Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "А.С.Пушкин Зимнее утро" УМК "Школа России"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Ляпина Елена Викторовна

Технологическая карта открытого урока литературного чтения в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе                   22.10.21
Тема:  
А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Тип: открытие новых знаний

Цель: ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»; Создание условий для формирования эстетического вкуса учащихся, для формирования способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту литературного произведения; совершенствование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения через анализ произведения.

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
  • учить видеть средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, звукопись, ее выразительное значение.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»

Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

 – Начинаем урок литературного чтения.
– Давайте вместе настроимся на плодотворную работу.

Учащиеся настраиваются на работу

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

2. Речевая разминка

– Прежде чем знакомиться с литературными произведениями и читать их, нужно сделать разминку для нашего речевого аппарата. СЛАЙД

– Перед вами загадка. Прочитаем ее хором!

На деревья, на кусты 
С неба падают цветы. 
Белые, пушистые, 
Только не душистые.
 Отгадка - (Снежинки)

- Отрабатываем логическое ударение (что это?): прочитайте с ударением на первое слово.

- Отрабатываем интонацию: Прочитайте каждую строчку с вопросительной интонацией.

- Отрабатываем настроение: прочитайте с грустью в голосе, с весельем.

- Отрабатываем скорость: читайте с ускорением, с замедлением

Молодцы!

Высказывания детей.

 

 

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения.

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

Постановка проблемы

1. - С творчеством какого знаменитого поэта мы работаем?

 (А.С. Пушкин)

- Вспоминаем биографию поэта. (Работа по карточкам)

1. Дата рождения А.С. Пушкина?

2. В каком городе родился поэт?

3. На каком языке поэт написал свое первое стихотворение?

4. Кто познакомил юного поэта со сказками?

5. В каком учебном заведении обучался юный поэт?

6. Перечисли сказки А.С. Пушкина.

7. Кроме сказок, какие еще произведения написал поэт?

8. Самое любимое время года А.С. Пушкина?

9. При каких обстоятельствах поэта не стало?

10. В каком году умер поэт?

2. - Судя по теме загадки и иллюстрациям, скажите, о каком времени года пойдет речь в сегодняшнем стихотворении?

(открыть доску с названием стихотворения)

Тема сегодняшнего урока:

 стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

- Какие мы можем поставить перед собой цели урока?

 (познакомиться, развивать умение выразительно читать и анализировать литературное произведение)

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Работа по карточкам

зима

Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

4. Первичное восприятие произведения

Ваша задача, слушая стихотворение попытаться представить настроение поэта, а также картины, о которых рассказывал Пушкин.

– Учитель выразительно читает стихотворение.

- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение. Какое настроение оно навеяло?

(чудесное, радостное, восторженное)

- Опишите картину, которая предстала перед глазами?

(яркое солнце, все блестит и искриться кругом). В этом вам помогут иллюстрации и фотографии. СЛАЙД

Подробнее после физкультминутки.

Ученики слушают

Высказывания учащихся.

Ясное солнечное зимнее утро, снег искриться

Коммуникативные УУД

6. Физкультминутка

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)

Что в подарок принесла?          (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,           (приседаем, проводим руками по        

                                                         воображаемому снегу)

Иней серебристый                 (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,          (имитируем движения лыжников  

                                                     и  конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                    (поднимаем руки вверх, крутим

                                                        «фонарики»)

Дети выполняют движения.

 

7. Повторное чтение стихотворения детьми

– На сколько частей разделено это стихотворение?

- Как называются эти части? (строфы)

- Читаем еще раз стихотворение. При чтении карандашом отмечайте слова, которые требуют разъяснения.

Чтение учащимися

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

8. Словарная работа в

Парах

– Какие слова требуют разъяснения?
- Работа в группах!

Возможные варианты:

1 строфа:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние
взор - глаза 

северная Аврора:  утренняя заря

2 строфа:

вечор – вчера вечером
мгла – тьма, мрак

нынче – сейчас

4 строфа:

янтарный - желтый

лежанка – место, где лежат на печке

бурый – оттенок коричневого 

- Остались ли еще непонятные слова? (объяснить)

Дети по парам получают задание.
После выполнения – презентация выполненной работы

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

9. Анализ лирического стихотворения

-Постараемся проанализировать стихотворение.

 

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

1 строфа:

– Читаем (ученик)

- К кому обращается автор? (к любимой)

- Как он называет ее? как герой относится к этой красавице?

(Пушкин вместе с женой ехали к своему другу в имение, остановились на ночлег в деревне, где наблюдали вечером вьюгу, а утром солнечное утро)

- Какое настроение хочет передать нам автор?

(если есть время прочитать еще раз)

 («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера») (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.) (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

2 строфа:

– Прочитаем вторую строфу.
– Каким настроением окрашена вторая строфа?

– Докажите словами из текста.

– Как называется этот приём, используемый автором?

(Вьюга злилась, мгла носилась)

(луна, как бледное пятно)

(Печальное, тревожное)

(«Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

(Олицетворение, сравнение.)

3 строфа:

– Прочитаем следующую строфу, где герой наблюдает за природой из окна.

– Какое настроение у героя?

– Какие краски использует автор при описании природы?

(Радостное, весёлое.)

 Голубой, блестящий, черный, зеленый

4 строфа:

- Читаем 4 строфу

– Можно ли представить, что происходит в доме?

– Какие согласные помогают передать треск дров в печи?

(тр, т, ч)
– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна?   - Настроение автора?

 

(Тёпло, уютно,

Ответы детей.

мечтательное

5 строфа:

- Чтение строфы.

- Где побывали наши герои? Зачитайте.  - Настроение героя?

 

(Мечтательное, восторженное.)

11.Выразительное чтение стихотворения

Учитывая все сказанное, еще раз выразительно читаем стихотворение.

Познавательные УУД
Личностные УУД

12. Выводы

1. – Красоту родной природы могут в произведениях описать писатели и поэты, картины могут нарисовать (написать) художники и фотографы. Есть люди, которые создают музыкальные картины. Как они называются? (композиторы)

Послушайте произведение Петра Чайковского «Зимнее утро»

С какой строфой созвучны настроения Пушкина и Чайковского? Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения.

2. - Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. Далее  − радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это сменяется мечтой о том, что будет.

- С кем делит свое настроение автор? (с любимой)

 Какой вывод можно сделать: это стихотворение о красоте зимнего утра; это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Делают вывод

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

12. Итог урока

- С каким произведением познакомились?

- Понравилось вам стихотворение?

- Созвучно ли ваше настроение от солнечного зимнего утра с настроением поэта?

Подумайте и выскажите свои мысли, начиная любой фразой:


Если вам понравилась ваша работа на уроке, улыбнитесь!

Оценивание учащихся.

(Учащиеся выбирают карточку и показывают).

Работа с карточками

Коммуникативные УУД
Личностные УУД

13. Домашнее задание

с. 66-67 наизусть

1. Дата рождения

А.С. Пушкина?

   

5. В каком учебном заведении обучался юный поэт?

7. Кроме сказок, какие еще произведения написал поэт?

   

2. В каком городе родился поэт?

8. Самое любимое время года А.С. Пушкина?

3. На каком языке поэт написал свое первое стихотворение?

6. Перечисли сказки

А.С. Пушкина.

4. Кто познакомил юного

поэта со сказками?

9. При каких обстоятельствах поэта не стало?

                               

10. В каком году умер поэт?

1 строфа:

нега – ………….
взор - ……….

северная Аврора:  ……………

4 строфа:

янтарный - ……….

лежанка – …………

бурый – …….

2 строфа:

вечор – ……………
мгла – ………….

нынче – …………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского;  «Если был бы я девчонкой» «...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...