крылатые образные выражения. Отражение в произведении чувств автора. Зачем в учебнике даются значки и что они обозначают. Шмуцтитул: что мы узнаем, познакомившись с ним. Чтения текста с переносом логического ударения и вопросительной интонацией | Отвечать вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Определять главную мысль текста. Определять ритм произведения. | Работа с текстом: Подготовка речевого аппарата к чтению: темп речи, убыстрение темпа речи в соответствии с особенностями текста. Интеллектуальные действия: анализ, выбор доказательств. Речевые умения: правила участия в диалоге, рассказ-рассуж- дение. | ||
2 | С. Я. Маршак «Книжка про книжки». Н.А.Найденова «Мой друг» | 1 | Название произведения (ответ на вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Главная мысль текста. Ритм произведения: звуки, которые отражены в нем. Крылатые образные выражения. Отражение в произведении чувств автора. Зачем в учебнике даются значки и что они обозначают. Шмуцтитул: что мы узнаем, познакомившись с ним. Чтения текста с переносом логического ударения и вопросительной интонацией | Выбирать книгу в библиотеке, пользуясь каталогом. Рассказывать о прочитанной книге.Составлять аннотацию.Интонационно оформлять собственное высказывание. | используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
3 | Входная контрольная работа (тест) Книги, прочитан- ные летом. Экскурсия в библиотеку. | 1 | Умение быстро и правильно выбирать нужную книгу. Выбирать темп и тон чтения. Передавать интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывают паузы и логические ударения. | Выбирать книгу в библиотеке, пользуясь каталогом. Знакомство с помещением библиотеки. Рассматривание выставок книг. Беседа с библиотекарем. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
4 | М. Горький «Пепе» | 1 | Активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий.Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | Работа с текстом как средство целостного его восприятия. Ориентировка в понятии «дружба» (на основе худо- жественных текстов). | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно | ||
5 | М. Яснов « Я у мамы!», А. Пушкин «Я ждал тебя..». В. Короленко «Слепой музыкант» | 1 | Выбирают темп и тон чтения. Передают интонацию отношения к героям, нравоучительный тон морали. Самостоятельно указывают паузы и логические ударения. Словарная работа: объяснение устаревших слов («шушун», «гремушка», «свирель», «заворожила») по контексту. Сопо- ставление репродукции картины (гравюры) В.В. Гельмерсена «Поэт и его няня» со стихотворными строками поэта о няне | Отвечать вопрос «Почему автор так назвал произведение?»). Определять главную мысль текста. Определять ритм произведения. | — активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; — готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | ||
6 | В. Короленко «Слепой музыкант» | 1 | Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тек- сту для определения возможного развития сюжета. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок чтения вслух (выделение голосом слов и соблюдение пауз). Интеллектуальные действия: анализ; «удержание» в памя- ти событий и героев рассказа, высказывание предположений о возможном развитии событий в произведении. | -Самоконтроль за восприятием собственного чтения в соответствии с учебной задачей. -формирование умения строит высказывание по плану -работа со справочной литературой | ||
7 | В. Короленко «Слепой музыкант» | 1 | Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тексту для определения возможного развития сюжета. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок чтения вслух (выделение голосом слов и соблюдение пауз). анализ; «удержание» в памяти событий и героев рассказа, высказывание предположений о возможном развитии событий в произведении. | Самоконтроль за восприятием собственного чтения в соответствии с учебной задачей. -формирование умения строит высказывание по плану -работа со справочной литературой | ||
8 | В. Короленко «Слепой музыкант» | 1 | Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тексту для определения возможного развития сюжета. | Чтение с продолжением рассказа В.Ф. Пановой «Сережа» (учебник, ч. 1, с. 34). Учебный диалог: обсуждение нравственно- го смысла произведения. Индивидуальная работа: определе- ние основных событий эпизода, отношения к ним персонажей. Рассматривание иллюстрации к тексту для определения осо- бенностей развития сюжета. Упражнение на поиск в тексте ха- рактеристики—описания героя. | Мотивированное чтение: ответы на вопросы по тексту рассказа Знаковство с другими произведениями В.Г.Королева | ||
9-11 | В. Панова «Серёжа» | 1 | Основные события сюжета, отношение к ним героев произве- дения. Отношение разных героев к описываемым в произведе- нии событиям как уточнение главной мысли. Иллюстрации к тек- сту для определения возможного развития сюжета. | Формирование умения пересказывать текст с опорой на план. соотнесение информации, пред- ставленной в тексте и иллюстрациях. | Овладение логическими действиями анализа. Совместная деятельность в парах: правила взаимодействия. Овладение навыками смыслового чтения текста Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме | ||
12 | Произведения о дружбе. А. Барто «Перед сном» | 1 | Мотивированное чтение вслух стихотворения А.Л. Барто «Перед сном» (учебник, ч. 1, с. 41). Совместная деятельность (работа в парах): подготовка ответов на вопросы о героях сти- хотворения, творческая работа с воображаемой ситуацией. Рабо- та с текстом: поиск героя или героев, обращения (просьбы). | Речевые умения: описание героя стихотворения, его чувств. Регулятивные действия: мотив чтения, самостоятельное определение цели чтения стихотворения. Информационные умения: соотнесение информации, пред- ставленной в тексте и иллюстрациях. | Самоконтроль чтения «про себя»: повторы слов, определение смысловых частей текста. Умение строить совместную деятельность в парах Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; Овладение логическими действиями сравнения | ||
13-15 | А. Куприн «Белый пудель» | 1 | Информация о событиях, которые происходили более ста лет назад. Чтение с продолжением рас- сказа А.И. Куприна «Белый пудель» (учебник, ч. 1, с. 43). Учеб- ный диалог: обсуждение развития сюжета (по тексту, иллюстра- ции), характеров героев, их типов (положительный, отрицатель- ный). Упражнение на поиск в тексте информации об отношении героев к животным. | Задание на соотнесение пословиц с содержанием и главной мыслью рассказа. Работа с текстом: сравнение описания героев с иллюстрациями, дополнение их характеристик на основе текста рассказа. Работа в парах: определение эпитетов, сравнений, описаний как авторских приемов характеристики ге- роев; выделение эпизодов текста (по событиям, по иллюстрации). | Регулятивные действия: контроль чтения «про себя». Личностная позиция: ориентировка в понятиях «положи- тельный герой» и «отрицательный герой». Информационные умения: поиск в тексте информации в соответствии с учебной задачей. | ||
16. | Дружба с животными | 1 | Выставка книг (тема дружбы); рассказы детей о любимой книге, в которой говорится о дружбе человека и животного. Драматизация отрывков из произведений о дружбе. | . Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние, классификация. Речевые умения: рассказ-рассуждение. Креативные действия: драматизация, принятие роли ге- роя произведения. | отношение к чтению и книге. | ||
17. | Л. Толстой «Булька» | 1 | Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени) | Военные годы как главная тема произведений литературы. Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения. | ||
18. | И. Новокрещёнов «Письмо на фронт» | 1 | Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени) | Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения. | ||
19 | А. Мусатов «Оружие» | 1 | Мотивированное чтение вслух рассказа А.И. Мусатова «Оружие» (учебник, ч. 1, с. 57). Восприятие чтения учителя (С.В. Михалков «Данила Кузьмич»). Учебный диалог: сравнение прочитанных произведений (судьбы героев во время войны). | мотивированное чтение «про се- бя», самоконтроль осознанности чтения (основные события сю- жета). Мотив чтения вслух: самостоятельное определение цели чтения. Анализ и оценка совместных действий при выполнении учебной задачи. | отношение к нравственным поступ- кам героев произведения, оценка человеческих качеств, прояв- ляющихся в военное время. | ||
20 | Дети войны | 1 | рассказ-воспоминание учителя о Великой Отечественной войне. Слушание чтения учителя. Обсуждение проблемы: ребенок на войне раньше времени ста- новится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем детской литературы. | Нравственная сущность произведений о жизни детей во время войны: ребенок на войне раньше времени становится взрослым. Нелегкие судьбы детей военной поры — одна из важных тем дет- ской литературы. Действующие лица и их характеристики как объяснение судеб детей военной поры. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения. | ||
21 | И. Никулина «Бабушкин кактус» | 1 | Чтение рассказа И. Никулиной «Бабушкин кактус» и об- суждение основных событий (учебник, ч. 1, с. 60). Работа в парах: составление плана (деление текста на части, озаглавливание каждой). | Работать с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени) | развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | ||
22-23 | М. Шолохов «Судьба человека» | 1 | обсуждение событий, чувств героев, возникающих под влиянием жизненных ситуаций. Работа с текстом: по- иск заданных эпизодов, портретных описаний, главной мысли текста. | Подготовка речевого аппарата к чтению: темп речи как прием выразительности чтения вслух. Интеллектуальные действия: анализ, сопоставление, сравнение, характеристика. Речевые умения: описание (словесный портрет). Правила учебного диалога. Выборочный подробный пересказ. Устаревшие слова (объяснение значения). | отношение к произведениям, изобра- жающим жизнь и судьбу детей. Нравственная оценка поведения взрослых и детей — героев произведения. | ||
24 | Рассказы А.П.Чехова | 1 | Обсуждение прочитанных произведений А.П.Чехова. Работа с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях человека с окружающим миром (в условиях военного времени) | Значение реальных жизненных ситуаций в рождении рассказа и развитии его сюжета. Словесный портрет героя как его характе- ристика. Авторский способ выражения главной мысли. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения. | ||
25-26 | А. Чехов «Ванька» | 2 | Интонация волнения при чтении вслух. Нравственная тема произведений: судьба детей. Чтение с продолжением: прослеживание и запоминание сюжета. Соотношение последовательности событий в тексте и иллюстрациях к ним. нахождение словесного портрета деда и описания Москвы, классификация приемов, которые использовал автор | Судьба детей из бедных семей в царской России. Чтение рассказа А.П. Чехова «Ванька» и обсуждение содержания, характеристик геро- ев. Задание на поиск разных форм текста (текст-письмо, текст- воспоминание). | Личностная позиция: отношение к произведениям, изобра- жающим жизнь и судьбу детей. Нравственная оценка поведения взрослых и детей — героев произведения. | ||
27-29 | П. Бажов «Серебряное копытце» | 3 | Анализируют факты и чувства, изложенные в рассказах. Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | Определять тему, главную мысль произведения. Оценивать нравственное содержание и идею произведения. Деление на части, озаглавливание каждой части. Обсуждать совместно (коллективно, в парах, в группах) значение пословицы; анализировать соответствие темы произведения пословице; | |||
30 | Уральские сказы | 1 | Народная сказка: тема, главная мысль, сходство и различия сказок разных народов. Иллюстрация к сказке: назначение. Перевод сказок других народов. Работа переводчика. Малые фольклорные жанры: пословицы | Ответить на вопрос «Какая пословица раскрывает тему этих сказок?» Уметь находить в сказке завязку. | Соотносить иллюстрации с текстом (темой уро ка), отдельными его эпизодами Отвечать на вопросы по тексту прослушанного произведения: основные события, герои, главная мысль. Объяснять образные слова и выражения Пересказывать текст выборочно и полностью. | ||
31-32 | Обобщение по разделу: «Дети и детство – тема художественных произведений». Проект | 2 | Поиск архаичных слов и выраже- ний, объяснение их смысла, назначения. Совместная дея- тельность (работа в парах): работа с заданным эпизодом текста. Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова Крылатые выражения как прием выразительности. Характеристика персонажей сказки. | Упражняться в использовании пауз и интонации. Подбирать характеристики с опорой на подсказку. Подбор пословицы в соответствии с учебной задачей. | Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения Вести учебный диалог по тексту сказки. Читать по ролям, самостоятельно передавать особенности разных персонажей. | ||
33 | З. Александрова «Родина» | 1 | Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык. Репродукция картины как иллюстрация к стихотворениям о Родине. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения. Интеллектуальные действия: восприятие на слух стихо- творного текста, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение. Речевые умения: правила учебного диалога, рассказ-описа- ние, рассказ-рассуждение. | правила совместной деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения. Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях. | ||
34 | К. Симонов «Родина» | 1 | . Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык. Репродукция картины как иллюстрация к стихотворениям о Родине. | Выразительное чтение с использованием интонационного рисунка и логических ударений. | правила совместной деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения. Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях. | ||
35 | Е. Пермяк «Маркел – Самодел и его дети» | 1 | Разговор перед чтением: труд на благо Родины — важная те- ма в литературе. Учебный диалог по сказке Е.А. Пермяка «Мар- кел-Самодел и его дети» (учебник, ч. 1, с. 97). Работа в группах: поиск в тексте архаичных слов и выражений, объяс- нение их значения; выбор в тексте заданного эпизода. | Работа со шмуцтитулом: анализ содержания шмуцтитула как мотива изучения темы. Речевая разминка: упражнение на использование интона- ции нежности, задумчивости, неспешного темпа речи (при чте- нии произведений о Родине).
| Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине.правила совместной деятельно- сти в группах (распределение обязанностей, оценка своих дейст- вий, общая ответственность за результат совместной работы). Самостоятельное определение мотива и цели чтения. | ||
36 | Стихи о Родине | 1 | Любовь к Родине и труд на ее благо — важная тема произведе- ний литературы. Стихотворные произведения о Родине. Имя ге- роя как способ его характеристики. Скрытая форма выражения главной мысли текста. Слова и выражения, характерные для ска- зок (рассказов-легенд). Архаичные слова и выражения, варианты их «перевода» на современный язык. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения. Интеллектуальные действия: восприятие на слух стихо- творного текста, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение. Речевые умения: правила учебного диалога, рассказ-описа- ние, рассказ-рассуждение. Креативные действия: работа с воображаемыми ситуация- ми (на материале прочитанных произведений); рассказ-описание по иллюстрации. | Личностная позиция: отношение к родной стороне, малой родине. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях. | ||
37 | И. Шаферан «Красно солнышко» | 1 | Чтение текста песни И.Д. Шаферана «Красно солнышко» и сопоставле- ние его с репродукцией картины А.А. Рылова «Пейзаж с рекой» (учебник, ч. 1, с. 101). | Репродукция картины и текст песни как подсказки для описа- ния картины природы. Задание на поиск информации в тексте: какие слова стихотворения могли бы стать названием картины? | отношение к родной стороне, малой родине. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в иллюстрациях. | ||
38 | В. Астафьев «Летняя гроза» | 1 | Разговор перед чтением: описывая красоту природы, авто- ры передают свою любовь к Отчизне. Чтение отрывка из расска- за В.П. Астафьева «Летняя гроза» (учебник, ч. 1, с. 102). Работа с текстом (обсуждение ответа на вопрос «Как меняется состоя- ние природы?»). Учебный диалог: сравнение предложений с оп- ределениями и без них по степени выразительности, поиск эпи- тетов в отрывке. | сравнение предложений с оп- ределениями и без них по степени выразительности, поиск эпи- тетов в отрывке. Задание на сравнение (работа в парах): описание природы (И.С. Тургенев, А.П. Чехов); анализ вырази- тельных средств текстов (учебник, ч. 1, с. 104). Самоконтроль чтения «про себя»: какие эпитеты использованы в тексте | обогащение словаря (эпитеты). Регулятивные действия: самостоятельное определение мо- тива и цели чтения. Самоконтроль выполнения учебной задачи (чтение «про себя»). Личностная позиция: выражение отношения к природе родной страны. | ||
39 | И. Тургенев «Всё зашевелилось», С. Есенин «С добрым утром!» | 1 | Интонационный рисунок описательных стихотворных строк Описание в стихотворном и прозаическом текстах. Особенности познавательного текста (получение нового знания). «Очеловечивание» природы. Репродукция как иллюстрация к прочитанным произведениям. | Выбор интонации для чтения в зависимости от содержания стихотворных строк. Сравнение описаний природы в стихотворном и прозаическом произведениях Определение цели познавательного текста, поиск новой информации в нем. Нахождение олицетворений в тексте. Соотнесение с прочитанными произведениями, придумывание собственных сюжетов для иллюстраций прочитанных текстов | Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознанности чтения. Контроль чтения «про себя Анализ произведения: определение цели познавательного текста, поиск новой информации в нем. Исследование средств выразительности описательного текста ; сравнение как прием работы с информацией, представленной в тексте | ||
40 | А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом..» | 1 | Тема природы в творчестве писателей родного края1. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние. Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение. Креативные действия: отбор произведений в соответст- вии со своим вкусом и интересами; творческая работа с учетом воображаемой ситуации. | Выбор интонации для чтения в зависимости от содержания стихотворных строк. Сравнение описаний природы в стихотворном и прозаическом произведениях | Личностная позиция: выражение своих вкусов и пристрастий по отношению к тому или иному художественному произведению | ||
41 | Природа родного края в произведениях земляков | 1 | Тема природы в творчестве писателей родного края1. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобще- ние. Речевые умения: рассказ-описание, рассказ-рассуждение. Креативные действия: отбор произведений в соответст- вии со своим вкусом и интересами; творческая работа с учетом воображаемой ситуации. | Выразительное чтение детьми произведений поэтов-земля- ков о природе. Рассказ-рассуждение «Почему мне нравятся произ- ведения поэта?». Рассказ-описание «Если бы я был поэтом…». | выражение своих вкусов и пристрастий по отношению к тому или иному художественному произведению. Информационные умения: работа с разными средствами и источниками информации. | ||
42 | Н. Фёдорова «Проводы зимы» | 1 | Русские народные праздники и их фольклорная основа. Празд- ник Масленицы как проводы зимы. Традиционные народные ка- лендарные праздники — тема произведений фольклора. Стихо- творные произведения о Масленице: фольклорные особенности текста масленичных песенок (повторы слов, описание, обратный порядок слов в словосочетаниях). Сюжет иллюстрации как спо- соб творческого представления художественного текста. | Работа с текстом «Проводы зимы»: выделение фольклор- ных особенностей текста, нахождение повторов слов, описаний; определение обратного порядка слов в словосочетаниях. Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы. | Личностная позиция: выражение отношения к народным праздникам, поэтическим фольклорным произведениям. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в схематическом виде. | ||
43 | Дорогая гостья Масленица!» | 1 | Работа с текстом «Проводы зимы»: выделение фольклор- ных особенностей текста, нахождение повторов слов, описаний; определение обратного порядка слов в словосочетаниях. Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы. | Совместная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы. | Личностная позиция: выражение отношения к народным праздникам, поэтическим фольклорным произведениям. Информационные умения: «чтение» информации, пред- ставленной в схематическом виде. | ||
44 | И. Шмелёв «Ветерок сыроват…» | 1 | Совме- стная деятельность (работа в парах): нахождение в тексте слов, которые могли бы стать его названием; поиск в тексте оп- ределения времени проведения Масленицы. | Народные праздники родного края: календарные, обрядовые1. Креативные действия: участие в инсценировках. Информационные умения: работа со справочной литерату- рой — поиск и оценка информации о народных праздниках (крае- ведческий материал). | Личностная позиция: проявление своего отношения к под- готовке и участию в народном празднике. | ||
45 | Народные праздники | 1 | Инсценировка (драматизация): хороводы, народные подвиж- ные игры, шутки. | Народные праздники родного края: календарные, обрядовые1. Креативные действия: участие в инсценировках. Информационные умения: работа со справочной литерату- рой — поиск и оценка информации о народных праздниках (крае- ведческий | проявление своего отношения к под- готовке и участию в народном празднике. | ||
46-47 | Сказка: «Никита Кожемяка» | 2 | Нравственный смысл фольклорных сказок Похожесть их тем и главных мыслей, поучительный характер. Черты характера, которые одобряются и осуждаются в народных сказках. Выразительные особенности сказки, характеризующие ее при- надлежность к какому-либо народу | Контроль восприятия смысла и основного содержания сказки, оценка своей деятельности. | Регулятивные действия: самоконтроль мотива чтения «про себя» (с ориентацией на иллюстрации). Оценка характера взаи- модействия в совместной парной деятельности. Личностная позиция: интерес к истории родной страны и героическому фольклору. | ||
48-49 | Былина: «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 2 | Мотивированное чтение: внимание к учебной задаче, постав- ленной перед чтением. Фольклорная сказка: тема, события, осо- бенности (начало, развитие действия, конец). Пословицы в тексте народной сказки. Соотнесение иллюстраций с текстом сказки. | Разговор перед чтением: былина — народный песенный сказ. Чтение по ролям отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (дифференцированное задание). Рас- сматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыр- ский скок» (учебник, ч. 1, с. 119), поиск эпизодов былины, кото- рые она иллюстрирует; рассказ-описание (словесный портрет Ильи Муромца). Работа с текстом: сюжет былины (реальность или сказочность героев), ее язык (выразительные средства). Подбор синонимов к словам-архаизмам былин | Совместная деятельность в парах: соотнесение содержа- ния иллюстраций с текстом сказки. | ||
50 | Былины | 1 | Интеллектуальные действия: восприятие на слух, анализ, самостоятельное формулирование вывода. Речевые умения: обогащение словаря (архаизмы, синони- мы). Рассказ-описание (словесный портрет). План пересказа, пе- ресказ. Креативные действия: работа с воображаемыми ситуация- ми, чтение по ролям. | Героические сказки и былины. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (выразительность, повторы, напевность исполнения), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Синонимический ряд: архаиз- мы, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклор- ного произведения. | Совместная деятельность в парах: соотнесение содержания иллюстраций с текстом сказки. | ||
51 | Сказки А. С. Пушкина | 1 | Знакомство с биографией А.Пушкина, с его произведениями. Выставка книг. Связь пушкинских сказок с фольклорными. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения. Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение. Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога. Креативные действия: словесный портрет героя. | самооценка результатов деятельности в парах. | ||
52-55 | А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 4 | Основные события авторской сказки в стихах, положительные и отрицательные герои. Пословица как способ характеристи- ки героя. Литературные особенности сказки: прием повтора как основа для изменения сюжета. Язык авторской сказки. Иллюстра- ция как подсказка в определении направления сюжетного разви- тия. Волшебные помощники в сказке. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонацион- ный рисунок выразительного чтения. Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение. Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога. Креативные действия: словесный портрет героя. | оценка нравственных (безнравствен- ных) поступков героев сказки; интерес к классической литерату- ре, к произведениям А.С. Пушкина. | ||
56 | Контрольная работа (тест) | 1 | |||||
57 | Коррекция знаний. Сказочные приключения | 1 | Работа со шмуцтитулом: мотив изучения темы, эмоцио- нальный настрой на содержание раздела. Речевая разминка: упражнение в выразительном чтении с интонацией каприза, самолюбования. | Интеллектуальные действия: целостное восприятие тек- ста («удержание» в памяти сюжета сказки, прочитанной по час- тям), анализ, сопоставление, сравнение, обобщение. Речевые умения: рассказ-описание; правила учебного диалога. Креативные действия: словесный портрет героя. | Рассматривание рисунка к сказке: определение, к какой части сказки (началу или концу) он относится, нахождение в тек- сте изображенного эпизода или его пересказ. | ||
58-61 | П. Ершов «Конёк – горбунок» | 4 | Чтение с продолжением и слушание сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» (учебник, ч. 1, с. 142); обсуждение сюжета, ге- роев, особенностей авторской сказки. Учебный диалог (рубрика «Наблюдаем: работаем с текстом»): определение связи авторской сказки с народной (присказки, повторы, поведение героев); осо- бенности языка (народность речи). Работа в парах: соотнесе- ние иллюстрации с эпизодом сказки. Рассказ учителя: Петр Павлович Ершов — автор сказки «Конек-Горбунок» (рубрика «Зна- комимся с автором»). | Тематика авторских стихотворных сказок. Направления раз- вития сказочного сюжета: многие сказки — приключения. Деле- ние сказки на смысловые части. Связь авторской сказки с народной. Рисунок к эпизоду сказки как иллюстрация описания. Творчество П.П. Ершова. Подготовка речевого аппарата к чтению: самостоятель- ный выбор интонации для подготовки к слушанию сказки | Регулятивные действия: анализ результатов совместной деятельности в парах. Личностная позиция: интерес к классической детской лите- ратуре. | ||
62 | Обобщение по разделу «Сказочные приключения – тема детской литературы» | 1 | «Наблюдаем: работаем с текстом»): определение связи авторской сказки с народной (присказки, повторы, поведение героев); осо- бенности языка (народность речи). | Авторская сказка. Схожесть сюжетов народной и авторской сказок. Особенности каждой | Индивидуальная работа: сравнение описаний и определение, какое из них более выразительное; аргументация своих ответов | ||
63 | Проект «Авторская сказка» | 1 | Анализ произведения, воспринятого на слух (стихотворения С.В. Михалкова «Фома»). Учебный диалог. Сравнение произве- дений — фольклорной сказки и стихотворения. Обсуждение про- блемного вопроса, почему поэт такими словами закончил свое стихотворение? | Совместная деятельность (работа в парах): проверка внимательности чтения — определение, кого забыл нарисовать художник на странице учебника и кто здесь лишний. Чтение по ролям любого диалога сказки. Выборочное чтение эпизода сказки, изображенного на рисунке. | обсуждение нравственной основы сказки (с опорой на подсказку). Мотивированное чтение, контроль и самоконтроль осознан- ности чтения: нравственный аспект произведения. Иллюстрация к сказке: образы героев. | ||
64 | Проект «Авторская сказка» (резерв) | 1 | Речедвигательное упражнение: проговаривание потешки с одновременными жестами и мимикой. | составление цепочки событий, которые раскрывают главную мысль сказки . | Толкование пословицы, которая стала заголовком сказки. Сравнение пословицы — заглавия сказки с пословицей английско- го народа «Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие отно- сились к тебе». | ||
65 | Н.Носов «Заплатка» | 1 | Чтение рассказа Н.Н. Носова «Заплатка» Пересказ рассказа. Составление плана. | Учебный диалог: выделение основных событий (с опорой на текст), определение их реальности или вымышленности. Определение, называние главных героев, действующих лиц. Работа с иллюстрациями: восстановление нарушенной последовательности событий рассказа.. | Совместная деятельность (работа в парах): формулировка вопросов к тексту Регулятивные действия: удержание мотива чтения в процессе чтения вслух и «про себя»: анализ и оценка совместной деятельности в парах. | ||
Е. Пермяк «Дедушкин характер» | 1 | . Рассказ как повествование: связь содержания с реальным со- бытием. Заголовок как главная мысль произведения. Сюжет рас- сказа: основные события, главный герой, действующие лица. | Aнализировать текст: средства художественной выразительности; оценивать их значение для понимания текста. Выбирать из текста устаревшие слова; используя словарь, объяснять их значение | Совместная деятельность (работа в парах): работа с пословицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц). Личностная позиция: выражение отношения к поступкам героев. Информационные умения: «чтение» и использование ин-формации, представленной в иллюстрациях. | |||
Е. Пермяк «Дедушкин характер» | 1 | Рассказ как повествование: связь содержания с реальным со- бытием. Заголовок как главная мысль произведения. Сюжет рас- сказа: основные события, главный герой, действующие лица. | Aнализировать текст: средства художественной выразительности; оценивать их значение для понимания текста. Выбирать из текста устаревшие слова; используя словарь, объяснять их значение | Совместная деятельность (работа в парах): работа с по- словицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц). Совместная деятельность (работа в парах): работа с пословицами (объяснение значения, «восстановление» пословиц). Регулятивные действия: удержание мотива чтения в процессе чтения вслух и «про себя»: анализ и оценка совместной деятельности в парах. Личностная позиция: выражение отношения к поступкам героев. Информационные умения: «чтение» и использование ин- формации, представленной в иллюстрациях. | |||
Рассказы о детях | 1 | Обсуждение прочитанных произведений о детях. Работа с текстом(анализ, обобщение, характеристика героев)Углублять представление о взаимоотношениях детей между собой | Значение реальных жизненных ситуаций в рождении рассказа и развитии его сюжета. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения. | |||
К. Паустовский «Кот – ворюга» | 1 | Рассказ как повествовательное произведение. Сюжет рассказа как последовательное развитие основных событий. Название произведения, характеристика главного героя. | Речевая разминка: упражнение в выразительном чтении с использованием интонации наказа, совета, предостережения. Учебный диалог: обсуждение смысла названия произведения, характеристика ко- та. Анализ последовательности развития сюжета в соответствии с планом-схемой. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизации | |||
К. Паустовский «Кот – ворюга» | 1 | Рассказ как повествовательное произведение. Сюжет рассказа как последовательное развитие основных событий. Название произведения, характеристика главного героя. | Творческое задание: сочинение сюжетного рассказа(сопоройнарисунок). Совместнаядеятельность (работа в парах): объяснение значения выражений, выделенных в тексте (работа со словарем). | С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушать собеседника и вести диалог. Признават возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | |||
Л. Толстой «Котёнок» | 1 | Работа с текстом рассказа: чтение, деление на смысловые части, составление модульного плана. Объяснение слов, требующих пояснения. | Речевые умения: обогащение активного словаря (эпитеты, образные выражения); сюжетный рассказ (по иллюстрации); учебный диалог (постановка вопроса—ответа). | Умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества | |||
Е. Пермяк «Знакомые следы» | 1 | Повествование (рассказ). Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка (итог). Эпизод как часть рассказа. Герой, главный герой, действующие лица. | Анализ, обобщение, определение логики построения сюжета (схема его сюжета); поиск доказательств для характеристики структуры текста; сравнение и различение. | самоконтроль выполнения учебной задачи (чтение «про себя»); оценка деятельности в парах. | |||
Е. Пермяк«Тараканий охотник» | 1 | Повествование (рассказ). Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка (итог). Эпизод как часть рассказа. Герой, главный герой, действующие лица. | Характеристика понятий «герой», «главный герой», «действующие лица» рассказа. Анализ схемы рассказа, деление текста на структурные части (начало, завязка, кульминация, развязка | «Чтение» информации, представленной в схеме, самоконтроль чтения | |||
Рассказы Е. Пермяка | 1 | Рассказы Е.Пермяка. Деление текста на части. Роль описания в произведениях Пермяка. | Обсуждение особенностей повествования (протяженность действия, число действующих лиц, рассказ от первого лица). | Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества | |||
В. Железников «История с Азбукой» | 1 | Рассказ как короткая реальная история. Повествование от первого лица. Протяженность действия, число участников. | Анализ, логика развития сюжета (поиск недостающего звена сюжета). Речевые умения: рассказ-рассуждение; выборочный пересказ. | Самоконтроль выполнения учебной задачи, контроль. | |||
В. Железников «История с Азбукой» | 1 | Положительные, отрицательные герои произведения. Структурные особенности построения рассказа. Жизнь и творчество Н.Н. Носова. | Интонационный рисунок чтения (в соответствии с учебной задачей),анализ, логика развития сюжета (поиск недостающего звена сюжета). | Построение суждения, чему учит рассказ. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества | |||
Н. Носов «Огурцы» | 1 | Чтение «про себя» рассказа Н.Н. Носова «Огурцы», особенности повествования, протяженность действия, число действующих лиц, рассказ от первого лица | Характеристика главного героя; определение главной мысли текста; положительного и отрицательного героев (с опорой на текст). | Совместная деятельность (работа в парах) Построение суждения, чему учит рассказ. | |||
Н. Носов «Огурцы» | 1 | Знакомство с биографией автора. Характеристика главного героя. Структурные особенности построения рассказа. | Отвечать на вопрос: «Какие качества характера одобряет автор?». Определять главную мысль произведения. Чтение эпизода по заданию. | Выражение своих мыслей в устном высказывании в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Построение рассуждения, соотнесение к известным понятиям. Выслушивание собеседника и ведение диалога. | |||
Рассказы Н. Носова | 1 | Произведения Н.Н. Носова. Юмористические произведения Н.Н. Носова. Рассказ, по- весть. Особенности жанра. | Рассказ—презентация любимого произведения этого автора. Драматизация эпизодов. | Анализ результатов совместной деятельности. Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи. | |||
К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Структурные части произведения: начало, завязка, кульминация, развязка. | Слуховое Восприятие («удержание» в памяти сюжетной линии при чтении с продолжением), анализ, восстановление сюжетной линии (поиск ошибки времени и пространства сюжета); | Самоанализ выполнения учебной задачи при чтении с продолжением и в совместной деятельности. | |||
К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Прием перестановки событий как особенность построения сюжета. Иллюстрации эпизодов рассказа. | Соотнесение иллюстрации с текстом. Обсуждение главных событий рассказа, составление вопросов к сюжету; обоснование значения приема перестановки событий. Пересказ текста; выборочный пересказ. | Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. Конструктивно разрешают конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. | |||
К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Архаизмы в тексте и их современные аналоги. Нравственная основа произведения. | Речевые умения: обогащение словаря (архаизмы); учебный диалог, построение вопросов по сюжету произведения; | Овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. | |||
Рассказы К. Паустовского | 1 | Произведения К. Паустовского. | Рассказ—презентация любимого произведения этого автора. Драматизация эпизодов. | Анализ результатов совместной деятельности. Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи. | |||
Л. Толстой «Серёжа…», И. Тургенев «Малый он был не глупый…», Г. Николаева «Жили – были старик со старухою», «Утром…», «Как пахнет Ноябрём» | 1 | Портрет героя: словесное «рисование», эпитеты. Рассказ- описание (словесный портрет).портрет — описание внешнего вида и характера человека. | Чтение вслух текстов-описаний Г.Е. Николаевой (учебник, ч. 2, с. 57) и обсуждение их выразительных средств. Учебный диалог: обсуждение текстов-описаний, дифференциация по типу «пейзаж» и «портрет». | Регулятивные действия: самоконтроль мотива чтения «про себя» (с ориентацией на иллюстрации). Оценка характера взаимодействия в совместной парной деятельности. | |||
Ю. Коваль «Сирень и рябина» | 1 | Значение описания в художественном произведении. Текст- описание: портрет, пейзаж. Пейзаж как описание картин природы; | Чтение «про себя» рассказа Ю.И. Коваля «Сирень и рябина» (учебник, ч. 2, с. 59), ответы на вопросы для самоконтроля (с опорой на текст). | Обогащение словаря (эпитеты), Регулятивные действия: самоконтроль чтения «про себя». | |||
Г. Николаева «Вот и взаправдашняя зима», И. Соколов – Микитов «Пьём чай с мёдом…», М. Шолохов «Молодой парень…», Н. Красильников «Последний гриб» | 1 | Пейзаж в художественных произведениях, изобразительном и музыкальном искусстве. Выразительные средства текста-описания (эпитеты, сравнения), произведений изобразительного искусства (цвет, пространство, состояние), произведений музыкального искусства (тон, темп, мелодия). | Сравнение, сопоставление, исследование текста (решение учебной задачи). Определение использованных авторами приемов в текстах-описаниях (эпитеты, сравнения). Подбор слов-названий, передающих эмоциональное со- стояние автора и заменяющих текстовое высказывание. | Речевые умения: обогащение словаря (эпитеты, синонимы, сравнения, архаизмы); речевое оформление суждений (на основе анализа экспрессивных приемов). | |||
Урок творчества. Создание текста описания | 1 | Пейзаж в художественных произведениях, изобразительном и музыкальном искусстве. Выразительные средства текста-описания (эпитеты, сравнения), произведений изобразительного искусства (цвет, пространство, состояние), произведений музыкального искусства (тон, темп, мелодия). | Наблюдать, формулировать свои мысли, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять Презентация подготовленных работ. | Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. | |||
М. Пришвин «Ёж» | 1 | Чтение вслух рассказа М.М. Пришвина «Еж» (учебник, ч. 2, с. 65). Поиск описания в тексте рассказа. | Обсуждение итога урока: описания в рассказе помогают читателю лучше понять особенности поведения и характера героев. | Поиск информации в толковом словаре и оформление собственного речевого высказывания. Самопроверка чтения «про себя». | |||
В. Баныкин «В гости к солнцу» | 1 | Знакомство с рассказом «В гости к солнцу». Средства художественной выразительности. Сравнение, сопоставление, исследование текста | Составлять краткий пересказ по плану. Оценивать выполненную работу (словесно). Рассказывают отдельные эпизоды | Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |||
90-92 | Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник» | 1 | Метафора как «свернутое» сравнение. Переносное значение слов в метафоре. Использование метафор в художественном тексте.
. | Подготовка речевого аппарата к чтению: интонационный рисунок текста для выразительного чтения, восприятие текста — «удержание» в памяти сюжета в процессе чтения с продолжением; анализ, сравнение, формулирование вывода. | Самоконтроль решения учебных задач. Креативные действия: творческое задание на основе иллюстраций. Информационные умения: «чтение» информации, представленной в иллюстрациях. | ||
93. | Мамин – Сибиряк. Рассказы | 1 | Чтение отрывков из рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка | Обсуждение завязки произведения и основных событий, оценка поступков главных героев | Формирование мотивации к чтению художественных произведений | ||
94. | М. Зощенко «Пора вставать!» | 1 | Юмористические произведения. Комичность ситуаций как основа сюжета. | Интонационный рисунок диалога, выбор интонации, отражающей особенности образа. Анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения. | Осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
95 | М. Зощенко «Интересно придумала» | 1 | Герои юмористического произведения. Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Чтение рассказа по смысловым частям. Составление плана | Правила учебного диалога; рассказ-повествование; объяснение значения пословиц.,ответы на вопросы в соответствии с поставленной учебной задачей. | Определение наиболее эффективных способов достижения результата. Осознание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | ||
96. | М. Зощенко «Глупый вор и умный поросёнок» | 1 | Выразительные средства текста юмористического содержания: гипербола (преувеличение). Рассказ учителя о жизни и творчестве М.М. Зощенко. | Поиск гипербол, определяющих комизм ситуаций. Составление плана работы над прочитанным произведением. рассматривание рисунков, определение комизма ситуации; создание сочинения с использованием гипербол. | Правила учебного диалога; рассказ-повествование; объяснение значения пословиц, самоконтроль выполнения учебной задачи. | ||
97. | М. Зощенко Юмористические рассказы. | 1 | М.М. Зощенко — автор юмористических рассказов. Рассматривание книги, составление аннотации к «своей» книге. Написание отзыва о книге. | Рассказ—презентация любимого произведения этого автора. | Анализ результатов совместной деятельности. Формирование интереса к классической детской литературе. поиск подходящих произведений для решения учебной задачи. | ||
98. | Р. Распе «Верхом на ядре» | 1 | Юмористические произведения: влияние на эмоциональное состояние читателя, фантастическая основа юмористического текста. Р.Э. Распе — автор юмористических произведений. | Интонационный рисунок диалога. Сравнение, анализ, обобщение, рассуждение, формулирование вывода. Оценка эмоционального состояния, возникшего после чтения; | Отношение к нравственной стороне произведения, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и «фантазировать». | ||
99.-100 | В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» | 2 | Нравственная позиция героев юмористического рассказа. Структура юмористического произведения. Повествование от первого лица. Пословица как отражение главной мысли повествовательного текста. Историческое время создания произведения. | Обсуждение доказательств — является ли текст юмористическим. Конструировать самостоятельно план текста: выделять основные смысловые части текста, определять главную мысль каждой части, озаглавливать их. Дополнять (корректировать.) предложенный план. Анализировать текст: находить и тексте эпитеты, синонимы, сравнения, гиперболы, метафоры, олицетворения. Объяснять значение пословиц. Подбор пословицы как отражение главной мысли. | Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||
101 | Рассказы В. Ю. Драгунского. Проект «Давайте улыбнемся» | 1 | Слушание записи юмористических произведений в исполнении мастеров художественного слова. Просмотр видеофильмов. | Литературная викторина по произведениям В. Драгунского. Выставка иллюстраций к книгам, подготовленных детьми. Презентация сообщений о книгах В. Драгунского | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | ||
102 | В. Бороздин «Первый в космосе» | 1 | Очерк — рассказ о реальном событии, автор которого может быть его участником или свидетелем. Очерк как повествование о реальном событии, источник информации. | Выразительное чтение с использованием интонаций торжественности и восторженности. Анализ, сравнение, характеристика главной мысли; обобщение, поиск доказательств. | Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей). | ||
103. | А. Членов «Какие они полярники» | 1 | Темы очерков. Особенности структуры и языка. Автор как участник событий (очевидец), рассказчик. | Интонационный рисунок чтения, правила участия в учебном диалоге; речевое построение суждения. | Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей). | ||
104 | Исторические очерки | 1 | Очерки как главная статья периодического издания. Темы очерков. Анализ статей очеркового характера. | Сравнение очерков по темам, участникам событий, источникам информации. Поиск информации для решения учебных задач; работа с источниками периодической печати; представление информации в схеме. | Формирование патриотических чувств (гордости за успехи нашей страны в космосе, за результаты деятельности людей).Отношение к событиям, происходящим в нашей стране, проявление в речевых высказываниях | ||
105 | Р. Панов «Лосёнок» М. Пришвин «Белый ожерёлок» | 1 | Дружба между человеком и животным-на основе произведений Р. Панова И М. Пришвина. Определение признаков очерка. | Сравнение прочитанных очерков. Определение главной мысли произведений. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания, соотнесение информации, представленной в тексте и иллюстрациях | ||
106 | Обобщение по разделу: «Эпические произведения (эпос)» | 1 | Справочная литература: виды, значение справочной литературы для самостоятельного познания, развития библиографической культуры. Словарь синонимов: правила пользования. Детская энциклопедия: словарная статья. Реалистичность, достоверность, краткость как особенности словарной статьи. | Поиск информации в справочной литературе. Работа с текстом словарной статьи. | Мотив чтения, самостоятельное определение цели чтения, «чтение» информации, представленной в иллюстрациях. | ||
Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая», А. Пушкин «Туча» | 1 | Стихотворные произведения как способ передачи чувств людей, автора (разговор перед чтением). История появления слова «лирика». Лирические и эпические произведения: сходство и различия. Темы стихотворных произведений, главный герой лирического произведения. | Обсуждение, соответствует ли настроение героев произведения состоянию природы; поиск доказательств с опорой на текст. поиск в тексте стихотворения описаний природы, разных по своему настроению (противоположные, с опорой на эпитеты, стилистически окрашенные глаголы), и обсуждение степени их выразительности. | Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||
Стихи о весне | 1 | Отличие лирических и эпических произведений. Анализ стихотворного текста. Выразительное чтение. | познакомить с произведениями русских поэтов-классиков о весне; формировать умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспроизводить на слух поэтическое произведение; | Развить память, мышление, устную речь; учить видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства, интерес к детским книгам, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги; прививать любовь к природе, к поэзии. | |||
А. Плещеев «Сельская песенка», А. Фет «Осень» | 1 | Авторские приемы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности произведений лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Олицетворение как вид выразительных средств лирики. Шмуцтитул: назначение, мотив, содержание. Сравнение содержания стих., эпитеты и сравнения. Сравнение строф: четверостишия, пятистишия. | Интонационный рисунок стихотворного текста. Обсуждение отличия лирического произведения от эпического. Определение темы стихотворений. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, установление последовательности событий (действий, описаний); поиск доказательств. | Анализ и оценка решения совместных учебных задач. Контролировать реализацию поставленной цели чтения. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии, с целями и задачами | |||
А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Описания природы в стихотворных произведениях (пейзажные зарисовки). Репродукция картины как иллюстрация к стихотворению: настроение, средства выразительности. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. | Обогащение словаря, восстановление «деформированного» текста; высказывания разного типа (рассуждение, объяснение, доказательство), рассказ—описание по картине, выделение средств выразительности в лирике А.С. Пушкина. | Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. Слушать собеседника и вести диалог. Развивать эстетическое восприятие мира. | |||
С. Есенин «Черёмуха» | 1 | Стихотворные строки как иллюстрация к произведениям живописи. Определение средств выразительности. | упражнение в чтении стихотворных строк с интонацией восторга. Определение чувств поэта, связанных с приходом весны, объяснение поэтических приемов создания образа весны, поиск сравнений в тексте | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, средствами художественной литературы | |||
Н. Языков «Мой друг!», А. Плещеев «Отдохну – ка…» | 1 | Патриотическая лирика XIX века: любовь поэтов к родному дому, стране; внимание к тяжелой жизни простого народа; неприятие несправедливости. | Интонационный рисунок чтения патриотической лирики. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, классификация. определение темы стихотворения, гражданской позиции поэта. Объяснение поэтического выражения «сердце ноет». | Контроль за характером взаимодействия в группах. Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Строить рассуждения, отнесения к известным понятиям. | |||
И. Никитин «Ярко звёзд мерцанье» | 1 | Темы патриотической лирики. Заголовок патриотического стихотворения: значение, поэтичность, тема. | Обогащение словаря поэтическими словами и выражениями; рассказ-описание, рассказ-рассуждение. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, средствами художественной литературы | |||
Л. Трефолев «Дубинушка» | 1 | Произведения живописи как иллюстрации патриотической лирики. Произведения патриотической лирики отражают чувства поэта к своей Родине. | Упражнение в чтении произведений патриотической лирики с интонацией любования и восхищения. сравнение произведений разных видов искусства. Сопоставление про- изведения с предлагаемой тематикой, выбор принципа классификации; создание высказываний-доказательств. | Понимание, что в патриотической лирике поэты выражают свою любовь к Отчизне, осуждают несправедливость. | |||
Л. Ошанин «Течёт Волга» | 1 | Знакомство с произведением «Течет Волга», анализ средств выразительности. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства. | Упражнение в чтении произведений патриотической лирики с интонацией любования и восхищения. Составление мнемотехнической таблицы | Анализ и оценка решения совместных учебных задач. Контролировать реализацию поставленной цели чтения. Овладение навыками смыслового чтения текстов Создание схем для успешного запоминания информации. | |||
И. Никитин «Русь» | 1 | Особая тема патриотической лирики — история Родины. Главная мысль (смысл) патриотических стихотворений. | Интонационный рисунок и темп, соответствующие чтению произведения патриотической лирики. Выбор из текста слов, передающих главную мысль; обсуждение, на чем основана любовь поэта к Русской земле; объяснение поэтических выражений «По лицу земли в красе царственной развернулася!», «Когда с Запада облегла тебя туча темная?». | Анализ и оценка результатов совместной деятельности в парах. Обогащение высказывания выразительными средствами. | |||
Ф. Глинка «Москва», К. Киньябулатова «Будь счастливой , Родина моя» | 1 | Особенности патриотической лирики: язык, выразительность поэтической речи. Сравнения и метафоры в патриотической лирике. Нахождение соответствующего поэтического варианта в тексте стихотворения для заданных предложений, анализ поэтических средств выразительности. | Анализ, сравнение, сопоставление, классификация, характеристика вывода. Речевые умения: обогащение словаря, объяснение значения поэтических выражений и слов определение, как поэт относится к Москве; какие события истории Москвы вызвали у него сильные чувства; поиск описаний в тексте. | отношение к окружающему миру на основе восприятия художественных произведений (идентификация себя как гражданина). Информационные умения: поиск в тексте информации для решения учебной задачи (главная мысль текста); работа со словарями. | |||
М. Горький «Как сложили песню» | 1 | История создания песни как лирического произведения, песня — лирический жанр. Народная и авторская песни, их особенности. | Анализ стихотворения для сравнения с народной песней, народной речью (сходство); выделение особенностей текста (плавность, отсутствие рифмованных слов). | ||||
И. Суриков «Рябина», а. Кольцов «Русская песня» | 1 | Чувства, которые рождают песни. Темы песен. Нравственный урок, содержащийся в песне. Главная мысль авторской песни. | Определение замысла автора песни, ее нравственного вывода; объяснение выделенных в тексте слов; формулирование главной мысли; подготовка ответов на вопросы: «С кем ведет диалог рябина?»; «Почему так печален герой произведения?». Рассматривание репродукции картины А.М. Васнецова «Северный край» (учебник, ч. 2, с. 141), сравнение репродукции и стихотворения А.В. Кольцова «Русская песня» (тема, чувства героев). | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Способность к самоорганизации | |||
Л. Ошанин «Хорошая земля», | 1 | Описания героев в песне, авторские приемы передачи настроения героев. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. | Определение авторского приема, с помощью которого рассказывается о родной земле. Народная и авторская песни; их сравнение (сходство, возможность переложить на музыку), поиск слов, передающих главную мысль; рассматривание репродукции картины И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (учебник, ч. 2, с. 145) как иллюстрации к теме урока. | Соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности, образам. | |||
В. Лебедев – Кумач «Марш весёлых ребят» | 1 | Народная и авторская песни; их сравнение (сходство, возможность переложить на музыку), поиск слов, передающих главную мысль; | Сравнение текстов песен (по создаваемому настроению, по важности для человека в разные моменты его жизни). | Формулировать вопросы по основным событиям текста. Интонационно оформлять собственное высказывание | |||
К. Ушинский «Ветер и Солнце», И. Дмитриева «Муха» | 1 | Басня — произведение-поучение, которое помогает человеку увидеть свои и чужие недостатки. Басни фольклорные и авторские, прозаические и стихотворные. | Обсуждение сюжета басни; мораль (поучение). Характеристика героев (положительный, отрицательный); поиск в тексте морали (поучения) и крылатого выражения. | Оценивать качество своего восприятия текста на слух. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; | |||
Л. Толстой «Отец и сыновья» | 1 | Развитие событий в басне, ее герои (положительный, отрицательный). Мораль басни как нравственный урок (поучение). | Соотнесение пословиц с моралью басни. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; | |||
И. Крылов «Чиж и Голубь» | 1 | Пословицы как выражение мора- ли басни. Причины появления басни как жанра. | Сравнение прочитанных басен; называние их героев; обсуждение мнения, почему писатели задумали сочинять басни. | Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; | |||
И. Крылов «Кукушка и Петух», «Свинья под Дубом» | 1 | Басня как поэтическое и прозаическое произведение. И.А. Крылов — великий баснописец России. Жизнь и творчество. | Интонационный рисунок чтения загадки. Упражнение в выразительном чтении загадки с интонацией удивления. Рассказ учителя о жизни и творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова (рубрика «Знакомимся с автором»). | Поиск информации в соответствии с учебной задачей. Развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное; Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества. | |||
И. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Краткий пересказ, обогащение словаря, характеристика понятий «басня», «мораль». | Сравнение, анализ, дифференциация материала, его классификация. | Развивать у учащихся умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей; воспитывать интерес к чтению. | |||
И. Крылов «Ворона и Лисица», Л.Толстой «Ворон и лисица» | 1 | Чтение вслух басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и басни Л.Н. Толстого «Ворон и лисица» (учебник, ч. 2, с. 157, 158). Темы басен, слова-поучения (мораль); | определение темы басен Подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»; объяснение зна- чения слов «похвала» и «лесть», чем они различаются. поиск слов-поучений (морали); определение, какое качество высмеивается. | Развивать культуру речи Воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению Воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству | |||
С. Михалков «Зеркало» | 1 | Темы басен. Явная и скрытая мораль. | обсуждение и подготовка ответов на вопросы: «Кого из героев забыл нарисовать художник?»; «Можно ли считать моралью басни пословицу В чужом глазу соринку найдет, в своем бревна не видит“?» | Способствовать эмоциональному восприятию басен; Развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль; | |||
Пьесы для детей | 1 | Знакомство с книгами пьес для детей. Библиографическая культура: год и место издания книги. Иллюстрации к пьесам | обсуждение, подходит ли иллюстрация к сюжету пьесы | Развивать культуру речи Воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению Воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству | |||
130-132 | Е. Шварц «Красная Шапочка» Ит оговая контрольная работа (тест) | 3 | Пьеса — произведение литературы и театрального искусства. Пьеса как жанр драматического произведения. Текст пьесы — диалог героев. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание. Шмуцтитул: назначение, мотив, содержание Сравнение пьесы Е.Л. Шварца и одноименной сказки Ш. Перро; | Интонационный рисунок чтения диалога. Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, формулирование вывода, поиск доказательств. Речевые умения: формулирование вопросов по содержанию пьесы. Креативные действия: разыгрывание пьесы, ролевое поведение — соответствие особенностям роли. Упражнение в выразительном чтении диалога по ролям, использование интонации радости, восторга. Анализ и обсуждение драматического произведения (пьесы) и эпического (сказки) — сходство, различия; диалог как текст пьесы; возможность постановки на театральной сцене. | Оценивать качество своего восприятия текста на слух. Инсценировать эпизоды пьес-сказок: выбирать роль, определять манеру её исполнения в соответствии с характером героя. | ||
Коррекция знаний. Е. Шварц «Красная Шапочка» (резерв ) | 1 | Спектакль по мотивам пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка». | Чтение учителем пьесы Е.Л. Шварца «Красная Шапочка». Подготовка спектакля, его постановка под руководством учителя: распределение ролей, чтение по ролям, отработка мизансцен. | Формирование интереса к театрализации; воспитание личностных качеств посредством анализа поступков героев пьесы. | |||
Обобщение по разделу «Драматические произведения (драма)». Проект « Классный театр» | 1 | ||||||
.Летнее чтение | 1 | ||||||
Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс
Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс ...
Календарно - тематическое планирование УМК Начальная школа XXI века - 1 класс
Календарно - тематическое планирование на основе рабочей программы....
Календарно-тематическое планирование . Математика. Программа школа XXI века. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование . Математика. Программа школа XXI века. ФГОС....
Календарно-тематическое планирование . Технология. Программа школа XXI века. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование . Технология. Программа школа XXI века. ФГОС....
Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС....
Календарно-тематическое планирование. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс
Календарно-тематическое планирование по Русскому языку, Литературному чтению, Математике, Окружающему миру, Технологии с УУД....
Календарно-тематическое планирование 3 класс "Школа XXI века"
Календарно - тематическое планирование 3 класс...